447 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запутанные линии для детей

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Цель методики “Перепутанные линии”: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики “Перепутанные линии”.
Оборудование: секундомеры, специальные бланки .
Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: “Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок”.

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: “Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка”.
Другой вариант проведения опыта – с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда “Стоп!” и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого – установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики “Перепутанные линии”

Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного “ключа”) числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Исследуем показатели внимания ребёнка с помощью методики «Перепутанные линии»

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Методика «Перепутанные линии»: автор, суть, цели

Если концентрация внимания является базовым свойством в психологии внимания, то управление вниманием является ключевой способностью управления своим временем.

Существует много приёмов, предназначенных для определения ключевых показателей внимания. Но наиболее удобным в обращении считается тест «Перепутанные линии», который был разработан А. Реем в конце 50-х годов ХХ века. В наши дни используется адаптированная версия методики, автором которой является профессор психологии и психодиагностики Государственного университета штата Огайо (США) Стивен Рисс. Смысл теста заключается в зрительном прослеживании отдельных линий, переплетённых с другими, и нахождение их окончаний. Целью исследования является определение степени концентрации внимания и его устойчивости при сосредоточении на конкретных объектах.

Методика предназначена для детей старше 5 лет.

Тестирование дошкольников, младших школьников и детей старшего возраста

Для работы по методике «Перепутанные линии» требуется бланк специального образца и секундомер. Что касается количества испытуемых, то их число может варьироваться от 1 до 8.

С дошкольниками и учениками 1–3 классов исследование рекомендуется проводить индивидуально.

Инструкция по организации тестирования:

  1. Ребёнок получает бланк, на котором начало каждой из 25 линий обозначено порядковым номером, а концы отходят к пустым прямоугольникам.
  2. Взрослый объясняет задачу: «Тебе нужно глазами, без помощи карандаша или пальца, проследить каждую линию от начала до конца и поставить её номер в соответствующую графу».
  3. При индивидуальной форме проведения организатор самостоятельно отмечает время, за которое испытуемый справился с заданием. При групповой ребёнок должен поднять руку, когда закончит работу, чтобы экспериментатор озвучил время, потраченное на тест, а испытуемый сделал пометку внизу бланка.
  4. При индивидуальной диагностике взрослый отмечает в протоколе, помогает ли испытуемый себе пальцем (несмотря на запрет), а также
    • какая установка — на скорость или точность — преобладает у ребёнка;
    • уверен ли в себе тестируемый, перепроверяет ли он себя;
    • есть ли трудности при прослеживании линии в середине или в конце (по этому критерию можно судить о том, насколько утомление сказывается на работе).
  5. После завершения исследования экспериментатор спрашивает ребёнка о его самочувствии, трудностях, с которыми он столкнулся в процессе, а также просит испытуемого дать оценку своей деятельности.

Существует вариант тестирования, при котором ребёнок выполняет задание на время. Такая форма проведения допустима с детьми среднего и старшего школьного возраста. В этом случае экспериментатор ограничивает работу 7 минутами для детей 13–16 лет или 10 — для учащихся 9–12 лет.

Есть и так называемый быстрый тест: школьнику 10–13 лет и старше выдаётся бланк и выделяется 2 минуты на выполнение задания. С помощью такой диагностики можно оценить уровень концентрации внимания испытуемого в конкретный момент времени. Этот вариант удобно использовать в качестве тренинга внимательности перед выполнением задания, требующего максимального сосредоточения — например, контрольной работы.

Читать еще:  Единица наблюдения это в психологии

Файл: Материалы к тесту на устойчивость и концентрацию внимания

Обработка и интерпретация результатов исследования

При обработке результатов исследования концентрации и устойчивости внимания «Перепутанные линии» учитывается число верного отмеченных линий, а также количество непрослеженных завитков. Вычисляется показатель успешности выполнения задания так:

Y = t х (25/Nпр), где t — время, потраченное на задание (в секундах), а Nпр — количество правильных вариантов.

Если при большом промежутке времени, затраченном на поиски каждой линии, преобладают ошибки в определении границ, но при этом испытуемый не испытывает проблем с остротой зрения, то сосредоточенность у него слабая. В случае когда к концу теста темп выполнения снижается, можно сделать вывод, что у ребёнка проблемы с концентрацией внимания. Когда скорость работы с отдельными линиями примерно одинаковая, то нимание ребёнка характеризуется устойчивыми показателями концентрации. В целом же оценить это свойство восприятия можно по следующим значениям:

  • 861 и выше — низкая степень концентрации внимания
  • 455–860– средняя;
  • 454 и меньше– высокий уровень.

По итогам подсчётов индивидуальных показателей успешности строится график групповых результатов. Выводы в этом случае делаются на основании средней оценки в группе.

Что касается индивидуального анализа, то экспериментатору потребуется высчитать показатель продуктивности внимания по формуле:

П = Nпр — Nош, где Nпр — число правильных отметок, а Nош — количество ошибок.

Шкала оценки результата такова:

  • выше 19 — продуктивность оценивается на «отлично»;
  • 10–18 – «хорошо»;
  • 4–9 – «удовлетворительно»;
  • 3–2 – «плохо».

Интерпретация итогов двухминутного тренинга происходит с учётом следующих норм:

  • 5 правильных ответов — 5 баллов («отлично»);
  • 4 верно обозначенных конца линий — 4 («хорошо»);
  • 3 совпадения — 3 (троечный уровень).

Тест «Перепутанные линии» даёт возможность оценить уровень концентрации внимания ребёнка, а также его продуктивность. Методика может быть использована в качестве тренажёра для детей разного возраста с целью развития умения сосредотачиваться на чём-либо и переключаться с восприятия одного источника информации на другой.

Школа моей мечты

Методика «Перепутанные линии»: изучаем концентрацию и устойчивость внимания детей

Методика «Перепутанные (переплетённые) линии» является традиционным и надёжным средством изучения концентрации и устойчивости внимания детей и подростков, которая много лет входит в инструментарий практикующего психолога. Её преимущества — быстрота проведения диагностики, минимум необходимого оборудования, лёгкость обработки результатов.

Сущность методики, её автор и модификации

Внимание есть именно та дверь, через которую прохо­дит всё, что только входит в душу человека из внешнего ми­ра.

Концентрация (сосредоточение) внимания — это способность удерживать его на одном объекте, отвлёкшись от всего остального. Устойчивость — временной параметр, способность к длительной концентрации на объекте.

Впервые изучать концентрацию и устойчивость внимания с помощью переплетённых линий предложил Андре Рей в 1958 году. Тест, которому исследователь подвергал испытуемых, представлял собой лист бумаги с изображением 16 ломаных линий, сложным образом переплетавшихся между собой. Экспериментатор фиксировал время, затраченное тестируемым на то, чтобы проследить глазами линии от начала до конца, и количество допущенных им при этом ошибок.

За более чем полувековую историю своего существования методика отлично себя зарекомендовала, появилось множество её модификаций, получивших широкое распространение в разных странах мира. Хорошо она известна и отечественным психологам. В профессиональной среде пользуется заслуженной популярностью модификация «Перепутанные линии», предложенная в 1980 году доктором психологических наук Константином Константиновичем Платоновым. Её отличием от оригинала является не только изменение стимульного материала (увеличение количества линий до 25 и замена ломаных на кривые), но и возможность определить, как утомляемость влияет на процесс тестирования.

Методика К.К. Платонова предназначена для исследования внимания школьников среднего и старшего возраста, малыши с ней не справятся. Для диагностики внимания дошкольников и младших школьников целесообразно использовать вариант, предложенный Маргаритой Николаевной Ильиной. Он отличается упрощением стимульного материала (в её модификации всего 10 линий), сокращением времени проведения исследования (до 5 минут) и соответствием нормативов возрасту испытуемых.

Методика “Перепутанные линии”: лучший способ для проверки концентрации

Методика «Перепутанные линии» была разработана для того, чтобы как можно точнее оценить степень устойчивости внимания и концентрации. Для этого используются специальные бланки с двадцатью пятью перепутанными извилистыми линиями, которые нумеруются с двух сторон. Нумерация идет сверху вниз. Нужно, не касаясь посторонним предметом или пальцем, проследить путь линий и назвать соответствующие номера их окончания.

Суть методики

Что такое концентрация внимания? Это способность сосредоточиться на одном предмете, не распыляясь на окружающих. А устойчивость – это временной показатель, он определяет, насколько долго человек может оставаться сконцентрированным. Проверять концентрацию и устойчивость внимания при помощи переплетенных линий догадался в 1958 году Андре Рей. В его тесте было шестнадцать ломаных линий с достаточно сложным переплетением.

Мистер Рей засекал время, за которое тестируемый проследит линии от начала до конца. Считал количество допускаемых ошибок и на основе этого делал выводы.

Методика перепутанных линий существует уже более пятидесяти лет, и за это время она прекрасно себя зарекомендовала. Ее много раз модифицировали и сейчас применяют во многих странах мира. На территории нашей родины ее тоже используют. Методику перепутанных линий для дошкольников вообще можно назвать находкой. Ведь детки воспринимают ее как игру.

Читать еще:  Pmbok управление коммуникациями

Отечественные профессиональные психологи чаще всего отдают предпочтение модифицированной методике «Перепутанные линии», которую предложил доктор психологических наук К. К. Платонов. В его версии количество линий увеличивается до двадцати пяти, а ломаные превращаются в кривые. Также Платонов нашел возможность определить влияние утомляемости на прохождение теста. Но эта методика «Перепутанные линии» – для младших школьников и старших. Для малышей она сложновата. Им больше подходит вариант, предложенный М. Н. Ильиной. Тут все гораздо проще. Например, линий становится всего десять, а время исследования – пять минут.

Тест для средних и старших классов

В первую очередь нужно создать правильные условия. Подразумевается качественное освещение и полнейшая тишина. До окончания теста в окружении ребенка не должно быть раздражающих факторов.

Для проведения теста необходимо иметь при себе бланк с линиями, секундомер, карандаш, лист бумаги. Методика «Перепутанные линии» для подростков имеет два варианта бланков.

В первом варианте на листе изображены перепутанные линии. Они все начинаются слева и заканчиваются справа. Нужно проследить все линии, начиная с первой по порядку. В клетке, где линия заканчивается, необходимо поставить ее порядковый номер, который указан в ее начале. Ни в коем случае нельзя помогать себе пальцами или другими сторонними предметами. Нужно пройти тест как можно быстрее и с минимальным количеством ошибок.

Второй вариант принцип имеет тот же, но все же немного отличается. Все те же двадцать пять линий, только теперь нумерация есть и правой стороны. Также глазами необходимо проследить ход каждой линии, но теперь результат записывается на отдельный листик двумя числами, первое – это номер ячейки, где линия началась, второе – номер ячейки с ее «хвостом».

Как обрабатываются результаты

Если не было установлено ограничение по времени, то показатель высчитывается по следующей формуле:

  • где Р – показатель продуктивности деятельности;
  • t – количество секунд, потраченных на тест;
  • n – правильные ответы.

Полученные коэффициенты необходимо сравнивать со следующими значениями:

  • 861 и выше – совсем невысокий уровень концентрации;
  • 455-860 – этот показатель относится к средним;
  • 454 и меньше – высокая концентрация внимания.

Если же время ограничивалось, то просто нужно перевести правильные ответы в баллы. Ниже приведена таблица.

Запутанные линии для детей

Цель : измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии» (рис.1.3).

Оборудование: секундомеры, специальные бланки ).

Ход опыта. Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Бланк методики « Перепутанные линии»

Обработка результатов . В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания ( Y ):

Ключ к методике «Перепутанные линии»

МЕТОДИКА «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»

ОПИСАНИЕ

Методика определяет устойчивость внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на концентрацию внимания.Автор методики Рисс.
Модификацией теста Риссу является проба переплетенных линий Рея.
ОБОРУДОВАНИЕ

секундомеры, специальные бланки.

«Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Читать еще:  Должностная инструкция администратора торгового зала

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».
Другой вариант проведения опыта с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же, как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

ОБРАБОТКА

В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):
Y = T *25/N пр
где Т время выполнения задания.
N np, количество правильно прослеженных линий.
Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.
После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике «Перепутанные линии»:

19 и более – отлично; 4 – 9 – удовлетворительно;
10 – 18 – хорошо; 3 и менее – неудовлетворительно.

БЛАНК

КЛЮЧ

Перепутанные линии

Цель

Определить степень устойчивости внимания при его сосредоточении и оценить концентрацию внимания.

Диапазон применения:начиная с младшего школьного возраста.

Оборудование

Секундомер, карандаш, специальные бланки (см. Приложение N 7 )

Ход работы

Испытуемым дается следующая инструкция: «На блан­ке перед Вами ряд линий, перепутанных между собой. Вам необходимо взглядом, без помощи пальца или карандаша, проследить каждую линию слева направо и у правого конца поставить тот номер, который стоит на бланке у ее левого конца. Вы должны начать с первой линии, за­тем перейти ко второй и т.д. Все линии заканчиваются на правой сто­роне бланка. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Выполнив за­дание, поднимите руку. Я сообщу время, за которое Вы выполнили за­дание и которое Вы должны записать на нижней части бланка». После чтения инструкции дать указание приступить к работе и одновременно включить секундомер.

Другой вариант проведения исследования предусматривает ограничение времени выполнения задания 10 минутами, после чего по ко­манде «стоп» работа прекращается. Методика может использоваться в индивидуальном и в групповом исследованиях, но группа должна вклю­чать не более 8-10 человек.

Обработка результатов

Результаты выполнения задания обрабо­тать с помощью «ключа». Подсчитать количество пра­вильно прослеженных линий.

При определении количественных показателей учитывать время, за которое исследуемый находит окончания каждых пяти линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.). Это дает возможность судить о влиянии упражняемости или утомляемости на выполнение задания ис­пытуемым.

Ошибки в нумеровании линий и медленное выполнение задания при проверенной остроте зрения свидетельствуют о низкой способ­ности к устойчивой концентрации внимания при прослеживании линий. Об устойчивости (истощаемости) концентрированного внимания можно судить по снижению темпа выполнения задания от начала к концу. В исследованиях К.К. Платонова время выполнения задания различными испытуемыми колебалось от 3 минут 33 секунд (луч­ший результат) до 13 минут (худший результат), число ошибок – от 0 до 7. При наблюдении следует отметить, что преобладает у испытуемого: установка на скорость или на точность; уверен ли он в своих действиях, многократно ли себя проверяет.

Высчитывается показатель продуктивности выполнения задания П:

П = N пр. – N ош.,где

N пр. – количество правильно прослеженных линий;

N ош. – количество ошибок, причем полученные оценки продуктивнос­ти переводятся затем в баллы:

19 и выше – 3 балла /отлично/;

10 – 18 – 2 балла /хорошо/;

4 – 9 – 1 балл /удовлетворительно/;

3 – 2 – 0 баллов /плохо/.

Ключ к методике «Перепутанные линии»

Источники:

http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/486-methods-entanglement-line
http://paidagogos.com/issleduem-pokazateli-vnimaniya-rebyonka-s-pomoshhyu.html
http://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika-pereputannyie-linii-izuchaem-kontsentratsiyu-i-ustoychivost-vnimaniya-detey.html
http://fb.ru/article/446830/metodika-pereputannyie-linii-luchshiy-sposob-dlya-proverki-kontsentratsii
http://www.sites.google.com/site/logopedonlain/psihologogiceskaa-diagnostika-testy/psihologiceskaa-diagnostika-i-testy-dla-detej-ot-7-do-11-let/test-na-vnimanie-pereputannye-linii
http://poisk-ru.ru/s3309t3.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: