4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внимание и его виды и свойства

Внимание, виды и свойства внимания

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

— прочность и избирательность памяти;

— направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания:

-отбор значимых воздействий и игнорирование других;

-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

Виды и свойства внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания для более полного и четкого отражения действительности.

Внимание организует и регулирует функционирование познавательных процессов, связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Проявление внимания обусловлено:

— внутренними причинами — желания, потребности, чувства, намерения, установки, и т.п.

— внешними причинами – предметы, объекты, их свойства и качества, структурные особенности и т.п.

Таким образом, внимание — это особое психическое явление, выражающее взаимоотношение между субъектом и окружающей действительностью, проявляющееся в виде направленности и сосредоточенности сознания субъекта на объекте.

Направленность внимания позволяет осуществить отбор предметов для включения их в познавательную или в практическую деятельность.

Сосредоточенность внимания — это результат концентрации сознания на предмете с целью получения более полной информации о нем.

1. Непроизвольное внимание – возникает непреднамеренно, как:

— реакция на сильные раздражители: громкий звук, яркий свет, резкий запах;

— значимые для субъекта свойства и качества предметов и явлений внешнего мира;

— новый объект, впервые действующий на органы чувств;

— раздражители, соответствующие потребностям, интересам и установкам личности.

2. Произвольное внимание – возникает преднамеренно, при наличии волевых усилий, направлено и сосредоточенно на внешний предмет или умственное действие.

3. Послепроизвольное внимание – возникает в том случае, когда цель проявлять внимание остается, а волевые усилия исчезают. Внимание поддерживается увлеченностью и осуществляется без особых затруднений, обеспечивая высокую продуктивность познавательной и практической деятельности.

4. Сенсорное внимание – возникая при действии объектов на органы чувств, обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека.

5. Моторное внимание – направленность и сосредоточенность внимания человека на движениях и действиях. Позволяет четко осознавать приемы и способы, необходимые в практической деятельности.

6. Интеллектуальное внимание – имеет внутренний характер, связано с направленностью и сосредоточенностью мысли, направлено на функционирование познавательных процессов, памяти, мышления, воображения.

7. Природное внимание – врожденная способность субъекта избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы.

8. Социально обусловленное внимание – результат воспитания и обучения, связано с сознательным избирательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения.

9. Непосредственное внимание – направлено на объект, соответствующий актуальным потребностям и интересам человека.

10. Опосредованное внимание – регулируется при помощи указательных знаков, жестов, слов, предметов.

1. Устойчивость внимания — это его временная характеристика, промежуток времени, в течение которого внимание может быть направлено и сосредоточено на объектах или на деятельности.

2. Концентрация внимания — динамическая характеристика, степень углубленности человека в деятельность. Повышение и понижение в концентрации внимания зависит от характера деятельности и от отношения к ней.

3. Переключение внимания — преднамеренное перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую, в связи с новыми целями и задачами, возникающими у субъекта в процессе осуществления познавательной деятельности. Переключение может быть:

— полным и неполным;

— завершенным — внимание полностью сосредотачивается на новом объекте или деятельности;

— незавершенным – внимание отчасти еще направлено на предыдущую деятельность.

4. Отвлечение внимания — результат непреднамеренного переключения внимания от деятельности на отвлекающие раздражители.

5. Распределение внимания — возможность одновременно заниматься несколькими видами деятельности, связана с приобретением личного опыта. Распределение внимания успешно при совмещении умственной деятельности с практической, труднее распределить внимание при выполнении двух видов интеллектуальной деятельности.

6. Объем внимания – количество стимулов находящихся в фокусе внимания одновременно. У взрослого человека – от 4 до 6 объектов, у ребенка – не более 2 – 3 объектов.

В зависимости от особенности внимания бывают:

1. Внимательные люди, способны сразу сосредоточить внимание на самом главном, быстро переключать и распределять внимание, относятся к любой деятельности ответственно, способны к длительной и напряженной работе, отличаются большой помехоустойчивостью.

2. Невнимательные люди, не в состоянии распределить внимание на несколько объектов, легко отвлекаются при наличии посторонних раздражителей, не могут сосредоточиться на выполняемой работе, их внимание импульсивно.

3. Рассеянные люди, в связи с невоспитанностью внимания не могут задержать надолго свое внимание на каком-нибудь объекте, часто отвлекаются, делают все невпопад, ничего не замечают, что делается вокруг.

В результате высокой концентрации внимания у людей очень занятых, углубившихся целиком в свою деятельность, может иметь место так называемая мнимая рассеянность. В силу этого, человек неадекватно реагирует на отвлекающие его воздействия.

3.5. Память и способы её развития.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующим воспроизведении поступившей на органы чувств информации.

Память – это важный познавательный процесс, обеспечивающий переход поступающей информации о внешнем мире к внутреннему интеллектуальному процессу – закреплению и систематизации полученной информации.

Память позволяет субъекту накапливать опыт для использования его в своей жизни, для осознания своей личности, для воспроизведения умений и навыков.

В психологии память называют мнемической деятельностью, по имени богини памяти и матери девяти муз Мнемозины.

Функции, выполняемые памятью в познавательной деятельности:

1. Отбор и закрепление необходимой информации поступающей через органы чувств.

2. Накопление и сохранение полученной информации в сознании человека.

3. Воспроизведение информации, необходимой в данный момент.

Читать еще:  График проверки знаний по электробезопасности образец

Основные процессы памяти:

1. Запоминание — процесс активного взаимодействия субъекта и объекта, несущего важную информацию. Прочность запоминания связана с:

— наличием установки запомнить информацию;

— эмоциональным состоянием человека, возникшим в момент восприятия информации.

2. Сохранение – процесс закрепления, систематизации и удержания информации в сознании субъекта, имеет избирательный характер. Сохраняется длительное время:

— информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности;

— информация, связанная с потребностями, желаниями, интересами, поведением, целями и стремлениями.

Сохраняется полно и прочно вся информация, имеющая важное жизненное значение.

3. Воспроизведение — процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека, осуществляющийся через определенный промежуток времени.

Восстановление актуальной информации, может осуществляться в разных формах в виде:

— узнавания — наиболее простой процесс актуализации информации при ее повторном восприятии;

— воспоминания — это процесс восстановления информации, воспринятой ранее;

— припоминания — наиболее сложный процесс восстановления информации, для восстановления в полном объеме нужной информации, субъект должен осуществить сложные умственные и мнемические действия;

— воспроизведения — сложный процесс восстановления информации в устной или письменной форме, во внешнем плане посредством устной или письменной речи, рисунков, чертежей, схем и т.п.

Узнавание, припоминание и воспоминание — это мнемические процессы, проходящие во внутреннем плане, про себя направленные на восстановление информации.

4. Забывание — этоцелесообразный процесс, может быть частичным или полным, постоянным или временным.

1. Непроизвольная память — осуществляется без всякой цели, легко и свободно, связана с активной умственной или практической деятельностью, с применением жизненно важной информации.

2. Произвольная память — осуществляется всегда с определенной целью, направлена на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер, требует от субъекта больших волевых усилий, в связи с этим она приобретает произвольный характер.

3. Кратковременная память – показатель ограниченности по объему при однократном предъявлении. Человек запоминает от 5 до 9 слов, цифр, картинок, с одного предъявления.

4. Долговременная память — показателем периода времени, в течение которого сохраняется информация.

5. Оперативная память – обусловлена определенной деятельностью, проявляется в ходе её выполнения.

6. Промежуточная память – обусловлена сохранением информации в течение нескольких часов, затем она переводится в долговременную память.

7. Образная память — обусловлена существующими в сознании представлениями, отражающими ранее воспринятые явления и предметы. Представления могут быть: вкусовыми, зрительными двигательными, слуховыми, обонятельными и осязательными. Так как на основе зрительных, слуховых и двигательных представлений, происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность, они имеют наибольшее значение в жизни человека.

8. Смысловая память – обусловлена усвоением смыслового содержания информации.

9. Механическая память — обусловлена дословным запоминанием, без логической обработки усваиваемой информации.

10. Эмоциональная память, обусловлена способностью человека помнить эмоции и чувства, переживаемые им раньше.

11. Двигательная память обеспечивает усвоение и успешное выполнение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений.

Основным условием развития памяти является активная познавательная деятельность субъекта, правильная организация процесса запоминания, специальная тренировка, направленная на запечатление, сохранение и воспроизведение полученной информации.

Аристотель считал, что человек запоминает благодаря тому, что между образами предметов образуются связи, ассоциации. При восприятии одного предмета возникает образ, связанного с ним, другого предмета. Аристотель описал три вида ассоциаций:

1. Ассоциации по смежности — человек запоминает предметы, находящиеся в одном и том же месте в одно и то же время.

2. Ассоциации по сходству — человек запоминает предметы, имеющие одинаковые признаки: величину, запах, объем, форму, цвет, и т.д.

3. Ассоциации по контрасту — запоминаются предметы, с противоположными качествами: длинный — короткий, круглый — квадратный, большой — маленький, белый — черный, толстый – тонкий, светлый – темный.

Специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала, включают следующие операции:

1. Ориентацию в смысловой структуре материала.

2. Расчленение и группировку смысловых элементов.

3. Установление связей между структурными единицами текста, перекодирование вербальной информации в образную.

4. Закрепление запоминаемого материала в целом и по частям.

К приемам мнемических процессов относят:

1. Механические приемы — обусловлены многократным заучиванием.

2. Логические приемы — обусловлены установлением смысловых связей материала, обобщение, систематизация, выделения главной мысли, перевод информации в схемы, графики, пересказ своими словами и т.п.

3. Мнемотехнические приемы — вторичны, опираются на логически осмысленные связи между запоминанием материала и уже известным.

— Метод группировки – предполагает смысловую группу из 7 ± 2 количества единиц;

— Методы ритма и рифм. Благодаря ритму — рифма служит опорой для группировок;

— Цепной метод — предполагает определенную взаимосвязанную последовательность образов;

— Метод мест, известный как метод Цицерона. Мысленно представьте, что информация, необходимая для запоминания размещена в хорошо известном вам месте, например: в кабинете, своей комнате или дороге, по которой вы ходите каждый день.

Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 3037 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

Читать еще:  Как работать с документами в архиве

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Виды и характеристики внимания в психологии

Человек запоминает, перерабатывает не всю информацию, которую воспринимают его рецепторы, чувства. Сохраняются только данные, которые интересны субъекту, могут ему понадобиться. Внимание в психологии — избирательная направленность восприятия, которое зависит от интересов, целей человека. Чтобы понимать, как работает внимание на психологическом уровне, нужно изучить его виды, функции и характеристики.

Суть и понятие

Внимание — сосредоточенность субъекта на явлениях, предметах или живых существах. Человек не может быть просто внимательным. Он должен на чем-то концентрироваться — прослушивании музыки, чтении книги, любимом занятии.

Опытный психолог сможет определить внимательно ли человек слушает, читает, пишет, смотрит что-либо по мимике лица. Чаще внимательность оценивают преподаватели и работодатели.

На способность влияют:

  • самочувствие;
  • воздействие социума;
  • психическая усталость;
  • стрессы, переживания.

Исторический очерк

Способность изучалась на протяжении нескольких столетий. Теории ученых:

  1. Вундт. Исследователь проводил опыты по изучению объема сознания. Он заявил, что объем состоит из 6 взаимосвязанных ассоциативных объектов. Ученый отметил, что человеческая способность к осознаванию непостоянна и зависит от характера материала, который воспринимается в определенный момент.
  2. Титченер. Этот ученый разделял взгляды Вундта, дополнил его теорию метафорой волны. Ею он указал, что внимание представляет собой извилистую прямую с «гребнями». На пике этих точек человек сосредотачивается на объекте, но потом интерес угасает, чтобы возникнуть вновь.
  3. Джеймс. Этого специалиста волновало колебание внимания. Он заявлял, что произвольная концентрация длится ограниченное количество времени. Субъект отвлекается, начинает рассматривать объект с других сторон. Ученый предложил первую классификацию данного термина на 6 видов.
  4. Рибо. При концентрации внимания в сознании человека преобладает 1 идея. Он считал, что произвольное, непроизвольное внимание зависит от психического, эмоционального состояния личности.
  5. Ланге. Ученый выдвинул личную концепцию волевого внимания. Он описал этот термин, как целесообразную реакцию организма, при которой улучшаются условия восприятия информации. Организм мышечными движениями занимает определенную позицию по отношению к интересующему объекту.
  6. Ухтомский. Русский физиолог ввел понятие доминанты. Она представляет собой устойчивый очаг повышенной возбудимости центров головного мозга. Доминанта — фокус возбуждения. Эта теория очень похожа на учение Рибо, где преобладает 1 идея над всеми.
  7. Павлов. Заявил, что внимание проявляется в коре головного мозга отдельных очагом возбуждения. Этот очаг превращается в ориентировочный рефлекс. Если один и тот же раздражитель проявляется несколько раз подряд, организм привыкает к нему, концентрация снижается.
  8. Выготский. Ученый рассматривал способность со стороны организации поведения. Он говорил, что развить его можно только овладев своим поведением, контролируя эмоции, желания. При этом Выготский утверждал, что с помощью концентрации внимания можно изменять свое поведение.
  9. Гальперин. Он развивал идеи Выготского. Суть концепции Гальперина в том, что действия состоят из исполнительной, ориентировочной части. При этом ученый выделил 6 этапов формирования умственного действия.

Классификация

  1. Природное — внимание дано от рождения. Представляет собой врожденную способность избирательно реагировать на раздражители, предметы или явления, которые несут новую информацию.
  2. Социально обусловленное. Формируется на протяжении жизни благодаря воспитанию, обучению. Связано с волевой регуляцией поведения. Человек начинает сознательно реагировать на объекты.
  3. Непосредственное — ничем не контролируется. На него может воздействовать только интересующий объект. При этом выбор цели наблюдения зависит от личных интересов, потребностей субъекта.
  4. Опосредствованное — регулируется с помощью специальных средств: предметов, указательных знаков, слов, жестов, ярких цветов.
  5. Непроизвольное — не связано с человеческой волей. Для концентрации на привлекающем объекте не нужно проявлять силу.
  6. Произвольное — регулируется силой воли. Нужно затрачивать усилия, чтобы задержать внимание на выбранном объекте. Субъекту приходится бороться с желанием отвлечься на более интересные предметы или явления.
  7. Чувственное — связано с эмоциями, переживаниями. Центральную позицию занимает чувственное впечатление.
  8. Интеллектуальное — связано с направленностью, сосредоточенностью мыслительного процесса. Объект концентрации — интересующая мысль.

Характеристики

При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:

  1. Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности. Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
  2. Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп. Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
  3. Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
  4. Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
  5. Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
  6. Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
  7. Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
  8. Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.

Функции и свойства

У способности есть ряд функций:

  1. Активизация и торможение физиологических, психологических моментов.
  2. Отбор интересующей человека информации из окружающего мира. Исключения неинтересных данных.
  3. Избирательная активность на объекте, который больше заинтересовал.
  4. Детализация, точность восприятия объектов.
  5. Усиление перцептивных процессов. Дает возможность лучше, быстрее различать детали изображений.
  6. Определение продуктивности, направленности мыслительной деятельности.
  7. Удержание нужной информацию в оперативной, кратковременной памяти. Приоритетные данные обрабатываются, переносятся в хранилище долговременной памяти.
  8. Понимание, решение задач.
  9. Взаимопонимание между личностями, адаптация индивида в обществе. Способствует избежать межличностных конфликтов.
  10. Повышение продуктивности мыслительной деятельности.
Читать еще:  В связи с отсутствием производственной необходимости

С внимательным людьми приятнее общаться. Они тактичные, деликатные.

На основе совокупности характеристик способности возникает два свойства:

  1. Внимательность — свойство личности, которое обуславливается организацией различных процессов деятельности. На нее влияют индивидуальные особенности психики, развития.
  2. Наблюдательность — свойство, с помощью которого субъект может замечать незначительные детали в объектах, явлениях.

Связь с другими функциями

Способность связана с несколькими функциями:

  1. Мышлением. Его интенсивность зависит от того, сколько времени индивид может концентрироваться на объекте, замечать нюансы.
  2. Речью. Если человек часто отвлекается при рассказе или общении, речь будет сбиваться. Восстановить прежний темп или по новой уловить суть разговора будет непросто.
  3. Памятью. От внимательности зависит, какая информация будет сохраняться в хранилище долговременной памяти.

Нарушения

Далеко не всегда внимательность остается на нормальном уровне. Существует ряд расстройств этой психической функции:

  1. Апрозексия. Субъект не может сконцентрировать внимание на протяжении определенного промежутка времени. Сосредоточенность может не наступить до суток.
  2. Инертность внимания. Пациент не может быстро переключаться между делами. Это нарушения еще называют патологической фиксацией на одном объекте.
  3. Уменьшение объема внимания. Человек не может воспринимать и рассматривать несколько предметов или явлений одновременно.
  4. Повышенная отвлекаемость. Может быть патологическая или временная. Пациент не может сконцентрировать внимание на чем-либо одном, постоянно переключается на другие объекты.

Любое нарушение имеет под собой психические изменения, которые не являются нормой. При появлении отклонений, нужно обратиться к психологу.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения нарушений внимания, которыми пользуются специалисты:

  1. Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
  2. Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
  3. Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
  4. Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.

Методы развития

Методы развития и восстановления:

  1. Подражание. Методика подходит для обучения детей. Ребенок должен в точности повторять движения или слова взрослого. Лучше совмещать действия с игрой, чтобы это было интересно.
  2. Наблюдение за умышленными изменениями. Например, учитель объясняет тему и при этом допускает маленькие ошибки. Если внимательно вслушиваться в его речь, индивид может выявить ложные факты.
  3. Корректурные пробы. Пациенту предлагают значки, из которых нужно за короткий промежуток выбрать несколько штук и отбросить их в сторону.
  4. Техника внимательного чтения. Пациенту некоторое время нужно бегло читать книгу, запоминать заголовки, выборочные отрывки. После остановки таймера нужно рассказать о произведении, перечислить запомнившиеся факты.
  1. Даже в шумных компаниях, где много людей, нужно стараться быть внимательным.
  2. Важно регулярно тренироваться на рассеивании внимания. Пытаться наблюдать за несколькими объектами одновременно.
  3. Параллельно вниманию нужно развивать волевые качества.
  4. Необходимо тренироваться в переключении внимания с объекта на объект. Так можно будет в будущем выполнять разные виды деятельности без перерыва.
  5. Важно чередовать дела. Смешивать сложные задания с легкими, неинтересные с интересными.
  6. Необходимо доброжелательно относится к окружающим. Следить за словами, поступками.

Внимание — психическая функция, без которой человек бы не может заниматься чем-то одним без остановки. На нее влияют разные факторы, каждый из которых может отвлечь в неподходящий момент. Если человек умеет контролировать внимание, ему проще добиться необходимых высот в карьере, наладить связь с другими людьми.

Внимание, его виды и свойства;

Восприятие и внимание

Активность восприятия

Активность или избирательность: оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом. Сказав о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, т. е. те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

Для того чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать ориентировочную реакцию, которая позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Без внимания восприятие невозможно. Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события или объекта), тем больше вероятность того, что стимул будет воспринят.

Однако выбор информации, поступающей в мозг из окружающего мира, больше всего зависит от потребностей и интересов самого субъекта. Голодный человек, идя по незнакомому городу, легче всего будет замечать вывески ресторанов.

Складывается впечатление, что одновременно можно слышать только одно высказывание и что в мозгу, очевидно, существует как бы “фильтр”, который ограничивает нашу способность улавливать сигналы, идущие из разных источников. То же явление избирательного внимания отмечается и в области зрительного восприятия. Когда на сетчатку левого и правого глаза испытуемого подавались одновременно разные сцены, снятые на кинопленку, он мог воспринимать лишь какую-то одну из них.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте. Внимание всегда возможно только на фоне восприятия. В поле восприятия может быть множество предметов и явлений, но не все они значимы. При включении внимания все поле дробиться на части, на одной из которых мы сосредотачиваемся. Внимание и восприятие – это два взаимодополняющих процесса.

Классификация (виды внимания):

1) непроизвольное: генетически исходное. Имеет пассивный характер. Физиологическая основа – простая реакция. Факторы:

ü особенности самого раздражителя (его интенсивность)

ü контраст между двумя раздражителями

ü слабый, но значимый раздражитель

ü новый раздражитель

Непроизвольное внимание – внешние стимулы организуют внимание. А также те характеристики объекта, которые совпадают с нашими потребностями не смотря на то, что потребности не всегда осознаются.

2) произвольное возникает тогда, когда сам человек ставит перед собой задачу, цель и это заставляет его выделить определенные предметы, ситуации, как объект внимания. Оно, как правило связано с конкретной деятельностью.

3) постпроизвольное внимание. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Результатом процесса внимания является особое психическое состояние, которое позволяет нам сконцентрироваться на важном предмете и явлении и вытеснить из поля восприятия все, что нам не нужно.

Внимание – особый вид самоуглубления, при котором поле сознания человека полностью занято тем, что необходимо исследовать.

Свойства:

1) устойчивость внимания (временная характеристика) – это длительность сохранения интенсивного внимания при его сосредоточении на одном и том же объекте. Объем и точность работы – показатели высокой устойчивости внимания:

ü содержание деятельности

ü отношение к объекту

2) распределение внимания – это свойство внимания, которое позволяет человеку успешно выполнять два или несколько видов деятельности

3) переключение внимания – скорость перехода от одной деятельности к другой с помощью преднамеренного сознательного усилия

4) концентрация внимания длительная сосредоточенность на особо значимом объекте:

ü повышенная интенсивность сигнала

ü резкое ограничение поля восприятия (в поле восприятия только самый важный объект)

ü объем – количество предметов, которые мы одновременно можем удерживать в поле внимания

ü колебание – изменение интенсивности внимания от более к менее интенсивному

Внимание связано прежде всего с процессом восприятия и помогает воспринимать самое важное.

34. Память: общая характеристика

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Память называют базисной функцией мозга, т.к. если бы не было процессов памяти, было бы невозможно развитие.

· узнавание, как воспроизведение. Узнавание – это воспроизведение при повторном восприятии чего-либо.

· собственно воспроизведение – актуализация материала без его повтороного восприятия

Источники:

http://studopedia.ru/10_177341_vnimanie-vidi-i-svoystva-vnimaniya.html
http://helpiks.org/1-9926.html
http://psylist.net/obh/00140.htm
http://hr-portal.ru/article/vnimanie-svoystva-funkcii-i-vidy
http://mystroimmir.ru/psihologiya/vnimanie.html
http://studopedia.su/15_90591_vnimanie-ego-vidi-i-svoystva.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector