58 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания: к кому и за что применяется

Если должностные лица разных частных или государственных предприятий нарушают требования законодательства, то они могут привлекаться к административной ответственности. Она представлена не только разными штрафами, обязательными работами, арестом, принудительными работами, но и дисквалификацией. Все эти виды наказания назначаются только после проведения судебного процесса. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания заключается в том, что граждане, занимающие высокие должности в разных организациях, теряют свое право работать по такой специальности.

Понятие данного наказания

Статья 3.11 КоАП РФ регулирует правила применения такого вида наказания к должностным лицам разных учреждений. К нарушителям применяется только один вид наказания, поэтому если должностное лицо дисквалифицируется, то оно не уплачивает штраф и не привлекается к принудительным работам.

Дисквалификация должностного лица за административное правонарушение представлена процессом, в результате которого человек теряет право занимать какую-либо должность или работать в конкретной сфере деятельности. Такое наказание является основным, поэтому не может выступать дополнением к другим мерам.

К кому применяется?

Назначение административного наказания считается эффективной мерой воздействия на должностных лиц, которые во время своей деятельности каким-либо образом нарушают требования законодательства. Используется это наказание ко многим людям, замещающим разные должности. К ним относятся:

  • должности федеральной государственной гражданской службы;
  • должности, имеющиеся в разных субъектах РФ;
  • должности, предлагающиеся в муниципалитетах;
  • иные лица, которые занимаются организационными, распорядительными, административными или хозяйственными функциями в разных организациях;
  • члены советов директоров;
  • лица, специализирующиеся на частной практике;
  • люди, работающие в медицинской или фармацевтической области.

К вышеуказанным гражданам может применяться мера воздействия, представленная дисквалификацией. Но это возможно исключительно при выявлении административного правонарушения. Люди, занимающие должности федеральной государственной гражданской службы, могут полностью лишаться возможности в будущем работать в прежней сфере деятельности. Точный срок такого отстранения зависит от решения судьи.

Когда назначается?

Существует только несколько оснований, при наличии которых может применяться такая жесткая мера наказания. В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица? Для этого должны выявляться следующие обстоятельства:

  • имеются доказательства того, что конкретный гражданин является виновником административного правонарушения;
  • выявляются отягчающие обстоятельства;
  • те или иные действия, являющиеся нарушением законодательства, совершались намеренно;
  • целью их реализации выступало получение какой-либо выгоды.

Все эти обстоятельства непременно изучаются судьей перед назначением наказания.

На какой срок применяется наказание?

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до трех лет. Это прописывается в ст. 3.11 КоАП. Точная длительность данного процесса определяется только судом. Дисквалификация устанавливается на срок, который считается оптимальным для судьи. Он должен изучить все обстоятельства выявленного правонарушения, а также учесть смягчающие или отягчающие факторы.

Срок исковой давности по таким делам составляет один год с момента совершения выявленного правонарушения. Если обнаруживается длящееся правонарушение, то срок давности представлен годом с момента его обнаружения.

Кем назначается наказание?

Наказание за административные правонарушения выбирается судьей. Именно он обладает соответствующими функциями, поэтому никакие другие государственные инстанции не могут дисквалифицировать какое-либо должностное лицо.

Назначение административного наказания в виде дисквалификации возможно исключительно при условии, что оно является основным, поэтому не допускается дополнительно применять штрафы или другие меры воздействия на правонарушителя.

Штрафы и предупреждения могут назначаться не только судьей, но и должностными лицами определенных государственных органов, обладающих соответствующими полномочиями. Они могут рассматривать только некоторые дела, касающиеся административных правонарушений. Например, к таким организациям относится Роспотребнадзор.

Как исполняется наказание?

Статьей 32.11 КоАП устанавливается порядок, на основании которого исполняется вынесенное наказание. Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания используется судьями достаточно часто. Для этого выполняются следующие действия:

  • на судебном заседании оцениваются все обстоятельства совершенного правонарушения;
  • должностное лицо признается виновником данного события;
  • составляется постановление, на основании которого человек дисквалифицируется;
  • вступает в силу такой документ с момента издания, поэтому виновник должен сразу покинуть занимаемую должность;
  • для этого прекращается действие трудового договора или другого контракта, составленного между нарушителем и его работодателем.

Дополнительно сведения о директоре ООО или другом должностном лице, признанном виновником, вносится в специальный реестр лиц, которые были дисквалифицированы с занимаемой должности.

Какие учитываются смягчающие обстоятельства?

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания считается действенной мерой воздействия на нарушителей. Перед использованием данной меры судья должен оценить все обстоятельства, при которых было совершено то или иное нарушение. Они могут быть смягчающими, что приводит к значительному снижению наказания. К таким обстоятельствам относятся:

  • правонарушитель раскаивается в своих деяниях, причем в таких в случаях нередко уменьшается срок, на который назначается дисквалификация;
  • виновный возмещает ущерб, причиненный компании или частным лицам, причем он может выполнять этот процесс частично или полностью;
  • человек выполнил те или иные действия, не зная, что они являются нарушением законодательства;
  • директор ООО или другое должностное лицо, являющееся нарушителем, впервые привлекается к ответственности по какой-либо статье КоАП, так как обычно самое жесткое наказание назначается при повторных нарушениях;
  • гражданин находился под влиянием мошенников, поэтому неосознанно выполнял действия, которые привели к получению выгоды для этих людей.

Каждый факт должен доказываться официальными документами или показаниями свидетелей. Эти факторы должны учитываться судьей в процессе вынесения приговора. Дисквалификация устанавливается на срок, который соответствует вине должностного лица и последствиям его действий. Нередко за счет наличия смягчающих обстоятельств значительно снижается срок, на который человек теряет право занимать определенную должность.

Что относится к отягчающим обстоятельствам?

Дисквалификация должностного лица как вид административного наказания может назначаться даже на срок в три года. Такая длительность выбирается судьей, если действительно имеются какие-либо отягчающие факторы. К ним относятся:

  • виновник игнорировал многочисленные замечания или предупреждения, если ранее он превышал свои полномочия или другими действиями нарушал требования законодательства;
  • гражданин привлекается к ответственности по такой статье повторно;
  • совершаемое правонарушение происходило одновременно с какой-либо катастрофой, которая может быть глобальной или локальной.

Если действительно выявляются вышеуказанные факторы, то это часто приводит к назначению судом самого жесткого наказания, представленного дисквалификацией на срок в три года.

Как выполняется процесс?

По КоАП дисквалификация должностного лица применяется только для физлиц, которые являются наемными работниками разных учреждений и компаний. Поэтому процедура заключается в том, что с человеком расторгается трудовой договор. Процесс делится на этапы:

  • выявляется какое-либо серьезное административное правонарушение;
  • в компании проводится расследование, которое может быть внутренним или внешним, причем во втором случае к этой процедуре привлекаются сотрудники правоохранительных органов или частные детективы;
  • собираются доказательства, подтверждающие, что конкретное должностное лицо является виновником определенного нарушения;
  • проводится судебное заседание, на котором рассматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также имеющиеся доказательства;
  • назначается дисквалификация в качестве основного мера наказания, причем ее срок зависит от разных факторов, которые учитываются судьей;
  • с нарушителем расторгается трудовой договор.

В течение назначенного судом срока гражданин не может становиться членом совета директоров, занимать руководящие должности в разных компаниях, а также работать в местных органах самоуправления.

Если срок такого наказания не превышает 6 месяцев, то допускается устраиваться на работу на любую должность, которая не имеет отношения к прошлой работе.

Используется ли такое наказание к юридическим лицам?

В КоАП отсутствует понятие, связанное с дисквалификацией должностного лица. Поэтому если нарушителем выступает владелец предприятия, то к нему должны использоваться другие меры наказания. Обычно при серьезных нарушениях применяется мера, называемая приостановлением деятельности. Она имеет много общих черт с дисквалификацией, так как на определенный срок прекращается деятельность компании.

Такое наказание по срокам не превышает 90 дней, причем в течение этого времени владелец предприятия обязан устранить все выявленные проблемы и нарушения. Если за это время невозможно привести бизнес в порядок, то проводится повторное заседание суда, по решению которого в компанию направляется арбитражный управляющий.

Важные факторы

К основным нюансам назначения дисквалификации относятся:

  • обычно такая жесткая мера наказания используется, если выявляется повторное нарушение;
  • нередко она применяется, если должностные лица злоупотребляют своими полномочиями, продают незаконно товары или подделывают документы;
  • используется такое наказание исключительно судом, поэтому никакие другие государственные органы не могут им воспользоваться;
  • сведения о лицах, к которым применяется дисквалификация, заносятся в специальный единый реестр, которым должны пользоваться руководители компаний при найме граждан на руководящие должности.

Если люди, в отношении которых было применено данное наказание, все равно будут трудоустраиваться на руководящие должности, то к ним могут применяться более жесткие меры воздействия.

Заключение

Дисквалификация считается значимым и серьезным наказанием, которое может применяться к должностным лицам разных организаций. Она заключается в том, что в течение определенного периода времени виновник не может занимать руководящие должности. Такое наказание используется только для частных лиц, а вот для компаний применяется приостановка деятельности.

Срок дисквалификации зависит от решения суда, для чего учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наиболее жесткое наказание выбирается при выявлении повторного нарушения.

Дисквалификация руководителя управляющей организации

Недавно узнала, что в одном из регионов нашей необъятной Родины ушлые руководители органов государственного жилищного надзора (далее – ГЖН)(почему-то закрадываются подозрения, что это делалось совместно с руководством города или даже области)решили убирать неугодных, а скорее всего – несговорчивых и не прогибающихся директоров управляющих организаций путем привлечения их к административной ответственности (АО) за нарушение лицензионных требований. Всего лишь нужно было дать команду, чтобы по каждой маломальской жалобе составлялись протоколы об административном правонарушении (АП) и отправлять их быстренько в суд – чем чаще, тем лучше. А там и дисквалификация руководителя управляющей организации не за горами после очередного такого протокола.

Благо, проблемы составить протокол об АП по любой жалобе собственников и направить его в суд не составит труда, особенно при явной поддержке государственных надзорных органов на всех уровнях судебной системы. Подтверждением этому являются единицы прекращенных административных дел и отмененных постановлений об АП. Телефонное право совещательного голоса (совет которого нельзя проигнорировать!) со стороны сильных мира сего всегда действовало и действует в нашей стране: с глубоких советских времен социализма до сегодняшних времен «загнивающего» капитализма, пардон, рыночной экономики.

Изучая судебную практику, заметила, что все-таки такие кардинальные решения суды принимают нечасто. Судебных решений о дисквалификации должностных лиц – в отчетах органов ГЖН – единицы, что не может не вселять надежду на «светлое будущее». Да и поиск в правовых системах выдает редкие решения о дисквалификации руководителей. То есть, практика ушлого региона мало где прижилась. За нарушение лицензионных требований применение судом наказания в виде дисквалификации скорее исключение, чем правило.

Чаще всего органами ГЖН при осуществлении контроля и привлечении к административной ответственности управляющих организаций (УО) применяются три статьи Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) – это ст. 7.23.3 (редко, по милости ВС РФ, который считает все нарушения по надлежащему содержанию многоквартирного дома (МКД) – лицензионными нарушениями), часть 24 ст. 19.5 (неисполнение предписания органа ГЖН) и часть 2 ст. 14.1.3 (применяется практически всегда при наличии лицензии у УО и при любой проверке лицензиатов). Все эти статьи предполагают одной из мер наказания – дисквалификацию должностного лица управляющей организации до 3 лет.

В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Читать еще:  Задачи деловой оценки персонала

Примечание. Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо , постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций , …ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права …занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом… Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей . Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, …осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…

Так как дисквалификация является максимальным видом наказания, справедливо будет считать, что применяться она должна в исключительных случаях, только при неоднократности привлечения к ответственности и наличии отягчающих обстоятельств, а также причинении существенного вреда людям либо имуществу.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 2527-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дворцовой Виктории Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью 3 статьи 4.5, частью 2 статьи 14.1.3 и статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: «… По мнению заявительницы, часть 2 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации предусматривает чрезмерное, несправедливое наказание, не позволяющее учесть характер и последствия административного правонарушения, в том числе с учетом возможности применения дисквалификации за любое осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований ; часть 3 статьи 4.5 данного Кодекса позволяет рассматривать соответствующие дела в течение года, а не трех месяцев, как это предусмотрено в отношении юридических лиц; статья 23.1 этого же Кодекса необоснованно, как полагает заявительница, относит возбужденные в отношении должностных лиц управляющих компаний дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1.3 данного Кодекса, к подсудности судов общей юрисдикции (мировых судей), а не арбитражных судов. В связи с этим заявительница просит признать оспариваемые законоположения не соответствующими статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 – 3), 47 (часть 1), 55 (часть 3) и 76 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Что же касается вопроса о справедливости и соразмерности наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации, то федеральный законодатель обладает широкой дискрецией в установлении способствующих наиболее эффективному достижению целей административной ответственности на том или ином конкретно-историческом этапе развития государства мер реагирования на совершение административных правонарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П); при этом соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, наличием широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания и, кроме того, в силу статьи 2.9 данного Кодекса, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 919-О-О).

С учетом изложенного часть 2 статьи 14.1.3 КоАП Российской Федерации, предусматривающая дифференцированный размер административного штрафа, а также возможность применения дисквалификации за совершение соответствующего административного правонарушения, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном в жалобе аспекте».

Вот так решил Конституционный суд РФ. Дисквалификация директора сроком до 3 лет и штрафы до 300 тысяч рублей вполне себе соразмерное наказание (!?) за отвалившуюся краску на фасаде или течь с кровли МКД, которая, может, уже и капитального ремонта требует. И такие ситуации имеют место быть, об этом все работающие в нашей отрасли прекрасно осведомлены. Но, как говорится, нас бьют, а мы крепчаем…

« Обзор практики рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, и дел об административных правонарушениях за первое полугодие 2016 года: (утв. постановлением Президиума Приморского краевого суда 29.07.2016)»: « Пункт 5.4. За пределами срока давности привлечения к административной ответственности положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, не может быть ухудшено.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 30 г. Арсеньева Приморского края от 2 декабря 2015 года в отношении заместителя директора ООО «Компания Вита-Прим» М. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

За пределами срока давности привлечения к административной ответственности решением судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 18 марта 2016 года постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Постановлением председателя Приморского краевого суда от 14 июня 2016 года в связи с нарушением принципа недопустимости ухудшения положения лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре дела по жалобам и протестам, решение судьи Арсеньевского городского суда Приморского края от 18 марта 2016 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ».

Определение ВС РФ от 24 октября 2018 г. № 304-АД18-16453: ВС РФ не нашел оснований для отмены решения нижестоящих судов о дисквалификации руководителя ЮЛ, так как правонарушение было совершено повторно. Но часть статьи за повторное нарушение предполагала только дисквалификацию без штрафа. Правда, состав статьи Кодекса немного не про ЖКХ…

Анализ судебной практики последних лет показывает, что применение наказания в виде дисквалификации должностного лица практически отсутствует по статьям, за которые привлекают должностных лиц УО. В основном, суды применяют к должностным лицам УО меры административной ответственности в виде штрафов.

Например, в Обзоре результатов деятельности ГЖН по Оренбургской области за первое полугодие 2018 года, нет ни одного случая вынесения постановления о дисквалификации должностного лица УО.

Но не надо забывать о том, что административное наказание за нарушение лицензионных требований либо невыполнение предписания органа ГЖН должностным лицом расценивается аналогично невыполнению лицензионных требований и неисполнению предписания самим юридическим лицом в плане лишения лицензии за два таких нарушения в течение года.

В статью 198 Жилищного кодекса РФ добавлена часть 5.2. (введена в действие 03.04.2018 г. ФЗ № 59), согласно которой в случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований , вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора (ГЖН) из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах (МКД) в порядке, установленном Правительством РФ.

Для того, чтобы избежать тяжких последствий в виде дисквалификации, руководителю, в первую очередь, нужно обеспечить надлежащее исполнение управляющей организацией своих обязательств по договору управления в соответствии с требованиями закона. Все необходимые вопросы по содержанию МКД разрешать путем проведения общих собраний (если вопрос в компетенции ОСС), а также надлежаще оформлять все выполняемые работы по договору управления. Своевременно направлять обращения третьим лицам и в органы власти в случае, если решение каких-то вопросов не в компетенции управляющей организации.

Кроме того, в случае поступления жалобы в ГЖН и назначения проверки юридического лица необходимо досконально изучать материалы проверок, протоколы об АП и постановления о привлечении к АО для обнаружения процессуальных и иных нарушений при их оформлении. Также важно применять при рассмотрении административных дел нормы КоАП РФ о малозначительности правонарушения (ст. 2.9), снижения штрафа ниже минимального (ст. 4.1.1), снижение размера ответственности за совершенное впервые правонарушение для субъектов малого предпринимательства (ст. 4.1), приводить при рассмотрении дела смягчающие обстоятельства (ст. 4.2), применять нормы о презумпции невиновности (ст. 1.5) при отсутствии вины, срока давности привлечения к АО (ст. 4.5).

Если активно участвовать в процессе, желательно, с привлечением профессионального юриста – особенно в первой инстанции и на стадии проведения проверок, приводить письменные доводы в свою пользу, необходимые доказательства, то с большой вероятностью можно избежать самого тяжкого наказания в виде дисквалификации. Все-таки суды неохотно его назначают и только в случаях, когда действительно имеются тяжкие последствия и (или) статья не предполагает иной меры ответственности.

В случае несогласия с вмененным нарушением – нужно обязательно обжаловать постановление суда, вплоть до Высшей судебной инстанции, соблюдая все нормы процессуального законодательства о порядке обжалования. При обжаловании постановлений и решений судов ставить вопрос о соразмерности примененной меры ответственности , отсутствии вреда имуществу и здоровью граждан, отсутствие отягчающих обстоятельств.

Несмотря на то, что применение наказания в виде дисквалификации руководителя случается нечасто, лучше не доводить дело до того, что суду придется применить его. Путь для этого усматривается один: хорошо работать на домах, иметь нормальные отношения с жильцами своих домов и делать то, что зависит от управляющей организации и ее руководителя. Если еще повезет с судьями и органом ГЖН на вашей территории – жизнь ваша в ЖКХ будет почти сказкой… Надеюсь, со счастливым окончанием.

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ. Сервис позволяет автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Вся необходимая информация о сервисе здесь .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Дисквалификация должностных лиц: новый этап борьбы с «фирмами-однодневками»

Дисквалификация должностных лиц организации как разновидность административного наказания, предусмотренная КоАП РФ, существует в России уже на протяжении нескольких лет. Первые громкие показательные дела по дисквалификации номинальных должностных лиц были осуществлены налоговиками еще в 2005г. В связи с тем, что в дальнейшем данный вид наказания не получил массового применения на практике, он был необоснованно забыт предпринимателями. Однако, сейчас государство, в лице МВД РФ, вновь намеревается использовать дисквалификацию как эффективное средство борьбы с «фирмами-однодневками».

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ (ст.3.11 КоАП РФ).

Административное наказание в виде дисквалификации может быть назначено только судом на срок от шести месяцев до трех лет.

В настоящее время область применения дисквалификации ограничена следующими составами административных правонарушений: – нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ); – фиктивное банкротство или преднамеренное банкротство (статьи 14.12 КоАП РФ) и некоторые другие неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13 КоАП РФ); – и, наконец, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ).

Читать еще:  Журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств организации

В качестве средства борьбы с «фирмами-однодневками» государство, конечно же, планирует применять дисквалификацию по последнему основанию, связанному с представлением регистрирующему органу номинальными лицами заведомо ложных сведений об учредителях и должностных лицах организации, а также о месте нахождения организации.

В этих целях приказом МВД РФ от 22.11.2006 №957 с 1 апреля 2007 года всем начальникам управлений внутренних дел по субъектам РФ было поручено обеспечить формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, а также обеспечить предоставление информации из реестра заинтересованным лицам в установленном приказом порядке.

С указанного времени любой желающий за небольшую плату может запросить информацию о любом гражданине на предмет наличия или отсутствия в отношении этого лица вынесенного судебного акта о дисквалификации.

Представляется, что с 01.04.2007г. у компаний, сотрудничающих с контрагентами, руководители которых были дисквалифицированы и срок такой дисквалификации еще не истек, могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС (поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом), с подтверждением обоснованности расходов по налогу на прибыль, с необходимостью доказательства своей добросовестности (неиспользования механизмов незаконной налоговой экономии), особенно в случаях, когда все контрагенты налогоплательщика или их подавляющее большинство будут являться таковыми.

Кроме того, в данном случае не исключается вероятность признания сделок с такими контрагентами недействительными со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В этих случаях одним из основных аргументов налоговых органов и судов, скорее всего, будет довод о том, что налогоплательщик не проявил достаточную степень внимательности и осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, в связи с чем, риск неблагоприятных последствий должен нести этот налогоплательщик.

Поэтому, во избежание лишних проблем с налоговыми органами, сокращения риска финансовых потерь рекомендуется отказаться от сотрудничества с такими фирмами, особенно если цена сделки велика.

Необходимо отметить, что ведение реестра дисквалифицированных лиц и ранее осуществлялось налоговыми органами в соответствии с Приказом ФНС РФ от 12.12.2005 N САЭ-3-09/666@ в виде внутриведомственного справочника.

Более того, некоторые налоговые органы на своих официальных сайтах раскрывали информацию о дисквалифицированных лицах. Так, например, на сайте УФНС по г.Москва содержится список дисквалифицированных лиц, которые не могут быть учредителями и руководителями компаний, а также список компаний, в которых они числились в качестве таковых.

Однако, риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий только по основанию сотрудничества с компаниями, должностные лица которых были дисквалифицированы, до 01.04.2007г. представляется минимальным, поскольку до этого времени не был прописан механизм получения информации о дисквалифицированных лицах.

Дисквалификация должностного лица должна стать действенным средством борьбы с «фирмами-однодневками», поскольку продолжение дисквалифицированным лицом незаконной деятельности по регистрации новых компаний, юридически может расцениваться как злостное неисполнение судебного акта, влекущее привлечение к уголовной ответственности.

В настоящее время в прессе активно обсуждается вопрос о законности раскрытия информации о дисквалифицированных лицах и о возможных злоупотреблениях недобросовестными конкурентами, когда дисквалификация будет использоваться как способ удаления с рынка неугодного конкурента.

Что касается правомерности раскрытия информации, по мнению автора, законность раскрытия такой информации не вызывает сомнений, если при этом не разглашаются личные данные граждан: паспортные данные, адрес места жительства и т.п.

Что касается возможности злоупотреблений: учитывая, что мера административного наказания в виде дисквалификации должностных лиц может быть применена только судом, а также то, что перечень правонарушений, за совершение которых может быть назначен такой вид наказания, является закрытым, вероятность развития коррупции по формированию списков дисквалифицированных лиц является минимальной.

Вместе с тем, необходимо отметить, что такое распространенное нарушение как сообщение налоговому органу недостоверных сведений о юридическом адресе компании теоретически может повлечь за собой дисквалификацию руководителя компании.

Дисквалификация должностных лиц

“Зарплата”, 2007, N 8

В последнее время административное наказание в виде дисквалификации получило широкое применение. Что же такое дисквалификация и чем она грозит? Ответы на этот и многие другие вопросы вы найдете в статье.

Дисквалификация как вид административной ответственности

Что такое административная ответственность? Это вид юридической ответственности, которую применяют к лицу, совершившему правонарушение. Основанием для административной ответственности является наличие административного правонарушения, которое согласно ст. 2.1 КоАП РФ является противоправным виновным действием (бездействием) физического или юридического лица.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Кроме граждан и организаций к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо. Его ответственность наступает в случае неисполнения своих служебных обязанностей.

Кто относится к должностным лицам применительно к административным правонарушениям, определено в ст. 2.4 КоАП РФ. Это руководители, главные бухгалтеры (бухгалтеры), индивидуальные предприниматели и другие лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях (независимо от формы собственности).

К должностным лицам применяют различные виды административных наказаний, но наиболее серьезным является дисквалификация. Этот вид ответственности впервые был предусмотрен в новом КоАП РФ, вступившем в силу с 1 июля 2002 г.

Что такое дисквалификация?

Определение дисквалификации приводится в ст. 3.11 КоАП РФ – это лишение физического лица следующих прав:

  • занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
  • осуществлять управление юридическим лицом.

Основания дисквалификации

Перечень нарушений, за которые можно дисквалифицировать, приведен в таблице на с. 133.

Рассмотрим подробно ст. 5.27 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за нарушения законодательства о труде и охране труда.

Что считать аналогичным нарушением, за которое можно дисквалифицировать? КоАП РФ не раскрывает это понятие. Например, представители трудовой инспекции могут посчитать аналогичными такие нарушения, как неоплата листков нетрудоспособности и отсутствие трудового договора с совместителем.

Однако судьи не поддерживают контролеров. Об этом свидетельствует Постановление Верховного Суда РФ от 28.02.2006 N 59-ад06-1. Судьи сослались на п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5. В нем сказано, что под аналогичным правонарушением (в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее – при увольнении другого работника.

Описание процедуры

Для назначения наказания в виде дисквалификации необходимо соблюсти определенные правила.

Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении

Вопрос о дисквалификации не возникает просто так. Существует несколько поводов к возбуждению дела об административном правонарушении. Они перечислены в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Во-первых, если должностные лица, уполномоченные составлять протоколы, обнаружили данные, которые указывают на наличие административного правонарушения. Например, протоколы за нарушение законодательства о труде и охране труда вправе составлять должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда. Об этом говорится в пп. 16 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

Во-вторых, при поступлении материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, если такие материалы содержат данные, которые указывают на наличие административного правонарушения.

Третьим поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации. Исключение из данного правила составляют административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении

Основным документом, на основании которого принимают решение по делу об административных правонарушениях, является протокол. В нем фиксируют сведения о совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол составляют в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В частности, в нем должны быть указаны:

  • дата и место составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Также свою подпись должен поставить законный представитель юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа в протоколе делается соответствующая запись.

Решение суда о дисквалификации

Административное наказание в виде дисквалификации может назначить только суд. Об этом говорится в ст. 3.11 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано направить его судье в течение суток (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит постановление (решение) о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Примечание. Что считать длящимся нарушением

В ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ указано, что должностное лицо могут дисквалифицировать не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения. Например, в случае нарушения законодательства о труде и охране труда длящимся нарушением считается непрерывное осуществление единого состава противоправного деяния. Например, невыплата компенсации за неиспользованный отпуск сопряжена с длительным невыполнением организацией возложенных на нее обязанностей, следовательно, такое нарушение является длящимся. Исполнение этой обязанности работодателем прекращает правонарушение.

Исполнение решения суда о дисквалификации

Дисквалификацию устанавливают на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Постановление суда о дисквалификации, вступившее в законную силу, обязывает работодателя расторгнуть трудовой договор с дисквалифицированным лицом. Об этом говорится в п. 8 ст. 83 Трудового кодекса. Если работодатель не исполнит постановление суда и не расторгнет трудовой договор, его ждет уголовная ответственность в соответствии со ст. 315 Уголовного кодекса. Наказание ждет и само дисквалифицированное лицо в случае неисполнения судебного постановления. Если такой работник в течение срока дисквалификации занимается деятельностью по управлению юридическим лицом, это влечет наложение административного штрафа в размере 5000 руб. согласно ч. 1 ст. 14.23 Кодекса об административных правонарушениях.

Реестр дисквалифицированных лиц

Согласно п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ компания, прежде чем принять на работу руководителя, должна запросить в МВД России информацию о том, не является ли кандидат на вакантную должность дисквалифицированным лицом. Такая возможность появилась с 1 апреля 2007 г. (Приказ МВД России от 22.11.2006 N 957). Реестр дисквалифицированных лиц формируют и ведут МВД России и министерства внутренних дел, управления (главные управления) внутренних дел субъектов РФ. Получение информации из реестра обойдется в 1 МРОТ (100 руб.). Так сказано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц.

Отметим, что юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 100 000 руб. (основание – ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).

Какие сведения хранятся в реестре

Реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации должностных лиц. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации.

После внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице в десятидневный срок управление МВД направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях. В частности, в Федеральную инспекцию труда, органы внутренних дел (милицию), Федеральную налоговую службу.

Читать еще:  Как правильно внутриобъектовый или внутриобъектный режим

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения соответствующего запроса.

Информация из реестра поможет избежать неблагоприятных налоговых последствий

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, будет важна всем организациям как для проверки своих потенциальных руководителей, так и для руководителей организаций-контрагентов. И дело не только в штрафных санкциях, установленных КоАП РФ. В случае обнаружения налоговыми инспекторами договоров, подписанных генеральными директорами, срок дисквалификации которых не истек, у организации могут возникнуть проблемы, связанные с подтверждением обоснованности применения налоговых вычетов по НДС. Поскольку в данном случае счет-фактура будет подписан неуполномоченным лицом.

Налоговые органы могут усомниться в достоверности данных компаний и отказать в обоснованности расходов по налогу на прибыль. В обоих случаях то, что налогоплательщик не проявил достаточную степень осмотрительности при выборе контрагента, хотя должен был и имел возможность это сделать, будет аргументом налоговых органов в суде. Кроме того, сделки могут быть признаны недействительными в связи с подписанием неуполномоченным лицом. Последствия таких действий могут быть крайне неблагоприятными.

Дисквалификация должностного лица

Как известно, за правонарушение предусмотрена административная ответственность. С учетом тяжести совершённого проступка могут применяться штрафные санкции, обязательные работы, лишение специальных прав. В разрезе нарушений норм права должностными лицами часто встречается дисквалификация. Статья детально расскажет о том, в чём суть этой меры воздействия и как ее применять.

Что такое дисквалификация, к кому и на каком основании может применяться

Рассматриваемый вид наказания представлен в ст. 3.11 КоАП. Процедура его реализации описана в 32.11 КоАП.

Согласно этому отечественному регулятору, дисквалификация должностного лица – это лишение права занимать должность в конкретной сфере на определённый судом срок. При назначении такого наказания гражданин не сможет занимать должности муниципальной, гражданской служб, заниматься частной практикой или предпринимательством. Исходя из этого, главным условием назначения такого наказания будет правомочие должностного лица или открытое ИП.

Основанием для применения дисквалификации считается наличие доказательств совершения проступка. При этом учитывается корыстный мотив, а также форма вины.

Отстранение может сильно повлиять на уровень доходов предпринимателя или служащего. Исходя из этого, рассматриваемая мера воздействия остаётся эффективным наказанием за совершённый проступок. В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица? Отстранение применяется за:

  • Повторное нарушение закона о труде, норм охраны труда и пожарной безопасности.
  • Нарушение правил государственной регистрации юридических лиц.
  • Фиктивное или намеренное банкротство.
  • Неприемлемое управление организацией.
  • Незаконные действия при процедуре признания неплатёжеспособности.

Срок дисквалификации должностного лица может составлять минимум шесть месяцев, максимум – три года. Продолжительность определяется судом и зависит от серьёзности проступка, наличия отягчающих обстоятельств.

Подсудность рассмотрения дисквалификации отличается. Так, в отношении должностных лиц решение может применить мировой судья. Если субъектом выступает арбитражный управляющий или ИП – постановление выносит только арбитражный суд.

Как проводится дисквалификация, какие обстоятельства могут смягчить наказание

После того, как административное дело попадает в суд, следует процедура рассмотрения. Изучив все факты, принимая во внимание отягчающие и смягчающие обстоятельства, судья принимает решение.

Стоит отметить, что согласно ст. 31.11 КоАП постановление о дисквалификации вступает в силу немедленно. Согласно процедуре, если в установленные сроки не поступило протеста или жалобы, то решение об отстранении в течение трёх суток передаётся для исполнения уполномоченному органу.

После этого, на протяжении срока, указанного в решении суда, предприятия не могут заключать новое соглашение с дисквалифицированным субъектом. Нарушение этого правила может повлечь негативные последствия для обеих сторон.

Согласно ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ, для виновного лица штраф может достигать 50 МРОТ. Для организации, которая заключила контракт с дисквалифицированным работником – 1000.

Принимая решение об отстранении, судья опирается на наличие позитивных и негативных факторов, которые, в конечном счёте, повлияют на срок наказания.

К смягчающим обстоятельствам закон относит:

  • Признание вины и раскаяние в совершённом проступке.
  • Возмещение ущерба.
  • Нахождение под влиянием злоумышленников.
  • Отсутствие привлечение к ответственности до этого.

Усугубить положение нарушителя может наличие отягчающих обстоятельств. В контексте дисквалификации должностного лица таковыми считаются повторность проступка, игнорирование предупреждений. Если совершённое правонарушение произошло вместе с катастрофой, то такое обстоятельство также будет учтено не в пользу виновного.

Особенности дисквалификации для юридических лиц и ИП

Закон выделяет отстранение от занятия конкретной деятельностью как метод воздействия на физическое лицо. Рассматриваемая мера не может применяться в отношении компании в целом.

При серьёзных нарушениях хозяйственной деятельности избирается приостановка работы предприятия. Этот вид административного воздействия схож с дисквалификацией, но в данном случае прекращает работу не работник, а предприятие в целом. Обычно работа компании останавливается не более чем на три месяца. За этот период времени у администрации есть время устранить выявленные нарушения и привести бизнес в порядок.

В случае с индивидуальным предпринимателем ситуация иная. Известно, что правоспособность ИП приобретается с получением лицензии. Если суд принимает решение о дисквалификации, то разрешительные документы коммерсанта отзываются на определённое время.

Стоит отметить, что вопросы о приостановке деятельности ИП, равно как и решение о принудительном прекращении работы, рассматривается только арбитражным судом.

Дисквалифицировать предпринимателя можно за такие правонарушения, как:

  • Неправомерное получение или распространение информации из кредитной истории лица.
  • Нарушение процедуры банкротства, сокрытие имущества, документов.
  • Совершение недопустимых сделок.

Итак, в статье была рассмотрена дисквалификация должностного лица как вид административного наказания. Чаще всего, правосудие ограничивается назначением нестрогих мер вроде предупреждения или штрафа, а к отстранению прибегают при серьёзных проступках. Цель любого административного наказания – заставить нарушителя осознать неправомерность действий и не допустить совершения аналогичного поступка в будущем. Конечно, если проступок совершается повторно, не обойтись без такой строгой меры, как отстранение. Для предпринимателя последствия будут ощутимы, поскольку выгоднее заплатить штраф, чем на длительное время остаться без прибыли. Для других коммерсантов важно своевременно проверять партнёров на предмет наличия сведений о дисквалификации. Если этого не сделать, можно не только поставить под угрозу планируемую сделку, но и навлечь на бизнес штрафные санкции.

Дисквалификация должностного лица

Как известно, за правонарушение предусмотрена административная ответственность. С учетом тяжести совершённого проступка могут применяться штрафные санкции, обязательные работы, лишение специальных прав. В разрезе нарушений норм права должностными лицами часто встречается дисквалификация. Статья детально расскажет о том, в чём суть этой меры воздействия и как ее применять.

Что такое дисквалификация, к кому и на каком основании может применяться

Рассматриваемый вид наказания представлен в ст. 3.11 КоАП. Процедура его реализации описана в 32.11 КоАП.

Согласно этому отечественному регулятору, дисквалификация должностного лица – это лишение права занимать должность в конкретной сфере на определённый судом срок. При назначении такого наказания гражданин не сможет занимать должности муниципальной, гражданской служб, заниматься частной практикой или предпринимательством. Исходя из этого, главным условием назначения такого наказания будет правомочие должностного лица или открытое ИП.

Основанием для применения дисквалификации считается наличие доказательств совершения проступка. При этом учитывается корыстный мотив, а также форма вины.

Отстранение может сильно повлиять на уровень доходов предпринимателя или служащего. Исходя из этого, рассматриваемая мера воздействия остаётся эффективным наказанием за совершённый проступок. В каких случаях назначается дисквалификация должностного лица? Отстранение применяется за:

  • Повторное нарушение закона о труде, норм охраны труда и пожарной безопасности.
  • Нарушение правил государственной регистрации юридических лиц.
  • Фиктивное или намеренное банкротство.
  • Неприемлемое управление организацией.
  • Незаконные действия при процедуре признания неплатёжеспособности.

Срок дисквалификации должностного лица может составлять минимум шесть месяцев, максимум – три года. Продолжительность определяется судом и зависит от серьёзности проступка, наличия отягчающих обстоятельств.

Подсудность рассмотрения дисквалификации отличается. Так, в отношении должностных лиц решение может применить мировой судья. Если субъектом выступает арбитражный управляющий или ИП – постановление выносит только арбитражный суд.

Как проводится дисквалификация, какие обстоятельства могут смягчить наказание

После того, как административное дело попадает в суд, следует процедура рассмотрения. Изучив все факты, принимая во внимание отягчающие и смягчающие обстоятельства, судья принимает решение.

Стоит отметить, что согласно ст. 31.11 КоАП постановление о дисквалификации вступает в силу немедленно. Согласно процедуре, если в установленные сроки не поступило протеста или жалобы, то решение об отстранении в течение трёх суток передаётся для исполнения уполномоченному органу.

После этого, на протяжении срока, указанного в решении суда, предприятия не могут заключать новое соглашение с дисквалифицированным субъектом. Нарушение этого правила может повлечь негативные последствия для обеих сторон.

Согласно ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ, для виновного лица штраф может достигать 50 МРОТ. Для организации, которая заключила контракт с дисквалифицированным работником – 1000.

Принимая решение об отстранении, судья опирается на наличие позитивных и негативных факторов, которые, в конечном счёте, повлияют на срок наказания.

К смягчающим обстоятельствам закон относит:

  • Признание вины и раскаяние в совершённом проступке.
  • Возмещение ущерба.
  • Нахождение под влиянием злоумышленников.
  • Отсутствие привлечение к ответственности до этого.

Усугубить положение нарушителя может наличие отягчающих обстоятельств. В контексте дисквалификации должностного лица таковыми считаются повторность проступка, игнорирование предупреждений. Если совершённое правонарушение произошло вместе с катастрофой, то такое обстоятельство также будет учтено не в пользу виновного.

Особенности дисквалификации для юридических лиц и ИП

Закон выделяет отстранение от занятия конкретной деятельностью как метод воздействия на физическое лицо. Рассматриваемая мера не может применяться в отношении компании в целом.

При серьёзных нарушениях хозяйственной деятельности избирается приостановка работы предприятия. Этот вид административного воздействия схож с дисквалификацией, но в данном случае прекращает работу не работник, а предприятие в целом. Обычно работа компании останавливается не более чем на три месяца. За этот период времени у администрации есть время устранить выявленные нарушения и привести бизнес в порядок.

В случае с индивидуальным предпринимателем ситуация иная. Известно, что правоспособность ИП приобретается с получением лицензии. Если суд принимает решение о дисквалификации, то разрешительные документы коммерсанта отзываются на определённое время.

Стоит отметить, что вопросы о приостановке деятельности ИП, равно как и решение о принудительном прекращении работы, рассматривается только арбитражным судом.

Дисквалифицировать предпринимателя можно за такие правонарушения, как:

  • Неправомерное получение или распространение информации из кредитной истории лица.
  • Нарушение процедуры банкротства, сокрытие имущества, документов.
  • Совершение недопустимых сделок.

Итак, в статье была рассмотрена дисквалификация должностного лица как вид административного наказания. Чаще всего, правосудие ограничивается назначением нестрогих мер вроде предупреждения или штрафа, а к отстранению прибегают при серьёзных проступках. Цель любого административного наказания – заставить нарушителя осознать неправомерность действий и не допустить совершения аналогичного поступка в будущем. Конечно, если проступок совершается повторно, не обойтись без такой строгой меры, как отстранение. Для предпринимателя последствия будут ощутимы, поскольку выгоднее заплатить штраф, чем на длительное время остаться без прибыли. Для других коммерсантов важно своевременно проверять партнёров на предмет наличия сведений о дисквалификации. Если этого не сделать, можно не только поставить под угрозу планируемую сделку, но и навлечь на бизнес штрафные санкции.

Источники:

http://businessman.ru/diskvalifikatsiya-doljnostnogo-litsa-kak-vid-administrativnogo-nakazaniya-k-komu-i-za-chto-primenyaetsya.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a69d3df4bf161c07b4caf03/5c4842c7274d4800af6a6335
http://www.klerk.ru/boss/articles/68308/
http://wiseeconomist.ru/poleznoe/35740-diskvalifikaciya-dolzhnostnyx
http://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/diskvalifikatsiya-dolzhnostnogo-litsa.html
http://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/diskvalifikatsiya-dolzhnostnogo-litsa.html

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
×
×
×
×