К основным формам профориентации не относят
К основным формам профориентации не относят
Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по своему содержанию и целям форм (рис.1).
Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.
Целью профессионального просвещения является ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Профессиональное просвещение условно делится на две формы: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.
Профессиональная информация. Целью профессиональной информации является ознакомление молодежи с основными профессиями и их специальностями.
Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.
Профессиональная пропаганда ставит своей целью формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства. Профессиональная пропаганда имеет дело прежде всего с теми профессиями, по которым ощущается дефицит в рабочих кадрах либо ожидается расширение приема на них в связи с увеличением объема производства.
В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК). Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение). Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока желающих работать в данной области деятельности. Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии.
Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать следующие принципы описания профессии:
ѕ Точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся из училища.
ѕ Общественная значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений.
ѕ Показ возможностей удовлетворения интересов личности в данной профессии. Необходимо показать, что в каждой профессии есть простор для проявления творчества и смекалки.
ѕ Раскрытие психологических и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии положительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего.
ѕ Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности. Рассказ о профессии должен строится по определенному плану с учетом различных сторон и особенностей данной профессии. [4, C .6-8].
1. Профессиональная консультация.
Целью данной профориентационной работы является сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д. Профконсультация предполагает ориентацию школьника на большие сферы профессиональной деятельности, внутри которой ему предлагается разветвлённый перечень профессий.
2. Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор) имеют своей целью рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.
Таким образом, можно подвести итог, обозначив цели форм профориентационной работы. Основными целями являются:
ѕ ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями;
ѕ сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей;
ѕ активизация процесса профессионального самоопределения учащихся, который включает получение знаний о мире профессионального труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к реализации себя в будущей профессии;
ѕ развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
ѕ повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, побуждение потребности в самосовершенствовании.
Основные формы профориентационной работы: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональная информация;
Цели профориентации: оказание помощи молодым людям (в основном учащимся общеобразовательных школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.
1) информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;
2) создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников;
3) определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Формы профориентационной работы:
1) профессиональное просвещение – это начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через уроки труда, организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности;
2) профессиональная информация – система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда, профессиональными учебными заведениями и центрами подготовки персонала, а также с другими вопросами получения профессии и обеспечения занятости;
3) профессиональная консультация — это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консультацией человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии или направление переобучения.
Управление профессиональной ориентацией строится через формирование и развитие системы органов управления различного уровня. Общую координацию профориентационной работы осуществляют Министерство просвещения РФ, Государственный комитет РФ по высшему образованию, Федеральная служба по труду и занятости. На региональном и местном уровнях профориентационную работу проводят учебные заведения, центры занятости, центры профориентации. В реализации основных форм профориентационной работы им помогают организации, являющиеся главными потребителями результатов профориентации.
Профориентационная работа направлена на усиление престижа и привлекательности профессий и специальностей в обществе, в различных социальных группах. При этом следует учитывать, что престиж и привлекательность работы могут быть связаны с авторитетом и популярностью конкретной организации. Она способна формировать свой положительный образ в глазах потенциальных сотрудников в процессе профориентационной работы.
Тест по теме №10
97.ТЗ 97 Тема 2-10-0
Вопрос:
К основным формам профориентационной работы не относятся:
Закрытые ответы (альтернативы):
98.ТЗ 98 Тема 2-10-0
Вопрос:
Одной из важнейших задач профориентации является:
Закрытые ответы (альтернативы):
+ содействие быстрым структурным сдвигам в занятости
содействие дополнительному освоению профессиональных возможностей
включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями
включение работника в систему организационного механизма управления
99.ТЗ 99 Тема 2-10-0
Вопрос:
Оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося человека с целью выявления состояния его здоровья, направленности и структуры способностей, интересов и других факторов называется:
Закрытые ответы (альтернативы):
100.ТЗ 100 Тема 2-10-0
Вопрос:
Профориентация имеет целью:
Закрытые ответы (альтернативы):
+ формирование у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей развития производства
+ приведение в соответствие личностных ориентаций с возможностями развития организации
изменение знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды
101.ТЗ 101 Тема 2-10-0
Вопрос:
Приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности называется адаптация
Закрытые ответы (альтернативы):
102.ТЗ 102 Тема 2-10-0
Вопрос:
Психофизиологическая адаптация характеризует:
Закрытые ответы (альтернативы):
приспособление работника к относительно новому социуму, нормам поведения; налаживание контактов
приобретение или доработку трудовых способностей (профессиональных знаний, навыков), изучение технологического процесса
+ приспособление к новым физическим и психологически нагрузкам, условиям труда
усвоение роли или организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, понимание механизма управления
обсуждение новейших разработок и определение приоритетных направлений развития персонала, исходя из целей и задач инновации
103.ТЗ 103 Тема 2-10-0
Вопрос:
К факторам, влияющим на профессиональную адаптацию, относят:
Закрытые ответы (альтернативы):
правила трудового распорядка
степень готовности рабочего места к трудовому процессу
+ характер и содержание труда в данной профессии
нормы взаимоотношений в коллективе
+ уровень организации и условия труда
104.ТЗ 104 Тема 2-10-0
Вопрос:
Организационно – административная адаптация позволяет работнику:
Закрытые ответы (альтернативы):
ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией
+ ознакомиться с особенностями организационного механизма управления, местом своего подразделения в организационной структуре
включиться в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями
ознакомиться с новыми требованиями трудовой, производственной и технологической дисциплины
105.ТЗ 105 Тема 2-10-0
Вопрос:
Механизм управления профессиональной ориентацией и адаптацией осуществляется через.
Закрытые ответы (альтернативы):
формирование органов образования
+ формирование и развитие системы органов управления различного уровня
формирование, развитие и совершенствование системы органов управления и образования различного уровня
формирование и развитие системы органов контроля различного уровня
сокращение текучести рабочей силы
106.ТЗ 106 Тема 2-11-0
Вопрос:
К факторам, влияющим на санитарно-гигиеническую адаптацию, относят:
Закрытые ответы (альтернативы):
+ правила трудового распорядка
+ степень готовности рабочего места к трудовому процессу
+ состояние производственной и технологической дисциплины
нормы взаимоотношений в коллективе
профессиональная структура коллектива
121.ТЗ 121 Тема 2-11-0
Вопрос:
Термин “дисциплина” имеет следующее значение:
Закрытые ответы (альтернативы):
+ обязательное для всех членов трудового коллектива подчинение установленному порядку, правилам
обязательное ежедневное посещение рабочего места сотрудниками организации
обязательное регулярное исполнение заданий руководителя подразделения
обязательное содержание рабочего места в порядке
следование нормам и правилам, установленным в Трудовом кодексе РФ
122.ТЗ 122 Тема 2-11-0
Вопрос:
Трудовую дисциплину характеризует:
Закрытые ответы (альтернативы):
+ соблюдение установленного распорядка работы, выполнение закрепленных за работником обязанностей и распоряжение вышестоящих руководителей
обязательное соблюдение всех технологических операций, предусмотренных производственным процессом
своевременное выполнение производственных заданий, соблюдение правил эксплуатации оборудования
соблюдение норм расхода сырья, правил охраны труда и техники безопасности
рациональное использование производственных мощностей, своевременное и качественное обслуживание рабочих мест
123.ТЗ 123 Тема 2-11-0
Вопрос:
Технологическая дисциплина – это:
Закрытые ответы (альтернативы):
соблюдение норм расхода сырья, правил охраны труда и техники безопасности
соблюдение установленного распорядка работы, выполнение закрепленных за работником обязанностей и распоряжение вышестоящих руководителей
+ обязательное соблюдение всех технологических операций, предусмотренных производственным процессом
своевременное выполнение производственных заданий, соблюдение правил эксплуатации оборудования
рациональное использование производственных мощностей, своевременное и качественное обслуживание рабочих мест
Основные методы профориентационной работы
Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.
Формы профориентационной работы.
Пассивные формы профориентации – школьные мероприятия:
- в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
- в старших — вечера встреч со специалистами.
- беседы о профессиях,
- приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
- проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление
- стенды и витрины «Профессии».
- посещения школьниками предприятий и учреждений.
- создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
- выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.
Активные формы профориентации.
- организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
- вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
- развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
- занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) – система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
- консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
- профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.
- рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
- издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.
- создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
- профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
- профориентационная работа центров занятости населения.
Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).
Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии – воспитание в семье, семейные традиции.
Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация – система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.
Форрмы и методы – совет, компетентная рекомендация.
Силы – пункты профессиональной консультации, кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи, специальные профконсультационные пункты, учреждения, где молодой человек, мог бы навести нужные справки, пройти психологическое и медицинское обследование (экспертизу) и после выявления его индивидуально-психологических особенностей получить научно обоснованный совет относительно выбора конкретной военной профессии.
Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.
Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.
Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.
Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.
Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.
В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.
Профориентационная диагностика – процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность – мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере.
Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.
Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.
Прямые методы – личностные опросники интересов:
- дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО),
- профессионально-личностныйй опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие.
Недостаток прямых методов – попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов
При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).
Опросники ДДО и ПЛО – перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:
- “человек-человек”,
- “человек-художественный образ”,
- “человек-техника”,
- “человек-знаковая система”,
- “человек-природа”.
Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.
Профессионально-личностный опросник (ПЛО) – предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.
Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жизненный опыт.
Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:
Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );
В – сенсомоторные (специалисты связи);
Г – сенсорные (водительский состав);
Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);
Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).
Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.
Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации – семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида:
- ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД),
- деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).
Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее, дополнительное значение – измерение уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление, лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.
Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.
К основным формам профориентации не относят
Успешность профессионального обучения существенно зависит от характера профориентационной работы. Профориентация – это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.
Профориентация – это содействие профессиональному самоопределению человека, которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное самоопределение и профессиональное “созревание” длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от изменений в себе самом, от отношения к труду. Профессиональное развитие человека – это непрерывная цепь профессиональных выборов. На каждом этапе на эти выборы могут оказывать влияние профориентационные факторы, исходящие как от социальной среды, так и от самого человека.
Проведение профориентации – это осуществление широкой программы действий. Назовем основные вехи этой программы:
- необходимо иметь описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон – предмета труда в профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Особо следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе. При этом может использоваться так называемый веер профессий: веер профессии – это присущая данному этапу развития экономики страны и педагогически целесообразная модель дифференцированного распределения профессий между территориальными единицами, отраслями производства, учебными заведениями, отраженная в общественном и индивидуальном сознании в соответствии с социальной значимостью профессии, требованиями полноты и неизбыточности информации, логической преемственности развертывания профориентационного процесса. Функция “веера профессии” – обеспечение соответствия содержания профориентационной работы экономической реальности данного региона, города;
- надо опереться далее на подробное изложение требований к субъекту труда – психограмму, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии ПВК. Особо надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней (например, нелюбовь к детям у педагога замедленная реакция у водителя). Важно изложить те психологические качества и даже тип личности, которые могут развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;
- необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о человеке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания (понимание качеств профессионала в данной профессии) и самосознания (выявление наличия этих качеств и возможностей у себя), историю его выбора профессии и этапы, подводящие к этому, объективную картину мотивационной и операциональной сфер его психического развития;
- необходимо располагать приемами помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии;
- целесообразно использовать ряд процедур профконсультации: выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других (по ее графической модели, в ходе профконсультационных игр; соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека “ощущения профессии”, которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.
В ходе профконсультации важно учитывать:
- общую профессиональную направленность личности, называемую иногда профессиональной валентностью личности (С.Я. Батышев). Наблюдаются моновалентные, поливалентные относительно мира профессий типы людей, а также неопределенные типы. Профессиональную валентность можно расширить в ходе обучения и воспитания, но важно учитывать, насколько целесообразно тот или иной ярко выраженный тип человека адаптировать к неадекватным видам профессии;
- соотношение мотивационной и операциональной сферы у данного молодого человека, а также затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии; например, операциональная сфера может забегать вперед мотивов (способности есть, а интереса к профессии нет), мотивационная сфера может опережать операциональную, когда молодой человек стремится к профессии, например, к актерской, но не обладает нужными качествами; или способности и мотивы есть, но усилия и затраты на пути профессии очень велики, например, получение данной профессии вредит здоровью или приносит ущерб семье;
- индивидуальные особенности учащихся, проявляющиеся в отсутствии выраженных способностей и склонностей, в колебаниях и неуверенности человека, в присутствии противоречивых, неоднозначных мотивов выбора профессии.
Психофизиологические особенности к началу трудовой деятельности еще не говорят однозначно о пригодности человека, главное зависит от личности, от желания трудиться в этой сфере. Центральное внимание надо уделить анализу типа личности, а не только отдельных ее качеств. Соответственно профессию желательно подбирать не к отдельным ПВК человека, а к целостной личности. С другой стороны, целесообразно ориентировать личность не на узкую профессию, а на достаточно широкий спектр специальностей внутри профессии (например, учитель-предметник, методист, управленец, школьный психолог), что облегчает взаимозаменяемость специалистов, их возможную переквалификацию.
Готовность к выбору и к овладению профессией определяется знанием требований профессии к человеку и адекватной оценкой человеком необходимых ПВК у себя, успешным решением учебно-профессиональных задач. Выбор профессии считается удачным, если человек эффективно осуществляет профессиональную деятельность, приносит пользу обществу, получает удовлетворенность от этого, а также если его психофизиологические затраты на получение профессионального образования и на осуществление профессиональной деятельности не являются чрезмерными.
Необходимо располагать и системой приемов по продолжению профориентационной работы с человеком в условиях его профессиональной адаптации на этапе начала учебы и работы, в условиях его переквалификации на последующих этапах. Профориентация сопровождает и раннее, и позднее профессиональное самоопределение человека, продолжающееся всю жизнь.
Все эти приемы профориентационной работы желательно знать молодому человеку, выбирающему профессию, чтобы активно и сознательно участвовать в этой работе в качестве главного действующего лица, субъекта выбора профессии
Понятие, цель и формы профориентации
Профессиональная ориентация и адаптация выступают важным составным элементом системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и производством. Они призваны способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер по профинформа-ции, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособ-ность, что в конечном счете ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.
Есть еще одна важная задача профориентации – содействие быстрым структурным сдвигами занятости. В настоящее время многоукладная экономика предоставляет, работни-кам с разными способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотива-ционного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работ-ники не воспримут профориентацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности.
Чтобы выявить и развить психологический и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представ-ляет собой способ организации взаимосвязанных процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др.
Цель профориентации – оказание помощи молодым людям и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, нахождении места работы или учебы с учетом склон-ностей интересов. Задачи профориентации – информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.
Сложились следующие формы профориентационной работы:
• профессиональное обучение – начальная профессиональная подготовка школьников по основам различной профессиональной деятельности;
• профессиональная информация – система мер по ознакомлению ищущих работу с ситуацией на рынке труда, перспективами развития видов деятельности, характером работы по основным профессиям и специальностям, условиями и оплатой труда профессиональ-ными учебными заведениями и центрами подготовки персонала;
• профессиональная консультация – оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы путем изучения личности обратившегося за консульта-цией человека в целях выявления состояния его здоровья, направленности и структуры спо-собностей, интересов и других факторов, влияющих па выбор профессии или направление переподготовки;
• профотбор – часть процесса найма персонала, включающая систему методов и приемов проведения медицинского обследования, психофизиологической диагностики лич-ности в целях выбора из группы работников кандидатов на определенную должность, кто при прочих равных условиях способен наилучшим образом выполнять конкретные трудовые функции.
подбор – выбор из нескольких работников, имеющих одинаковую профессию, специа-льность, квалификацию, отвечающих одним и тем же требованиям кандидата па должность;
профессиональный набор – массовое назначение или выборы на должность специалис-тов различных профессий и квалификаций, прошедших отбор и профотбор; выдвижение – назначение работника, работающего в данном коллективе, на новую, более высокую должность;
ротация – назначение, при котором место работы меняется в соответствии с принци-пом: «Нужному работнику – нужное место». В этом случае формируется специалист с квалификацией широкого профиля.
Источники:
http://studbooks.net/1272799/pedagogika/formy_proforientatsionnoy_raboty
http://studopedia.su/15_152585_osnovnie-formi-proforientatsionnoy-raboti-professionalnoe-prosveshchenie-professionalnaya-konsultatsiya-professionalnaya-informatsiya.html
http://studopedia.ru/3_209621_test-po-teme-.html
http://hr-portal.ru/article/osnovnye-metody-proforientacionnoy-raboty
http://www.sites.google.com/site/otvetrud/25
http://helpiks.org/6-30773.html