Индексация тк рф
Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Новая редакция Ст. 134 ТК РФ
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Комментарий к Статье 134 ТК РФ
К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.
Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.
Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.
К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.
Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.
Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.
Другой комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Реальная заработная плата – это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и как результат – к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.
2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится, прежде всего, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен с целью поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Индексация заработной платы осуществляется путем умножения ее номинальной величины на установленный индекс цен.
Механизм, предусмотренный в Законе от 24 октября 1991 г., к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.
3. Наряду с индексацией Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия Закона об индексации и до настоящего времени увеличился более чем в тысячу раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).
4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Так, порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.
5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий в себя ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или в локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума и т.п.).
Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Ст 134 ТК РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Комментарий к статье 134 ТК РФ:
1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.
В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.
Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.
2. Применяя ст 134 ТК РФ следует учитывать, что индексации подлежит не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).
3. Трудовое законодательство с 1 января 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.
4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.
5. В организациях так называемого “реального сектора экономики”, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей – физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя ст 134 ТК РФ этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.
6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).
Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, отраслевое тарифное соглашение между ЦК профсоюза машиностроителей Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на 2009 – 2011 годы (п. 4.5) рекомендует по окончании каждого квартала производить индексацию заработной платы работников исходя из уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ, на территории которого находится организация (СПС КонсультантПлюс). Иной подход избран в Отраслевом соглашении по транспортному строительству на 2007 – 2009 годы (п. 2.4): оно предписывает работодателям отрасли ежеквартально осуществлять индексацию тарифных ставок (окладов) не менее чем на величину роста потребительских цен на товары и услуги за прошедший период на основании данных Федеральной службы государственной статистики (СПС КонсультантПлюс). В коллективном договоре Открытого акционерного общества “Балтийский завод” на 2007 – 2009 годы работодатель принял на себя обязательство 2 раза в год (в январе и июле) индексировать заработную плату на 3,0% работникам, у которых она при полностью отработанном месячном фонде составляет менее двукратного размера прожиточного минимума по Санкт-Петербургу (п. 6.1).
Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
Текст статьи 134 ТК РФ в новой редакции.
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.
Комментарий к ст. 134 Трудового Кодекса РФ
Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.
§ 1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.
Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.
В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”.
Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации – поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.
Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, – на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.
§ 2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения – в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.
§ 3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.
Статья 134 ТК предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.
§ 4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.
О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК.
§ 5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК).
§ 6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.
Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях. Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.
При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).
В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.
Статья 2 Закона РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.
Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях” в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.
Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.
Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).
В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 22).
Следующий комментарий к статье 134 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 134 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. Реальная заработная плата – это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.
2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.
3. Наряду с индексацией Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).
4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.
5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).
6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.
Мужчине пять лет не повышали зарплату, и он взыскал с работодателя 4,5 млн рублей
В Тюмени мужчина пять лет работал на крупном предприятии заместителем генерального директора. В ноябре 2017 года он попал под сокращение и был уволен.
Однажды мужчина прочитал в коллективном договоре, что работодатель должен раз в год индексировать ему зарплату. Но никакой индексации не было. Цены растут, молоко в прошлом году стоило 50 Р , в этом — уже 65 Р , а зарплату никто не увеличивал с первого дня работы.
Мужчина написал директору заявление об индексации заработной платы. Оно осталось без ответа. Тогда он подсчитал, на сколько увеличилась бы его зарплата по индексу потребительских цен за все пять лет. Получилось больше 2 млн рублей.
Мужчина прибавил к этой сумме компенсацию морального вреда, расходы на юриста — и пошел в суд.
Аргументы сторон
Работник опирался на коллективный договор предприятия и трудовой кодекс. В ст. 134 ТК РФ говорится, что из-за роста цен на товары и услуги работодатели должны индексировать зарплату своим работникам. Это касается и бюджетных организаций, и коммерческих. В коллективном договоре также был пункт, по которому работодатель обязался индексировать зарплату не реже раза в год.
Индексация — это увеличение зарплаты пропорционально росту цен. Она защищает деньги от инфляции. Когда повышаются цены, работник может купить меньше товаров, фактическая сумма зарплаты снижается. Чтобы этого не происходило, предусмотрена индексация.
Мужчина решил, что это безусловная обязанность работодателя, поэтому и захотел взыскать недоплату через суд после увольнения. Раньше обратиться в суд не мог, потому что боялся негативных последствий со стороны руководства.
Работодатель не согласился с требованиями истца. Во-первых , работник пропустил трехмесячный срок исковой давности для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, связанного с невыплатой сумм индексации зарплаты. Во-вторых , мужчина и так нормально зарабатывал. Ему регулярно выплачивали премии и надбавки, один раз повысили оклад на 2 тысячи рублей. Это значит, что зарплата работника индексировалась, просто он об этом забыл.
А еще в организации, вообще-то, отсутствует внутренний нормативный акт об индексации зарплаты. Действие пункта коллективного договора, на который ссылается истец, было приостановлено решением общего собрания трудового коллектива от 8 ноября 2017 года. Значит, компания никому ничего не должна.
Что сказали суды
Повышать покупательную способность зарплаты можно разными способами. В трудовом кодексе нет конкретного порядка индексации. Поэтому работодатели могут сами выбирать периодичность и величину индексации в зависимости от специфики деятельности организации и ее платежеспособности. Например, можно произвольно увеличивать оклады или платить премии.
Ответчик ежемесячно выплачивал истцу премию, надбавку за профессиональные качества и квалификацию, ежегодно — премию по итогам года и ко дню рождения, а еще — материальную помощь к отпуску в размере одного оклада. Размер персональной надбавки к окладу повышался ежегодно. Это и была индексация.
Условие коллективного договора, которое предусматривало обязанность компании индексировать зарплату, было приостановлено. А другого локального нормативного акта по этому вопросу в компании не было. Вскоре после подачи иска к ответчику пришла трудовая инспекция, которая велела принять положение об индексации зарплаты. Но наш истец к тому времени в компании уже не работал.
Ответчик все сделал правильно, а требования истца необоснованны. Кроме того, он пропустил трехмесячный срок исковой давности, который исчисляется со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В общем, в иске ему мы отказываем.
Коллеги из первой инстанции правильно разрешили спор, но немного ошиблись со сроком исковой давности. Дело в том, что, пока истец работал у ответчика, срок для предъявления иска по делам о невыплате заработной платы и других причитающихся сумм увеличили до одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Но по сути решение правильное, ответчик и так достаточно платил истцу.
Локального нормативного акта с условием об индексации не было, значит, можно было доплачивать как угодно. Премии и надбавки выплачивались, все в порядке. Ответчик прав.
Решение предыдущего суда мы оставляем в силе.
Мужчина с решением судов не согласился. Так дело дошло до Верховного суда.
Вообще-то работодатель обязан индексировать зарплату в связи с ростом цен, даже если он не прописал это в своих локальных нормативных актах. Нарушение норм трудового кодекса — проблема работодателя, а не работника. Суды сделали вывод, что отсутствие документа об индексации — повод ее не выплачивать. Но это ошибка.
Государство гарантирует право на индексацию всем, кто работает по трудовому договору. Увеличение реального содержания зарплаты — такая же обязанность работодателя, как и оплата труда, выплата отпускных и больничных. Если работодатель не выполняет эту обязанность, работник может взыскать индексацию через суд. Если нарушение обнаружит трудовая инспекция, организацию оштрафуют.
Суды правильно написали, что индексация — это не единственный способ сохранения покупательной способности зарплаты. Коммерческие организации сами определяют, как увеличивать реальное содержание зарплаты своих работников. Это может быть и премирование, и периодическое увеличение оклада. Но тогда это должно быть прямо предусмотрено в локальных нормативных актах.
Нельзя выплатить премию и сказать, что это индексация. Нужно сначала прописать во внутренних документах, что работникам производится индексация зарплаты в виде ежемесячного премирования, указать, в какой день будет выплачиваться премия, и ознакомить с этим документом всех сотрудников.
В нашем деле работнику действительно регулярно выплачивали премии и надбавки. Но суды не проверили, выплачивались ли эти деньги именно в целях повышения реального содержания зарплаты и ее покупательной способности. А должны были проверить. Вот главное обстоятельство в этом деле.
Приостанавливать условия коллективного договора о ежегодной индексации незаконно, потому что это ухудшает условия труда работников по сравнению с трудовым кодексом. Суды не обратили на это внимания, хотя это важно. Еще одна ошибка в решениях коллег.
По поводу срока исковой давности — тоже вопрос. Работник должен обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате заработной платы и других выплат в течение одного года со дня установленного срока выплаты соответствующих сумм. Суды не определили точную дату начала течения срока давности, а просто указали, что он пропущен. В этом тоже нужно еще раз разобраться.
Местные суды неправы, дело надо отправить на пересмотр.
Дело отправили на пересмотр в районный суд — с указанием, какие вопросы нужно выяснить.
На втором круге судебного дела районный суд вынес практически такое же решение, как и на первом. Судья не исправил ошибки, допущенные при первоначальном рассмотрении, — как будто не прочитал определение Верховного суда РФ.
Работник и так очень хорошо зарабатывал, получал всевозможные премии и надбавки. Никакая индексация ему не положена. Дополнительно хотим отметить, что ответчик оплачивал своим работникам медицинские услуги по полису ДМС, истец ими тоже пользовался.
В иске отказать.
А вот в областном суде определение ВС РФ, видимо, все же прочитали.
Областной суд ❗️
Истец абсолютно прав. Ответчик обязан производить регулярную индексацию зарплаты, но не сделал этого. Значит, должен выплатить все сейчас. Индекс потребительских цен для этого подходит. Все расчеты и доводы истца верны, срок исковой давности не пропущен.
Надбавки выплачивались работнику за профессиональные качества и добросовестное отношение к работе, а премии — за выполнение показателей. Повышение цен тут ни при чем.
Итог. Всего по решению суда мужчина должен получить 4 694 974 Р :
- задолженность по индексации заработной платы — 2 804 888 Р ;
- компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ — 1 755 086 Р ;
- компенсацию морального вреда — 10 000 Р ;
- компенсацию расходов на оплату услуг представителя — 125 000 Р .
На это ушло два года судебных разбирательств. Дело длилось с ноября 2017 по декабрь 2019 года.
Как узнать, полагается ли вам индексация зарплаты
Все, кто работает по трудовому договору, имеют право на индексацию зарплаты. Это не зависит от желания работодателя.
Если вы работаете в коммерческой организации — в магазине, страховой компании или частной школе, — вам должны повышать реальное содержание зарплаты. У бюджетников — другая история: им зарплаты индексирует государство. Но есть нюансы:
- В организации должен быть документ — коллективный договор или локальный нормативный акт, определяющий механизм индексации. Например, положение об оплате труда.
- Индексация — это не единственный способ повышения уровня реального содержания заработной платы. Увеличение зарплаты и выплата премий тоже считаются, но только если это указано в локальном нормативном акте.
- Размер индексации может быть любым. Индекс роста цен — подходящий, но не единственный ориентир.
- Периодичность индексации законом не установлена. Работодатель может установить индексацию хоть раз в пять лет. Я не нашла судебной практики, которая бы подтверждала, что это незаконно.
- Суды признают законным включение в локальный нормативный акт условия, что индексацию компания проведет, только если у нее есть для этого финансовая возможность. Но при этом необходимые экономические показатели тоже должны быть установлены и прописаны во внутреннем документе организации. Если компания их не достигла, то отсутствие индексации — это не нарушение.
Что все это значит
В этом судебном деле еще остались вопросы. Например, законна ли индексация раз в пять-десять лет? А использование индекса роста цен — это частный вывод суда на основании конкретных обстоятельств дела или новое общее правило для всех случаев, где работодатель не позаботился о другом механизме индексации?
Решение по этому делу вынесли только в декабре 2019 года. Нужно посмотреть, что теперь будет с судебной практикой. В 2017 году Верховный суд РФ уже разбирался с аналогичным вопросом. Тогда он указал, что если организация время от времени платит сотрудникам премии, это можно считать повышением реального содержания зарплаты. Сейчас позиция изменилась: нужно, чтобы порядок был установлен в локальных нормативных актах или трудовом договоре. Иначе это не индексация.
Если вы хотите уже сейчас разобраться в том, как работает индексация в вашей компании, найдите внутренний документ об оплате труда. Попросите отдел кадров вам помочь. Если установленный в локальных нормативных актах порядок индексации не работает или он не установлен вообще, то можно идти в суд. Теперь вы знаете, на что ссылаться.
Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (действующая редакция)
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 134 ТК РФ
1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.
В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.
Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.
2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).
3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.
Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.
Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 “Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем”). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).
4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.
5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей – физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.
6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).
Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).
Индексация заработной платы: право или обязанность работодателя?
Многие работодатели ошибочно считают, что индексация зарплаты — это их право: если они хотят, то могут проводить ее, а если не хотят, имеют право отказаться. Однако ст. 134 ТК РФ дает четкий ответ на этот вопрос: индексация заработной платы в коммерческих компаниях производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Работодатели нередко путают два понятия — индексация зарплаты и повышение зарплаты. В отличие от повышения оклада, которое работодатель осуществляет по своему решению и при наличии финансовых возможностей, индексация является гарантией по оплате труда и должна производиться всем работникам, работающим по трудовому договору (Определение КС РФ № 913-О-О).
Ст. 130 ТК РФ говорит о том, что меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, включаются в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Эти меры, согласно ст. 134 ТК РФ, заключаются в индексации зарплаты с учетом роста потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации зарплаты может соответствовать официально установленному по итогам определенного периода индексу потребительских цен на товары и услуги (в целом по стране или в отдельном регионе). Индекс потребительских цен на товары и услуги можно узнать на официальном сайте Росстата. Также она может соответствовать величине инфляции, которая закреплена в федеральном законе о федеральном бюджете. Кроме того, величина индексации зарплаты может соответствовать росту прожиточного минимума трудоспособного населения.
Важно учитывать, что госучреждения, муниципальные учреждения индексируют заработную плату в том порядке, который спускается свыше через нормативно-правовые документы. Другие работодатели обязаны прописывать порядок индексации в локальных нормативных актах. В Письме Роструда от 19.04.2010 № 1073-6-1 говорится, что «если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагаем, необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты». То есть Роструд напрямую говорит о том, что работодатель обязан прописывать порядок индексации заработной платы.
Периодичность и порядок индексации зарплаты
Если проверяющий из госинспекции труда при проверке выявит, что ни в одном из локальных нормативных актов компании не прописаны условия и порядок индексации зарплаты, это будет являться основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.
Что необходимо прописать в локальных нормативных актах:
- периодичность индексации зарплаты;
- величину индексации зарплаты (компания может ориентироваться на индекс потребительских цен на товары и услуги, опубликованный на сайте Росстата, или на уровень инфляции, публикуемый в федеральном законе о бюджете РФ);
- часть заработной платы, которая будет индексироваться.
Периодичность во многом зависит как от добросовестности работодателя, так и от его финансовых возможностей. В зависимости от того, какой коэффициент повышения работодатель выбирает, индексацию можно проводить раз в месяц, раз в квартал или раз в год. При этом для ежеквартальной индексации лучше выбирать показатель прожиточного минимума, а для ежегодной — показатель инфляции.
Порядок индексации зарплаты, выбранный работодателем, закрепляется в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
Поскольку в действующем законодательстве не установлен конкретный порядок индексации зарплаты, то работодатель, впервые производящий ее, должен внести положение об обязанности работодателя периодически повышать оплату труда в локальный нормативный акт или коллективный договор. Можно для этого предусмотреть отдельную главу в одном из этих документов либо принять новый локальный нормативный акт. После этого все работники должны ознакомиться с правилами индексации под роспись.
Индексация заплаты производится по приказу руководителя. Приказ является основанием, по которому вносятся изменения в штатное расписание, заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам об индексации окладов. Он регистрируется в журнале регистрации приказов или распоряжений.
Далее нужно ознакомить работников с приказом об индексации зарплаты. В трудовых договорах указаны непроиндексированные оклады и надбавки, поэтому с работниками нужно заключить дополнительные соглашения об изменении условий трудовых договоров и указать новые проиндексированные надбавки и оклады.
Индексация касается всех работников организации, поэтому при расчете среднего заработка при расчете отпускных это повышение надо тоже учитывать. При этом предусмотрено два варианта расчета повышающего коэффициента:
- Если проиндексированы только оклады, то используется формула:
Новый размер оклада / оклад до повышения - Если индексация затрагивает всю систему оплаты труда, то используется формула:
Новый размер оклада + новые ежемесячные выплаты / оклад до повышения + прежние ежемесячные выплаты
Требования к индексации зарплаты в 2019 году: комментарии Минтруда
В Письме Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305 ведомство в очередной раз напомнило о содержании ст. 134 ТК РФ и о том, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Обычные работодатели, в отличие от госорганов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, индексируют зарплату в том порядке, который установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Госорганы и муниципальные учреждения делают это в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Поскольку трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы, правила определяются на основании определенных факторов:
- в зависимости от источника финансирования организаций;
- законами и подзаконными нормативными актами — для госорганов;
- коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом — для других организаций.
Индексация — это увеличение заработной платы работников на уровень инфляции, при этом работодатель вправе дополнительно увеличить размер заработной платы отдельным категориям работников, уточняется в Письме Минтруда.
Специалисты отмечают, что повышение зарплаты может осуществляться разными способами:
- путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и, соответственно, трудовым договором работников;
- путем увеличения отдельных выплат, входящих в зарплату (например, увеличение оклада (доли тарифа в структуре заработной платы)).
Работодатель выбирает наиболее приемлемый способ с учетом мнения представительного органа работников. Но самое главное, на что обращает внимание Минтруд: обеспечение повышения реального содержания заработной платы — обязанность работодателя.
Источники:
http://tkodeksrf.ru/ch-3/rzd-6/gl-21/st-134-tk-rf
http://trud-kodeks.ru/statya-134-tk-rf
http://tkrf24.ru/statia-134-tk
http://journal.tinkoff.ru/omg/indexacia-zp/
http://www.zakonrf.info/tk/134/
http://kontur.ru/articles/4998