3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гедонистическая модель ценностных ориентаций личности основана на

Определение ценностных ориентаций

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

М. Рокич предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека и представил действенный инструмент их измерения.

Ценности — это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на базе которых человек осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности. Ценности личности выступают в качестве основы для формирования жизненной стратегии, во многом определяют линию профессионального развития.

Ценностная ориентация — это понятие социальной психологии, под которым понимается:

  1. идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки человеком социальных объектов и событий;
  2. способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.

В последнем случае ценностные ориентации выступают в качестве индивидуальной идеологии стиля жизни. Они формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других элементах внутреннего мира, реализуются в поведении личности. В структуре деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми сторонами, они обеспечивают устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения. Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону направленности личности и отражает внутреннюю основу ее отношения к действительности.

Ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретное проявление отношения личности к фактам действительности, а с другой — система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.

Ценностные ориентации — сложное образование, в котором можно выделить три основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный — эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий — связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.

Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени их сформированности можно судить об уровне развития личности. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости, показатель меры социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций — признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.

М. Рокич (Milton Rokeach) предложил теоретическую модель для изучения ценностных ориентаций человека (в рамках когнитивного подхода) и представил действенный инструмент их измерения (Milton Rokeach Value Survey). И теория, и методика широко используются психологами, экономистами, а также специалистами в области политических наук. Теория М. Рокича объясняет, что такое ценности, что люди ценят и в чем состоят функциональные цели системы ценностей.

В качестве основного диагностического конструкта автор теста рассматривает направленность личности, понимаемую как значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций, которыми он руководствуется в своей жизни. В зависимости от устремлений, которые человек пытается реализовать, жизненные сферы (профессиональная, обучения и образования, семейная, общественная жизнь и сфера увлечений) представляют для разных людей различную степень значимости.

Учеными предложено множество типологий ценностей, наиболее известно разделение на духовные, социальные и материальные. Кроме того, выделяют ценности, соответствующие разным областям социальной жизни (моральные, эстетические, политические, познавательные, экономические и др.). М. Рокич приводит свою типологию:

  • Ценности-цели (терминальные), определяемые им как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.
  • Ценности-средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Инструментальные ценности подразделяются на группы:

  • этические, ценности общения, ценности дела;
  • индивидуалистические, конформистские, альтруистические;
  • самоутверждения, принятия других людей и т. д.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списков ценностей двух классов: терминальных и инструментальных (по 18 пунктов каждый). Сначала испытуемому предлагается набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Результаты теста очень зависят от адекватности в самооценке человека, поэтому специалисты рекомендуют использовать тест М. Рокича в комплексе с другими методиками. Достоинство этого теста — универсальность, удобство и быстрота в проведении и обработке данных. Однако на результаты могут оказать влияние неискренность испытуемого, стремление (не всегда осознанное) давать социально желательные ответы.

Тестирование лучше проводить индивидуально, а не в группе: специалисту будет легче установить доверительные отношения с испытуемым, что повысит вероятность получения искренних ответов.

Направленность личности это.

Одним из важнейших свойств личности является ее направленность. Направленность личности — это устойчивая система характеристик лица, определяющая тенденции характерного поведения. В этой статье мы остановимся на этой категории детально. В конце статьи мы расскажем, как любому человеку определить свою направленность.

Определение понятия личности во многих науках не имеет устоявшегося свойства, но общее есть среди них всех: исследователи считают ведущим компонентом ее структуры направленность. Последняя выражает цели, к которым стремится индивид, превращая те или иные программы в реальность. Таким образом происходит формирование отношения к действительности и прочное установление личностных характеристик.

Психологическое состояние, включая психические процессы подвергаются корректировки ввиду воздействия на них направленности.

Свое выражение она может находить в разнообразных формах, будь то склонности, антипатии, вкусы или привязанности. Ни одна сфера жизни человека не останется без ее влияния: профессиональная, политическая, семейная и прочие. В общем смысле обращенность интересов лица заключается в определении того, чего желает человек. При этом такое желание устойчиво и задает приоритетные тенденции поведения.

Процесс формирования

Существуя, как независимая категория, которая всегда социально обусловлена, устремленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов. Зачатки формирования происходят в процессе воспитания. Также потребности непосредственно формируют ее. Так, занимая центральное место, нуждаемость в чем-либо регулирует активность лица и его избирательность в конкретных ситуациях.

Охарактеризовать направленность можно беря во внимание следующие факторы:

  • диапазон тех сфер, в которых проявляет себя лицо (широта);
  • распределение видов конкретной нацеленности каждого индивида (иерархия);
  • нравственный облик, значение устремлений с позиции оценки общества (уровень зрелости);
  • сила, с которой индивид реализует свои установки (интенсивность).

Альтруизм

Говоря об этом понятии, его можно приравнять к принципу жизни, который ставит важность благосостояния других людей приоритетнее собственных. Такое положение вещей всегда ценится духовными и религиозными нормами. Альтруизм существует уже долгие века и своего искоренения пока не достиг.

У истоков формирования этого понятие лежит принцип, который гласит — «жить для других». По мнению ученых формирование в сущности человека альтруистической направленности не может обуславливаться генетической предрасположенностью, напротив, ее появление более вероятно под влиянием социальной среды.

Источником, наряду с вышеуказанными причинами, являются установки, поставленные родителями при воспитании. К таковым можно отнести системы поощрений и наказаний, вид реакции на действия ребенка.

Таким образом, под альтруистической установкой можно понимать ничто иное, как выражение ценностных ориентации личности, сложившихся на основании отношений с другими людьми.

Характерные черты альтруистов

Индивидуальность, у которой ярко выражается подобный крен заинтересованностей, обладает высокой степенью толерантности, доверчивости и благожелательности. Способность к жестокости и каким-либо ухищрениям имеет малую долю вероятности.

В данном аспекте стоит рассмотреть личность преступника и преступную направленность. Как известно, в причинности преступности лежат не только условия, способствовавшие совершению преступления, но и условия, обуславливающие среду формирования индивидуума. Последние воздействуют на лицо таким образом, что происходит искажение привычных взглядов, которые таковыми являются с позиции общества, это заставляет преобразовать понятий аппарат, а, следовательно, и восприятие действительности.

Составляющие антисоциальной нацеленности

Преступная сосредоточенность интересов характеризуется несколькими факторами:

1. Уровень духовного развития;

2. Уровень моральной зрелости;

3. Нравственная устойчивость;

4. Интенсивность вовлеченности.

Под зрелостью в данном контексте стоит понимать уровень общественной идейности, значимость основных стремлений персоны, включая морально-политический облик. Интенсивность вовлеченности, в свою очередь, определяет уровень включения в установленные цели.

Гедонистическая направленность личности представляет собой такую установку, при которой в системе ценностей на первый план выходит личное удовольствием. В настоящее время такое проявление может быть как просоциальным, то есть во благо общества, так и асоциальным.

Отличительные особенности гедонистических персон

Во-первых, такая линия поведения имеет различия по гендерному признаку. Во-вторых, человек с подобным склонностями зачастую не подвергает четкому анализу свои действия, то есть совершает деяния практически необдуманно. В-третьих, эстетическая составляющая для этого типа не характерна.

Таким образом, подобной сконцентрированности лица важно получение результата, направленное на удовлетворение собственных потребностей путем наслаждения. Остальное вторично. Отсюда можно выделить иерархию мотивации:

  • физиологические потребности;
  • необходимость нахождения в безопасности;
  • мотивы получения удовольствия.

В условиях глобализации технического прогресса образование играет отнюдь не последнюю роль. Поэтому в данном аспекте актуальным будет отметить и проанализировать личность учителя.

Читать еще:  122 тк

Данную группу составляют три направления:

1. Рефлексия управления развитием учащихся.

2. Педагогические способности.

3. Эмоционально-ценностные установки, обуславливающие отношение к деятельности, выполняемой учителем.

Сущность такой адресности

Педагогическая ориентация в своей сущности составляет не только интерес, но и любовь к данному виду профессии, а также осознание вовлеченности и трудностей, сопряженных с этим. Важность и высокую нужду общества в существовании лиц, насыщающих население знаниями и навыками, в совокупности с непосредственным желанием овладеть подобными способностями. Это понимаем сущности в широком смысле.

В узком смысле выделяют два аспекта. Это либо положительное отношение к педагогической деятельности, либо склонность к занятию таковой.

Структура направленности может быть или простой, или сложной, но это второстепенное. Важно, преобладание устойчивого доминирования какого-либо интереса, потребности, которые способны привести человека к настойчивому поиску средств пробуждения в себе нужных ему переживаний как можно сильнее и чаще. Ориентация интересов, характерная для педагогического крена, главным образом, заключается в мотивации к овладению навыками профессии учителя, для пробуждения ориентации на развитие индивидуальности ученика.

Как определить

Для того, чтобы определить направленность личности, можно пройти специальный психологический тест. Я рекомендую Вам пройти тест Шмишека-Леонгарда. Этот тест фиксирует вашу направленность на основании десятка возможных направленностей. Пройти этот тест онлайн можно к примеру тут:

[pwal id=»162349774″ description=»Чтобы посмотреть ссылку: поставьте лайк:»]

ПРОЙТИ ТЕСТ ШМИШЕКА-ЛЕОНГАРДА=>>

Типы личности, зависящие от ценностных ее ориентаций

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 3641 ; Нарушение авторских прав

На выполнение социальной роли личностью, на деятельность человека в обществе оказывают влияние ценностные ориентации. Это предпочтения общества чему- либо, которые находят выражения в различных формах и содержании поведения человека.

В зависимости от ценностных ориентаций выделяются типы личности:

– традиционалисты – ориентированы на долг, порядок, дисциплину, законопослушание, желание самореализации;

– идеалисты – ориентированы критически к нормам, авторитетам, имеют установки на саморазвитие;

– фрустрированный тип – имеет низкую самооценку, подавленное самочувствие, ощущение выброшенности из жизни;

– реалисты – сочетают стремление самореализации с чувством долга и самоконтролем

– гедонистические материалисты – желают удовольствий здесь и сейчас, гонятся за наслаждениями;

– модальный тип – преобладает реально в данном обществе;

– идеальный тип – это желаемая личность, гармонично развитая;

– базисный тип – отвечает потребностям конкретного общества.

Общество стимулирует появление определенных качеств личности и типов поведения. Так, капитализм развивает хитрость, прагматизм, расчетливость, эгоизм, карьеризм. Авторитарное общество формирует беспомощность, безответственность, практику двойных стандартов, паразитическую новацию, которая проявляется в желании перехитрить государство, обмануть систему в достижении своих целей.

Решающую роль в самореализации человека играет социализация как важнейший фактор развития личности. Социализация отличается от понятия «развитие», которое означает развертывание имманентных (внутренне присущих) индивидуальных свойств, от «воспитания», которое отражает целенаправленный процесс формирования личности, согласно принятым в обществе нормам и ожиданиям. Социализацияохватывает не только процесс, но и результат взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний среды общения.

Спектры социализации отражаются в деятельности, общении и самосознании личности:

– в сфере деятельности идет расширение видов социализации, изменение ее содержания, осмысление ее духовно-практической направленности;

– в сфере общения идет расширение социальных контактов, взаимодействий, углубление социального познания, развитие навыков общения;

– в сфере самосознания осуществляется становление образа собственного «Я» как активного субъекта социализации, осмысление своей социальной принадлежности, роли, формирование самоуважения, самооценки.

Многие ученые, разрабатывая концепции социализации, предлагали свое видение этой непростой проблемы.

Г. Тард – французский социолог – в основу социализации положил принцип подражания, в котором определены личностные формы общения «воспитатель – воспитуемый» как базовое социальное взаимодействие.

З. Фрейд – в психодинамической теории социализации придерживается биогенетической, неизменной природы человека, в то же время подчеркивает значение влияния окружения, особенно родителей.

Г. Блумер и Д. Мид в теории о личности придерживаются мнения, что отдельный индивид не является исходным моментом, приоритет – социальному общению, в ходе которого формируются индивидуальные качества личности. Социализация, согласно данной теории, есть процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, с которыми связаны определенные социокультурные значения, смыслы, символы.

Э. Эриксон рассматривает социализацию как ответную реакцию человека на кризисы его жизненных циклов. Основное направление развития личности – есть социальная адаптация на основе мышления, внимания, памяти.

Таким образом, социализация – есть процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения, установок общества, социальной группы, системы связей и отношений, в которую личность включена в качестве субъекта труда, общения и познания.

В качестве источника социализации человека выступают:

– первичный опыт, связанный с периодом детства;

– передача культуры как формы деятельности через социальные институты (семья, детсад, школа, трудовой коллектив и др.).

– интерактивное общение и взаимное влияние людей в процессе их совместной деятельности;

– процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Различаются социализации – первичная и вторичная. Первичная идет через непосредственное воздействие на человека ближайшего окружения, родителей, семьи, школы. Вторичная социализация идет через опосредованное влияние на человека социальных групп, институтов, организаций в общей форме воздействия.

В качестве общих факторов первичной и вторичной социализации личности выступают элементы социальной среды:

– роли и статусы, которые группа и общество предлагают человеку для выбора;

– ценности, социальные нормы, знания, умения и навыки, которыми человек овладевает, чтобы исполнять роли и поддерживать приобретенный статус;

– социальные институты, создающие технологии по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей и норм;

– реальный жизненный процесс: экономический, политический, социальный и духовный.

Социологи выделяют две модели социализации – «модель подчинения» – социализация в условиях регламентации, отбора информации, контроля, выполнения предписанных стандартов поведения, – «модель интереса» – свобода выбора индивидом путей самореализации.

В качестве моделей социализации также можно отметить следующие:

гармоническая модель социализации проявляет себя в том, что индивида вводят в социальную реальность через объективное восприятие им существующих отношений, институтов власти, выработку у него уважения к законам, адекватной реакции на социальные изменения и выполнение им своих обязанностей, ролей.

гегемонистическая модель социализации – индивид, проходя процесс познания мира и вхождения в него, воспринимает больше негативных явлений, ему прививаются чувства неуважения к любым социальным и политическим структурам, явлениям, пренебрежительное отношения к другим индивидам, чувства собственного превосходства над другими, гордости собой, недоступности;

плюралистическая модель социализации свидетельствует о признании индивидом равноправия с другими, признания их прав, свобод, способности менять политические пристрастия, ценностные ориентации;

конфликтная модель социализации: индивид формируется в обстановке нетерпимости, противостояния, противоборства на основе межличностной, межгрупповой борьбы, различных конфликтов, в результате – конфликты, борьбу он воспринимает как естественное состояние.

Часто на социализацию личности влияет окружение индивида. Американский ученый А. Хейлер разработал концепцию «значимого другого». Это та личность, одобрения которой индивид добивается, и указания которой он принимает. В качестве «значимого другого» могут выступать родители, учителя, наставники, популярные личности, участники игр.

Российский ученый В.А. Ядов предложил в качестве социализации индивида учитывать несколько диспозиционных уровней, в которых различные ценностные ориентации, потребности, цели, интересы, установки, начиная от простейших – витальных потребностей – до высоких социальных установок и высших целей индивида.

Социализация личности включает в себя две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.

Интериоризация – это формирование внутренней структуры личности с помощью усвоения ее норм, ценностей, и процесс перевода этих элементов внешней среды во внутреннее «Я». Интериоризация формирует индивидуальность, неповторимость духовного мира личности, способы познания им мира.

Социолог Р. Мертон в зависимости от условий, в которых адаптируется индивид, от решаемых противоречий, предложил реализуемые им типы поведения.

Конформист – лояльно принимает цели и институциональные средства, одобряемые в обществе.

Новатор – принимает цели, одобряемые обществом, но достигнуть их пытается неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные).

Ритуалист – формально использует институциональные средства, не учитывая, что они не соответствуют целям, имеющим общественную поддержку (идеальный тип бюрократа, индивид, формально выполняющий инструкции, но непонятно, ради каких целей).

Ретриатист (изолированный тип) – не принимает ни целей, ни средств, одобряемых обществом. Таких людей воспринимают как бегущих от действительности (наркоманы, алкоголики).

Мятежник (бунтарь) – пытается создать новую систему ценностей и достичь целей новыми средствами. К ним можно отнести гениев, революционеров, сумасшедших.

Отметим, как утверждают ученые, что отсутствие смысла жизни для личности – тяжелейшая социальная патология.

Поиск смысла жизни и стремление его реализовать, утверждает австрийский психиатр В. Франкл, есть имманентное (внутреннее) человеческое качество. Он выделил три группы ценностей, которые могут составлять смысл жизни:

– ценности творчества (что мы даем миру: научные результаты, произведения искусства, добротные товары);

– ценности переживания (что мы получаем от мира: любовь, уважение, риск, победа);

– ценности отношения (какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить).

Социальные ценности в обществе выполняют ряд функций. Они выступают как:

1. Желательное, предпочтительное для данного субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержание идей, художественных форм.

2. Критерии оценки реальных изменений.

3. Смысл целенаправленной деятельности.

4. Регуляторы социальных взаимодействий.

5. Внутренние побудители к деятельности.

Социальные ценности ориентируют человека в окружающем мире, побуждают, мотивируют на конкретные действия. Социальные ценности – это убеждения группы или общества по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

Читать еще:  Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля

Фундаментом, основанием каждой системы ценностей выступают нравственные ценности, которые выражают варианты предпочтительных взаимоотношений людей, их связи друг с другом, с обществом, а также пронизаны формами контроля (стыд, совесть, покаяние) и, как правило, несут различие между добром и злом, долгом, ответственностью и безответностью, честью и бесчестием.

Система ценностных ориентаций личности

Что такое ценность?

С понятием «ценность» всегда соотносится степень важности для человека каких-то качеств, принципов, взглядов, взаимоотношений, или даже предметов — в зависимости от тех обстоятельств, которые эти ценности сформировали. Ценности принято разделять на материальные, культурные и моральные, а так же на общественные и индивидуальные. Такие атрибуты, как редкость и уникальность, так же часто относят к понятию ценности, хотя, в определенных условиях, важными могут становится и вполне обычные и распространенные вещи, явления и понятия, такие как еда, или дождь, социальный статус, или мода, поэтому иерархия ценностей в человеческом сообществе явление очень многообразное и зависимое от конкретной ситуации.

Материальные ценности могут иметь для человека очень высокую важность даже в высокоразвитых социально-культурных системах, как в личном, так и в общественном плане. Но все же, когда речь идет о «человеческих» ценностях, обычно имеются ввиду именно моральные ценности, то есть — иерархии ценностей, в которых общие интересы превалируют над частными.

Ценностная ориентация

Говоря о ценностной ориентации, как об устойчивой структуре сознания и об осознанном выборе человек, мы имеем дело с рядом очень неоднозначных и сложных оценочных критериев. Сложность заключается в первую очередь в том, что культурная и социальная среда, в которой формируются подобные личностные ориентиры, в любом случае оказывает давление на личность, заставляя ее принимать соответствующую «форму». Во многих случаях такая «внешняя» ценностная структура личности, формально отвечающая общим социально-культурным и моральным нормам, является неосознанной и непрочувствованной психологической мимикрией, по сути — инстинктивной. И до тех пор, пока подобная, формально структурированная личность не сталкивается с серьезным противодействием со стороны окружения относительно избранных ей ценностей, либо пока она не испытывает мощного внутреннего импульса самостоятельно нарушить иерархию приобретенных оценочных критериев, невозможно говорить об осознанном выборе, хотя такой выбор и может быть вполне осознанным с самого начала.

В то же время, общая устойчивая формальная структура ценностных ориентиров в социуме служит серьезной опорой для реализации ценностного выбора в конкретных ситуациях, и мощной психологической подпиткой для развития более осознанного внутреннего подхода личности к выбору ценностей, уверенности в таком выборе.

Психологические процессы

Сложность применения распознавательных критериев внутренней ценностной иерархии так же связана с тем, что даже если личность относится к выбору не формально, а вполне осознает несоответствие своих собственных ценностных приоритетов в сравнении с ценностями социально-культурной среды, в которой существует, мимикрия может приобретать и сознательный статус. Но существует и еще более изощренная форма мимикрии (психологической имитации), когда личность подсознательно действует в соответствии с собственными интересами, скрывая это от рационального сознания, и формально сохраняя для себя внутренний статус соответствия ценностным интересам общества.

Такие сложные психологические процессы присутствовали в человеческом сообществе на всех этапах развития, и на этом фоне действительно альтруистически выстроенные ценностные ориентиры всегда были явлением достаточно редким, и даже более редким, чем это может показаться, исходя из вышеописанной картины. Дело в том, что мотивации альтруистических поступков, на которые направляет человека общественная иерархия ценностей, могут быть вполне эгоистическими, например — желание награды в виде признания общества, удовольствие от самоуважения, удовольствие от причастности к важным, или даже возвышенным в глазах общества делам и поступкам. Оказание кому-либо помощи и поддержки, исходя из расчета на то, что сам получишь подобную помощь, попав в схожую ситуации. Все это вполне эгоистические причины, но они помогают людям реализовывать альтруистические ценности, и независимо от мотивации таких поступков, служат прекрасным примером и воодушевляют других.

Особо сострадательные люди, обладающие повышенной чувствительностью (а это во многом генетический фактор) не могут выносить страдания других, поскольку экстраполируют их на себя, и чтобы избежать этих страданий, иногда полностью отдаются помощи окружающим, и даже стремятся к такого рода деятельности. В обществе принято наделять таких людей светлыми гуманистическими образами, вплоть до возведения их в сан святых, и это тоже служит воодушевляющим ориентиром для многих, способствует гуманизации всего общества.

Такие люди обычно действуют исходя из порыва души, как это принято называть, и «форма» их потребности, или желания, поддерживается в любом окружении, и возводится в ранг высокой ценности. Однако оценка подобных действий в качестве самостоятельно выстроенной внутренней иерархической структуры ценностей скорее является фиксацией и поддержкой врожденных свойств таких людей, и их выбора в соответствии со свойствами, а не оценкой осознанного внутреннего процесса формирования ценностей. Осознанным действием в этом направлении вероятно можно было бы назвать действия личности с противоположными, или нейтральными свойствами, которая сумела подняться над своими собственными внутренними приоритетами, ориентируясь на шкалу общественных ценностей из соображений глубоко выясненного характера.

В качестве различного уровня осознанности формирования внутренней шкалы ценностей можно рассмотреть такое явление, как «патриотизм», которое в любой общественной формации ставится на очень высокое место в ценностной иерархии.

Патриотизм имеет вполне естественные природные корни. Любовь и привязанность к своим корням, к своему народу, к близким по духу, обычаям и понятиям людям — что может быть более естественно для любого человека. Это мощная психологическая защитная сила, объединяющая общество в случае опасности, или агрессии со стороны. Это и энергия, способная вызвать большой эмоциональный подъем от ощущения единства, принадлежности к чему-то гораздо большему и важному, чем ты сам, как отдельная личность.

Эйфория от подобных состояний объединения, заложенная в нас природой, так же является существенным фактором в формировании важности патриотизма, как общественной ценности. Но там, где присутствует эйфория, всегда есть почва для манипуляций массовым сознанием, и если внутренняя ценностная структура человека сформирована не вполне осознанно, не выверена в опыте выяснений, а является лишь калькой общих распространенных представлений и штампов, такого человека очень легко направить на что угодно, используя эйфорическую подпитку природного патриотического инстинкта. И история знает немало таких примеров.

Ценности и ценностные ориентации. Типология ценностей.

Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей.

Психологическая наука рассматривает ценностные ориентации тесно связанными с познавательными и волевыми процессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к действительности. Психология уделяет особое внимание регулирующей функции ценностных ориентаций для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях рассматривается роль ценностных ориентаций в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.

Типология ценностей предложена К. Харским в 2002 году. Типы ценностей: идеологические, материальные, эмоциональные, витальные.

Идеологические ценности – включают в себя все, что связано с идеями, моралью, информацией. Пример: свобода, постижение нового, демократия, развитие и т. д.
Материальные ценности – включают в себя капитал, активы, деньги, товары. Это осязаемые (большей частью) предметы, которые имеют конкретную ценность, выраженную в денежных единицах.
Эмоциональные ценности – любые чувства, эмоции и переживания свойственные человеку. Пример: любовь, радость, гордыня, смирение, забота и т. д.
Витальные ценности – все, что связано непосредственно с продолжением и сохранением жизни. Пример: питание, экология, здоровье, продолжение рода и т. д.

Типология компаний по типу доминирующих ценностей
Идеологическая компания. Главный признак идеологической компании наличие регламентов, правил, инструкций и то, что эти документы важнее сиюминутной прибыли.
Материальная компания. Главный признак – во главе угла прибыльность бизнеса.
Эмоциональная компания. Ее девиз – «отношения важнее денег, мы так много времени проводим на работе, что работа обязана нравиться и приносить удовольствие» .
Витальная компания. Компании этого типа построены по образу патриархальной семьи, где есть глава семьи и глава знает, что сегодня важно: деньги, отношения или регламенты.

Гедонистическая модель ценностных ориентаций личности основана на

Кроме этого, М. Рокич проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценно­стей:

терминальные ценности убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или об­щественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;

инструментальные ценности убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зре­ния предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межин­дивидуальная вариативность. С помощью ме­тодики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например, люди, которые придают наибольшее зна­чение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди, высоко оценившие «здоровье», ведут, как правило, здоровый образ жизни. Большое число исследований было посвящено изучению приоритетов ценностей в связи с политичес­кими ориентациями респондентов, а также изучению приоритетов национальных ценностей.

Читать еще:  Глоссарий по связям с общественностью

Теория Ш. Шварца и У. Билски представляет собой попытку изучения универсальных ценностей в различных культу­рах и обо­снования единой структуры личностных ценностей (мотивационных типов). Этот проект был направлен на изучение трех основных вопро­сов: 1) каким образом на приоритеты ценностей индивидов влияет их социальный опыт; 2) каким образом приоритеты ценностей ин­дивида (личностные ценности) влияют на поведение индивида и те выборы, которые он делает в различных ситуациях; 3) существуют ли межкультурные и межнациональные различия в приоритетах цен­ностей людей сходных социальных групп. К настоящему моменту в проекте задействовано более 46 стран Европы, Азии, Африки, Латинской Америки и США. Характерные отличия теории:

Ценности рассматриваются как представления о целях, которые слу­жат основными руководящими принципами в жизни человека. Они являют собой некоторые критерии выбора и оценки человеком сво­их действий, а также оценки других людей и событий. Ценности выступают как критерии, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе (самоот­ношение). Ценности имеют пять формальных признаков:

• ценности — это понятия или убеждения;

• имеющие отношение к желательным конечным состояниям или поведению;

• превосходящие специфические ситуации;

• управляющие выбором или оценкой поведения и событий;

• упорядоченные по относительной важности.

Содержательный признак: тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1)потребностей индивидов как биологических организмов;

2) потребностей в координировании социального взаимодей­ствия;

3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных чело­веческих потребностей 10 основные мотивационные типов, которые образуются определенными ценностями личности. Они и определяют направленность конкретных действий индиви­да и более широко всю его жизнедеятельность. Каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.

1.Саморегуляция. Мотивационная цель — независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потреб­ностью индивида быть автономным и независимым.

2.Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотива­ционная цель — новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3.Гедонизм. Мотивационная цель — удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выве­ден из необходимости удовлетворения биологических потребностей.

4.Достижение. Мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из при­знанных культурных стандартов, тем самым получение социаль­ного одобрения.

5. Власть. Мотивационная цель — достижение социального ста­туса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится кдостижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.

6. Безопасность. Мотивационная цель — стабильность, безопас­ность и гармония общества, семьи и самого индивида. Она вытека­ет из основных индивидуальных и групповых потребностей.

1. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих соци­альные ожидания и нормы. Эта мотивационная цель выводится из потребностей групп к самовыживанию и потребности личности взаимодействовать с другими людьми.

8. Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в опреде­ленной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности ее мира и предполагаемыми гарантами ее выживания.

9.Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — под­держание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отноше­ния. Мотивационная цель выводится из потребности позитивного взаимодействия для того, чтобы способствовать благополучию груп­пы, а также из биологических потребностей в аффиляции.

10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, призна­тельность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип был обнаружен эмпирическим путем в исследованиях ценностей. Он обес­печивает возможность удовлетворения всех универсальных потреб­ностей.

В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динами­ческие отношения между ценностями. Все мотивационные типы, а следовательно и ценности личности, мо­гут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Эти отношения образуют структуру ценностей личности или группы. Отношения между ценностями определяют некото­рую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. Типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, кон­формность, традиции) противоположны ценностям изменения (сти­мулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Саморегуляция и стимулирование противоречат конформности, традициям и безопасности, поскольку существует некоторая оппо­зиция между сохранением собственных независимых взглядов и дей­ствий индивида и сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества. Универсализм и благосклонность противо­речат власти и достижению, так как принятие других людей как равных и благожелательное отношение к их благосостоянию плохо сочетаются с преследованием собственных целей и доминировани­ем. Гедонизм противоречит конформности и традициям, выражая конфликт между потворствованием себе и сдерживанием собствен­ных потребностей, принятием социальных ограничений.

Непротиворечивые отношения имеют следующие пары:

1.Власть и достижения — оба мотивационных типа обозначают социальный успех и содержат некоторую оценку (оба делают осо­бое ударение на социальное превосходство и уважение).

2.Достижения и гедонизм — связаны с получением удоволь­ствия, с потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям).

3.Гедонизм и стимулирование — связаны с желанием аффек­тивно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к пози­тивному эмоциональному переживанию).

4.Стимулирование (полнота жизненных ощущений) и саморе­гуляция — включают внутреннюю мотивацию творчества и стрем­ление к изменению личности.

5.Саморегуляция и универсальные ценности — выражают воз- можность справедливого и комфортного существования в различ­ных условиях.

6.Универсальные ценности и благосклонность — имеют отноше­ние к удовлетворению потребностей, связанных с существовани­ем во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.

7.Традиции и конформность — подчеркивают самоограничение, покорность и подчинение.

8.Конформность и безопасность — относятся к защите гармо­нических отношений (оба предполагают защиту порядка и гармо­нию отношений).

9.Безопасность и власть — связаны с избеганием или преодо­лением угрозы неопределенности в отношениях и ресурсах (оба ставят акцент на избежание или преодоление опасности, неопре­деленности путем контроля за взаимоотношениями и природны­ми ресурсами).

Вслед за М. Рокичем Ш. Шварц и У. Билски разделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности представляют собой некоторые конечные состоя­ния, конечные цели деятельности индивида, например, такие цен­ности, как «верная дружба», «богатство», «мир на Земле» и т.д. Инструментальные ценности — это принципы действия индиви­да, модели и способы его поведения. Примерами инструменталь­ных ценностей могут служить «готовность прощать», «уважение старших», «самостоятельная постановка цели» и т.д.

И наконец, все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объе­диняются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2)ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Универсализм и безопасность выражают как индивидуальные интересы, так и интересы группы. На рис. 7.1 сектора круга распо­ложены таким образом, что в одной его части собраны ценности, выражающие интересы индивида, а в другой — ценности, направ­ленные на коллективные интересы.

На основе теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварцем была создана опросная методика для изучения различных кросс-культурных проблем, проблем социа­лизации; зависимости ценностей от условий жизни людей, демографических характеристик, религиозной принадлежности, структуры общества, тендерных различий.

Формирование и развитие ЦО. Наиболее ак­тивно становление ценностной структуры личности происходит на этапе подростковой и юношеской социализации. Чем же характери­зуется система ценностей современных российских подростков? Иссле­дованием ценностей старшеклассников, показывает, что наиболее значимыми ценностями для них являются: семейная жизнь, мате­риальное благосостояние, свобода и независимость в поступках, нали­чие хороших и верных друзей (общение с людьми), здоровье, любовь, а также ценности, связанные с достижением собственного благопо­лучия. Наименьшее значение для старшеклассников сейчас имеют такие ценности, как приобщение к культуре, красота природы и ис­кусства, творчество, конформность и традиции, а также власть. Было показано, что существует расхождение в оценках ценностей образования и материального бла­гополучия у подростков из разных социальных групп. Подро­стки из благополучных семей с достаточно высоким уровнем ориентированы на успешную профессиональную деятельность, карье­ру, возможность самореализации. Старшеклассники из неблагопо­лучных семей в большей степени ори­ентированы на материальное благополучие, создание семьи, т.е. как раз на ценности «семейно-бытового» круга. В исследовании О. А. Тихомандрицкой было уста­новлено, что современные старшеклассники признают в большей степени ценности «изменения» (в отличие от консервативных цен­ностей), а также ориентированы на «индивидуалистические» цен­ности.

Для более полного понимания особенностей ценностной струк­туры российских подростков особый интерес представляют кросс-культурные исследования.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тестовые задания к текущему параграфу

Ценности — некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности задают на­правление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.

Социальные ценности как некоторые общественные идеалы, выработанные об­щественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе со­циализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. пре­вращаются в личностные ценности.

Ценностные ориентации (ЦО) — система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. ЦО личности присущи осознанность, устойчивость, положи­тельная эмоциональная окрашенность.

Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии).

ЦО выполняют регулятивную функцию, придавая человеческой жизни смысл.

Наиболее разработанными являются теории ценностей и ЦО Д. А. Леонтьева, В.А.Ядова, М. Рокича Ш. Шварца и У. Билски.

Источники:

http://hr-portal.ru/article/opredelenie-cennostnyh-orientaciy
http://ege59.ru/2017/04/27/napravlennost-lichnosti-eto/
http://life-prog.ru/2_99023_tipi-lichnosti-zavisyashchie-ot-tsennostnih-ee-orientatsiy.html
http://psychologyc.ru/cennostnye-orientacii-lichnosti/
http://otvet.mail.ru/question/1332865
http://studfile.net/preview/5357107/page:19/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector