Достоинства и недостатки проективных методик
Преимущества и недостатки проективных методов;
1. Большинство п.м. эффективны в качестве ср-ва «наведения мостов» при первых контактах эксп-ра с исп-м. Их цель-отвлечь внимание инд-да от самого себя и тем самым снижает тревожность и осторожность.
2. П.м. менее подвержены фальсификации, чем опросники построенные на сведениях об индивиде.Цель п.м. обычно замаскирована.
3. В руках опытного экспериментатора они могут быть эффективным способом ведения диалога с испытуемым.
4. Ценность п.м. зависит от умения эксп-ра, т.о. и рез-т не может быть оценен независимо от него.
5. Психометрич. Тесты обычно охватыв. Узкую полосу инф., но при высоком уровне надежности. П.м. дают широкую полосу инф., но при низкой надежности. Тип полученных от 1 и той же методики данных может меняться от 1 испытуемого к другому.
Источники проективних методик (Холистическая психол, психоанализ, экспер. исс. Нового взгляда)
Холистическая психол. внесла в проективный метод понимание Л как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира Л должно исключать ее изучение путем выявления некот. общих закономерностей и их сопоставления со “средней Лю” (как в стандартизованных методах). Отнош. Л и ее соц. окружения есть процесс структурирования “жизненного пространства” в целях создания и поддержания “личного мира”. Проективный эксперимент, с т.з. холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов “жизненного пространства” и способов их структурирования.
Положение проект.метода с т.з. холистической психол:
1. Единство Л и соц. среды, их неразрывность и постоянное взаимодействие
2. Предмет проект иссл – не объективное отнош Л среды, а их субъективная концептуализация индивидов
3. Уникальная сист. познават-х процессов, потребностей и черт, а такде способов адаптации, образующих опред. стиль
Проект метод с т.з. холистич. психол.– это средство изучения путей и способов организации индивида своего физич. и соц. опыта, а также субъективных представлений о себе и своем соц. окружении
Психоанализ – главный теор. источник проект. метода
В обоснование проект. Метода Фрейд исходил из существования первичных и вторичных психич. процессов. Первичные – мотивированы, тесно связ. с аффектом, в них находят выражение глубинные бессознательные тенденции Л (это вообр, сновидения, грезы). Вторичные процессы: реальный мир отражается более “объективно” и как бы независимо от аффективного отношения индивида (мышл., восприят).
Самого Фрейда, особенно в ранний период формир. теории психоанализа, интересовали первичные процессы. В частности, воображение и любая др. творч. д-ть рассматривались как самовыражение Л и прежде всего — ее нереализуемых бессознательных потребностей и мотивов. в период расцвета психоанализа Г. Роршах обнаруживает связь между фантазией и глубинными проявлениями Л. Еще более недвусмысленна позиция Г. Меррея, видевшего цель ТАТ в выявлении неосознаваемых (латентных) потребностей и конфликтов. Меррей, следовательно, отождествлял процесс восприятия неопределенных изображений с фантазированием в его фрейдовском понимании, из чего, в частности, следовало, что содержание апперцепции находится в прямо пропорциональной зависимости от силы доминирующей потребности.
Психоанализ выдел 4 т.з. на проекцию:
1. Классич. проекция – отождествляется с понятием «защитный мех-м», используемый бессознат-й сферой Я, посредством кот. внутр. импульсы и чувства неприемлимые вцелом для Л припис-ся внешн. Объекту и тогда проникают в сознание как измененное восприятие внешн. мира. Проекция – это процесс сознат-го и бессознат-го перенесения субъектом собств. св-в и сосотояний на внешн. объекты
2. Аттрибутивная – в основе лежит приписывание собств. Мотивов, чувств, черт Л др.. людям. Отождествляется с клас сич., но связ только с бессознательным
3. Аутистическая – возникла экспериментально, в процессе иссл-я порога узнавания разл объектов
4. Рационализированная – отлич-ся от классич-й, рационализированной, мотивированной, т.е. испытуемый всегда находит оправдание себе («все так делают»)
Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.
Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
1. особенностями стимульного материала;
2. особенностями поставленной перед респондентом задачи;
3. особенностями обработки и интерпретации результатов.
2. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.
3. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
4. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана (2)) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
3. Классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.
1. Методики дополнения. Стимульный материал:
¾ набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые “приходят на ум” в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
¾ Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения (“Неоконченные предложения”).
¾ Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов (“Кто Я?”).
2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).
4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент (“Дом. Дерево. Человек”, “Дерево”, “Человек”, “Два дома”, “Рисунок семьи”, “Пиктограмма”, ” Автопортрет”, “Картина мира”, “Свободный рисунок”, “Несуществующее животное”).
6. Перечень методик для диагностики личностной и познавательной и интеллектуальной сферы человека.
Диагностика познавательной сферы начинается с диагностики ощущений и восприятия, как основы познавательной деятельности человека.
Для диагностики ощущений используются методики целью которых является тактильное распознавание предметов, измерение абсолютного порога ощущений, изучение зрительных и слуховых ощущений.
Для диагностики восприятия используются методики целью которых является изучение наблюдательности, точности восприятия времени, характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.
Для диагностики внимания используются следующие методики:
1. Корректурная проба Бурдона
2. Исследование концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)
3. Исследование переключения внимания (таблицы Шульте)
4. Исследование избирательности внимания (Тест Мюнстерберга)
Для диагностики памяти чаще всего применяются методики такие как:
1. Методика «Тип и вид памяти»
2. Исследование объема кратковременной памяти (методика Джекобсона)
3. Методика диагностики оперативной памяти
4. Исследование опосредованного запоминания
Для диагностики интеллектуальных способностей используют методики:
1. Методика “Сложные аналогии”
2. «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной)
3. Исследование аналитичности мышления
4. Исследование рефлексивности мышления
5. Диагностика интеллекта по тесту Векслера (WAIS) (от 5 лет и старше)
6. Диагностика интеллекта по методике ШТУР (7-9 классы)
7. Исследование умственных способностей (КОТ)
8. Методика IQ Айзенка (от 10лет и старше)
Для диагностики развития речи:
1. Исследование ригидности речи
2. Исследование темпа устной речевой деятельности
3. Исследование эготизма
Для диагностики воображения:
1. Исследование продуктивности воображения
2. Исследование индивидуальных особенностей воображения
3. Исследование творческого воображения
Методики диагностики личностных свойств:
1. Исследование коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
2. Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А. М.
3. Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана)
4. Исследование настойчивости
5. Исследование личности с помощью 16 – факторного опросника Кеттела
6. Исследование типа темперамента – методика Г. Айзенка (Опросник EPQ (PEN))
7. Методика MMPI
9. Исследование свойств темперамента (В. М. Русалов)
10. Исследование характерологических тенденций (Т. Лири)
11. Определение психологических свойств темперамента (опросник Маудели)
12. Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу
13. Определение личностно-характерологических акцентуаций (К.Леонгард)
14. Тест Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
15. Опросник Басса-Дарки (агрессивность)
16. Вербальный фрустрационный тест (Л. Собчик)
17. Методика Томаса (конфликтность)
18. Тест «Шкала Реактивной и Личностной Тревожности» (ШРЛТ). (Спилбергер – Ханин)
19. МЛО – АМ (Многоуровневый Личностный Опросник “Адаптивность –99”)
20. Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)
21. Тест “Самооценка”(Колл. M.K.Тутушкиной)
22. Исследование самооценки «Лесенка» Т.В.Дембо и С.Я.Рубинштейн
23. Методика личностного семантического дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева)
24. Опросник САН (тест оперативной оценки самочувствия, активности и настроения)
Проективные методики, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации:
1. Графическая методика «Кактус»
2. «Несуществующее животное» (М.З. Друкаревич)
3. Тест «Рисунок семьи»
4. Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф)
5. Тест Розенцвейга
6. Методика «Дом – Дерево – Человек»
7. Модифицированный восьмицветовой тест Макса Люшера
Общая характеристика проективных методик преимущества и недостатки
- Навигация по данной странице:
- Введение
- 1. Проективные методики
- 1.1 Виды и особенности проективных методик
- 1.2. Недостатки проективных методик
- Заключение
- Список литературы
ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Студента курса гуманитарного факультета
Учебная дисциплина: Психодиагностика
1. Проективные методики 4
1.1 Виды и особенности проективных методик 5
1.2. Недостатки проективных методик 8
Список литературы: 13
Введение
Исследователи, обращающиеся к проективным методам диагностики, единодушны в том, что в их основе лежит извечно присущее человеку стремление истолковывать явления и предметы окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами, всем тем, что составляет внутренний мир личности [4, с. 352].
1. Проективные методики
1.1 Виды и особенности проективных методик
1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
2) отсутствие ограничений в выборе ответов;
3) отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных»[5, с. 211]
Кроме того, проективные методы диагностики характеризуются такими особенностями:
– проективные инструменты представляют собой методики замаскированного тестирования, когда обследуемый не подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам;
– проективные методики характеризуются глобальным подходом к оценке личности, внимание фокусируется на картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт;
– проективные методики считаются особенно эффективными при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности [1, с.488].
Многие особенности проективных методик, вытекающие из характера стимульного материала и способов получения информации, определяют основные преимущества и недостатки проективных методов диагностики. Несмотря на давнее и широкое использование, проективные методы являются предметом непрекращающихся споров между их сторонниками и противниками. В дискуссии по оценке диагностической значимости проективных методик многие исследователи занимают пессимистическую позицию. Так, по мнению Р. Кеттелла, проективные методики характеризует крайне слабая научная обоснованность. Основные аргументы Р. Кеттелла состоят в следующем:
1) проективная психология оказалась не способной четко сформулировать гипотезу о том, какие слои личности преимущественно отражаются в показателях проективных тестов – открыто проявляющиеся, осознаваемые или, напротив, бессознательные, скрытые;
2) интерпретационные схемы не учитывают, что защитные механизмы – идентификация и проекция – могут искажать восприятие проективных стимулов одновременно и притом в разных направлениях;
3) остается неясным вопрос о том, какие именно личностные переменные проецируются – влечения, бессознательные комплексы, динамические аффективные состояния, устойчивые мотивы [2, с. 54].
К этим аргументам, подтверждающим концептуальную слабость проективных методик, Р. Кеттелл считает нужным добавить упрек в низкой надежности и валидности проективных процедур. Многие авторы признают обоснованность критических замечаний Р. Кеттелла и отказывают проективным методикам в праве называться тестами в узком понимании этого термина. Согласно одному из принятых определений, «психологический тест – это стандартизованный инструмент, предназначенный для объективного измерения одного или более аспектов целостной личности через вербальные или невербальные образцы ответов либо другие виды поведения» [2, с. 69]. В соответствии с этим определением, наиболее существенными признаками тестов являются:
1) стандартизованность предъявления и обработки результатов;
2) независимость результатов от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога;
3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, т.е. получен-ными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.
В настоящее время далеко не все проективные методики и отнюдь не в равной степени удовлетворяют выделенным критериям. Действительно, в отличие от тестов интеллекта или способностей при проективной диагностике практически невозможно полностью унифицировать и стандартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Ведь поведение экспериментатора различно с робким, сензитивным или спокойным, уверенным человеком, с таким, который открыт, активно ищет помощи, или с тем, кто «защищается» при малейших попытках проникнуть в его внутренний мир. Хотя во многих руководствах описываются наиболее распространенные стратегии поведения экспериментатора, они, конечно же, не охватывают всего многообразия конкретных случаев. К тому же жесткая формализация и стандартизация, как указывает ряд исследователей, противоречила бы самому духу проективной техники и была бы не оправдана. Сошлемся в связи с этим на высказывание Лоуренса Франка: «. нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить индивидуальную личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать проникновению в динамические процессы личности» [2, с. 59]. Для многих проективных методик характерен глобальный подход к оценке личности, они, как правило, направлены на диагностику личности в целом, что, естественно, приводит к снижению достоверности информации – с этой точки зрения проективные техники также вряд ли могут называться тестами. При применении тестов делаются выводы об отдельных свойствах индивида, исходя из той деятельности, которая является их актуальным коррелятом (например, по способности к запоминанию мы судим о памяти). Проективные методы позволяют на основании ответов судить и делать выводы не об отдельных способностях человека – например, о способности рассказывать истории или рисовать, а об особенностях его личности [3, c.76].
1.2. Недостатки проективных методик
Недостаточная стандартизованность проведения и подсчета показателей. Едва уловимые различия в формулировках словесных инструкций и в отношениях между тестирующим и тестируемым могут заметно изменить результаты этих тестов. Даже когда применяются идентичные инструкции, одни тестирующие в силу своих манер и внешности могут восприниматься ободряющими или успокаивающими, другие – угрожающими.
Недостаточная объективность процедур подсчета и интерпретации показателей, зависимость результатов от мастерства диагноста. Даже в тех случаях, когда разработаны и используются объективные системы количественных показателей, конечные шаги в оценке и объединении первичных данных в целостную характеристику обычно зависят от мастерства и клинического опыта специалиста, проводящего обследование с помощью проективных методик. Следствием такого положения дел является то, что интерпретация показателей часто оказывается столь же проективной для тестирующего, как тестовые стимулы для тестируемого.
Отсутствие нормативных данных. Такие данные могут или полностью отсутствовать, или быть явно неадекватными, или основываться на нечетко описанных популяциях.
Надежность оценщика. Некоторые исследователи выявили заметные расхождения в интерпретациях, даваемых достаточно квалифицированными специалистами. Принципиальная неоднозначность в таких результатах возникает за счет неизвестного вклада мастерства интерпретатора.
Ретестовая надежность. При больших временных интервалах между сеансами тестирования тест может выявить действительные изменения личности, произошедшие за этот период, при незначительных интервалах повторный тест может оказаться ни чем иным, как припоминанием первоначальных ответов.
Валидность. Подавляющее большинство опубликованных работ по валидизации проективных методик не позволяют сделать однозначных выводов либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за неадекватного статистического анализа, либо из-за того и другого вместе.
«Проективная гипотеза». Традиционное допущение в отношении проективных методик состояло в том, что ответы индивидуума на предъявляемые ему неоднозначные стимулы отражают существенные и относительно устойчивые свойства личности. Однако увеличивающееся число исследований свидетельствует о том, что на ответы влияет множество других факторов: временные состояния – голод, недосыпание, допинги, тревога и фрустрация; создаваемые инструкиями установки, характеристики тестирующего; восприятие тестируемым ситуации тестирования; факторы способности, особенно вербальной способности. Ответы в проективном тесте могут обоснованно интерпретироваться только при условии, что тестирующий имеет в своем распоряжении подробную информацию об обстоятельствах, при которых эти ответы получены, а также о способностях и биографии тестируемого.
Использования неструктурированных, или неоднозначных, стимулов. Существуют данные, опровергающие распространенное допущение, что чем менее структурированы стимулы, тем с большей вероятностью они будут вызывать проекцию и простукивать «глубинные» слои личности. В действительности, эта связь между неоднозначностью и проекцией носит нелинейный характер, с умеренным уровнем неопределенности в качестве оптимума для целей проекции [4, c. 187].
Таким образом, в силу причин, изложенных выше, проективные методики в действительности сложно назвать тестами. Этому не способствуют также сложность и громоздкость, присущая многим методикам в своих оригинальных вариантах, ограниченная возможность прогноза поведения по результатам проективной диагностики. Однако перечисленные недостатки нисколько не умаляют достоинств проективных методик. Бесспорно, что богатством получаемого материала проективные методики выгодно отличаются от других методов диагностики; замаскированность цели проективных техник уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести социально желательное впечатление; и, самое важное, использование проективных методов открывает перспективу проникновения в уникальный внутренний мир человека, что не позволяют сделать стандартизованные тестовые процедуры. Кроме того, некоторые проективные методики, в отличие от тестов и опросников, оказываются незаменимыми при работе с маленькими детьми, неграмотными или с людьми, испытывающими языковые трудности либо страдающими речевыми дефектами. Невербальные средства легко применимы ко всем этим категориям людей. В первых двух группах можно гарантированно получить устные ответы на изобразительные или другие невербальные стимулы. Во всех таких вербально ограниченных группах проективные методики могут помочь проходящему обследование наладить общение с проводящим его специалистом. Неслучайно проективные методики часто используют в процессе консультирования в качестве эффективных средств для «растапливания льда» при первых контактах между психологом и клиентом. Их задания обычно интересны сами по себе и часто похожи на развлечения. Они ведут к отвлечению внимания индивидуума от самого себя и тем самым к уменьшению смущения и настороженности. И то, что предлагается, почти или совсем не угрожает репутации человека, так как любой даваемый им ответ является «правильным». Эти методики могут также помочь человеку прояснить для себя некоторые стороны собственного поведения, которые до этого оставались невербализованными. По мнению многих исследователей, простое противопоставление класса проективных техник объективным психодиагностическим методам (тестам) является слишком упрощенным представлением о возможностях проективного метода. Так, А.М. Эткинд предлагает подразделять методики на «субъектные» (традиционные психометрические), моделирующие то, как видят человека другие люди, и «объектные» – стремящиеся раскрыть то, как он видит окружающий мир (прежде всего проективные). Тем самым снимается спор о преимуществах тех или иных методик, и допускается существование и тех, и других. А. Анастази также предлагает ставить вопрос о ценности проективных методик, рассматривая их как качественные процедуры, а не психометрические инструменты: «вероятно, особую ценность проективные методики приобретают все же тогда, когда их результаты интерпретируются качественными […] методами, а не в тех случаях, когда результаты их применения обрабатываются количественно и интерпретируются таким образом, как если бы были получены с помощью объективных психометрических инструментов» [1, с.462].
Воспользовавшись понятием теории информации, А. Анастази, вслед за Кронбах и Глезер, предлагает называть проективные методики «широкополосными» процедурами. Ширина полосы пропускания или перекрываемого диапазона достигается ценой снижения точности или надежности информации. Объективные психометрические тесты обычно обеспечивают узкий диапазон информации на высоком уровне надежности. В отличие от них, проективные методики обеспечивают гораздо более широкий диапазон информации, однако менее надежной.
Заключение
Список литературы:
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997. – 128 с.
4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на ос-нове метода Роршаха). – Киев: Вища школа, 1979. – 176 с.
5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.
6. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная пси-хология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
1.особенностями стимульного материала;
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
2.особенностями поставленной перед респондентом задачи;
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
3.особенностями обработки и интерпретации результатов.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Классификация проективных методик (по Л.Франку)
1. Конститутивные. Требуется структурирование и оформление стимула; придание ему смысла.
Тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора).
2. Конструктивные.
Создание из оформленных деталей осмысленного целого.
Тест Мира (232 модели предметов, распр. по 15 категориям (дома, деревья, животные и др. Необходимо создать «свой мир»). М. Ловенфельд. Сценотест (как игра в куклы).
3. Интерпретативные (интерпретационные). Необходимо истолковать какую-либо ситуацию, событие.
ТАТ и его модификации.
4. Катартические.
5. Рефрактивные. Речь, почерк.
Далее – не по Франку.
6. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему.
7. Импрессивные. Предпочтение стимулов.
Завершение рассказа, ситуации, истории.
Розенцвейг; Рука; Системный тест семьи Т.Геринга; Незаконченные предложения и их модификации.
№ 30 Общая характеристика теста Роршаха Принципы проведения и сфера использования. Модификация теста Роршаха.
Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «Пятна Роршаха».
Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1884—1922). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.
Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями, Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и черного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки.
Наиболее оригинальное и важное открытие Роршаха, относящееся к психодинамике, это Bewegung, или ответ, в котором используется движение. Некоторые испытуемые видели в чернильных кляксах движущиеся человеческие фигуры. Роршах обнаружил, что среди здоровых индивидов это чаще всего характерно для тех, кому свойственно богатое воображение, а среди лиц с психическими отклонениями — для тех, кто предрасположен к нереалистичным фантазиям. Сопоставляя содержание ассоциаций-фантазий с тем, что уже было известно об изменениях личности и мотивационной сферы данного индивида, Роршах пришел к заключению, что эти ассоциации эквивалентны содержанию сновидений. Таким образом, оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов.
Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.
После смерти Роршаха его работа была продолжена многими клиническими психологами и психиатрами. Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность — адекватность и эффективность — теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и ее нарушений, которые могут быть клинически проверены.
Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями.
Проводящий исследование предлагает испытуемому посмотреть на бумажный лист с чернильным пятном неправильной формы и просит описать, что изображено на этом «рисунке». Психодиагностика личности проводится по специальной методике толкования.
Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:
1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.);
3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
4. содержание (ответ может касаться людей, других животных, неодушевленных предметов и т. д.);
5. оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
модификация теста Роршаха, сочетающей в себе возможности традиционной версии — направленность на выявление интрапсихического содержания личности — с перспективой исследования структуры и динамики межличностного взаимодействия в семье. Диагностика коммуникативных процессов модифицированным тестом Роршаха стала возможной благодаря введению в процедуру тестирования методического приема, известного под названием гомеостата: участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу одной или нескольких таблиц.
№ 31 Общая характеристика ТАТ. Возможности применения ТАТ в психодиагностике. Модификации ТАТ.
Проективные методики – преимущества и недостатки в работе со взрослыми и детьми
Проективные методики – замечательный диагностический инструмент выявления личностных особенностей человека. Высокая эффективность проективных тестов основана на том факте, что это свободное выражение человеком самого себя через рисунок или текст.
Проективные методики в психологии
Почему проективные методики исследования личности так популярны, эффективны и любимы психологами всего мира? Важным критерием всех психологических тестов является валидность и результативность, то, что в конечном итоге хочет увидеть специалист, какие цели он преследует. Проективные тесты – это качественная диагностика, подразумевающая исследование тех особенностей и качеств, которые нельзя измерить количественными тестами, или есть высокая вероятность того, что выполнение количественного исследования приведет к недостоверным результатам.
Проективные методики – цель
Проективные методики в психодиагностике помогают вывести во вне внутренние бессознательные импульсы и переживания, чаще неосознаваемые личностью, в этом их уникальность, в отличие от других методов исследования. Цель проективного тестирования максимально глубинно и целостно раскрыть личность человека, выявить скрытые мотивы, внутриличностные конфликты и переживания.
Виды проективных методик
Родоначальником проективного направления исследования в психологии является К. Г. Юнг, швейцарский психоаналитик середины XIX в. Юнг разработал ассоциативный эксперимент, заключавшийся в том, что человеку озвучивался ряд слов, и на каждое нужно было быстро назвать первое пришедшее на ум слово, если испытуемый заминался, не понимал слово, или механически его повторял, значит слово являлось для человека определенным раздражителем и признаком скрытого аффекта. Проективные ассоциативные методики переживают настоящий бум в XX в., и начинают развиваться новые направления.
Классификация проективных методик:
- Интерпретационные. Методика ТАТ (тематической апперцепции тест) разработанная Г. Мерреем и К. Морган в 1935 году в виде 20 картин, на каждой из них актуализировано какое то переживание, исследуемого просят составить небольшой рассказ по каждой картине. Психолог записывает все, что говорит испытуемый, с каким героем он себя идентифицирует. Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга состоит из 24 изображений лиц, находящихся в проблемных ситуациях и произносящих определенные фразы, испытуемый должен ответить первым что придет на ум, в ответ на фразу.
- Методики конструирования. «Тест мира», созданная М.Ловельфельдом в 1939 г. В набор методики входит 232 модели (животные, люди, предметы). Испытуемому дается инструкция создать некий мир. Психолог наблюдает и записывает какие предметы и в каком количестве выбраны первыми, как человек расставляет их в пространстве. Другой тест Ловенфельда «Мозаика» состоит из 465 фигур разной геометрической формы и цветов. Неспособность испытуемого создать определенную узнаваемую по форме фигуру свидетельствует об отклонениях.
- Завершение предложений (ассоциативные тесты). Испытуемому предлагается ряд фраз или рассказывается история, которая обрывается и человек должен продолжить дальше, закончить фразы.
- Методики импрессии. Выбор предпочтительных стимулов. Цветовой тест М. Люшера, представленный в двух вариантах. Полный тест – это 77 карточек с 25 разными цветовыми оттенками, модифицированный – 8 цветовых карточек. Исследование проводится в 2 этапа. В порядке предпочтения испытуемый выкладывает карточки в ряд, на основе цветового сочетания-конфликта интерпретируется состояние человека.
- Проективные изобразительные методики. Категория графических методик. С успехом применяется для исследования личности как ребенка так и взрослого. «Человек», «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом-дерево-человек» и многие другие.
Преимущества и недостатки проективных методик
Достоинства и недостатки проективных методик принято рассматривать в контексте ситуации исследования. Обращая внимание на недостатки проективных методик можно выделить следующие моменты:
- Личность специалиста как фактор ненадежности. При этом специалист может быть высококвалифицированным, но у него есть свои представления, которые расходятся с представлением другого тоже компетентного специалиста.
- Валидность. Невозможность сделать однозначные выводы, плохая контролируемость условий проведения теста.
- Отсутствие стандартизированной процедуры подсчета показателей.
Проективные методики – достоинства и преимущества перед другими способами исследования личности:
- незаменимы в работе с маленькими детьми;
- помогают раскрытию человека;
- применяются в работе с детьми, имеющими серьезные речевые нарушения;
- снижают контроль;
- позволяют выйти на поверхность глубинным бессознательным мотивам и особенностям;
- используются и как отдельное направление арт-терапии.
Применение проективных методик
Успешное использование проективных методик в разных сферах доказывает их эффективность. Где применяются проективные тесты:
- в общеобразовательных учреждениях, с целью диагностики личности ребенка;
- в кадровой сфере при подборе персонала или ротации;
- судебно-психиатрическая экспертиза;
- в рамках работы индивидуальной или групповой консультации в работе психолога;
- в центрах занятости при профориентации.
Проективные методики для взрослых
В исследовании личностных особенностей взрослого человека, Проективные психологические методики могут оказать неоценимую помощь. У взрослого контроль происходящего сильно выраженный, в отличие от ребенка, поэтому проективные тесты помогают обойти барьер подсознания и в этом большая ценность данного вида тестов. Чаще в работе со взрослыми людьми используются следующие проективные тесты:
- Тест Сонди – эта легендарная методика использовалась изначально в психиатрических лечебницах, затем психологи взяли ее на вооружение. Методика выявляет фрустрации, фобии, отклонения и аффективные нарушения, диагностирует депрессию.
- «Четыре персонажа» – тестируемого просят изобразить себя в виде: человека, животного, растения и предмета. Тест хорош тем, что у человека во время рисования нет отождествления себя с тем, то он изображает, кроме фигуры человека, поэтому в рисунках можно увидеть много того, как позиционирует себя личность.
Проективные методики для работы с семьей
Здесь очень широкий выбор для поля деятельности психолога. Проективные методики в сказкотерапии считаются очень эффективными в работе со всеми членами семьи. Коллективное написание сказки или каждым членом семьи по отдельности, игра в кукольный театр, где каждый становится каким-либо персонажем. Психолог ведет наблюдение, записывает, при необходимости корректирует и направляет.
Проективные методики для детей
Для ребятишек лучше подходят графические проективные методики, например проективная методика «Несуществующее животное» является диагностическим инструментом для выявления страхов, агрессивного поведения ребенка, его взаимодействие с социумом. Другие методики, используемые психологами в образовательных учреждениях и психологических центрах:
- «дом-дерево-человек»;
- «человек»;
- «семья»;
- «дерево».
Проективные групповые методики
Возможности проективных методик обладают широким диапазоном и сегодня это позволяет использовать их с терапевтической целью. С помощью коллективной сказкотерапии можно корректировать поведенческую агрессию и научиться эффективному взаимодействию с окружающими людьми. Рисование коллективной мандалы способствует снижению тревожности и высвобождению внутреннего ресурса.
Рекомендации к использованию проективных методик
Проективные методики не являются основополагающими в исследованиях, даже являясь таким мощным диагностическим инструментом. Но если такого рода тесты становятся предметом выбора, нужно учесть особенности использования проективных методик:
- важно соблюдать все прописанные условия проведения теста;
- интерпретация должна проводиться минимум 3 компетентными специалистами;
- правильно подобранные стимулы;
- выбранные методики должны соответствовать поставленным задачам исследования.
Проективные методики. Их классификация. Преимущества и недостатки проективной техники
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.
Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
1) особенностями стимульного материала;
2) особенностями поставленной перед респондентом задачи;
3) особенностями обработки и интерпретации результатов.
1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.
2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.
3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Классификация проективных методик
1. Методики дополнения. Стимульный материал:
- набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые “приходят на ум” в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).
- Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения (“Неоконченные предложения”).
- Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов (“Кто Я?”).
2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).
3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).
4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).
5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент (“Дом. Дерево. Человек”, “Дерево”, “Человек”, “Два дома”, “Рисунок семьи”, “Пиктограмма”, ” Автопортрет”, “Картина мира”, “Свободный рисунок”, “Несуществующее животное
Источники:
http://studopedia.su/18_12011_preimushchestva-i-nedostatki-proektivnih-metodov.html
http://studopedia.ru/10_195965_obshchaya-harakteristika-proektivnih-metodik-preimushchestva-i-nedostatki.html
http://psihdocs.ru/obshaya-harakteristika-proektivnih-metodik-preimushestva-i-ned.html
http://poisk-ru.ru/s9615t1.html
http://womanadvice.ru/proektivnye-metodiki-preimushchestva-i-nedostatki-v-rabote-so-vzroslymi-i-detmi
http://hr-portal.ru/article/proektivnye-metodiki-ih-klassifikaciya-preimushchestva-i-nedostatki-proektivnoy-tehniki