Должностная инструкция воспитателя в соответствии с профстандартом
Должностная инструкция воспитателя
Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.
Образец должностной инструкции воспитателя
УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.
Должностная инструкция воспитателя детского сада
І. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.
1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.
1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.
1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.
1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.
1.6. Воспитатель должен быть знаком с:
- законами РФ в части трудового и гражданского права;
- внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
- внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
- нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
- основами детской психологии и педагогическими подходами,
- правами детей;
- способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
- правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
- методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
- различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
- правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
- правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.
ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада
2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:
- воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
- проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
- обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
- заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
- обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
- проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
- обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
- ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
- обучение детей соблюдению режима дня;
- подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
- подготовка и проведение родительских собраний;
- контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
- сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
- индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
- рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
- обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
- следование установленному графику работы;
- регулярное повышает своей трудовой квалификации;
- регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).
ІІІ. Права
3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:
- требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
- предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
- представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
- получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
- общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
- принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
- меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
- отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью
ІV. Ответственность
При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):
4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.
4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.
4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).
4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.
4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;
4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).
4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..
4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.
4.9. Превышение своих полномочий;
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.
С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.
Зачем нужна должностная инструкция
Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.
С точки зрения закона
Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.
Кто занимается составлением должностной инструкции
Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.
Воспитатель воспитателю рознь
Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.
У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.
Основные правила составления должностной инструкции
Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать
- наименование организации,
- должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
- а также сведения о сотруднике.
Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами, а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.
Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.
Prom-Nadzor.ru
Вы здесь
Должностная инструкция воспитателя
[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]
[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]
[число, месяц, год]
Должностная инструкция воспитателя
[наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Воспитатель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность воспитателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
– не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
– не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
– не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
– не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
– не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Воспитатель должен знать:
– приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
– законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
– Конвенцию о правах ребенка;
– педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
– психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
– методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
– теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
– методы управления образовательными системами;
– современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
– методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
– технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
– основы экологии, экономики, социологии;
– основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
– правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
– правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Воспитателю запрещается:
– оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов воспитателя;
– использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.6. Воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях.
2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
2.3. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.
2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.
2.5. Способствует развитию общения воспитанников.
2.6. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
2.7. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
2.8. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.
2.10. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников.
2.13. Совместно с органами самоуправления воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.
2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.21. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.
2.22. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.23. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.24. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.
2.25. Развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.26. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.27. Учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.28. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.29. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.30. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.31. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.32. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.33. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Воспитатель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
– на сокращенную продолжительность рабочего времени;
– на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
– на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
– на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
– на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
– на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
– на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
– на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности группы продленного дня, утвержденные руководством образовательной организации.
3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.
3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).
3.6. Требовать от руководства образовательной организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.7. Требовать от руководства создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации, касающимися его деятельности.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Воспитатель несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности – в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]
Должностная инструкция воспитателя дошкольного учреждения образования
Воспитатель – это человек, который осуществляет деятельность по воспитанию детей в детских учреждениях. В данной статье пойдет речь о том, какие функции он исполняет, и какие требования к нему предъявляются.
Основные положения должностной инструкции по профстандарту
Должностная инструкция специалиста – это документ, который содержит:
- основные положения;
- обязанности педагога;
- права сотрудника;
- ответственность, которую несет сотрудник.
Профессия воспитателя относится к категории специалистов. Работать по данной профессии может лицо, которое имеет профильное образование. Устройство на работу происходит по приказу начальства учреждения.
Человек, который осуществляет воспитательский процесс, должен обладать следующими знаниями:
- должен знать главный закон государства – Конституцию РФ;
- обладать знаниями законов, решений и постановлений Правительства РФ, касающиеся аспектов образовательной деятельности;
- знать Конвенцию о правах детей;
- обладать знаниями по психологии, педагогике, гигиене, детской физиологии;
- уметь оказывать помощь, которая является доврачебной;
- знать теорию и методы работы своей работы;
- обладать знаниями основ молодежной политики;
- иметь знания в трудовой и гражданской сфере;
- обладать знаниями в области охраны труда и пожарной безопасности.
Лицо, работающее в детском саду, находится в подчинении у руководства учреждения. На период отсутствия работника, его работу выполняет другой человек, который назначается приказом начальства учреждения. Он наделяется теми же правами, обязанностями и несет за это ответственность.
Обязанности и задачи
В обязанности и задачи работника входят следующие пункты, содержащиеся в инструкции:
- осуществление работы по воспитанию детей дошкольного возраста;
- создание комфортного времяпровождения для каждого воспитанника;
- осуществление изучения личности каждого ребенка, их привычек, интересов, склонностей;
- создание благоприятной среды и формирование психологического климата малышей;
- способствование развития общения деток между собой;
- помощь в решении проблем, возникающих между ребятами и родителями;
- помощь в образовательном процессе;
- использование различных методов и средств обучения;
- проведение коррекционной работы с детьми, которым это рекомендовано психологом;
- обеспечение сохранности и укрепления здоровья воспитанников;
- проведение процедур, направленных на физическое развитие детей;
- несение ответственности за жизнь и здоровье каждого воспитанника;
- организация исполнения распорядка дня каждым воспитанником;
- способствование выявлению интересов детей в различных областях деятельности;
- взаимодействие с мамами и папами, а также родственниками ребят;
- координация работы помощников воспитателя и младшего помощника.
Требования к специалисту
На должность может претендовать лицо, которое имеет профильное образование. Оно может быть как средним, так и высшим. Профиль должен касаться сферы педагогики. Человек, который собирается воспитывать малышей должен отвечать следующим требованиям:
- не иметь проблем с законом, не иметь судимости, не подвергаться уголовному преследованию;
- быть полностью дееспособным;
- не иметь заболеваний, которые препятствую осуществлению воспитательской деятельности.
Специалист должен обладать определенными личностными качествами:
- порядочность;
- доброжелательность;
- обладать высокой ответственностью;
- быть морально устойчивым;
- честность и открытость;
- коммуникабельность;
- аккуратность;
- организованность;
- обладать чувством такта;
- быть бескорыстным.
Помимо личностных качеств, человек должен обладать следующими профессиональными качествами:
- любить малышей;
- уметь находить подход к ребятам;
- уметь быстро и правильно принимать решения;
- обладать практицизмом;
- обладать организаторскими способностями;
- иметь развитую интуицию;
- быть психологически устойчивым;
- обладать высоким уровнем культуры;
- быть активным.
Все требования содержатся в
Особенности профессии воспитатель
В дошкольных учреждениях, как правило, работают специалисты разного уровня в зависимости от опытности. Старшие коллеги дольше проработали в дошкольных учреждениях, имеют больший опыт в решении возникающих сложностей. Младшие коллеги, как правило, те, кто только приступил к выполнению своих функций после университета.
Старший
Деятельность старшего сотрудника является ответственным процессом. Такой сотрудник выполняет анализ учебно-методических планов, занимается воспитательным процессом. Он исследует методы повышения эффективности воспитательской работы. Старший сотрудник помогает другим работникам, осуществляющим деятельность по воспитанию ребят. Он составляет расписание режима и занятий в учреждении. Также занимает контролем, за учебной нагрузкой детей, за качеством ее исполнения.
Старший воспитатель имеет такие же обязанности, как и просто воспитатель. Помимо этого осуществляет координацию других сотрудников и специалистов. Передает им свой опыт и знания в области воспитания детей. При подборе педагогических кадров, он так же принимает участие.
Младший
Некоторые люди ошибочно думают, что педагог и младший воспитатель – это одно и то же. На самом деле младшие помощники не могут быть заменой воспитателей. Они могут только оказывать содействие в рабочем процессе. Они создают благоприятную среду для того, чтобы детям было комфортно находиться в учреждении.
Младший воспитатель обязан исполнять следующие задачи:
- принимать свое участие в процессе воспитания;
- обеспечивать комфортную среду для времяпровождения каждого чада;
- следить за выполнением режима;
- вместе с воспитателем проводить мероприятия по укреплению здоровья детей;
- способствовать их психологическому и физическому развитию;
- учить малышей обслуживать самих себя:
- следить за безопасностью детей;
- назначать дежурство детей;
- принимать участие в профилактических мероприятиях;
- брать на себя ответственность за здоровье, жизнь и состояние ребят;
- неукоснительно выполнять санитарные нормы;
- следить за питанием детей;
- заниматься уходом, присмотром за каждым чадом;
- соблюдать нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Как стать воспитателем
Стать хорошим специалистом может далеко не каждый человек. Для того чтобы освоить данную профессию, рекомендуется проделать некоторую работу:
- Для начала необходимо проанализировать свои отношения с детьми. Важно понять, что нужно уметь находить с ними общий язык. Такая профессия подразумевает под собой большое количество времяпровождения с детьми, поэтому нужно быть готовым к постоянному шуму детских криков. Если это приносит какой-то дискомфорт, то не следует выбирать такую профессию.
- Далее необходимо изучить учебные заведения, которые предлагают обучение на данную профессию. Это могут быть педагогические институты или колледжи. Высшее образование можно получить после одиннадцати классов, а среднее после девяти. Выбор стоит делать в пользу такого заведения, в котором цена за обучение и качество преподавания соответствуют друг другу.
- В процессе обучения не стоит пропускать учебные занятия. Изученная теория будет основой для прохождения практики.
- Необходимо научиться получать от малышей доверие. Если воспитанники не будут доверять педагогу, то наладить с ними контакт будет сложно. Нужно всегда выполнять свои обещания, данные детям.
- Рекомендуется проходить курсы повышения квалификации, для того чтобы получать как можно больше знаний в области педагогики. Посещение семинаров и курсов никогда не бывают лишними.
- Всегда нужно изучать и узнавать что-то новое. Дети очень любознательны и любопытны, поэтому на их вопросы нужно всегда грамотно отвечать.
Воспитатель – это человек, который является первым по счету, после родителей. Этот человек встречается на пути детей, когда они еще очень маленькие.
Самым главным правилом в этой профессии является любовь к детям. Сотрудники постоянно находятся в детском коллективе.
Каждое чадо рано или поздно открывается и привязывается к нему. Целью педагога является развитие в каждом чаде его задатков. Перед ним стоит задача воспитать в маленьком человеке креативную личность, непохожую на других. Для этого нужно трезво оценивать возможности и результаты своих воспитанников, открывать в них самостоятельность, учить их проявлять инициативу. Специалист должен создать такие условия, в которых каждому ребенку будет комфортно развивать свои индивидуальные способности.
Воспитатель – это человек, который выступает в роли психолога, друга, артиста, наставника. Ему следует уметь приспосабливаться к любой ситуации и перевоплощаться. Творческие навыки детей, зависят от творческих способностей педагога.
Он должен быть авторитетом для детей и их родных. Он решает ответственные задачи, поставленные перед ним в вопросах воспитания. Ему доверяют самое ценное – это жизни и здоровье малышей, поэтому его труд это очень ответственная деятельность.
За нарушения в процессе осуществления своих обязанностей, педагог может привлекаться к административной и уголовной ответственности.
В данном видео дополнительная информация и советы тем, кто хочет стать воспитателем: какими навыками нужно обладать, тонкости профессии и то, как построить карьеру в этом направлении.
Должностная инструкция воспитателя
Для российских образовательных учреждений 2016 год стал началом профессиональной стандартизации сотрудников – процесса, который унифицирует должностное соответствие для каждого работника. Для воспитателей детских садов законодатель одним из первых подготовил профстандарт, ставший основой многих должностных инструкций. О нюансах их составления речь пойдет дальше.
Что входит в должностные обязанности воспитателя
Профстандарт – это ведомственный документ, определяющий набор квалификационных требований к конкретной профессии. На основе утверждённого стандарта предприятия должны привести в соответствие документы по трудовой деятельности работника соответствующей должности.
Главная задача нововведения – создание единства в части предъявляемых требований к соискателю.
Надо заметить, что для работников сферы образования процесс профстандартизации начался даже раньше указанного срока, в 2013 году, когда был введён Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Сегодня этот документ, наравне с действующим профстандартом «педагог», считается основным для рассматриваемой должности.
В контексте дошкольных образовательных учреждений нововведения распространяются на воспитателей. Поэтому кадровому инспектору, чтобы избежать проблем с проверяющими, нужно было до начала 2020 года проверить ДИ, трудовые договоры и привести в соответствие.
Характер должностных обязанностей соответствует иерархичности и, соответственно, оплачивается иначе.
К примеру, должностная инструкция младшего воспитателя содержит такие обязанности:
- Контроль состояния помещений ДОУ на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическим нормам, пожарной безопасности (проветривание, контроль уборки и т.д.).
- Участие в формировании образовательно-воспитательной программы для детей.
- Участие в реализации мер, направленных на укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний.
И ещё одна важная задача – мониторинг детских, поведенческих отклонений. Для этого работники ДОУ находятся в постоянном контакте с родителями, отслеживают семейную обстановку, в которой находятся дети и т.д.
Должностная инструкция старшего воспитателя содержит те же обязанности. Но его задачи на этом не ограничиваются. Как более опытный сотрудник, старший воспитатель:
- Организовывает работу по подготовке и проведению педагогических советов, родительских собраний и других мероприятий, предусмотренных годовым планом ДОУ;
- Контролирует выполнение ФГОС младшими воспитателями и другими сотрудниками;
- Принимает участие в подборе персонала;
- Планирует методическую работу, разрабатывает план обучения;
- Изучает психофизиологические особенности учащихся, на основе чего составляет план занятий, коррекционных игр и т.д.
На этом трудовые функции воспитателя не заканчиваются. Более подробно с ними следует ознакомиться в профстандарте «педагог».
Как оформить должностную инструкцию воспитателя согласно требованиям профстандарта
Перед оформлением документа важно вспомнить, что должностная инструкция не считается обязательным документом по ТК РФ. Законодатель указывает, что она формируется отдельно от трудового соглашения. При этом кадровый инспектор на этапе трудоустройства конкретизирует в тексте договора необходимость ее выполнения, а затем разрабатывает этот документ.
Разумеется, можно включить перечень обязанностей, прав, функций и ответственности воспитателя в текст договора. Но действовать нужно исключительно в рамках ведомственных приказов и положений по делопроизводству.
Должностная инструкция воспитателя детского сада не имеет унифицированной формы, поэтому кадровый работник может использовать любую, согласованную с вышестоящим органом, форму.
В правом верхнем углу листа расположена должность, фамилия и инициалы лица, утверждающего инструкцию. Обычно это заведующий детским садом. Напротив, необходимо расположить те же данные о руководителе профкома, который согласовывает документ.
Любая инструкция должна быть структурирована и последовательна, содержать такие структурные элементы:
- Общие положения. Должностная инструкция воспитателя должна начинаться с перечисления оснований составления. В данном случае это профстандарт «педагог», ФГОС, ЕТКС. Важно приводить ссылки на нормативные акты с указанием номера и даты их принятия. Общие положения дополняются информацией о порядке приёма и увольнения, структуре подчинения.
- Обязанности воспитателя. Этому блоку уделяется больше всего внимания. Исходя из должности, по пунктам отражаются повседневные или периодические задачи. Здесь нужно изучить профстандарт и написать обязанности, соответствующие конкретной должности.
- Права воспитателя. Также зависят от иерархии. У старшего воспитателя, к примеру, есть право участия в разработке образовательной программы, а также контроля выполнения.
- Ответственность работника. Каждый работник ДОУ должен выполнять нормативные и ведомственные акты, касающиеся занимаемой должности. В случае нарушения могут применяться меры дисциплинарного воздействия, а в особых случаях может наступить административная, уголовная ответственность. Об этом также следует писать в должностной инструкции с конкретикой, когда это может случиться.
Факультативным блоком считается взаимодействие по должности. Подразумевается перечень прав и обязанностей, которые воспитатель имеет как перед руководством, так и перед коллегами (и наоборот). Большинство управленцев не относят данный блок информации к числу обязательных. Однако, как показывает практика, работники демонстрируют большую эффективность, будучи осведомлёнными о том, что и от кого можно ожидать.
Когда проект инструкции готов, его следует согласовать с профсоюзом, а также руководством ДОУ. Содержание должно отвечать нормативным актам, а также ведомственным целям и задачам.
Проект должностной инструкции следует детально изучить заведующему ДОУ, так как именно он будет нести ответственность, если документ не будет соответствовать профстандарту «педагог».
Особенности составления должностной инструкции воспитателя детского сада
К слову, об уровне ответственности – законодатель расценивает несоответствие должностной инструкции профессиональному стандарту, как нарушение ТК РФ. Этот факт может обнаружиться в процессе проверки трудовой инспекцией. Итогом становится составление предписания на устранение нарушений и штрафная санкция.
Учитывая эти и другие обстоятельства, кадровые инспекторы ДОУ обязаны отслеживать изменения в законодательстве, касающиеся педагогических работников. Пропуск или несвоевременное оформление должностной инструкции воспитателя детского сада может привести к негативным последствиям.
Это понимают и вышестоящие, ведомственные органы. Важно понимать, что в системе образования РФ дошкольные образовательные учреждения подчинены районному отделу народного образования (РОНО). Этот орган осуществляет первичный контроль, поэтому сотрудники всегда окажут помощь ДОУ и не допустят крупных нарушений.
Таким образом, в статье приведены ответы на основные вопросы, с которыми могут столкнуться работники отдела кадров при составлении должностной инструкции воспитателя по профстандарту. Она составляется в единственном экземпляре и хранится среди документов по личному составу. Чтобы инструкция обрела юридическую силу, важно довести положения до ведома работника. Это делается под подпись. Далее рекомендуется сделать копию, заверить и вручить воспитателю для того, чтобы документ был под рукой и мог использоваться в работе.
Профстандарт воспитателя
Область применения
Рассматриваемый стандарт применяется в следующих случаях:
- в процессе оформления на работу соискателей на вакантную должность воспитателя;
- при разработке управленческой политики в отношении персонала;
- с процессе формирования аттестационной системы и обучающих программ, направленных на повышение квалификации основного педагогического состава;
- при составлении трудовых договоров, а также должностных инструкций и алгоритма оплаты труда.
Цель педагогической деятельности на этом уровне — максимально подготовить детей к периоду обучения в школе, социализировать их, научить коллективной работе и совместному отдыху, а также обеспечить контроль за детьми дошкольного возраста на период отсутствия работающих родителей.
Квалификационные требования
Профильное высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 № 1061) или по образовательной деятельности организации.
Требований к опыту в указанной сфере деятельности не предъявляется. Дополнительно нужно пройти медосмотр и подтвердить отсутствие ограничений на выбранную специальность.
Описание трудовых функций
Профессия «педагог-воспитатель» подразумевает разделение на два уровня квалификации: пятый и шестой. Обе эти категории имеют определенный набор трудовых функций, в частности:
- осуществлять педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательных программ;
- выполнять общепедагогическую, обучающую функцию;
- реализовывать мероприятия и методики по социализации и адаптации детей в коллективе;
- следить за здоровьем и самочувствием детей;
- прививать им базовые нормы поведения, самообслуживания, коллективного взаимодействия.
Должностные обязанности
Должностные обязанности работников дошкольных образовательных учреждений определяются с учетом особенностей организации труда и управления, прав, ответственности и компетентности воспитателей. В основной перечень должностных обязанностей педагога-воспитателя включены:
- обязательное среднепрофессиональное или высшее образование;
- владение полным комплексом развивающих программ, ориентированных на дошкольников;
- планирование и проведение тематических занятий;
- владение дополнительными методиками обучения и воспитания;
- лояльность и ровное отношение ко всем детям;
- умение организовать и занять детей во внеурочное время, внимательность к каждому;
- умение грамотно сформировать правильные нравственные ориентиры у детей;
- коллективная и индивидуальная работа с классом.
Должностная инструкция воспитателя
Автор: admin · Опубликовано 29.11.2019 · Обновлено 10.12.2019
I. Общие положения
1.На должность воспитателя назначается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
3. К педагогической деятельности не допускаются лица:
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
4. Назначение на должность воспитателя, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
5. Воспитатель должен знать:
5.1. Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
5.2. Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
5.3. Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
5.4. Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
5.5. Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
5.6. Современные тенденции развития дошкольного образования
5.7. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
5.8. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей
5.9. Конвенцию о правах ребенка
5.10. Трудовое законодательство
5.11. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
6. Воспитатель подчиняется непосредственно __________________.
7. На время отсутствия воспитателя (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
II. Должностные обязанности
В обязанности воспитателя входит:
1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования:
— Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
— Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
— Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
— Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
— Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
— Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
— Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
— Формирование психологической готовности к школьному обучению
— Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
— Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
— Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
— Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
— Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
III. Права
Воспитатель имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
IV. Ответственность
Воспитатель несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. №544н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Источники:
http://assistentus.ru/forma/dolzhnostnaya-instrukciya-vospitatelya/
http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-vospitatelya
http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/vospitatel-dou.html
http://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/dolzhnostnaya-instruktsiya-vospitatelya.html
http://clubtk.ru/forms/profstandarty/profstandart-vospitatelya
http://xn--b1agjaakuyfdln4b.xn--p1ai/dolzhnostnaja-instrukcija-vospitatelja/