Большая пятерка в психологии
Большая пятёрка (психология)
Больша́я пятёрка – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека. Продолжает линию исследований, начатую Г. Олпортом, Г. Айзенком и Р. Кэттелом, предполагавшими, что личность характеризует меру индивидуальных различий человека в степени и форме адаптации к социальной среде с учетом биологических свойств индивида.
В соответствии с названием, модель предполагает, что личность человека включает в себя пять общих и относительно независимых черт (диспозиций):
Модель выводится эмпирически, с использованием данных самоотчетов (вопросники, шкалы прилагательных), экспертных оценок (внешних наблюдателей за поведением) и данных поведенческих, получаемых в рамках исследований. Основным статистическим средством извлечения модели является эксплораторный факторный анализ. Таким образом, в эмпирических исследованиях 5 черт чаще всего предстают в виде сравнительно автономных факторов.
Содержание
История
Прямым предшественником Большой Пятерки, по всей видимости, является 3-факторная модель личности Г.Айзенка. Последняя включала в себя экстраверсию, невротизм и психотизм. В некотором смысле, необходимость возникновения Большой Пятерки обусловлена эмпирическими трудностями извлечения фактора психотизма.
Norman (1963) впервые называет пять факторов экстраверсией, доброжелательностью, добросовестностью, эмоциональной стабильностью и культурой (culture). Эра Большой Пятерки, видимо, начинается с работы Goldberg (1981). Именно в этой работе впервые появляется сам термин. Говоря о том, что Пятерка «Большая», Goldberg подчеркивает не ее особое значение, а широту охвата личностных проявлений, способность включать в себя факторы низшего порядка. В качестве эмпирических показателей черты личности Goldberg вслед за предыдущими авторами (в первую очередь, Allport & Odbert, 1936; Baumgartner, 1933; Cattell, 1943; Norman, 1967) использует списки прилагательных, предполагая, что язык является исчерпывающим носителем личностной изменчивости человека. Этот подход к исследованию структур личности известен как психолексический. В 1992 Goldberg опубликовал устойчивую 5-факторную модель личности, основанную на прилагательных.
Перевод Большой Пятерки
Лингвистическая природа модели определяет ее привязку к качествам языка. Главное и желательное допущение заключается, естественно, в том, что Большая Пятерка является образованием надкультурным, в сущности, не зависимым от языка. Однако вероятность существования специфических, культурно обусловленных, факторов весьма велика.
Первые переводы тестов Большой Пятерки с английского были сделаны на рубеже 1980-90-х годов. Судя по публикациям, вслед за английскими тестами появились немецкий и голландский.
Немецкий проект был начат в Билефельде. В ходе стартового исследования было осуществлено всесторонее «психолексическое» изучение описателей личности, имеющихся в немецком языке (Angleitner, Ostendorf, & John, 1990). В результате Ostendorf (1990) получил посредством факторного анализа явную репликацию «английской» Большой Пятерки. Более того, осуществив emic-etic-анализ (сопоставление пунктов, полученных на собственном языке (emic) с пунктами, просто переведенными (etic)), Ostendorf (1990) обнаружил полное соответствие в структуре между данными, полученными в рамках этих двух подходов.
Hofstee, De Raad с коллегами из Гронингенского университета (De Raad et al., 1988; Hofstee et al.,1997) получили модель Большой Пятерки, согласующуюся с английской. Однако «английский» фактор культуры (открытости опыту) у голландцев содержательно больше походил на непокорность и неконвенциональность. Итальянская модель (Caprara & Perugini, 1994) оказалась в основном похожей на голландскую.
В течение 1990-х годов был проведен целый ряд «региональных» исследований Большой Пятерки. Модель получила свою эмпирическую поддержку на китайской (Yang & Bond, 1990), чешской (Hrebickova & Ostendorf, 1995), греческой (Saucier, Georgiades, Tsouasis, & Goldberg, 2005), израильской (Almagor et al., 1995), венгерской (Szirmak & De Raad, 1994), польской (Szarota, 1995), испанской (Benet-Martinez & Waller, 1997), филиппинской (напр., Church & Katigbak, 1989; Church et al., 1997), турецкой (Somer & Goldberg, 1999) выборках. Была получена эмпирическая верификация Большой Пятерки и в России (Shmelyov & Pokhil’ko, 1993). В целом, результаты этих исследований показывают, что во многих языках получаются структуры, похожие на Большую Пятерку, хотя иногда образуются 2 «местных» фактора, согласующихся с одним из традиционных факторов. Больше всего проблем возникает с 5 фактором, который варьируется от чистого интеллекта (на немецких выборках) до неконвенциональности и непокорности в голландских и итальянских группах.
Методы измерения Большой Пятерки
Наиболее широкую известность и применимость при изучении Большой Пятерки получает вопросник NEO-PI-R (Costa& McCrae, 1992). Полная версия NEO-PI-R содержит 240 пунктов (5 факторов х 6 аспектов в факторе х 8 вопросов). Впоследствии в основном используют укороченный вариант теста, состоящий из 60 пунктов (5 факторов х 6 аспектов х 2 вопроса). NEO-PI-R хорошо коррелирует с замерами посредством других подходов, в частности, Q-сортировки. Тест можно использовать при оценках индивида сторонним наблюдателем (экспертом).
Одним из последних методов тестирования Большой пятерки является BFI (Big Five Inventory; John,Danahue, & Kentle, 1991; Benet-Martinez & John, 1998; John & Srivastava, 1999; Rammstedt & John, 2005, 2007). В отличие от прочих тестов Большой Пятерки, BFI использует в качестве стимульного материала фрагменты предложений, что, по задумке, должно увеличить надежность теста.
Еще одна пригодная шкала для измерения модели Личностный тест Хогана (Hogan Personality Inventory; Hogan, 1986).
Факторная структура
Судя по всему, факторы не являются ортогональными. Однако корреляции между факторами, хотя и являются статистически значимыми, но остаются весьма умеренными, в среднем, r=0.26, а по отдельным шкалам не превышают r=0.35 (John & Soto, 2007; John et al., 2008 на выборке 829 студентов Беркли).
Каждый фактор состоит из аспектов (facets). John et al. (2008) полагают, что величина корреляций аспектов, измеренных разными тестами, свидетельствует о центральности — периферийности того или иного аспекта.
Добросовестность может быть достаточно хорошим предиктором академической успеваемости и производственной эффективности, в том числе, при контроле показателя интеллекта (Higgins et al., 2007).
Предпринимаются попытки установить функциональную достаточность 5-факторной модели. Так, van Egeren (2009) отмечает, что каждая из пяти черт выполняет определенную функцию в плане адаптации индивида к социальной среде. В частности, экстраверсия отвечает за приближение положительных событий, нейротизм — за избежание негативных событий, добросовестность — за эффективное управление реакциями приближения и избежания, открытость опыту — интерес к различного рода наградам, а доброжелательность — к формированию социальных альянсов и связей. C 1999 года в странах СНГ применяется Пятифакторный опросник личности (5PFQ) на базе теорий личности Олпорта, Кеттелла и Айзенка.
Большая Пятерка в детском возрасте
John et al. (1994), используя Q-сортировку, получили у детей базовую модель с двумя дополнительными факторами. 6-й фактор, Раздражительность (Irritability), вероятно, характеризует склонность плакать, гневаться, обижаться на обзывания. 7-й фактор, Активность (Activity), включал разные виды физической активности, таких как беготня, игривость. Lieshout and Haselager (1994) на голландских детях в возрасте от 3 до 16 лет обнаружили пятифакторную модель c двумя дополнительными факторами: активностью и зависимостью (dependency). Под последней понимается стремление понравиться и полагание на других.
Связь с поведением
Значение личностных моделей во многом определяется их способностью предсказывать поведение индивида. Некоторые исследовательские группы пытаются определить способность Большой Пятерки предсказывать поведение. В частности, Cuperman and Ickes (2009) изучали поведенческие корреляты Большой Пятерки в контексте межличностного взаимодействия участников исследования. Было показано, что Большая Пятерка может предсказывать не только определенные формы поведения, но и реакции партнера по общению. Например, было обнаружено, что с увеличением нейротизма возрастает число взглядов партнера на такого человека. Cuperman and Ickes (2009) также показали, что личностные черты партнеров в диаде могут взаимодействовать между собой. Например, было показано, что удовлетворенность от общения зависит от степени экстраверсии (интроверсии) партнеров таким образом, что она возрастает по мере сходства партнеров по этому параметру (например, оба склонны к экстраверсии или оба склонны к интроверсии). Несколько иной эффект был получен в части доброжелательности: низкая доброжелательность обоих партнеров предсказывает низкую удовлетворенность обоих от общения. Однако высокой доброжелательности одного из партнеров вполне достаточно для общего увеличения удовлетворенности от общения.
Большая пятерка в России
В 90-е годы было опубликовано исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения полноценного психологического портрета личности.
В русскоязычной версии опросника пять факторов получили следующую интерпретацию:
•экстраверсия – интроверсия (высокий полюс фактора – общительность, уверенность в себе, активная позиция в коммуникации; низкий – сдержанность, замкнутость)
•согласие – независимость (эта шкала является индикатором стиля межличностного взаимодействия; высокий полюс – склонность к сотрудничеству, кооперации, дружелюбие, в крайней степени – ведомость; низкий – тенденция полагаться на свое собственное мнение, конкурировать, соревноваться с другими людьми, крайняя степень выраженности – враждебность)
•самоконтроль – импульсивность (высокие показатели отражают наличие такой группы качеств, как пунктуальность, последовательность, умение следовать алгоритму, стандарту, крайняя степень – педантизм; низкие – ситуативность, непоследовательность, способность выйти за рамки стандартных схем действий, в крайней степени – гибкость моральных суждений и хаотичность)
•эмоциональная стабильность – тревожность (эта шкала отражает устойчивость, быстроту адаптации к стрессовым ситуациям, спокойствие, стабильность, уверенность в себе – на высоком полюсе шкалы противоположны эмоциональности, восприимчивости, тревожности, незащищенности – на низком)
•новаторство-консерватизм (эта шкала показывает любознательность, увлеченность, открытость новому опыту, ориентацию на преобразование – на высоком полюсе; и консерватизм, прагматическую направленность, традиционализм, ориентацию на сохранение – на низком)
Критика
Критика, в основном, связана с законченностью пятифакторной модели. В частности, периодически появляются модели с большим количеством базовых факторов личности. В рамках психолексического подхода Almagor, Tellegen, and Waller (1995) получили 7-факторную модель с двумя дополнительными к Большой Пятерке факторами — «позитивной валентности» (оригинальный, утонченный, благородный) и «негативной валентности» (опасный, злобный, неприспособленный, вероломный). De Raad and Szirmak (1994) получили на венгерской выборке 6-факторную структуру, обеспеченную Большой Пятеркой и фактором, названным Прямотой (Integrity), включившим такие описатели как правдивость, надежность, лицемерие, тщеславие и жадность. На основе этих и подобных данных (напр., Benet-Martinez & Waller, 1997; Di Blas & Forzi, 1999) сравнительно широкое распространение получает HEXACO — 6-факторная модель личности (Ashton & Lee, 2001, 2006). Так, например, Ashton et al. (2004) показывают возможность существования шестого самостоятельного фактора личности: искренность (honesty) — сдержанность (humility). Ко всему прочему, положительный полюс этого фактора включает склонность к справедливости, в то время как негативный полюс включает в себя неискренность, заносчивость и хвастовство.
Однако в целом, как отмечают John et al. (2008), эти факторы остаются именно добавочными; основная структура выглядит универсальной и надкультурной.
С другой стороны, предпринимаются попытки обнаружить мега-факторы личности с более ограниченным числом. В частности, Digman (1997) на основании корреляционных данных предположил, что Большая Пятерка образует 2 мегафактора: альфа — доброжелательность, добросовестность и эмоциональная стабильность; бета — открытость опыту и экстраверсия. Альфа представляет собой тенденцию к социализации, а бета — тенденцию к самоактуализации. Такая модель согласуется с более ранними межличностными «круговыми» моделями Bakan (1966) и Wiggins (1991). Однако примерно в то же время, Paulhus and John (1998) определили два фактора искажений в самооценках, содержание которых близко к мегафакторам Digman. Первый фактор интерпретируется как моралистический уклон (то есть тенденция переоценивать собственную ответственность и кооперативность), а второй как эгоистический уклон (тенденция переоценивать свой социальный и интеллектуальный статус). Иначе говоря, Paulhus and John(1998) полагают, что эти мегафакторы характеризуют не столько личностную вариативность, сколько особенности социальной желательности при исполнении участниками исследования самоотчетов.
De Raad et al. (2010), используя данные 14 выборок на 12 языках, показали, что кросс-культурную устойчивость могут сохранять лишь 3 фактора — экстраверсия, доброжелательность и добросовестность.
Наконец, отдельные авторы предпринимают попытки показать, что статистически все параметры личности коррелируют между собой, а следовательно, возникает потенциальная возможность определения единственного мегафактора личности (Musek, 2007; Rushton, Bons, & Hur, 2008). Изначально попытки получить простую структуру личности предпринимались в работах Webb (1915). Hofstee (2001) назвал этот фактор P-фактором, извлекаемым методом центральных компонент. Содержательно единство этого фактора может быть обусловлено социальной желательностью. P-фактор нагружен, по Hofstee (2001), стилистическим интеллектом и другими чертами личности, в целом позволяющими индивиду адекватно реагировать на социальные ситуации. В пользу этого предположения, в частности, могут говорить данные Higgins et al. (2007), показавшие, что оценка качества своей работы сотрудниками управленческого звена в разной степени коррелирует с каждой из пяти шкал, при этом положительно с экстраверсией, открытостью опыту, добросовестностью, эмоциональной стабильностью и доброжелательностью (с последними двумя — в приближении к значимости, оба p
«Большая пятерка» или Пятифакторная модель личности Голдберга
Что такое личность?
Личность – это несложное понятие, ясное для большинства из нас. Это то, что делает нас «нами», охватывает всю совокупность черт, характеристик и причуд, выделяющих нас из всех остальных. Но с точки зрения науки все намного сложнее. Так, личность – это последовательная картина состояний, познания и желаний (целей), которые стимулируют поведение. Личность – это индивидуальные различия в характерных формах мышления, чувств и поведения. И много других определений. Но какое бы из них мы не считали наиболее точным, важно другое – то, что они описывают, является важным мерилом человека. Вот почему данный вопрос так долго находится в центре изучения.
Разные теории личности на протяжении длительного времени не оставляют попыток точно установить – сколько же существует черт личности. Из более ранних известны трехфакторная теория Айзенка и 16-ти факторная модель Кеттелла. Однако наиболее распространенной теорией личности является «Большая пятерка» или Пятифакторная модель личности Голдберга.
«Большая пятерка»
Льюис Голдберг, вероятно, самый известный исследователь в области психологии личности. Его новаторская работа уменьшила 16 «фундаментальных факторов» Раймонда Кеттелла до 5 основных, сходных с пятью факторами, обнаруженными другими исследователями в 1960-х годах.
5 факторов, определяемых Голдбергом как основные, следующие:
- экстраверсия;
- доброжелательность;
- добросовестность;
- невротизм;
- открытость опыту.
Модель Голдберга не дает полностью исчерпывающего объяснения личности, но охватывает значительную часть связанных с ней аспектов. 5 факторов не обязательно являются чертами сами по себе, но могут соответствовать многим взаимосвязанным признакам и характеристикам. К примеру, коэффициент согласия включает в себя щедрость, дружелюбие и теплоту (с положительной стороны), агрессивность и безразличие (с негативной). Все эти черты и характеристики представляют собой совокупность более широкого фактора «приемлемости», заключенного в пространство между двумя диаметрально противоположными точками. К примеру – экстраверсия заключена в диапазон между крайней интроверсией и крайней экстраверсией. Потому как большая часть людей располагаются в пространстве между данными полярными отметками.
Все это немного сложно, поэтому давайте рассмотрим каждый фактор более подробно. Может показаться, что описания каждого типа личности немного схожи с гороскопами, но они взяты, в том числе, из практики и последующих исследований.
Экстраверсия
Этот фактор имеет две, уже знакомые нам, противоположные точки в спектре: экстраверсия и интроверсия. Подразумевает под собой то, где человек использует свою энергию, и как взаимодействует с социумом. Экстраверты потребляют энергию и «перезаряжаются» от взаимодействия с другими, в то время как интроверты устают от взаимодействия с окружающими и восполняют свою энергию из одиночества.
Черты, связанные с экстраверсией (черты в теории описываются прилагательными): общительный, утвердительный, сдержанный, уединенный, энергичный, разговорчивый, самоуверенный, веселый, любящий, дружелюбный, спокойный.
Люди с высоким уровнем экстраверсии склонны искать возможности для социального взаимодействия, где они часто являются «душой компании» – наслаждаются вниманием. Характеризуются возбудимостью и высоким уровнем эмоционального выражения. Имеют предрасположенность быть более предприимчивыми и творческими. Люди с низким уровнем экстраверсии, немногословны, спокойны, интроспективны, сдержанны и вдумчивы, более традиционны и борются с абстрактным мышлением в себе.
Те, кто обладают высокой степенью экстраверсии, высоко оценивают достижения и стимуляцию, и вряд ли будут ценить традиции. Экстраверты часто напористы, активны и общительны, избегают самоотречения и добросовестности в пользу волнения и удовольствия.
Из этого следует, что высокая экстраверсия является предвестником лидерства и способствует успеху менеджеров и продавцов, а также успеху на всех уровнях работы в области профессионального обучения.
Из-за простоты измерения и общей стабильности с течением времени экстраверсия является отличным предиктором эффективного функционирования и общего благополучия, положительных эмоций и повышенной уверенности в выполнении задач.
Доброжелательность
Этот фактор касается того, насколько хорошо ладят люди с другими людьми. Доброжелательность касается нашей ориентации на других и основывается на том, как вы обычно взаимодействуете в процессе социализации.
Черты, связанные с доброжелательностью: альтруистический, доверяющий, скромный, смиренный, добрый, конкурентный, манипулятивный, любезный, верный, тактичный, полезный, бескорыстный, чувствительный.
Люди с высокой степенью доброжелательности, как правило, любят, чувствительны и уважают потребности окружающих. Они сочувствующие в отношениях со своими друзьями и близкими, а также благожелательны к незнакомцам. Люди, находящиеся на низком уровне спектра доброжелательности, реже вызывают доверие и любят других. Имеют тенденцию быть бессердечными, грубыми, злобными, антагонистичными и саркастичными. Хотя не все люди с низким уровнем доброжелательности являются жестокими, они вряд ли вызовут теплые чувства.
Доброжелательность может быть мотивирована желанием выполнить социальные обязательства, следовать установленным нормам или подлинной заботой о благополучии других. Но какова бы ни была мотивация, она редко сопровождается жестокостью и безжалостностью.
У людей с высокой степенью доброжелательности, вероятно, будет много близких друзей и хорошие отношения с членами семьи. Но есть небольшой риск – упорно ставя других выше себя, можно упустить возможности для собственного успеха, обучения и развития.
Добросовестность
Добросовестность – это признак, характеризующейся тенденцией контролировать собственные импульсы и действовать социально приемлемыми способами, способствующими достижению целей и результата.
Черты добросовестности: настойчивый, амбициозный, основательный, дисциплинированный, последовательный, предсказуемый, управляемый, надежный, находчивый, трудолюбивый, энергичный, упорный, дальновидный.
Тот, кто высоко оценивается по шкале добросовестности, скорее всего, успешен в школе и карьере. Занимает лидирующие позиции и упорно добивается целей с помощью предусмотрительности и эффективного планирования. Добросовестные люди склонны быть внимательными к деталям, думают о том, как их поведение влияет на других, и помнят о сроках. Человек с низкой добросовестностью склонен откладывать свои дела, предрасположен к избеганию ситуаций, связанных с ответственностью, импульсивен.
Этот фактор связан с достижением и поиском безопасности, а также негативным отношением к поощрению в ответ на стимуляцию и волнение. Высоко оценивания добросовестность, люди одобрительно воспринимают порядок, долг, достижения и самодисциплину. Сознательно практикуют обсуждение сложившихся обстоятельств и работают над повышением компетентности.
В свете этих корреляций неудивительно, что добросовестность также тесно связана с обучением после обучения, эффективной работой и успешной карьерой. Добросовестность положительно соотносится с адаптацией к жизненным задачам и зрелостью защитных реакций, что свидетельствует о подготовленности к преодолению любых препятствий. Этот фактор отрицательно коррелирует с депрессией, курением, злоупотреблением психоактивными веществами.
Добросовестность несколько отрицательно взаимодействует с невротизмом и положительно согласуется с доброжелательностью, но не имеет значительной связи с остальными факторами личности.
Невротизм
Невротизм – это фактор «Большой пятерки», высокая оценка в котором, указывает на отрицательные черты. Невротизм не является каким-нибудь показателем подлости или некомпетентности, а измеряет чувства собственной уверенности и эмоциональной стабильности.
Черты обычно связаны с невротизмом: неловкий, пессимистичный, капризный, ревнивый, вспыльчивый, напуганный, нервный, озабоченный, робкий, осторожный, самокритичный, неуверенный в себе, небезопасный, неустойчивый, сверхчувствительный.
Те, кто высоко находятся по шкале невротизма, обычно испытывают тревогу, грусть, робость и имеют низкую самооценку. Могут быть темпераментными или вспыльчивыми. Склонны к эмоциональной неустойчивости и неуверенности в себе. Люди, находящиеся на низком уровне невротизма, с большей вероятностью будут чувствовать себя уверенными и предприимчивыми. Могут быть храбрыми, стабильными и свободными от беспокойства.
Невротизм отрицательно соотносится с самооценкой, общей самооэффективностью и связан с низкой мотивацией. Не удивительно, что эмоциональная нестабильность и уязвимость к стрессу отрицательно влияют на успех в работе.
Так же невротизм негативно взаимодействует с прекращением курения, здоровой адаптацией к жизни, употреблением наркотиков, злоупотреблением алкоголем и проблемами психического здоровья.
Было обнаружено, что невротизм отрицательно согласовывается с доброжелательностью и добросовестностью, в дополнение к слабому и неблагоприятному взаимодействию с экстраверсией и открытостью к опыту.
В целом, высокий показатель невротизма связан с дополнительными трудностями в жизни, включая зависимости, неважную работу и нездоровую адаптацию к изменениям. Высокая оценка невротизма не выносит приговор в несчастливой жизни, но тем, кто подпадает под эту группу, следует повысить уверенность в себе, создать запас ресурсов для использования в тяжелые времена и избегать употребления веществ, вызывающих привыкание.
Открытость опыту
Открытость к переживанию нового опыта предполагает под собой глубину и сложность психической жизни и опыта человека. Иногда этот фактор называют интеллектом или воображением. Открытость для восприятия связана с готовностью человека ощутить и узнать новые вещи, умением мыслить нестандартно.
Общие черты, связанные с открытостью опыта: образный, любопытный, проницательный, разнообразный, оригинальный, отважный, умный, творческий, любознательный, восприимчивый, интеллектуальный, комплексный.
Человек, обладающий высокой открытостью к опыту – это тот, кто испытывает любовь к обучению, наслаждается искусством, участвует в творческой деятельности или занимается хобби. Любит встречаться с новыми людьми. Человек, который имеет низкую открытость к опыту, предпочитает рутину перед разнообразием, меньше интересуется искусством и развлечениями.
Благодаря навыку созидать новые идеи и мыслить нестандартно, открытость к опыту увеличивает вероятность получения руководящей должности. Связана с такими универсальными ценностями как содействие окружающему миру и толерантность. Коррелируется с широкими интеллектуальными навыками и знаниями, возрастающими со временем, а также, влияет на творчество и оригинальность.
Что касается других факторов «Большой пятерки», то открытость к опыту слабо взаимодействует с невротизмом и экстраверсией и в большинстве своем, не связана с доброжелательностью и добросовестностью.
Открытость для опыта – это черта, которая с наименьшей вероятностью будет меняться со временем, но наиболее вероятно поможет человеку в личностном росте. Людям, имеющим склонность к данному фактору, следует пользоваться своим преимуществом в исследовании окружающего мира и самого себя.
Система оценки «Большой пятерки»
Существует несколько методик измерения факторов личности в рамках «Большой пятерки», но самой достоверной и широко известной считается тест личности NEO (NEO-PI-R) и один из разработанных в последнее время – опросник BFI. Изначально тест личности NEO (NEO-PI-R) рассматривал только три фактора из пяти, но со временем был доработан и в нынешнее время рассматривает все пять факторов личности, в каждом из которых заключено по шесть аспектов. Состоит из 240 вопросов. Отличие опросника BFI от NEO (NEO-PI-R) заключается в том, что он использует при тестировании дополнительный стимул – фрагменты предложений, что в теории должно увеличить валидность теста.
Мы увидели, насколько тема личности является интересной для исследования в психологии, и как просто мы понимаем концепцию на обыденном уровне. Изучение же с научной точки зрения может быть намного сложнее. Тем не менее, такие модели как «Большая пятерка» помогают нам узнать гораздо больше о своих внутренних уникальных гранях и указывают направление развития, где сосредоточить энергию и внимание. Ведь первый шаг в эффективном использовании своих сильных сторон – это понять, каковы наши сильные стороны.
Автор: Денис Варяница
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook
Пятифакторная модель «Большая пятерка» (Big Five)
Пятифакторная модель личности, также известная как «Большая пятерка» (Big Five) – психологическая модель, описывающая структуру личности человека посредством пяти общих, относительно независимых черт (диспозиций):
- «нейротизм» (neuroticism, N)
- «экстраверсия» (extraversion, E)
- «открытость опыту» (openness to experience, O)
- «согласие/доброжелательность» (agreebleness, A)
- «сознательность/добросовестность» (conscientiousness, C)
В настоящее время пятифакторная модель является наиболее широко используемой в психологических исследованиях англоязычных стран: к 2009 году частота цитирования «большой пятерки» превзошла использование моделей Айзенка и Кэттелла вместе взятых более чем в 50 раз.
К сожалению, большинство психологических инструментов, использующих модель «большой пятерки», либо являются коммерческими методиками и отстутствуют в свободном доступе, либо не переведены на русский язык. На данный момент единственным доступным для прохождения тестом является русскоязычная адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ.
Наиболее известны следующие реализации «большой пятерки»:
• Самый популярный, наиболее широко используемый опросник NEO PI разрабатывается с 1980-х годов американскими психологами П. Коста и Р. МакРаэ (Paul T. Costa Jr., Robert R. McCrae). C 1992 года представлен версиями NEO PI-R (260 вопросов) и NEO FFI (сокращенный, 60 вопросов). Существует русскоязычная адаптация 2010 года (В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, И. Г. Сенин, Т. А. Мартин).
• IPIP Big-Five Factor Markers (50 и 100 вопросов), IPIP NEO PI-R (120 и 300 вопросов) – свободные для некоммерческого использования реализации шкал «большой пятерки» из International Personality Item Pool. IPIP NEO PI-R предлагается как аналог ( «shown to be mostly identical» ) коммерческого NEO PI. На русский язык не переведены.
• The Big Five Inventory, BFI (Dr. Oliver P. John и коллеги) – один из последних методов тестирования, использует в качестве стимульного материала фрагменты предложений. Доступен онлайн для некоммерческого использования. На русский язык не переведен.
• Профессиональные личностные опросники OPQ/OPQ32 (Occupational Personality Questionnaires) компании SHL. Один из первых коммерческих инструментов «большой пятерки», используется при подборе персонала для оценки потенциала различных категорий сотрудников. С 1994 года существует русскоязычная адаптация.
• Личностный опросник Хогана HPI (Hogan Personality Inventory) – один из элементов международной системы инструментов оценки Hogan, используется при подборе и оценке персонала. Существует русскоязычная версия.
Особенности реализации:
- удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
- для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
- совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.
Учебно-методическое пособие знакомит с пятифакторной моделью личности. Предлагаемый вариант диагностической методики позволяет описать структуру личности в рамках современной факторной модели. Рекомендовано кафедрой общей и социальной психологии КГУ для студентов-психологов университета (специальность 020400) и практических психологов.
«Большая пятерка» – перспективный тест, но пока не популярный в России
Начнем, наверное, с «виновника торжества» – теста «Большая пятерка». Он представляет собой диагностическую методику, разработанную психологами Paul T. Costa Jr., Robert R. McCrae, работа над которым была начата еще в 80-х годах прошлого века. Существует несколько различных версий и модификаций, которые имеют 5 одинаковых шкал, но могут незначительно различаться субшкалами.
Основными шкалами являются:
- «нейротизм». Два полюса этой шкалы представляют собой эмоциональную стабильность (низкие баллы) и нестабильность (высокие).
- «экстраверсия».
- «открытость опыту». Иначе ее можно назвать как культура и интеллект. У шкалы есть незначительная корреляция с классическими тестами на iq. Открытые люди более позитивно относятся к науке, ценят искусство, чувствуют красоту, более открыты новому, могут искать нестандартные решения обыденных задач.
- «доброжелательность». Высокие баллы по шкале – честность, порядочность, уважение мнения других людей; а низкие, соответственно – противоположность.
- «добросовестность». Представляет собой набор качеств, в центре которых лежит импульсивность. Т.е. получается две крайности: импульсивный, спонтанный, ненадежный; расчетливый, целенаправленный, надежный. Естественно тут тоже не может быть стопроцентного идеала, так как максимумы и минимумы не всегда хорошо.
В чем же основные плюсы данного теста?
Во-первых, он значительно новее, чем тесты Айзенка и Кэттелла, все еще развивается и учитывает все современные представления о личностных качествах человека. Во-вторых, как считают многие специалисты, работающие с «большой пятеркой», эти пять шкал в достаточной мере описывают значимые качества человека, что можно использовать в кадровом отборе. В-третьих, проведение данного теста, его анализ и интерпретация результатов довольно простые. Причем вопросы могут быть поставлены как от первого лица, так и от третьего (это дает возможность кому-либо знакомому отвечать за целевого человека, хотя и с некоторой потерей достоверности).
Ну основной минус (по крайней мере для русского менталитета), это то, что сам исходный тест от авторов платный. А второй минус – недостаточно исследований и переводов в русскоязычном сегменте. На данный момент можно найти в сети вариант этого теста от А. Б. Хромова 5PFQ (75 вопросов). Но это будет русскоязычная адаптация японской адаптации, причем от 1999 года, да и не понятно, что там с авторскими правами. Еще над одной адаптацией работают психологи (вроде как из Ярославля) В. Е. Орел, А. А. Рукавишников, И. Г. Сенин, Т. А. Мартин с 2010г. И судя по обсуждениям на ряде психологических ресурсов и жж, там идет работа по адаптации оригинальной методики, а значит, если она и выйдет в свет, то не будет доступна большинству из-за ее платности.
В итоге мы получаем то, что методика хорошая и полезная, но с популярностью и известностью как среди специалистов, так и в широких кругах у нее плоховато.
Как же это исправить?
Шансы устранить эту несправедливость у нас все таки есть, и все благодаря IPIP (International Personality Item Pool) – это как психологический опенсорс, международный пул данных, включающий в себя более 3000 вопросов и более 250 различных шкал, оценивающих личность человека. На его основе, создано множество тестов коррелирующих со шкалами исходной «большой пятерки» (NEO PI-R). Например, я взял тест Johnson’s 120-item IPIP NEO-PI-R. Во-первых, он от 2014 года, и с этого времени собрана самим автором (Джон Джонсон) база ответов от нескольких десятков тысяч респондентов, доступная всем желающим, во-вторых, довольно высокие значения корреляции со шкалами исходной NEO-PI-R и сам тест очень приближен к исходной. Ну и в-третьих, и самое главное – лицензия, которая позволяет свободно использовать тест в коммерческих и некоммерческих целях, переводить, адаптировать и изменять его как угодно.
Что же уже сделано и что еще предстоит сделать?
Я перевел все вопросы, варианты ответов, шкалы, расшифровку ответов в соответствии с баллами. Сделал он-лайн реализацию этого теста. В итоге любой желающий уже может пройти пятифакторный тест «большая пятерка» и получить достоверный результат соответствующий данным автора.
Единственный момент, представители IPIP считают, что результаты по каждой шкале стоит рассматривать как континуум, т.е. не разбивая его на группы, типа «низкие баллы» и «высокие баллы» и т.п. Но в таком виде тест будет более полезен только в исследовательских целях, а для массового использования не очень удобный. Поэтому было принято решение сегментировать все шкалы на 3 части: низкие, средние, высокие. Разделение баллов сделано в процентах 31%, 38%, 31% от максимума соответственно. На первых этапах это даст довольно точное представление о выраженности качеств у человека. Со временем, когда наберется достаточное количество людей, прошедших тест, эти сегменты будут корректироваться под наши российские реалии в зависимости от результатов, в соответствии с нормальным распределением, средним отклонением и медианой. А данные по каждой отдельной шкале будут сравниваться с данными полученными Джонсоном на выборке из англоязычных стран для возможной корректировки вопросов и адаптации.
Что в итоге представляет собой наш тест?
Это 120 вопросов, заданных от третьего лица. По задумке составителей на эти вопросы может отвечать человек как о самом себе, либо о ком-то хорошо знакомом, чтобы получить довольно достоверные результаты о нем.
Тест диагностирует 5 шкал, каждая из которых состоит еще из 6 субшкал. В итоге мы получаем результаты по 35 различным качествам человека, которые можно использовать как в диагностике, консультировании, саморазвитии, так и в кадровом отборе и исследовательских целях.
Структура шкал следующая:
Как видно из схемы, тест может построить довольно обширный психологический портрет человека, при этом не затрачивая много времени на его прохождение. Так что, можете смело брать этот тест в свой арсенал, как профессиональный инструмент, так и как средство лучше узнать себя.
Модель личности «Большая пятерка»
Когда одни люди описывают других, зачастую можно услышать следующее: «Она широкой души человек», при этом имеется в виду, что она жизнерадостна, дружелюбна и общительна, или же: «У него мелкая душа», что означает скучного и нудного человека. На самом деле, конечно, душа не может быть ни мелкой, ни широкой; просто у каждого свой тип личности.
Личность – это важный определяющий фактор мыслей, чувств и поведения человека. Исследователи потратили немало времени и сил в попытках описать эти типы. Один из наиболее значимых способов изучения личности, найденный учеными, – это описание его черт.
Черта – это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения, например склонности к застенчивости или общительности, недоверчивости или доверчивости, обязательности или беспечности. Таким образом, говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека.
Ученые определили множество черт личности, и большинство психологов согласны с тем, что черты, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархии. В иерархической модели личности – «Большая пятерка» – сверху можно расположить пять основных черт: экстраверсия, невротизм, уживчивость, добросовестность и открытость опыту. Каждая черта «Большой пятерки» состоит из различных особых черт. Например, экстраверсия (склонность к положительному отношению к жизни) состоит из таких специфических черт, как положительный эмоциональный настрой, общительность и душевность. Черты «Большой пятерки» и специфические черты, расположенные в иерархии ниже, универсальны. Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, расы, этнической принадлежности, религии, социально-экономического уровня или страны проживания.
Каждая из общих и специфических черт представляет собой континуум, в который может быть помещен некоторый аспект личности. Любая черта личности человека может располагаться в этом континууме сверху, внизу, посередине или где угодно. Чтобы лучше понять, что означает модель «Большая пятерка», мы опишем крайности, присущие каждой черте личности. Но помните, что личностная черта человека может находиться в своем континууме где угодно.
1. Экстраверсия
Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, – это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты – люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Интроверты – люди с низким показателем экстраверсии, они испытывают меньше положительных эмоций и хуже взаимодействуют с другими людьми. На работе экстраверты чаще, чем интроверты, испытывают положительные эмоции, чувствуют удовлетворение от своей работы, и в целом их мнение об организации и окружающих людях можно охарактеризовать как позитивное. Экстраверты быстрее идут на контакт с сослуживцами. Они могут отлично работать там, где требуются частые контакты с людьми, например в области продаж или в сфере обслуживания клиентов.
2. Невротизм
В отличие от экстраверсии невротизм, или отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.
Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим. Люди, в большой степени склонные к невротизму, чаще других испытывают отрицательные эмоции и переживают длительный стресс по различным поводам. Люди, склонные к невротизму, чаще испытывают на работе отрицательные эмоции, чаще переживают стрессы и в целом отрицательно относятся к обстановке в своей организации. Часто термин «невротик» используется в средствах массовой информации и популярных изданиях применительно к людям с психологическими проблемами. На самом деле невротизм – это черта характера, которая в той или иной степени присуща всем нормальным и психически здоровым людям.
Люди с высокой степенью невротичности часто более критичны к себе и к своей работе, чем те, у кого этот показатель ниже. Это свойство позволяет им работать лучше других, и потому они способны проявить себя в сферах контроля качества, где необходимо критическое мышление и умение давать критическую оценку. Люди с высоким показателем невротизма могут отрезвляюще воздействовать на коллег, указывая на недостатки принимаемого совместно решения. Люди с низкой степенью невротизма редко испытывают отрицательные эмоции и не столь критичны и пессимистичны, как их высоконевротичные коллеги.
3. Уживчивость
Уживчивость – это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе. Низкая степень уживчивости может быть полезной в таких профессиях, которые требуют от человека несговорчивости, например сборщик налогов или сержант, муштрующий роту. С уживчивыми людьми в целом легко найти общий язык, они «командные игроки». Уживчивость может быть ценным качеством в сферах, где требуется налаживать хорошие отношения с людьми.
4. Добросовестность
Добросовестность – это то, насколько человек осторожен, скрупулезен и упорен. Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности. Роджер Салквист (Roger Salquist), предприниматель и руководитель успешной Calgene Incorporated, известен своей дотошностью. Например, в попытке добиться одобрения Управления по продуктам питания и лекарственным препаратам США (FDA) для своих генетически измененных томатов Салквист совершил более двадцати пяти поездок в Вашингтон, округ Колумбия, без устали снабжая управление и другие учреждения всевозможными научными материалами, которые он смог раздобыть в поддержку безопасности своих помидоров. Добросовестность Салквиста окупилась сполна, поскольку управление постановило, что для таких генетически измененных продуктов не требуется никаких специальных этикеток и тестовых испытаний.
5. Открытость опыту
Последняя из личностных черт модели «Большая пятерка», открытость опыту, показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. Чтобы эта черта работника проявилась в творческом и инновационном поведении, организации нужно убрать препятствия с дороги инноваций. Кроме того, надо определить должность и должностные обязанности как можно более широко, чтобы открытость опыту могла послужить рождению новых идей. Предприниматели, которых характеризуют как любителей риска, нередко открывают собственное дело потому, что крупные организации, в которых они работали, накладывали на их действия слишком много ограничений, лишь незначительно поощряя за риск и нововведения.
Хотя открытость опыту, безусловно, является достоинством и в сфере предпринимательства, и в областях, где необходимы новшества, все же организациям также требуются люди, которые четко выполняли бы свою работу и не слишком много вольнодумствовали. К тому же организации порой опасаются брать сотрудников, которые могли бы преуспеть благодаря рискам.
Выводы
Исследования показывают, что личностные черты «Большой пятерки» важны для определения взаимоотношений и типов поведения на работе и таким образом для понимания в целом организационного поведения. Ученые обнаружили, что люди с сильным отрицательным эмоциональным настроем более склонны переживать стрессы на работе. Исследования также показали, что люди с положительным эмоциональным настроем, как правило, чувствуют себя на работе хорошо, испытывают удовлетворение, а также чаще всего успешно трудятся там, где требуется взаимодействие с другими людьми, например, в области управления и продаж.
Как вы, наверное, уже поняли, не бывает хорошего или плохого типа личности. Каждый человек по-своему уникален, и разные типы личности могут соответствовать различным сферам деятельности. Хорошие руководители должны понимать особенности личности и уметь работать с разными людьми.
Тест Большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ).
Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big five), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета – модели личности.
Таким образом, модель большая пятёрка (Big five) – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека (см. рис.1 Модель большая пятерка)
Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:
- экстраверсия – интроверсия;
- привязанность – обособленность;
- самоконтроль – импульсивность;
- эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
- экспрессивность – практичность.
В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А. Б. Хромовым в 1999 г.
Тест большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ):
Инструкция
Прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».
Выбранное значение записывается в бланк ответов в левую ячейку.
Стимульный материал Теста большая пятерка (Big five).
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1366029
http://4brain.ru/blog/%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B0/
http://psytests.org/bigfive/
http://www.b17.ru/article/big_five/
http://hr-portal.ru/article/model-lichnosti-bolshaya-pyaterka
http://psycabi.net/testy/388-test-bolshaya-pyaterka-pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-makkrae-p-kosta-metodika-diagnostiki-lichnostnykh-faktorov-temperamenta-i-kharaktera-5pfq