Аттестация водителей на предприятии
Профессиональных водителей заставят сдавать еще один экзамен
Минтранс подготовил поправки в законодательство, предусматривающие появление квалификационных экзаменов для профессиональных водителей. Без них работать за рулем будет нельзя.
Вопрос низкой подготовки профессиональных водителей поднимался неоднократно и ГИБДД, и чиновниками. В Минтрансе в ответ подготовили проект поправок в законодательство, возвращающий квалификационный экзамен для тех, кто зарабатывает за рулем автомобиля.
Минтранс предложил внести изменения в Трудовой кодекс, предусматривающие понятие независимой оценки квалификации водителя. Подтверждать квалификацию будут все профессиональные водители, от таксистов до дальнобойщиков. Отказ от прохождения квалификационного экзамена станет поводом для увольнения сотрудника. При этом подтвердить квалификацию (а значит, и работать водителем) смогут только обладатели российского водительского удостоверения.
Законопроектом предусматривается запрет допуска к управлению тех водителей, которые не прошли оценку квалификации в соответствии с требованиями закона «О безопасности дорожного движения», пишут «Известия». Работать водителем можно будет только имея на руках свидетельство, выданное центром оценки квалификации. Такое свидетельство будет действовать пять лет.
«После принятия законопроекта за отказ от прохождения независимой оценки квалификации водителя можно будет уволить. Для этого в ст. 81 Трудового кодекса РФ вносится дополнительный пункт», — заявила ведущий юрист департамента трудового права Института профессионального кадровика Полина Журенкова.
Эксперты говорят, что подобная система существовала в СССР: тогда профессиональным водителям присваивали классность, от которой зависела заработная плата.
А вот представители организаций, которые занимаются оценкой квалификации, полагают, что законопроект преждевременный, так как пока отсутствуют критерии оценки водителей и нет профстандарта как такового.
- Ранее депутаты приняли закон, согласно которому граждане Белоруссии и Киргизии могут не менять свои национальные права на российские, так как в этих странах русский язык имеет статус государственного.
- Закон об обязательной замене национальных прав на российские для профессиональных водителей вступил в силу 1 июня 2017 года. Для того чтобы поменять права, иностранцу необходимо сдать экзамены по упрощенной схеме (теория и площадка). Изначально закон был принят еще в 2014 году, но несколько раз вступление его в силу откладывалось.
Как провести квалификационную аттестацию водителя
Как провести квалификационную аттестацию водителя
Предприятие приняло на работу водителя. В его трудовой книжке есть запись о присвоении ему 1 класса еще в 90-х годах. Однако перед трудоустройством он более года не работал. Имеет ли право руководитель предприятия сохранить ему присвоенный ранее 1 класс и как это оформить?
ОТВЕТ: Вопрос присвоения (подтверждения) классности работнику должен быть урегулирован в колдоговоре или приложениях к нему. Объясним почему.
Присвоение классности водителю позволяет установить ему соответствующую доплату или надбавку. Так, в Генеральном согaлашении 1 определены перечень и размеры доплат и надбавок за классность водителям легковых, грузовых автомобилей и автобусов: водителям ІІ класса — 10%, І класса — 25% установленной тарифной ставки за отработанное водителем время.
Однако каким образом водителю присвоить (подтвердить) классность? На сегодняшний день на нормативном уровне такой вопрос практически не урегулирован. В п. 10 Общих положений Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336, сказано, что присвоение и повышение квалификационных категорий работникам осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации. Специалисты Минсоцполитики в письме от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12 уточнили два важных нюанса:
- классность водителям присваивается квалификационной комиссией на предприятии по результатам проведения квалификационной аттестации;
- действующими нормативно-правовыми актами Украины не предусмотрены нормы сохранения классности водителям, присвоенной работодателем на предыдущем месте работы. Принятие решения касательно данного вопроса является компетенцией руководителя предприятия.
Категории работников, подлежащих аттестации, и периодичность проведения аттестации определяются коллективным договором, а на предприятиях, на которых колдоговоры не заключаются, — по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 11 Закона Украины «О профессиональном развитии работника» от 12.01.2012 г. № 4312-VI, далее — Закон о профразвитии). Аттестацию проводят по решению работодателя, который утверждает положения о проведении аттестации, состав комиссии, график ее проведения по согласованию с профсоюзом.
Учитывая вышесказанное, считаем, что имеет право на жизнь два варианта сохранения классности водителю.
Вариант 1
При приеме на работу можно было бы провести квалификационную аттестацию водителя. При этом в колдоговоре или положении об аттестации можно предусмотреть норму подтверждения классности водителя. По результатам аттестации квалификационной комиссией оформляется Решение о присвоении квалификации водителю автотранспортного средства. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 12 Закона о профразвитии, аттестации подлежат работники, отработавшие не менее года. Учитывая то, что вновь принятый работник не имеет необходимого стажа работы, это проблематично, ведь положения об аттестации должны соответствовать нормам Закона о профразвитии.
Вариант 2
Предприятие вправе предусмотреть в колдоговоре возможность сохранения классности водителям либо же разработать отдельное положение о присвоении классности водителям, в котором прописать, что классность водителю сохраняется, если запись о ее присвоении внесена в трудовую книжку и перерыв в работе не превышает 1–2 года.
Обратите внимание!
В трудовых книжках работников запись о названии профессии осуществляются с указанием квалификационной категории, разряда, класса (например, «Водитель автотранспортных средств I класса»), поскольку I и II классы водителей являются уровнем квалификации работника.
(письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12)
Существует еще одна проблема. Единственный нормативный документ, который устанавливал критерии присвоения классности водителям, — это Справочник квалификационных характеристик профессий работников, Выпуск 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Минтранса Украины от 14.02.2006 г. № 136 (далее — Справочник № 136). Однако в июле прошлого года в Справочник № 136 были внесены изменения — вышеупомянутые критерии из него убрали. При этом нигде более они не появились. Получается, что в действующем законодательстве их просто нет.
Таким образом, критерии классности также стоит предусмотреть в колдоговоре либо положении о проведении аттестации (или же положении о присвоении классности водителям). При этом следует прописать критерии согласно новым категориям транспортных средств, приведенным в п. 3 Положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами, утвержденного постановлением КМУ от 08.05.1993 г. № 340. Введение новых категорий не влияет на ранее присвоенные классности субъектами хозяйствования (письмо Минсоцполитики от 07.09.2012 г. № 197/10/137-12).
Подытожим
Классность водителю может быть сохранена в случае подтверждения ее по результатам квалификационной аттестации либо же в случае наличия соответствующих условий о ее сохранении в положении о присвоении классности водителей (если в наличии соответствующий документ).
Ранее в письме МОН, МВД, Минтруда, Минтранса Украины от 19.02.2010 г. № 1/12-625, № 141/0/15-10/021, № 3184/14, № 869/05/14 специалисты вышеупомянутых органов отмечали, что для лиц, профессиональная деятельность которых связана с управлением транспортным средством, необходимым условием зачисления на соответствующее рабочее место, кроме водительского удостоверения, должен быть диплом квалифицированного рабочего или свидетельство о присвоении (повышении) рабочей квалификации (для водителей транспортных средств).
Для этого проводится квалификационная аттестация на базе учебного заведения. Исходя из того, что письмо датировано еще 2010 годом, считаем, следует все же прислушаться к более свежему письму Минтруда от 07.09.2012 р. № 197/10/137-12, которое разрешает присваивать классность водителям по результатам проведения квалификационной аттестации внутри предприятия.
бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»
1 Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010–2012 гг. от 09.11.2010 г.
Как допустить водителей к работе: новые правила
В сентябре вступили в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей. В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям. Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.
Что нужно сделать
27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н , утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.
До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:
разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
внеплановый инструктаж по охране труда;
внеочередную проверку знаний по охране труда.
Что изменилось
Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы ( п. 2 9 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным ( п. 137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями.
Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6 . В приложении утвердили наряд-допуск на работы с повышенной опасностью.
Перечень вредных и опасных производственных факторов. В Правилах дополнили перечень производственных фактов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств. Теперь в него включили физические и нервно-психические перегрузки.
Средства коллективной защиты. В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н ; далее — Правила № 310н).
Периодичность обучения по охране труда. Повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца и проверку знаний не реже одного раза в 12 месяцев теперь будут проводить только для сотрудников, которые выполняют работы с повышенными требованиями охраны труда.
Труд водителей связан с повышенной опасностью для окружающих ( ст. 1079 ГК). Поэтому работодатель обязан проследить, чтобы водители проходили повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний — не реже одного раза в 12 месяцев. Срок, который исчисляют месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца ( ч. 2 ст. 4.8 КоАП).
Требования к производственной территории. Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ( Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ ). Раньше они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.
Требования к санитарно-бытовым помещениям. Из Правил исключили пункт об устройстве мест для курения в производственных помещениях. Убрали требования об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта и медпункта в зависимости от численности работников, о площади комнаты для предрейсового медосмотра и комнаты для отдыха, о гигиенических душах для женщин и отдельных курительных комнат для них. Также исключили требование о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т. п. Вместо этого указали, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам ( п. 14 Правил).
Режим труда и отдыха. Такой раздел из Правил исключили. Определили, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя ( п. 13 Правил).
Как проводят повышение квалификации водителей
Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору ( приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7 ). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией ( ст. 65 ТК).
Работодатель организует повышение квалификации водителей ( ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Ежегодно повышение водительского мастерства проводят только для сотрудников автотранспортных организаций, поднадзорных Минтрансу. Например, водители общественного транспорта. До того момента, как примут профессиональный стандарт, остальные организации сами определяют периодичность повышения квалификации для водителей.
С 1 сентября 2018 года действует приказ Минобрнауки от 01.03.2018 № 161 , который утвердил новые программы повышения квалификации для водителей (далее — Программы повышения квалификации). Повышение квалификации водители могут проходить только в обучающих организациях дополнительного профессионального образования (ч. 2 и 6 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Организация не может самостоятельно проводить обучение, если у нее нет лицензии на образовательную деятельность в области дополнительного профессионального образования.
Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда
В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.
В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.
На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.
Что нужно добавить в программы первичного инструктажа и обучения по охране труда
Во время первичного инструктажа работнику рассказывают, какие мероприятия предпринимают для снижения уровня вредных и опасных воздействий производственных факторов. Разработчику нужно добавить в программу инструктажа мероприятия по снижению влияния физических и нервно-психических перегрузок.
По новым правилам к организации труда водителей предъявляют дополнительные требования. Разработчик должен включить в программы инструктажа и обучения специальные требования охраны труда, предъявляемые:
к производственным территориям и организации рабочих мест;
площадкам для хранения транспортных средств;
размещению технологического оборудования;
технологии производственных процессов;
эксплуатации транспортных средств;
размещению и хранению материалов, оборудования, комплектующих изделий и отходов производства.
В Программах повышения квалификации опубликовали подробный материал по оказанию первой помощи пострадавшим. Руководствуйтесь им при обучении и разработке инструкций по охране труда.
В программу инструктажа и обучения нужно включить информацию о средствах коллективной защиты. Если этого не сделать, организацию оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП. Поэтому служба по охране труда проверяет, чтобы разработчик программ инструктажа и обучения включил в них сведения из пунктов 84–89 Правил № 310н.
В каком порядке нужно провести обучение по новым правилам
Проведите с водителями внеплановый инструктаж по охране труда, затем внеочередную проверку знаний не позднее 27 сентября 2018 года (пп. 2.1.6 и 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок обучения № 1/29).
Если работодатель допустит необученных водителей к работе, ему грозит штраф ( ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП). При этом суд может посчитать, что штраф нужно заплатить за каждого необученного работника ( решение Московского городского суда от 06.06.2016 по делу № 7–5928/16 ).
Служба по охране труда готовит приказ о проведении внепланового инструктажа и проверки знаний требований охраны труда по новым правилам. Когда будете назначать дату и время экзамена, не забудьте оставить работникам время на подготовку.
Во время внепланового инструктажа работнику объясняют, что именно изменилось в новых правилах. Инструктаж проводит руководитель структурного подразделения по вновь разработанной программе первичного инструктажа на рабочем месте. В журнал регистрации нужно внести основания — укажите номер и дату приказа.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ – АТТЕСТАЦИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Издатель
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
Тема 1. Нормативные акты и организация работы по обеспечению БДД, в том числе в части режима труда и отдыха водителей, буксировки транспортных средств
Вопрос 1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения обязаны (выберите правильный ответ):
1. федеральные органы исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляющие контроль за автомобильными перевозками на подведомственной им территории
2. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств
3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации
4. Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения
Такая обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прямо предусмотрена в п.1 ст.20 Федерального Закона
Вопрос 2. Укажите, какое требование не является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств:
1. не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения
2. обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения
3. осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт транспортных средств при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения
4. обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств
п.1 статьи 20 Федерального Закона
Вопрос 3. Требование об обязательном оснащении транспортных средства тахографами относится (выберите правильный ответ):
1. к транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов, имеющим максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N2)
2. к транспортным средствам категории М2 и М3, осуществляющим городские регулярные перевозки в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом
3. к транспортным средствам категории М1, используемым для перевозки пассажиров в такси и имеющим, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения
4. к транспортным средствам категории N1 для перевозки денежной выручки и ценных грузов
Приложение 2 к Приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36
Вопрос 4. Кто имеет право предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения устанавливать специальные правила (выберите правильный ответ):
1. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с перевозками грузов и пассажиров
2. юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом
3. лица, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшие в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность
Такая возможность для юридических лиц прямо предусмотрена в п.3 ст.20 Федерального Закона
Вопрос 5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны (выберите правильный ответ):
1. повышать квалификацию водителей в соответствии с собственными требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения
2. организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения
3. разрабатывать и контролировать соблюдение собственных требований к водителям в целях обеспечения безопасности дорожного движения
п.1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Вопрос 6. Обязательное наличие ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, регламентировано требованиями нормативного акта (выберите правильный ответ):
1. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)
п.4 ст.20 Федерального закона 196-ФЗ
Вопрос 7. Укажите, кто должен назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации?
1. юридические и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств, осуществляющих перевозки
2. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
3. только юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
4. территориальное подразделение Ространснадзора
п.4 ст.20 Федерального закона 196-ФЗ
Вопрос 8. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, обязаны осуществлять выполнение и контроль следующих мероприятий (выберите правильный ответ):
1. проведение повышения квалификации водителей при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства
2. проведение обязательных медицинских осмотров водителей при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства
3. проведение стажировок водителей при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства
Перечень мероприятий – Приложение 2 к Приказу Минтранса России от 15.01.2014 N 7
Вопрос 9. Обязанность по поддержанию ТС в технически исправном состоянии возлагается (выберите правильный ответ):
1. на лиц, осуществляющих контроль технического состояния транспортных средств
2. на владельцев транспортных средств, либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства
3. на лиц, управляющих транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей
ст. 16 Федерального Закона 196-ФЗ
Вопрос 10. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляют проверки фактов проведения обязательных медицинских осмотров водителей в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения (выберите правильный ответ):
1. по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал
2. по мере необходимости, но не реже одного раза в полгода
3. по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год
4. по мере необходимости и согласно утвержденному графику проверок
п.5 “Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” (Приложение № 1 к Приказу Министерства транспорта РФ № 7 от 15.01.2014 года), установленных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7
Вопрос 11. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляют проверки соблюдения условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации (выберите правильный ответ):
1. по мере необходимости, но не реже, чем один раз в календарный месяц
2. по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 календарных месяца
3. по мере необходимости, но не реже одного раза в 6 месяцев
4. по мере необходимости и согласно утвержденному графику проверок
п.5 “Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом” (Приложение № 1 к Приказу Министерства транспорта РФ № 7 от 15.01.2014 года), установленных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 N 7
Вопрос 12. Нормальная продолжительность рабочего времени водителя составляет (выберите правильный ответ):
1. 40 часов в неделю
2. 42 часов в неделю
3. 48 часов в неделю
4. 50 часов в неделю
п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Вопрос 13. Какова нормальная продолжительность ежедневной работы для водителей, работающих по календарю 5-ти дневной рабочей недели с 2-мя выходными (выберите правильный ответ)?
п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Вопрос 14. Какова продолжительность ежедневной смены водителей, работающих на шестидневной неделе с одним выходным (выберите правильный ответ)?
п. 7 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Вопрос 15. Суммированный учет рабочего времени водителей при невозможности соблюдения нормальной продолжительности рабочего времени предполагает обычную продолжительность учетного периода (выберите правильный ответ):
п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Вопрос 16. Максимальная продолжительность учетного периода при суммированном учете рабочего времени водителей, согласованная с представительным органом работников, составляет (выберите правильный ответ):
п. 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Вопрос 17. Время управления автомобилем при суммированном учете рабочего времени водителей может быть увеличено до 10 ч работы в день, но не более (выберите правильный ответ):
1. одного раза в неделю
2. двух раз в неделю
3. трех раз в неделю
п. 17 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
Вопрос 18. Скорость движения при буксировке механических транспортных средств не должна превышать (выберите правильный ответ):
3. разрешенную скорость на данном участке дороги
4. скорость, установленную при согласовании условий буксировки
п. 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации
Вопрос 19. При буксировке управление буксирующими транспортными средствами должно осуществляться водителями, имеющими право на управление транспортными средствами (выберите правильный ответ):
1. в течение 1 и более года
2. в течение 2 и более лет
3. в течение 3 и более лет
п. 20.2 (1) Правил дорожного движения Российской Федерации
Вопрос 20. Для транспортных средств с недействующей тормозной системой (не позволяющей водителю остановить транспортное средство) буксировка на жесткой сцепке запрещается (выберите правильный ответ):
1. если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства
2. если их фактическая масса превышает массу буксирующего транспортного средства без нагрузки
3. если их фактическая масса превышает половину снаряженной массы буксирующего транспортного средства
п. 20.4 Правил дорожного движения Российской Федерации
Профессия водителя потребует переаттестации
В случае отказа от прохождения квалификационного экзамена водитель может лишиться работы. Подтвердить свою квалификацию смогут лишь обладатели российских водительских удостоверений. Данный шаг, по мнению Минтранса, позволит избавиться от непрофессиональных водителей (среди которых множество мигрантов) и снизить аварийность. Подтверждать свою квалификацию водителям придется каждые пять лет.
Отметим, что ранее Госдума продлила срок обмена иностранных водительских прав на российские для работы профессиональным шофером. Закон дает право обладателям водительских удостоверений, полученных не в России, работать на автопредприятиях, в грузовых компаниях и в такси до середины следующего года. Чтобы получить российские права, придется сдать три экзамена: один теоретический и два практических. На граждан государств, где русский язык законодательно закреплен в качестве официального, положение об обмене прав не распространяется.
В новом законопроекте Минтранса говорится, что водителей, не прошедших независимую оценку квалификации в соответствии с требованиями, которые определены ст. 25.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», запрещено допускать к управлению транспортными средствами. Выдавать свидетельства о квалификации будет Центр оценки квалификации (ЦОК). Водителей, не имеющих такого свидетельства, юрлица и индивидуальные предприниматели не смогут допускать к управлению транспортными средствами.
В Минтрансе объясняют, что при разработке инициативы была взята за основу система, существовавшая в советское время. Ведомство ее несколько видоизменило, поскольку во времена СССР на основании экзамена водителям присваивалась классность, влиявшая на их зарплату.
В профсоюзе автотранспортников убеждены: подобные аттестации просто необходимы, поскольку в последнее время слишком многие получают права незаконно. Особенно важно, чтобы квалификацию подтверждали водители общественного транспорта и те, кто работает в такси.
В то же время в Национальном совете при президенте РФ по профессиональным квалификациям пока не разработали критерии оценки водителей, поэтому считают данный законопроект преждевременным. В виду их отсутствия непонятно, как будет проходить квалификационный экзамен, отмечают там.
Данное нововведение станет еще одним шагом на пути повышения безопасности на дорогах. Ранее с этой целью Минтранс предложил лицензировать все виды автобусных перевозок. Как напомнили в ведомстве, сейчас лицензированию подлежат только регулярные, городские и пригородные виды сообщения.
Лицензии на подобные перевозки будут выдавать представители Ространснадзора, что позволит сократить число резонансных аварий с участием общественного транспорта на междугородных направлениях.
Активность ведомства не случайна – число нарушений, связанных с автобусным транспортом, растет. По статистике МВД, число пассажиров, погибших по вине водителей автобусов, выросло на 21%. Из 115 жертв этих автокатастроф 39 погибли из-за того, что водитель уснул за рулем.
Высокая аварийность на автобусном транспорте уже не первый раз используется в качестве аргумента о необходимости ужесточения контроля. Об этом заявил новый глава ГИБДД Михаил Черников, который получил назначение как раз в период масштабных автокатастроф с участием автобусов. Президент РФ Владимир Путин, который также упоминал эту тему, связал рост аварийности с отменой в 2011 году лицензирования автобусных перевозок.
Неделю назад с целью повышения безопасности на российских дорогах МВД анонсировало отмену приказа, запрещающего инспекторам ГИБДД останавливать транспорт вне стационарных постов. Подобное, как и раньше, пока возможно лишь в рамках спецмероприятий и рейдов. Более широкие полномочия оговорены в новом регламенте по надзору за соблюдением требований в области безопасности на дороге.
Аттестация водителя на соответствие занимаемой должности
Аттестация водителей в логистических, транспортных и пассажирских предприятиях проводится с целью выявления степени профессиональной подготовленности каждого из них. Все мероприятия, проводимые в рамках профессионального тестирования, позволяют выявить уровень соответствия квалификационной категории сотрудника и степень его мастерства. Выводы аттестационной комиссии позволят руководству сделать использование трудовых ресурсов на предприятии более логичным и рациональным.
Зачем нужна аттестация водителей
Комплекс мероприятий в рамках аттестации стимулирует персонал для постоянного личностного и профессионального роста. Сотрудники осознанно стремятся повысить свою квалификацию, поскольку итоги аттестационной комиссии напрямую определяют возможность карьерного роста и повышения оклада.
При помощи подготовки и реализации аттестации вырабатывается заинтересованность персонала в повышении качества выполняемых работ. Кроме того, зная, что уровень профессионального мастерства подлежит периодической оценке, водитель вырабатывает в себе чувство ответственности за результаты своего труда.
Аттестационная система работает на повышение конкурентоспособности предприятия. Если аттестация водителей на соответствие занимаемой должности подготовлена грамотно и проведена со всеми законодательными нюансами и корпоративными требованиями, то у руководства есть возможность сформировать действительно профессиональную сильную команду, с которой можно расширять бизнес и выводить на рынок высококачественные услуги.
Что касается системы поощрения членов коллектива, которые успешно сдали все тесты, то это также один из стимулов водителей и способ выработки серьезного отношения к собственным трудовым обязанностям.
Подготовительный период аттестации водителей
Не существует федеральных нормативов для проведения профессионального тестирования, на каждом предприятии локально решается этот вопрос в зависимости от производственной ситуации. Однако тестирование должно проводиться не реже одного раза в 12 месяцев.
Аттестация распространяется на всех водителей, которые отработали на предприятии не менее 3-х месяцев. Кроме того, работодатель имеет право потребовать проведения аттестации в отношении лиц, если кто-то из персонала допустил грубое нарушение ПДД или был уличен в ненадлежащем содержании техники, находящейся в автопарке предприятия.
Подготовка к очередной аттестации начинается с создания соответствующей комиссии. Ее состав оговаривается в приказе работодателя по предприятию. В нем должен быть перечень членов комиссии и секретаря, а также председатель. Администрация устанавливает график проведения аттестационных мероприятий, которые также доводятся до сведения персонала примерно за один месяц.
Координация подготовительной части вменяется в обязанность должностному лицу, которое отвечает за профессиональную подготовку кадров. Как правило, это менеджер по персоналу.
В его обязанности входит:
- подготовка бланков по форме, которая устанавливается локальным актом;
- подготовка аттестационных листов на каждого аттестуемого;
- подготовка теоретических и практических частей аттестации.
Что касается конкретного срока участия в тестах, то водителей предупреждают о них за 2 дня.
Правила проведения аттестации водителей
Прежде всего, комиссия определяет критерии оценки сотрудников.
Созданная комиссия должна оценить:
- степень соответствия имеющейся квалификации реальному мастерству водителя;
- степень сложности его участка работы;
- качество выполняемой работы и ее производительность;
- личные достижения.
Кроме того, отдельной графой в аттестационных листах комиссия оценивает морально-этические качества сотрудника. В частности, оцениванию подлежит уровень соблюдения конкретным работником дисциплинарных требований, а также наличие или отсутствие у него взысканий по линии администрации или профсоюза.
Письменное тестирование должно включать в себя анализ подготовленности водителя в области:
- правил дорожного движения;
- правил эксплуатации автомобилей;
- правил технического обслуживания транспортных средств;
- правил работы с клиентом;
- правил составления учетной документации, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
Наконец, каждый аттестуемый должен продемонстрировать знания того маршрута, на котором он работает. Это могут быть знания близлежащих загородных трасс или внутри городских магистралей. При этом аттестационная комиссия может попросить водителя в качестве дополнительного вопроса составить оптимальный маршрут перемещения в каком-либо направлении с учетом пробок или проведения ремонтных работ.
Итоговая оценка может выставляться в баллах или иных символах. На заключительном этапе до каждого аттестуемого доводится решение аттестационной комиссии.
Подведение итогов аттестации
Секретарь комиссии отвечает за заполнение аттестационных листов на каждого водителя. В зависимости от того, какие результаты показал водитель, по их итогам выносится вердикт комиссии.
Он может иметь несколько формулировок:
Соответствие занимаемой должности.
Коллегиальные решения членов комиссии должны быть отражены в соответствующем протоколе.
Если водитель продемонстрировал достойные результаты во время тестирования, то комиссия может рекомендовать:
- повышение в должности;
- материальное поощрение;
- перемещение в резерв на повышение (имеется в виду должность дежурного механика или же водителя-наставника);
- повышение оклада.
При этом мнение членов комиссии носит исключительно рекомендательный характер. Юридического права на перемещение водителей по карьерной лестнице или на изменение размеров окладов у экзаменаторов нет.
Важно, чтобы все аттестационные листы после ознакомления с ними работодателя хранились в личном деле водителей не менее 12 месяцев.
Аттестация водителя автобуса и погрузчика
К работе водителя автобуса предъявляются особые требования. Большой процент аварийности, связанным с данным видом транспорта, обязывает руководителей ужесточить контроль в этой области и систематически проводить профессиональное тестирование среди этой категории работников.
Аттестация водителей автобусов является обязательной для всех, каким бы видом транспорта они ни управляли. Например, сюда относятся и водители малогабаритных маршрутных автобусов, и рядовых таксистов.
В настоящее время, по статистике Министерства транспорта, среди водителей очень много мигрантов, которые с большим нежеланием идут на квалификационный экзамен.
Наличие российского гражданства у тех водителей, которых обязывают подтверждать свою квалификацию, — особая тема. Интересы Министерства транспорта находятся не в области социального расслоения или миграционной политики. Прямая заинтересованность их заключается в снижении аварийности. Согласно ст. 25/1 ФЗ «О безопасности дорожного движения», водитель, не подтвердивший во время аттестации имеющуюся квалификационную категорию, не должен быть допущен к управлению автобусом.
Аттестация водителей погрузчика проводится с той же периодичностью, что и в смежных специальностях. Все манипуляции, связанные с транспортировкой грузов, могут быть доверены только работникам с соответствующей квалификацией. Часто для выполнения профессиональных задач на погрузчике требуется мгновенно принимать решения, что обязывает водителя знать данное транспортное средство досконально.
Предприятия, на балансе которых находится погрузчик, делают все возможное, чтобы автоматизировать этот вид работ. Для этого привлекается новая техника, в которой процесс управления практически полностью электрифицирован и автоматизирован.
Тем не менее, снижать роль человеческого фактора в этой области нельзя. Трудовые функции, ориентированные на размещение, погрузку или выгрузку товаров или материалов требуют высокой квалификации и больших практических навыков. Поэтому водители погрузчиков должны в установленном работодателем порядке проходить профессиональную аттестацию, чтобы подтвердить свое право работать на указанной должности.
Работа на погрузчике требует не только обычного удостоверения, но и допуска по безопасности. Например, водитель погрузчика должен разбираться в правилах обслуживания техники и принимать самостоятельные решения по безопасным способам погрузки и разгрузки товаров.
Аттестационная комиссия должна выяснить весь комплекс знаний, которыми владеет водитель погрузчика. Это позволит работодателю составить свое представление о том, можно ли доверять ему этот участок работы. При этом водитель во время аттестации должен продемонстрировать также умение устранять разнообразные неисправности в транспортном средстве.
Еще до того, как водитель погрузчика приступает к своим обязанностям, он должен пройти курс обучения в специализированном лицензированном центре. Позже на предприятии ему будет предложено пройти специализированную аттестацию (не путать с плановой аттестацией персонала).
В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей водитель погрузчика вместе с остальными сотрудниками периодически подтверждает свой квалификационный уровень во время плановых аттестаций. Это необходимо, поскольку в разные промежутки времени правила безопасности и требования эксплуатации транспортных средств меняются.
Самоподготовка к плановой аттестации стимулирует водителей изучать новые нормативные документы и ориентировать свою работу по ним. Аттестационная комиссия во время планового профессионального тестирования одним из критериев считает прохождение обучающих курсов и курсов повышения квалификации.
Если водитель погрузчика, также как водитель автобуса, отказывается от прохождения плановой аттестации, работодатель имеет право отстранить его от выполнения обязанностей. Однако этого практически никогда не происходит, поскольку плановая профессиональная аттестация для водителей — это хороший повод подтвердить свою квалификацию и, возможно, попасть в резерв на повышение или поощрение.
Источники:
http://www.zr.ru/content/news/907585-professionalnykh-voditelej-zas/
http://interbuh.com.ua/ru/documents/ib/1785/6462
http://www.olivinuc.ru/kak-dopustit-voditelej-k-rabote-novyie-pravila.html
http://mybook.ru/author/denis-shklyarenko/voprosy-i-otvety-attestaciya-otvetstvennogo-po-bez/read/
http://wek.ru/professiya-voditelya-potrebuet-pereattestacii
http://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/kadry/attestatsiya-voditelya-na-sootvetstvie-zanimaemoj-dolzhnosti.html