5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Административно общественный контроль по охране труда

Административно-общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль. В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза. В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.

Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе — член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.

Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.

Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.

Административно-общественный контроль. В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15. 20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений ; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Общественный контроль за охраной труда

В соответствии со ст. 370 Трудового кодекса РФ общественный контроль в области охраны труда осуществляется профсоюзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Права профсоюзов и иных уполномоченных работниками органов

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками органы имеют право:

  • Осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
  • Принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
  • Защищать права и законные интересы членов профессионально­го союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
  • Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.
  • Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
  • Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  • Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Уполномоченные по охране труда

Институт уполномоченных может создаваться для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

Читать еще:  Должностная инструкция обязательно или нет

Основные задачи уполномоченных по охране труда

  • Содействие созданию в организации (в производственном под­разделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда.
  • Осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • Представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.
  • Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Основные функции уполномоченных по охране труда

  • Осуществление контроля за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда:
  • соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда.
  • правильностью применения ими средств коллективной и инди­видуальной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и содержанием их в чистоте и порядке).
  • Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков.
  • Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.
  • Осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.
  • Участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения – оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного случая на производстве.
  • Участие в расследовании бессчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представитель­ного органа трудовою коллектива.
  • Информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Права уполномоченных по охране труда

Уполномоченные по охране труда имеют право:

  • Контролировать соблюдение в подразделении законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда.
  • Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результата­ми расследования несчастных случаев.
  • Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда.
  • Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве.
  • Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
  • Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
  • Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных по охране труда, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Уполномоченные по охране труда периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану груда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными по охране труда поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномочен­ных работниками представительных органов, органов государственно­го контроля и надзора, инспекции профсоюзов.

Уполномоченные по охране труда входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Комитеты и комиссии по охране труда

Для координации и организации совместных действий работодателей и работников по обеспечению и соблюдению требований охраны труда в организации создаются комитеты или комиссии по охране труда. Комитет (комиссия) по охране труда является составной частью системы управления охраной труда организации (СУОТ), а также одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда.

Что и как проверит общественный контроль за охраной труда

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212 , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников ( ст. 370 ТК РФ , ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

СТП 12.0213.004-2005 СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения — с 14.06.05

1. Общие положения

2. Первая ступень административно-общественного контроля

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

4. Третья ступень административно-общественного контроля

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО «Волга».

Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1. .Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарной безопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работ и другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда, промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемым органами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля, осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией (в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства, законодательства об охране труда, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных актов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественного контроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности, своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению их повторения.

Читать еще:  Входит ли внешний совместитель в среднесписочную численность

1.3. Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие виды контроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с их должностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемого профессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охране труда).

1.4. Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в три ступени):

— на уровне участка (смены, лаборатории, склада) — первая ступень;

— на уровне цеха (отдела, службы) — вторая ступень;

— на уровне предприятия — третья ступень.

2. Первая ступень административно-общественного контроля

2.1. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данном участке.

2.2. Руководитель участка совместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменной работе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест (содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента, приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест и проходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличие необходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры по устранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут быть устранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущению доступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеется реальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановки неисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверки проверяющие делают соответствующие записи в специальном журнале административно-общественного контроля по охране труда (журналы должны быть пронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей смены руководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдение работниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допуская захламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие и правильность применения спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующих приспособлений.

2.4. При несоблюдении работниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работы и проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые меры заносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела) ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественного контроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журнале недостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры к виновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

3.1. Начальник цеха (отдела) с председателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным по охране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог и т.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионно проводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссия контролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных и вспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением, предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работ и рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых, едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применение работниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовых устройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пыле газоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второй ступени контроля анализируется эффективность проведения административно-общественного контроля первой ступени, контролируется своевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков и оценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, при необходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественного контроля

4.1. Третья ступень административно-общественного контроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласно графику, утвержденному генеральным директором ОАО «Волга» и согласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления (заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работе комиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участие начальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службы охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитета предприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

— организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

— выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО «Волга» по вопросам охраны труда;

— выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

— выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий;

— паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

— техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническим требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояние дорог, тоннелей, переходов и галерей;

— соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

— наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

— обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

— состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

— подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силу приказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ

1. Общие положения

1.1. .Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарной безопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работ и другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда, промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемым органами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля, осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией (в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства, законодательства об охране труда, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных актов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественного контроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности, своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению их повторения.

1.3. Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие виды контроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с их должностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемого профессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охране труда).

1.4. Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в три ступени):

— на уровне участка (смены, лаборатории, склада) — первая ступень;

— на уровне цеха (отдела, службы) — вторая ступень;

— на уровне предприятия — третья ступень.

2. Первая ступень административно-общественного контроля

2.1. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данном участке.

2.2. Руководитель участка совместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменной работе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест (содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента, приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест и проходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличие необходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры по устранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут быть устранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущению доступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеется реальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановки неисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверки проверяющие делают соответствующие записи в специальном журнале административно-общественного контроля по охране труда (журналы должны быть пронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей смены руководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдение работниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допуская захламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие и правильность применения спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующих приспособлений.

2.4. При несоблюдении работниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работы и проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые меры заносятся в журнал административно-общественного контроля.

Читать еще:  Делопроизводство и документооборот украина образцы документов

2.5. Начальник цеха (отдела) ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественного контроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журнале недостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры к виновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

3.1. Начальник цеха (отдела) с председателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным по охране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог и т.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионно проводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссия контролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных и вспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением, предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работ и рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых, едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применение работниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовых устройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пыле газоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второй ступени контроля анализируется эффективность проведения административно-общественного контроля первой ступени, контролируется своевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков и оценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, при необходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественного контроля

4.1. Третья ступень административно-общественного контроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласно графику, утвержденному генеральным директором ОАО «Волга» и согласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления (заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работе комиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участие начальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службы охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитета предприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

— организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

— выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО «Волга» по вопросам охраны труда;

— выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

— выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий;

— паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

— техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническим требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояние дорог, тоннелей, переходов и галерей;

— соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

— эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;

— выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

— наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

— обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

— состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

— подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

— соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силу приказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ

Административно-общественный контроль по охране труда

Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда на АТП является одним из наиболее эффективных методов контроля, осуществляемого администрацией совместно с профсоюзной организацией.
Административно-общественный контроль проводится по срокам в три ступени.
Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности на закрепленном маршруте.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности в смене и на закрепленном маршруте.
Проводит еженедельно административно-общественный контроль состояния безопасности труда.
Как проводится административно-общественный контроль.
Участвует в административно-общественном контроле по охране труда.
На производстве проводится трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием охраны труда.
Главным из них является оперативный административно-общественный контроль.
Четыре раза в месяц проводит административно-общественный контроль состояния охраны труда на предприятии.
Совместно с комитетом профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на предприятии.
Совместно с представителем ЦК профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на четвертой ступени.
В Министерстве газовой промышленности устанавливается шестиступенчатая система внутриведомственного и административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятиях и в организациях.
Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль.

Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль состояния техники безопасности в подразделении.
Проверяет регулярность и качество прове дения в подразделениях предприятия административно-общественного контроля состояния охраны труда.
За соблюдением безопасных условий работы в цехе осуществляется трехступенчатый или административно-общественный контроль. Первая ступень контроля: мастер ( начальник цеха) вместе с общественным инспектором или дежурным по охране труда ежедневно за 15 — 20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования, инструмента, технологической оснастки, работу вентиляционных установок, состояние ограждений, сигнализации и местного освещения, наличие знаков безопасности, средств индивидуальной защиты и их соответствие характеру выполняемой работы. Выявленные недостатки устраняют немедленно или разрабатывают мероприятия по их ликвидации. В течение смены мастер контролирует соблюдение технологической дисциплины, исправность оборудования и оснастки, чистоту рабочих мест, проходов и проездов, осуществляет надзор за выполнением станочниками безопасных приемов труда, использованием средств индивидуальной защиты.
Ежемесячная оценка состояния безопасности труда по подразделениям производится по результатам административно-общественного контроля с расчетом оперативного коэффициента безопасности труда.
Два раза в месяц проводит совещания по охране труда по результатам административно-общественного контроля с участием главных специалистов, службы охраны труда и представителя профкома для принятия мер по устранению недостатков в работе по охране труда.
Разрабатывает ежемесячный оперативный план мероприятий по охране труда на участке по результатам административно-общественного контроля и для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Разрабатывает ежеквартальные оперативные планы работ по охране труда, по результатам проведения административно-общественного контроля, а также для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Проводит оперативное собрание рабочих для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля.
Ответственность за организацию работы четвертой ступени контроля, выполнение намеченных мероприятий, а также эффективность административно-общественного контроля всех ступеней в подведомственных структурных подразделениях возлагается на начальника и главного инженера объединения, которые раз в полугодие информируют министерство ( ВПО) о состоянии условий безопасности труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций — no охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
В борьбе за снижение и устранение производственного травматизма на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля и самоконтроля за состоянием охраны труда.
Как член профсоюза рабочий имеет право при избрании его инспектором по охране труда осуществлять общественный контроль по охране труда в объеме первой ступени административно-общественного контроля, а при избрании председателем комиссии по охране труда ( КОТ) или председателем профсоюзного комитета участвовать на более высоком уровне в работе административно-общественного контроля.
В обязанности главного инженера входят также руководство разработкой и внедрением более совершенных средств по охране труда, механизации трудоемких работ, обеспечение рабочих качественными средствами индивидуальной защиты, организация совместно с профкомом регулярного административно-общественного контроля. Он обеспечивает: выполнение предписаний органов государственного надзора, вышестоящих организаций, технической инспекции труда и предложений общественных инспекторов и комиссий охраны труда профсоюзного комитета; руководителей подразделений нормативными документами, правилами и знаками безопасности.
Как член профсоюза рабочий имеет право при избрании его инспектором по охране труда осуществлять общественный контроль по охране труда в объеме первой ступени административно-общественного контроля, а при избрании председателем комиссии по охране труда ( КОТ) или председателем профсоюзного комитета участвовать на более высоком уровне в работе административно-общественного контроля.

Источники:

http://www.stroitelstvo-new.ru/drevesina/tehnika-bezopasnosti/administrativno-obshhestvennyj-kontrol.shtml
http://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B7%D0%B0-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/
http://ppt.ru/art/ot/pereodichnost-instruktaja
http://znaytovar.ru/gost/2/STP_1202130042005_SUOT_Adminis.html
http://files.stroyinf.ru/Data1/47/47003/
http://studopedia.ru/9_208516_administrativno-obshchestvenniy-kontrol-po-ohrane-truda.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector