Регулирование трудовых отношений в организации
Регулирование трудовых отношений внутри организации
дии относится разработка и реализация мероприятий по стабилизации условий и охраны труда, обучение работников безопасным методам работы. Большое значение придается разі >отке инструкций по технике безопасности и проведению инструктажа. Администрация обязана инструктировать работников по технике безопасности и осуществлять контрол за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда.
Одной из тенденций развития трудового права является гуманизация трудовых отношений. Организация этических отношений в аптечных коллективах является крайне важным аспектом менеджмента. Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе довольно сложна. В качестве регуляторов используют не только трудовое законода- тельст , но и моральные нормы, традиции и др.
В с теме работы с кадрами на разных этапах для оценки работі іерсонала используются различные параметры оценки абл. 3.2).
Таблица 3.2. Оценка работы персонала
ание этапа работы
Структурное разделение труда в фармацевтически^ организациях
Структурное разделение труда менеджеров фармацевтической организации предусматривает функциональную специализацию, а также разграничение прав, полномочий и сфер ответственности.
В фармацевтической организации постоянно реализуете^ горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Горизонтальное разделение труда — разделение всей работы на составляющие операции (компоненты) между участниками трудового процесса по профессиональному признаку (например, в аптечной организации это прием рецептов, отпуск лекарств, контроль качества, определение спроса, формирование товарных запасов, учет товарно-материальных ценностей, анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности, составление планов и др.).
Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий (управление) от самих действий (исполнение). Вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям: общее руководство (выработка и реализация миссии, цели, стратегии развития); технологическое руководство (разработка, рационализация, внедрение прогрессивных технологий); экономическое руководство (стратегическое и оперативное планирование, финансово-экономический анализ, стимулирование труда); оперативное управление (составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктирование, организация систематического эффективного контроля за деятельностью и ее результатами); управление персоналом (подбор, расстановка и развитие персонала, обеспечение трудовой, исполнительской дисциплины).
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления: низового, среднего и высшего (табл. 3.3)
К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие В своем подчинении работников преимущественно ИСПОЛНИ’ тельского звена. Они, как правило, осуществляют управление отделами аптек, мелкорозничной сетью (аптечными пункта’ ми, киосками, магазинами), возглавляют определенные учасТ’ ки работ (старшие смены, старшие кассиры и т.п.).
Таблица 3.3. Типы менеджеров по уровням управления
Основные задачи
Формирование миссии, целей организации, разработка стратегии и планов, взаимодействие организации с внешней средой, координация работы нижестоящих руководите
й
Координация р^оты и руководство отдельными подразделениями
Непосредственное руководство работниками, занятыми основной деятельностью, контроль за использованием ресурсов
Менеджеры среднего уровня (руководители отдельных одразделений и их заместители) составляют планы, програм- ы разрабатывают задания, принимают решения, контролируют деятельность менеджеров низового уровня и Т.Д.
Мейджеры высшего уровня (президенты, председатели, уков^ители, генеральные директора, начальники управле- ий) формируют стратегию развития организации, контролируют работу менеджеров среднего уровня.
Среди функций менеджеров низового и среднего уровня іреоб дают функции координации совместной деятельности мотивирования работников.
Не тисимо от уровня управления в работе каждого менед- ера можно выделить 5 базовых операций: 1) устанавливает ‘ели, определяет конкретные задачи и средства их решения; ) принимает решения, подбирает людей для их выполнения; ) поддерживает коммуникацию и мотивацию, формирует ‘Удовой коллектив, с помощью специфических приемов соз- ает и поддерживает в нем благоприятный социально- ‘сихологический климат; 4) анализирует, оценивает результа- -1 деятельности каждого работника и организации в целом;
способствует профессиональному росту людей, включая самого.
Менеджер каждого уровня должен своевременно реагиро- ать на изменения во внутренней и внешней среде, обеспечи- согласованную работу по вертикали и горизонтали, со- ЛюДа правила этики бизнеса, обеспечивать высокое качено работы.
Деятельность менеджера складывается из организационно- ^инистративной, воспитательной, аналитической, конст
руктивной (инновационной), информационно-технической работы. Требования, предъявляемые к компетенции менеджеров, условно можно объединить в три группы:
S профессиональные знания и навыки;
S знания и умения организатора;
S психологические качества: способность работать с людьми и управлять самим собой.
Основное отличие менеджера от исполнителя состоит в том, что основной обязанностью исполнителя является самостоятельное выполнение работы в рамках своей компетенции а основная обязанность менеджера — обеспечение самостоятельного выполнения работы сотрудниками, побуждение их к достижению поставленных целей.
В менеджменте взаимодействуют два тесно связанных между собой компонента: способность менеджера сделать деятельность организации эффективной и активность, творчество членов коллектива по обеспечению эффективности. Реализация этих компонент осуществляется на основе теории фармацевтического менеджмента, роль которого состоит в гармоничном соединении трудовых, материальных, информационных, финансовых и технологических ресурсов для достижения поставленных перед каждой конкретной организацией целей.
Многие десятилетия параллельно существовали два направления теории и практики менеджмента. Менеджеров надо подбирать в зависимости от их знаний и опыта в той области, которой они будут управлять. В первую очередь менеджер должен заниматься планированием, организацией, координацией и руководством, а специальные знания по мере надобности ему будут предоставлять компетентные подчиненные. Конечно, идеально, когда сочетаются фармацевтическая компетентность и управленческие навыки, но руководитель может советоваться по узкоспециальным вопросам без ущерба для своего авторитета. Любой руководитель не может просить других принять за него административное решение, не поступившись своим положением. Когда дела идут плохо, меняют не исполнителей, а руководителей.
Компетентность специалиста в любой области определяется его способностями и умением выполнять определенные функции. Оценивается она измерением конечного результата его деятельности, т.е. каждый специалист компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. Но в карьере специалиста все происход до определенной ступени (так называемой точки «великого перевала»). Ее достигают тогда, когда единственно еозмо 1ым для специалиста дальнейшим шагом наверх станов ся пост руководителя. Здесь все меняется. Его работу Дольше не оценивают привычной меркой специальных знаний м опыта. Новым критерием его ценностей оказывается упр“’-ПРЧческая компетентность, т.е. не то, что он сам знает и можеі „елать, а умение заставить работать других.
Труд руководителя по своему характеру является административно-управленческим и представляет собой комплекс систематических и целенаправленных действий по организа- циг [ координации деятельности подчиненных ему сотрудников. К числу функций, выполняемых руководителем, ОТНОС ся служебно-коммуникационные, распорядительные, координационные, контрольно-оценочные и др. Он наделен определенными полномочиями в принятии решений по конкретному кругу вопросов и несет всю полноту ответственности за результаты работы возглавляемого им коллектива.
Труд специалистов связан с выполнением работ аналитического и конструктивного характера, требует предоставления широких возможностей для творчества как при постановке целей и задач, так и при определении путей и методов их осуществления.
Труд технических исполнителей состоит из относительно несложных, стереотипных, постоянно повторяющихся операций по информационному обеспечению управления: документальных, первично-счетных и учетных, коммуникационно-технических, вычислительных и формально-логических.
Г їличия в содержании труда требуют разного подхода при регламентации трудовой деятельности каждой из указанных категорий служащих. Труд руководителей менее всего поддается жесткой регламентации, так как именно на них лежит ответственность за качественную подготовку и принятие обоснованного и своевременного решения. Управление – процесс многогранный, неоднозначный, зависящий ОТ с >жной и подвижной совокупности факторов, постоянно создающих нестандартные ситуации. Это требует от руководителя творческого подхода, широкого кругозора, высокой профессиональной квалификации, а также интуиции, здра- в°г
Регулирование трудовых отношений в организации
1. Общие вопросы
Трудовой распорядок организации
Основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора
Порядок приема и увольнения работников
Сроки выплаты заработной платы
2. Рабочее время
Общее регулирование вопросов рабочего времени
Определение режимов рабочего времени
Ст. 100, 189 ТК РФ
Порядок введения суммированного учета рабочего времени
Время предоставления перерывов в работе, их конкретная продолжительность
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем
3. Время отдыха. Ежегодные оплачиваемые отпуска
Регулирование общих вопросов предоставления работникам времени отдыха
Перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно
Случаи, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов для обогревания и отдыха
Второй (кроме воскресенья) выходной день при режиме пятидневной рабочей недели
Выходные дни, предоставляемые в соответствующие дни недели в организациях, приостановка работы которых в общевыходные дни невозможна
Продолжительность предоставляемого работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день
4. Дисциплина труда
Применяемые меры поощрения и взыскания
Как правило, разрабатываемые в организации Правила внутреннего трудового распорядка содержат следующие разделы: общие положения; порядок приема и увольнения работников; регламент рабочего времени; основные обязанности работников; основные обязанности работодателя; поощрения; ответственность за нарушение трудовой дисциплины. В следующем номере журнала во вкладке «Документы и комментарии» будет приведена примерная форма Правил внутреннего трудового распорядка отдельно взятой организации.
В качестве отдельного раздела Правил внутреннего трудового распорядка может предусматриваться обеспечение пропускного режима на предприятии. При этом в данном разделе, как правило, закрепляется пропуск на территорию предприятия (учреждения, организации) по служебным удостоверениям установленного образца, устанавливаются пункты (посты) пропуска и время пропуска. Другие категории граждан, посещающие предприятие, могут быть допущены в служебные помещения и (или) на территорию по разовым пропускам установленного образца в соответствии с заявками, подписанными уполномоченными на то должностными лицами администрации и (или) структурных подразделений.
2 Практическая часть
Разработать программу и инструментарий, провести исследование и оформить полученные выводы по данной теме.
Метод экспертных оценок
В ходе развития общественного производства возрастают не только сложность управления, но и требования к качеству, эффективности принимаемых решений. Для того чтобы повысить обоснованность решений и учесть многочисленные факторы, необходим разносторонний анализ, основанный как на расчетах, так и на аргументированных суждениях специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами развития в различных областях практической деятельности.
Существенному повышению уровня эффективности управления является применение при подготовке решений математических методов и моделей. Однако полная математическая формализация технико-экономических и социальных задач часто неосуществима вследствие их качественной новизны и сложности. В связи с этим все шире используются экспертные методы.
Использование математического программирования и вычислительной техники позволяет принимать решения, основанные на более полной и надежной информации. Однако, для выбора рационального (оптимального) решения требуется нечто большее, чем хорошая математическая модель.
Современные экономические объекты быстро развиваются. Планирование и управление такими объектами всегда осуществляются в условиях недостаточности информации о будущем. Помимо предусмотренных планом воздействий, на экономические объекты оказывают влияние различные случайные факторы. Вследствие этого экономические закономерности развития таких объектов имеют главным образом случайный, стохастический характер.
Принимая решения, мы обычно предполагаем, что информация, используемая для их обоснования, достоверна и надежна. Однако для многих экономических и научно-технических задач, являющихся по своему характеру качественно новыми и неповторяющимися, это далеко не так.
Основные «информационные» трудности:
Во-первых, исходная статистическая информация зачастую бывает недостаточно достоверной. Однако даже при наличии достоверных данных о прошлом они не всегда могут служить надежной базой для принятия решений, направленных в будущее, поскольку существующие условия и обстоятельства могут в дальнейшем измениться.
До-вторых, некоторая часть информации имеет качественный характер и не поддается количественной оценке. Так, нельзя точно рассчитать степень влияния социальных и политических факторов на реализацию планов, разработать формулы для оценки поведения людей в производственных коллективах. Но, поскольку все эти факторы и явления оказывают существенное влияние на результаты решений, их нельзя не учитывать.
В-третьих, в практике подготовки решений часто возникают ситуации, когда в принципе необходимую информацию получить можно, однако в момент принятия решения она отсутствует, поскольку это связано с большими затратами времени или средств.
В-четвертых, существует большая группа факторов, которые могут повлиять на реализацию решения в будущем; но их нельзя точно предсказать.
В-пятых, одна из наиболее существенных трудностей при выборе решений состоит в том, что любая научная или техническая идея содержим в себе потенциальную возможность различных схем ее реализации, а любое экономическое действие может приводить к многочисленным исходам. Проблема выбора наилучшего варианта решения может возникать и потому, что обычно существуют ограничения в ресурсах, а следовательно, принятие, одного варианта всегда связано с отказом от других (нередко достаточно эффективных) решений.
И наконец, при выборе наилучшего решения мы нередко сталкиваемся с многозначностью обобщенного критерия, на основе которого можно произвести сравнение возможных, исходов. Многозначность, многомерность и качественное различие показателей являются серьезным препятствием для получения обобщенной оценки относительной эффективности, важности, ценности или полезности каждого из возможных решений.
В связи с этим одна из главных особенностей решения сложных научно-технических и экономико-социальных проблем состоит в том, что применение расчетов здесь всегда переплетается с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов. Эти суждения позволяют хотя бы частично компенсировать недостаток информации, полнее использовать индивидуальный и коллективный опыт, учесть предположения специалистов о будущих состояниях объектов.
Закономерность развития науки и техники состоит в том, что новые знания, научно-техническая информация накапливаются в течение длительного периода времени. Нередко в скрытой форме, «подспудно», в сознании ученых и разработчиков. Они, как никто, способны оценить перспективы той области, в которой работают, и предвидеть характеристики тех систем, в создании которых непосредственно участвуют.
Ясно, что чем более упорядочена, формализована процедура использования суждений экспертов, тем более достоверна полученная информация.
Таким образом, подход к выработке решений зависит как от объема имеющейся информации, так и от того, насколько вся доступная информация формализована.
Невозможность полной формализации не исключает, однако, возможности и необходимости применения математико-статистического аппарата и логического анализа процессов принятия рациональных решений.
При решении многих проблем управления простота математического аппарата часто оказывается более важным обстоятельством, чем предполагаемая точность результатов. Поскольку структуру и процесс решения таких проблем во многих случаях нельзя определить достоверно, точность результатов решения не может быть больше той, которая заключена в самой проблеме, а следовательно, применение более сложного математического аппарата отнюдь не гарантирует получения более точного результата.
Рациональное использование информации, получаемой от экспертов, возможно при условии преобразования ее в форму, удобную для дальнейшего анализа, направленного на подготовку и принятие решений.
Возможности формализации информации зависят от специфических особенностей исследуемого объекта, надежности и полноты имеющихся данных, уровня принятия решения.
Когда исследуемые объекты можно в результате сравнения расположить в определенной последовательности с учетом какого-либо существенного фактора (факторов), используются порядковые шкалы, позволяющие устанавливать равноценность или доминирование объектов.
Использование порядковых шкал позволяет различать объекты и в тех случаях, когда фактор (критерий) не задан в явном виде, т. е. когда мы не знаем признака сравнения, но можем частично или полностью упорядочить объекты на. основе системы предпочтений, которой обладает эксперт (эксперты).
При решении многих практических задач часто оказывается, что факторы, определяющие конечные результаты, не поддаются непосредственному измерению. Расположение этих факторов в порядке возрастания (или убывания) какого-либо присущего им свойства называется ранжированием. Ранжирование позволяет выбрать из исследуемой совокупности факторов наиболее существенный из них.
Бывает, что явления имеют различную природу и вследствие этого несоизмеримы, т. е. у них нет общего эталона сравнения. И в этих случаях установление относительной значимости с помощью экспертов облегчает выбор наиболее предпочтительного решения.
Точность и надежность процедуры ранжирования в значительной степени зависят от количества объектов. В принципе чем меньше таких объектов, тем выше их «различимость» с точки зрения эксперта, а следовательно, тем более надежно можно установить ранг объекта. Во всяком случае количество ранжируемых объектов п не должно быть больше 20, а наиболее надежна эта процедура, когда п
Трудовые отношения и их регулирование
Трудовые отношения — отношения в сфере труда, регулирование которых осуществляется за счет норм трудового права. Основываются на соглашении нанимателя и работника об исполнении им трудовой функции на указанной должности, согласно штатному расписанию и профессии.
Оговаривается необходимость исполнения правил внутреннего распорядка, а также обеспечение нанимателем трудовых условий согласно нормам трудового законодательства. Гарантией выступает оформление трудового договора, который бывает как коллективным, так и персональным.
Осуществление и регулирование трудовых отношений
Если, в процессе осуществления работником трудовой деятельности, произошло нарушение указанных в трудовом договоре условий, или законодательно установленных норм, то при обращении любой из сторон в суд, оформленный и заверенный юристом документ, будет являться, при рассмотрении дела, основным доказательством.
Трудовые отношения могут осуществляться на основании договора, заключенного в соответствии с ТК, в связи со следующими положениями:
- избранием кандидата;
- вследствие подведения итогов конкурса претендентов на замещение вакантного поста;
- утверждением в должности, или же прямым назначением согласно приказу;
- направлением на работу в качестве уполномоченного;
- вынесенным судом решением, согласно которому трудовой договор необходим.
Если трудовые отношения между нанимателем и работником не имеют надлежащего оформления и регистрации, они автоматически возникают в связи с допуском последнего к работе по факту. Причем работодатель должен быть об этом осведомлен.
Оформление трудовых отношений работодателя и работника
Оформление трудовых отношений между нанимателем и соискателем состоит из нескольких этапов.
В пакет документов, которые обязан представить работодателю или его представителю, соискатель, должны входить:
- действительный паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о пенсионном страховании;
- трудовая книжка;
- военный билет (для военнообязанных лиц);
- документ об образовании (при необходимости).
В договоре может быть предусмотрена возможность назначения испытательного срока, после которого устанавливается размер заработной платы данного сотрудника. Но во многих случаях, испытательный срок считают необязательным условием и рассматривают как формальность.
Завершающим этапом регистрации трудовых отношений, является изданный работодателем приказ о приеме на работу специалиста, который должен ознакомиться с его содержанием и поставить под документом личную подпись.
Трудовой договор должен включать такие пункты как:
- перечень должностных обязанностей;
- место работы специалиста;
- дата, с которой ему предписывается начинать свою рабочую деятельность.
Также существуют другие версии и формулировки трудовых договоров — подрядный, о предоставлении услуг, о найме научных, исследовательских и конструкторских зданий.
Трудовые отношения, основные их виды
Трудовые отношения могут различаться по продолжительности, которая оговаривается при устройстве на работу. Срок деятельности может быть определенным и неопределенным. Если в договоре этого пункта нет, или время работы не указывается обеими сторонами, то подразумевается неопределенный срок, который может быть зафиксирован в отведенной для этого строке.
Определенный срок трудовых отношений не может длиться более двух лет. По его истечению, договор следует переоформить.
Виды отношений предпринимателя и работника могут быть также обусловлены определенными факторами и зависеть от:
- типа нанимателя — является его деятельность предпринимательской или нет;
- способа возникновения — предшествовало ли им заключение трудового договора или они есть лишь результат устройства на должность в государственное предприятие;
- места работы — непосредственно в организации, на предприятии, в домашних условиях (надомная работа) или в каком-либо другом месте;
- продолжительности рабочего дня (времени), может соответствовать недельной норме или быть сокращенной.
Основными трудовыми отношениями между нанимателем и работником можно назвать:
- устный или официальный (заверенный юристом) двусторонний договор;
- выплата заработной платы работнику за выполненные им задания;
- выполнение служащим всех получаемых им предписаний, соблюдение им рабочего распорядка и установленных правил;
- обеспечение нанимателем условий работы, полностью соответствующих трудовому законодательству и коллективному или индивидуальному договору.
Важная роль трудовых правоотношений в том, что они обеспечивают основную форму занятости в современной России — несамостоятельного труда, который осуществляется под чьим-либо руководством.
Как оформить трудовые отношения — видео
Регулирование трудовых отношений в организации
Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии
Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 15, глава 2
Основной предмет трудовых отношений – работа работника по оговоренной с ним его трудовой функции при подчинении дисциплине данной организации. Трудовые отношения имеются у всех работников, повседневно выполняющих лично работу в общем процессе труда на данном производстве и являющихся членами его трудового коллектива. Эти отношения выражают волевую часть производственных отношений, поскольку возникают и прекращаются по воле работника и работодателя.
Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации включает совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-трудовые отношения, а также методы управления и механизм их использования. Ее задачами являются принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и конфликтных ситуаций и т.д.
Трудовые отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
– организации труда и управлению трудом;
– трудоустройству у данного работодателя;
– профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
– социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
– участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
– материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
– надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– разрешению трудовых споров;
– обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законам.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются:
– свобода труда (свобода выбора труда и свобода соглашения на определённый труд, свобода выбора профессии и рода деятельности);
– запрещение принудительного труда и дискриминация в сфере труда (данные принципы раскрываются в статьях 3 и 4 трудового кодекса);
– защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
– обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (соответствие условий труда требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, на выходные и нерабочие праздничные дни, на ежегодный оплачиваемый отпуск);
– равенство прав и возможностей работников;
– обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
– обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе (учитывается производительность труда, квалификация и стаж работы по специальности) и переподготовку и повышение квалификации;
– обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и законных интересов;
– обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
– сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений;
– обязательность возмещения вреда, причинённого работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
– установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
– обеспечение права каждого работника на защиту государством его трудовых прав и свобод;
– обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, права на забастовку;
– обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключённого трудового договора;
– обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;
– обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
– обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовыми законодательством, состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации.
Состав основных органов и организаций, образующих государственную систему управления трудовыми ресурсами РФ заключается в следующем:
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике. Правительство формирует федеральные и отраслевые министерства, службы и агентства и в их числе как специализированные на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Федеральная служба по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Вывод. Трудовые отношения основываются на соглашении между работником и работодателем о выполнении работником трудовой функции за плату. Они регулируются трудовым законодательством и иными правовыми актами. В состав органов и организаций, образующих государственную систему управления трудовыми ресурсами РФ входят законодательная власть, органы исполнительной власти, судебные органы.
Регулирование трудовых отношений в организации
Регулирование трудовых отношений
ГЕНЕРАЛЬНОЕ (тарифное) СОГЛАШЕНИЕ -правовой акт коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в РФ, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам проведения соц.-экон. политики на предстоящий период и их совместные действия по его реализации. Г.с. заключается на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ регулируется Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г. Г.с. являются трехсторонними соглашениями и заключаются на федеральном уровне между Правительством РФ, общероссийскими объединениями работодателей и общероссийскими объединениями профсоюзов. Г.с. устанавливает общие принципы согласованного проведения соц.-экон. политики на предстоящий период времени и охватывают совокупные интересы работников и работодателей. В Г.с. устанавливаются положения о регулировании трудовых отношений в области развития рынка труда и занятости населения оплаты труда наемных работников доходов и уровня жизни населения соц. защиты наиболее уязвимых групп населения соц. обеспечения соц. страхования реализации федеральных соц.-экон. программ. [c.48]
ОТРАСЛЕВОЕ (тарифное) СОГЛАШЕНИЕ -правовой акт коллективно-трудового регулирования трудовых отношений, определяющий согласованные позиции сторон по основным принципам соц.-экон. политики в отрасли, а также совместные действия участников соглашения по их реализации. О.с. является, как правило, трехсторонним регулируется Законом РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от II марта 1992 г. заключается между соответствующими общероссийскими профсоюзами и их объединениями или иными уполномоченными работниками представительными органами, об- [c.233]
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ [c.323]
Система регулирования трудовых отношений [c.324]
Организация и оплата труда регулируются законодательными нормативными актами о труде, которые предусматривают как государственное регулирование трудовых отношений, так и права организаций в выборе формы и системы оплаты труда, в установлении режима работы и др. [c.177]
Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии с КЗоТ и другими законодательными актами. [c.96]
Регулирование трудовых отношений [c.15]
Регулирование трудовых отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве [c.60]
Регулированию трудовых отношений на неплатежеспособном предприятии посвящена одиннадцатая глава. [c.10]
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ [c.290]
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРОВОДЯЩИХ ПРОЦЕДУРЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ [c.290]
Специфика регулирования трудовых отношений касается в основном двух вопросов увольнения работников в связи с ликвидацией организации и удовлетворения их денежных требований. Согласно статье 101 Федерального закона О несостоятельности (банкротстве) конкурсный управляющий обязан уведомить работников должника о предстоящем увольнении. Их увольнение производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде ликвидация организации (п. 1 ст. 33 КЗоТ). В соответствии с пунктом 3 статьи 40 КЗоТ им выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохраняется заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на три месяца. В отличие от увольнения по сокращению штата, где заработная плата за третий месяц выплачивается, если работник своевременно обратился в орган по трудоустройству, но не был трудоустроен, сохранение трехмесячной заработной платы за лицами, увольняемыми в связи с ликвидацией организации, не зависит от каких-либо дополнительных условий. Им также сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил трех месяцев. [c.296]
Специальный объект регулирования — трудовые отношения работников социальных учреждений, учреждений по обслуживанию жилищного фонда и других организация инфраструктуры. Все эти организации не входят в конкурсную массу. Они подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления. При такой передаче происходит смена собственника. Согласно части 2 статьи 29 КЗоТ при смене собственника трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Следовательно, работники указанных организаций не могут быть уволены по инициативе конкурсного управляющего. Новый собственник — муниципальное образование — в дальнейшем будет самостоятельно решать кадровые вопросы в соответствии с законодательством о труде. [c.298]
Регулирование трудовых отношений в ускоренных процедурах [c.137]
С развитием интеграционных процессов все более усиливается необходимость регулирования трудовых отношений на межгосударственном уровне. “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС”, подписанная главами правительств стран-членов ЕЭС, является ярким тому подтверждением. [c.197]
Регулирование трудовых отношений в России [c.316]
Безработица в России имеет свои специфические особенности. Они состоят в тфм, что экономика страны является переходной, а поэтому для нед характерен трансформационный кризис переходного типа. В то же время в России в настоящее время отсутствует налаженная система статистического учета безработицы и одновременно с этим не сложившаяся система службы занятости и недостаточный размер пособий стали результатом скрытой безработицы, т.д. наличия категории людей, числящихся на работе и получающих неполную, нерегулярную зарплату или находящихся в так называемом добровольном отпуске без сохранения содержания. Решение этих проблем возможно при активизации роли государства и создания соответствующей системы законодательных актов, касающихся регулирования трудовых отношений. [c.103]
Бухгалтеру следует помнить, что статья 1 “Цели и задачи трудового законодательства” Трудового кодекса Российской Федерации гласит “Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по . материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.” [c.111]
Законы и государственное регулирование могут оказать решающее значение при принятии решения об организации коммерческой или иной деятельности в конкретной стране. Оценивается налогообложение, патенты, защита патентов, регулирование трудовых отношений, стандарты на готовую продукцию, ценообразование, представление сведений о бизнесе в государственные учреждения и другие факторы. [c.215]
Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии [c.138]
Государственное регулирование трудовых отношений на предприятии осуществляется в следующих основных формах и направлениях [c.138]
Аналогична роль государства в регулировании трудовых отношений на предприятиях в форме Локальных нормативно-правовых актов (коллективных и трудовых договоров). [c.141]
Каковы основные формы направления государственного регулирования трудовых отношений [c.141]
В первой части нового трудового кодекса излагаются общие положения. Здесь, в частности, определены цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых отношений, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права и др. Особое внимание при этом уделено правам и обязанностям работников и работодателей. [c.46]
Участники коллективных переговоров не ограничены в выборе вопросов регулирования трудовых отношений. При недостижении согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны обязаны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров и разрешаться в ходе примирительных процедур (см. п. 1.2.4). ” [c.46]
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений может осуществляться путем заключения, изменения и дополнения работником и работодателем коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров. [c.58]
Структура P.m. включает а) принципы государственной политики в области занятости б) правовое регулирование трудовых отношений в) систему подготовки кадров г) переподготовку и переквалификацию работников д) биржи труда. [c.245]
В подготовке справочника приняли участие высококвалифицированные специалисты, работающие в области практически всего спектра разделов и направлений реальной экономики и хозяйственного управления. При этом особое внимание обращено на формирование в России реальных предпринимательских обычаев и практики отношений с учетом отечественного и зарубежного опыта, значительное место отводится вопросам договорных отношений, деятельности в области инвестиций, финансов, нормирования, оплаты труда и регулирования трудовых отношений, налоговой системы, рынков сбыта и материально-технического обеспечения. [c.408]
Правила внутреннего трудового распорядка организации — локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон Трудового договора , режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации 1 [c.99]
Особенности законодательного регулирования трудовых отношений. Например, в ряде стран существует запрет на применение тестов при приеме на работу, что вынуждает сотрудников служб управления [c.326]
Могущественными внешними факторами воздействия на кадровую политику предприятия являются трудовое законодательство и регулирование трудовых отношений со стороны правительства. Области, затрагиваемые таким регулированием, включают [c.41]
С помощью государства разрабатываются и осуществляются меры по охране и укреплению собственности, по развитию многосекторного хозяйства, распределению доходов (от сбора налогов, фондов и т.д.), по регулированию трудовых отношений, внешнеэкономических операций и т. д. Совокупность этих мер образует экономическую политику государства. [c.307]
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ — правовая основа для функционирования С.р.т.о. в РФ, зало-женая в марте 1992 г. (Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”), содействует договорному регулированию трудовых отношений и согласованию соц.-экон. интересов работников и работодателей на разных уровнях управления — государство, отрасль, регион, организация. На верхнем уровне управления Указом Президента РФ образована “Российская трехсторонняя комиссия по регулированию соц.-трудовых отношений”, основными задачами которой являются заключение Генерального соглашения, рассмотрение отраслевых тарифных соглашений и урегулирование трудовых споров. Персональ- [c.323]
Особую роль в регулировании рынка труда сыграла проводимая до середины 70-х гг. политика полной занятости , которая во многом формировала спрос на рабочую силу. В Швеции, например, проводится политика рынка рабочей силы , которая регламентирует все параметры этого рынка, оказывает воздействие на решения государством и предприятиями важнейших социальных вопросов ее главными элементами являются так называемый матчинг (представление рабочих мест на основе широкой информации с помощью электронных систем), политика предложения труда (профессиональная подготовка и переподготовка), стимулирование спроса на рабочую силу (инвестиционные фонды, субвенции к зарплате), регулирование трудовых отношений, пособия по безработице, которые финансируются поровну государством и предпринимателями. [c.174]
Модели кадрового менеджмента — описание трех, исторически последовательно возникавших, способов деятельности менеджера по персоналу 1) как попечитель своих работников, помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников 2) как специалист по трудовым Договорам (контрактам), включая коллективные договоры, отвечающий за осуществление административного контроля за соблюдение наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений, а также регулирование трудовых отношений при переговорах с профсоюзами 3) как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационное и профессиональное единство составляющих кадрового потенциала организации. Модели компетентности — инструмент разработки индивидуальных планов профессионального развития с учетом специфики каждой должностной позиции. Описывают интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации и позволяют планировать развитие персонала в двух направлениях приспособление к сложившейся в организации корпоративной культуре овладение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональной сфере деятельности. Мораль — совокупность принципов и норм, присвоенных человеком и служащих для внутренней оценки своих поступков. Недирективные методы сокращения персонала — способ несилового доведения до индивидуального сознания каждого сотрудника необходимости изменить место своей работы, использование эмоционально-ценностных мотивов при формировании решения об увольнении, преодоление негативного отношения к решению руководства о необходимости ухода из организации. [c.545]
Штаб-квартира оставляет за собой решение принципиальных, стратегических вопросов, связанных с определением и реализацией приоритетов экономической (прежде всего инвестиционной), научно-технической и кадровой политики. К примеру, высшее руководство определяет, какой набор производств необходим компании, каким образом мобилизовать и на что направить крупные капиталовложения, на разработке каких проблем сосредоточить НИОКР. В его компетенции, естественно, координация работы входящих в компанию подразделений, их создание и ликвидация, определение основных принципов взаимодействия. Штаб-квартира берет на себя регулирование трудовых отношений внутри компании, организацию системы переподготовки кадров, развитие инфраструктурных служб общекорпоративного характера и т.д. [c.167]
Регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними отношений в договорном порядке
Социально-трудовые взаимоотношения в России представляются как модель взаимных компромиссов между работодателем и работником.
Правовое регулирование трудовых отношений в России имеет одну особенность: его источником, кроме законов и нормативных актов, являются и частноправовые нормы. Последние подразумевают договорной порядок фиксирования обязательств субъектов правоотношений. Об этом порядке регулирования правоотношений в трудовой сфере пойдет речь в нашей статье.
Регулирование трудовых правоотношений
Социально-трудовые взаимоотношения в России представляются как модель взаимных компромиссов между работодателем и наемным работником. Такая система формировалась в течение длительного времени и прошла период от раннего капиталистического строя, где отсутствовал какой-либо порядок и социальная защищенность работников, до современного социального партнерства.
Сегодня модель современных социальных трудовых взаимоотношений базируется исключительно на принципах равноправия и взаимного уважения. Порядок регулирования взаимоотношений в сфере труда призван находить нужный баланс и решение проблем, возникших между работодателями и работниками. Такие правоотношения носят коллективный характер: на одной стороне находятся работники, профсоюзы или иные формы объединений, а на другой – собственники предприятий.
В статье 9 ТК сформулирована ключевая модель трудового права: кроме законов и нормативных актов, источником регулирования правоотношений являются также соглашения, разработанные коллективом и организацией на государственном, территориальном, отраслевом и иных уровнях.
Система регулирования правоотношений
Модель социальных трудовых отношений, как и иная система, имеет свои элементы. К таким элементам относятся:
- субъекты правоотношений;
- предметы;
- уровни.
Субъекты системы – это государство России, сотрудники организаций и их собственники. Наемные сотрудники и собственники – это лица, ведущие деятельность в форме взаимовыгодного партнерства. Если к первым относят физлиц, то собственниками могут быть организации или руководители. Роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений также не последняя, поскольку они выражают мнение сотрудников.
Государство России выполняет законотворческую функцию в системе, является организатором порядка, посредником при решении проблем. С его помощью осуществляется государственное регулирование трудовых отношений.
К предмету правоотношений в системе относят желаемые цели, которые достигает человек, например:
- профессиональное обучение;
- вопросы приема на работу и увольнения;
- оплата работы;
- пенсионное содержание в России и так далее.
Уровни регулирования правоотношений
Регулирование правоотношений, которые складываются между сотрудником и организацией, осуществляется на государственном, отраслевом, программно-нормативном уровнях и в самом предприятии.
Государственное регулирование трудовых отношений предусматривает принятие законов и других нормативных актов – источников трудовых взаимоотношений в России.
Пенсионное законодательство, правовые нормы о занятости, о соцзащите отдельных категорий граждан, акты, касающиеся порядка урегулирования споров, также относятся к источникам права, в которых уделяется значительное внимание вопросам регулирования трудовых отношений.
Модель регионального регулирования системы социально-трудовых отношений происходит в форме издания нормативно-правовых и подзаконных актов, являющихся источником права в сфере труда.
Метод программного и отраслевого регулирования основывается на нормативных актах и осуществляется в процессе реализации тех или иных программ. К примеру, существуют госпрограммы, направленные на развитие соцполитики России, устранение проблем в сфере труда и так далее.
Модель регулирования отношений на уровне предприятий и организаций предусматривает локальное регулирование трудовых отношений и заключение коллективных договоров, которые также являются источником права.
Принципы правового регулирования трудовых отношений
Статьей 2 ТК предусмотрены принципы регулирования правоотношений в сфере труда. Общие принципы также закреплены в других источниках: в Конституции, федеральных законах. Так, статья 37 Конституции предусматривает свободу выбора права на труд, выбора профессии и рода занятий.
Основными принципами правового регулирования трудовых отношений являются:
- свобода труда;
- запрет на принудительный труд и дискриминацию;
- равные права и возможности;
- совокупность федерального и договорного регулирования правоотношений;
- соцпартнерство;
- госгарантия и госконтроль, обеспечивающие права субъектов трудовых отношений;
- компенсация убытков и вреда, причиненного в связи с выполнением работником своих функций на предприятии;
- обязательства субъектов трудовых отношений выполнять положения трудового договора;
- право на оплату своего труда и на отдых, надлежащие условия труда;
- право на объединение;
- право на разрешение споров, возникших на предприятии и так далее.
Необходимо отметить, что реализация и соблюдение указанных прав работников возложены на работодателей в установленном порядке, поэтому некоторые из моделей трансформируются в обязанности в области социально-трудовых взаимоотношений.
К основным правам работодателей относят право объединиться с целью эффективного отстаивания своих интересов, право требовать от работников надлежащего исполнения обязанностей, сохранности имущества и так далее.
Особенности правового регулирования трудовых отношений Законодательством предусмотрено специальное регулирование социальных трудовых отношений для определенных категорий сотрудников.
Следует отметить, что особенности трудовых взаимоотношений установлены не только трудовым законодательством, но и иными законами, нормативными актами, коллективными соглашениями и уставами предприятий.
К примеру, регулирование трудовых взаимоотношений в сфере образования установлено также Законом «Об образовании», в сельскохозяйственной сфере – Законом «О сельскохозяйственной кооперации».
Раздел 12 ТК предусматривает порядок регулирования труда:
- женщин;
- несовершеннолетних;
- руководителей организации;
- лиц, совмещающих работу;
- лиц, работающих по трудовому соглашению сроком до 2 месяцев;
- надомников, лиц, имеющих сезонную или вахтовую работу;
- лиц, работающих у индивидуальных предпринимателей;
- дистанционных сотрудников;
- иностранных граждан, находящихся в России;
- работников транспорта;
- рабочих, занятых на подземных работах;
- педагогических и научных сотрудников, руководителей и их заместителей;
- лиц, работающих в дипломатических организациях и консульских учреждениях;
- тренеров;
- лиц, работающих в религиозных организациях.
Договорное регулирование трудовых отношений
Законодательство отводит значительную роль трудовым соглашениям, которые признаются полноценным источником трудовых отношений.
Коллективные соглашения и локальные внутренние акты относятся к «иным нормам», действующим на предприятии. От законов нормативно-правовые акты и локальные нормы отличает порядок их принятия, который носит договорной характер.
Так как коллективное соглашение является не только источником права в сфере труда, но и формой социального партнерства, как это предусмотрено ст. 27 ТК, перед его заключением проводятся взаимные консультации между субъектами и коллективные переговоры на предприятии.
Согласно ст. 9 ТК, регулирование правоотношений в договорном порядке осуществляется при заключении, изменении и дополнении трудовых соглашений. Это и является коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в организации.
А поскольку соглашения, как форма социального партнерства, относятся к одному из источников трудового права, регулирование правоотношений с их помощью называют «нормативным регулированием».
Источники:
http://medic.news/menedjment-marketing_780/regulirovanie-trudovyih-otnosheniy-vnutri-26737.html
http://bukvi.ru/uipravlenie/nanadgment/regulirovanie-trudovyx-otnoshenij-v-organizacii.html
http://mind-control.ru/trudovye-otnosheniya-i-ikh-regulirovanie/
http://studbooks.net/1428828/menedzhment/gosudarstvennoe_regulirovanie_trudovyh_otnosheniy_predpriyatii
http://economy-ru.info/info/108165/
http://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/regulirovanie-trudovyh-otnoshenij-i-inyh-svyazannyh-s-nimi-otnoshenij-v-dogovornom-poryadke.html