Почему трудовое право называют правом социальной защиты
Почему трудовое право называют правом социальной защиты
32 Право социальной защиты и трудовое право
В советской научной литературе исследовался вопрос об отграничении трудового права от права социального обеспечения. Эти вопросы рассматривались в работах русских – BC. Андреева * 266 ,. РЖД. Лившица * 267 ,. МЛ. Захарова и. ЭГ. Тучковой * 268 и украинских ученых -. БИ. Сташкива * 269 ,. ВМ. Андриива * 270 ,. СМ. Прилипко * 271 ,. ЛИ. Лазор * 272 и др.. Выявлению основных тенденций и направленности правового регулирования труда посвящена монография. ОС. Пашкова и. ВГ. Ротаня”Социальная политика и трудовое право” * 273 .
* 266:. Андреев BC. Право социального обеспечения в. СССР:. Учеб для вузов -. М, 1987 -. С 37-39
* 267:. Лившиц. РЖД. Соотношение трудового права и права социального обеспечения / /. Вопр соц обеспечения -. Вып 9 -. М, 1976
* 268:. Захаров. МЛ,. Тучкова. Эх. Право социального обеспечения. России:. Учебник -. М:. БЕК, 2001 -. С 92-95
* 269:. Сташкив. В. Место права социального обеспечения в системе права Украины / /. Право Украины – 2001-НИ -. С 80-83
* 270:. Андреев. В. Соотношение трудового права и права социального обеспечения / /. Сиверянской летопись:. Всеукр наук ж – 2000 – № 4 -. С 253-254
* 271:. Прилипко. С. Разграничение права социального обеспечения и трудового права / /. Право Украины – 1999 -. М
* 272:. Лазор. Л. Сфера действия права социального обеспечения: проблемы развития отрасли / /. Актуальные проблемы права: теория и практика: 36 наук пр -. Луганск, 2002-J4 4-C 3-11
* 273:. Пашков. АС,. Ротанъ. ВГ. Социальная политика и трудовое право -. М:. Юрид лит, 1986 – 240 с
Право социальной защиты тесно связано с трудовым правом. Фактически право социальной защиты”выросло”из советского права социального обеспечения, которое, в свою очередь, в свое время отделилось от д трудового правового права.
время, когда создано значительное по объему социально-защитное законодательство, значительно легче отделить это законодательство от трудового. Трудовое право и право социальной защиты имеют собственные предметы правового в регулирование. Если трудового права таким предметом являются отношения в сфере применения наемного труда, предметом права социальной защиты являются отношения по поводу защиты населения от социальных риск ей. Эти отношения распространяются не только на пенсионеров и других субъектов социальной защиты, но и на работающее население частности социальную защиту осуществляет”вторжение”в сферу применения трудасування праці:
1) в тех случаях, когда работник, как главный субъект трудовых правоотношений испытывает социального риска. Это традиционные социальные риски – временная потеря трудоспособности, беременность и роды, несчастный случай на производстве, повлекший увечье или временную потерю трудоспособности, старость, достижения пенсионного возраста, смерть работника;
2) когда особый социально-правовой статус лица придает ему как работнику и особый социально-трудовой статус
Трудовым законодательством закреплено общее положение о том, что все работники подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию. Это дает основания отдельным ученым рассматривать ин ут социального страхования как институт трудового права или как совместный институт трудового права и права социального обеспечения. Последнее было высказано. РЖД. Лившицицем * 274 . ВИ. Прокопенко включал отношения по поводу”материального обеспечения рабочих и служащих в случае временной или постоянной нетрудоспособности”к предмету трудового права * 275 . Считаем, что оснований для такого заключения нет. Действительно, положение по социальному страхованию работников в трудовых правоотношениях всегда было закреплено в трудовом законодательстве. Но механизм реа ализации этого права в соответствии с современным законодательством существенно отличается от того, который был установлен советскому законодательству. Советское социальное страхование имело другой смысл, другие финансовые дж. Эрели и другой механизм предоставления помоомог.
* 274:. Лившиц. РЖД. Соотношение трудового права и права социального обеспечения / /. Вопр соц обеспечения -. Вып 9 -. М, 1976 -. С 27
* 275:. Прокопенко BJ. Трудовое право:. Курс лекций -. М. Вентури, 1996 -. С 16
Законом Украины от 16 января 2003 № 429-IV (429-15) был изложен в новой редакции главу XVII. Кодекса законов о труде Украины”Государственное социальное страхование и пенсионное обеспе зпечення”Статьей 253. КЗоТ установлено, что все лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хоз одарювання или у физического лица, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию. Все другие нормы этой главы является отсылочными. Они фактически отсылают к законодательству о общеобязательного ‘ общеобязательное государственное социальное страхование, которое является частью социально-защитного законодательства частности в 254 устанавливает, что основными источниками средств общеобязательного государственного социального страхования я являются взносы собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов или физического лица, работников. Бюджетные и другие источники средств, необходимые для осуществления общеобязательного государственного социального страхования, предусматриваются соответствующими законами по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхованияьного страхування.
Виды материального обеспечения и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию работникам, а в некоторых случаях и членам их семей, условия их предоставления и размеры визначают ться законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы по общеобязательному государственному социальному страхования. Работники и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также за выслугу лет в соответствии с законом (ст. 25 66).
Итак, применен такой механизм, что отношения по поводу общеобязательного государственного социального страхования для работника”зарождаются”в трудовых правоотношениях, но регулируются не трудовым, а специальным законодательством о социальном страховании. Это – внешние отношения о трудовых. Кроме того, профсоюзы законодательно и фактически отстранены от процедуры назначения социальных пособий пр ацивникам, это осуществляет соответствующий. Фонд социального страхования. Таким образом, на сегодня правовое регулирование общеобязательного государственного социального страхования осуществляется средствами не трудового права, а права социальной защиты. Следует заметить, что отношения по поводу социальной защиты о трудовых отношений могут существовать в несколько способеілька способів.
Во-первых, отношения по поводу обязательного государственного социального страхования обязательно существуют параллельно с трудовыми отношениями, так сказать, сопровождают их. Например, в случае оказания помощи. Омогой по временной нетрудоспособности как из общего заболевания, так и в связи с несчастным случаем на производстве, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т.п.. Отношения по поводу назначения социальных выплат как государственной социальной помощи имеют альтернативный характер, они могут возникать при определенных условиях. Например, в том случае, когда семья работника признана малообеспеченной, ее члены в том числе сам работник, будут иметь право на социальную помощь по малообеспеченностью. Кроме того, семья работника может иметь право на назначение жилищных субсидий и иа ін.
Во-вторых, отношения по поводу социальной защиты могут предшествовать возникновению трудовых правоотношений. Это касается случаев трудоустройства лица с помощью государственной службы занятости
В целом отношения в сфере занятости и трудоустройства являются комплексными по юридической природе и входят к предмету нескольких отраслей права и лишь небольшой своей частью – к предмету трудового права а. Государственная служба занятости является представителем государства, на нее возложена обязанность предоставления бесплатных социальных услуг населению по трудоустройству. Для осуществления этих функций она наделена властными полномочиями по предприятия. Предприятие обязано: выделять определенное количество рабочих мест в счет брони, трудоустраивать на эти места работников по направлению службы занятости; оборуд ты специальные рабочие места для инвалидов и обеспечить их реальное введение в действие путем трудоустройства инвалида. Предприятие также обязано предоставлять службе занятости всю информацию о наличии вакантных мест, высвобождение работников, простои предприятия, использование работников с неполным рабочим временем. За несоблюдение таких обязанностей на предприятие налагаются штрафные санкциинкції.
Отношения между предприятиями и государственной службой занятости по бронированию рабочих мест для трудоустройства лиц по направлению службы занятости, специального оборудования рабочих мест для инвалид дов и их трудоустройства, предоставления информации службе занятости о движении и использования рабочей силы, выплаты штрафа за нарушение законодательства о занятости являются административно-правовыми и регулируются нормами административного права.
Отношения между предприятиями и. Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, а также отношения между службой занятости и гражданами по предоставлению услуг по трудо евлаштування, профориентации, приискание соответствующей работы, профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, предоставления статуса безработного с выплатой пособия по безработице, а также мат ериальнои помощи в период профподготовки за счет средств. Фонда входят к предмету права социального защита.
Напомним, что социальная защита составляет сферу, в которой реализуются государственные мероприятия по защите населения от социальных рисков. Одним из таких рисков является безработицы по независящим от лица причинам. Д. Для осуществления социальной защиты в этой сфере создан специальный страховой фонд -. Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Средства фонда формируются за сче ок страховых взносов работодателей и работников, а также других источников. Признаками социально-защитных отношений является участие в них государства в лице специально уполномоченных органов – органов социальной защиты, государственной службы занятости или социальных фондов, использование метода социального оказание услуг, применение принципа социальной солидарности при распределении социальных средств. Все названные оз наки имеют место при осуществлении службой занятости услуг гражданам по их трудоустройствування.
Другая группа отношений в сфере занятости и трудоустройства складывается между работником и предприятием по заключению трудового договора на основе направления службы занятости. Сюда также входят отно осины по использованию работников на сезонных, общественных работах по направлению службы занятости. В таких случаях заключается трудовой договор, и на работника распространяется трудовое законодательство. Эти отношения составляют предмет трудового праваава.
В-третьих, право социальной защиты связано с трудовым правом также тем, что получив в установленном порядке определенный социальный статус, например инвалида и т.д., это лицо, став работником (заключив и трудовой договор), привносит свой социальный статус на предприятие есть происходит определенное”наложение”статусов и это придает такому работнику особое правовое положение в трудовых правовиднос. Инах. Таким образом социальная защита имеет связь с трудовым правом благодаря реализации в трудовых отношениях многочисленных льгот и гарантий, установленных работникам за их социальным статусом. Речь идет о работниках-несовершеннолетних, работников-женщин, работников – лиц с пониженной трудоспособностью и работников-инвалидов, работников – пожилых людей, работников – ветеранов труда, работников – лиц, пострадавших вследствие. Чернобыльской катастрофы и т.д.. Льготы и гарантии для таких категорий предусмотрены как нормативно-правовыми актами по социальной защите, так и трудовым законодавст вом. Причем далеко не всегда эти положения согласованы. Об отдельных категорий лиц принято специальные законы, которые в названии содержат слова”социальная защита”, а содержание актов состоит из установки соке ального статуса личности и перечня льгот, гарантий и преимуществ, на которые такое лицо имеет право. Реализация значительной части таких льгот происходит в трудовых правоотношениях. В таких случаях социальный стату с предоставляется лицу государством, а обеспечение льгот возлагается на работодателя. Эти отношения”начинаются”(возникают) в сфере социальной защиты (право социальной защиты) и переходят в сферу применения ния труда (трудовое правоферу застосування праці (трудове право).
В-четвертых, могут быть случаи, когда трудовые отношения предшествуют возникновению социально-защитных. Например, получив на производстве увечье, работник приобретает статус инвалида; проработав определенное к количество лет и с достижением определенного возраста, работник приобретает статус пенсионера. Причем в национальном законодательстве, в отличие от зарубежной практики и требований международных стандартов, пенсия выпла ачуеться лицу независимо от других доходов, в том числе заработной платы есть подавляющее число пенсионеров продолжают работать и одновременно выступают субъектами трудовых и социально-защитных правов идносысин.
В целом же право социальной защиты и трудовое право – это отдельные самостоятельные отрасли национального права. Между ними существуют связь и взаимодействие. Актуальным является согласование между трудовым законодательством и законо одавством о социальной защите взаимосвязанных положений, а также определение субъектов, условий и порядка компенсации работодателю за предоставленные дополнительные социальные льготы работникаам.
Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая
Право социальной защиты и трудовое право
В советской научной литературе исследовался вопрос об отграничении трудового права от права социального обеспечения. Эти вопросы рассматривались в работах российских – BC Андреева * 266, Р.З. Лившица * 267, М.Л. Захарова и Е.Г. Тучковой * 268 и украинских ученых – Б.И. Сташкива * 269, В.М. Андрииву * 270, С.М. Прилипко * 271, Л.И. Лазор * 272 и др. Выявлению основных тенденций и направленности правового регулирования труда посвящена монография А.С. Пашкова и В.Г. Ротаня “Социальная политика и трудовое право” * 273.
Право социальной защиты тесно связано с трудовым правом. Фактически право социальной защиты “выросло” из советского права социального обеспечения, которое, в свою очередь, в свое время отделилось от трудового права.
Сейчас, когда создан значительный по объему социально-защитное законодательство, значительно легче отделить это законодательство от трудового. Трудовое право и право социального защиты имеют собственные предметы правового регулирования. Если для трудового права таким предметом являются отношения в сфере применения наемного труда, предметом права социальной защиты являются отношения по поводу защиты населения от социальных рисков. Эти отношения распространяются не только на пенсионеров и других субъектов социальной защиты, но и на работающее население. В частности социальную защиту осуществляет “вторжение” в сферу применения труда:
1) в тех случаях, когда работник, как главный субъект трудовых правоотношений испытывает социального риска. Это традиционные социальные риски – временная утрата трудоспособности, беременность и роды, несчастный случай на производстве, который вызвал увечье или временную потерю трудоспособности, старость, достижения пенсионного возраста, смерть работника;
2) когда особый социально-правовой статус лица придает ему как работнику и особый социально-трудовой статус.
Трудовым законодательством закреплено общее положение о том, что все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Это дает основания отдельным ученым рассматривать институт социального страхования как институт трудового права или как совместный институт трудового права и права социального обеспечения. Последнее было высказано Р.З. Лившицем * 274. В.И. Прокопенко включал отношения по поводу “материального обеспечения рабочих и служащих в случае временной или постоянной нетрудоспособности” к предмету трудового права * 275. Считаем, что оснований для такого вывода нет. Действительно, положение по социальному страхованию работников в трудовых правоотношениях всегда было закреплено в трудовом законодательстве. Но механизм реализации этого права в соответствии с современным законодательством существенно отличается от того, который был установлен советским законодательством. Советское социальное страхование имело другой смысл, другие финансовые источники и другой механизм предоставления помощи.
Законом Украины от 16 января 2003 № 429-IV (429-15) была изложена в новой редакции главу XVII Кодекса законов о труде Украины “Общеобязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение”. Статьей 253 КЗоТ установлено, что все лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования или у физического лица, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию. Все другие нормы этой главы является отсылочными. Они фактически отсылают с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании, которое является частью социально-защитного законодательства. В частности ст. 254 устанавливает, что основными источниками средств общеобязательного государственного социального страхования являются взносы владельцев предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов или физического лица, работников. Бюджетные и другие источники средств, необходимые для осуществления общеобязательного государственного социального страхования, предусматриваются соответствующими законами по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.
Виды материального обеспечения и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию работникам, а в некоторых случаях и членам их семей, условия их предоставления и размеры определяются законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы по общеобязательному государственному социальному страхованию. Работники и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также за выслугу лет в соответствии с законом (ст. 256).
Итак, применены такой механизм, что отношения по поводу общеобязательного государственного социального страхования для работника “зарождаются” в трудовых правоотношениях, но регулируются не трудовым, а специальным законодательством о социальном страховании. Это – внешние отношения относительно трудовых. Кроме того, профсоюзы законодательно и фактически отстранены от процедуры назначения социальных пособий работникам, это осуществляет соответствующий Фонд социального страхования. Таким образом, на сегодняшний день правовое регулирование обязательного государственного социального страхования осуществляется средствами не трудового права, а права социальной защиты. Следует заметить, что отношения по поводу социальной защиты о трудовых отношений могут существовать в несколько способов.
Во-первых, отношения по поводу обязательного государственного социального страхования обязательно существуют параллельно с трудовыми отношениями, так сказать, сопровождают их. Например, в случае предоставления пособий по временной нетрудоспособности как из общего заболевания, так и в связи с несчастным случаем на производстве, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и т. Отношения по поводу назначения социальных выплат как государственной социальной помощи имеют альтернативный характер, они могут возникать при определенных условиях. Например, в том случае, когда семья работника признана малообеспеченной, ее члены, в том числе сам работник, будут иметь право на социальную помощь в связи с малообеспеченностью. Кроме того, семья работника может иметь право на назначение жилищных субсидий и др.
Во-вторых, отношения по поводу социальной защиты могут предшествовать возникновению трудовых правоотношений. Это касается случаев трудоустройства лица с помощью государственной службы занятости.
В целом отношения в сфере занятости и трудоустройства являются комплексными по юридической природе и входят в предмет нескольких отраслей права и лишь небольшой своей частью – к предмету трудового права. Государственная служба занятости является представителем государства, на нее возложена обязанность предоставления бесплатных социальных услуг населению по трудоустройству. Для осуществления этих функций она наделена властными полномочиями по отношению к предприятию. Предприятие обязано: выделять определенное количество рабочих мест в счет брони, трудоустраивать на эти места работников по направлению службы занятости; оборудовать специальные рабочие места для инвалидов и обеспечить их реальное введение в действие путем трудоустройства инвалида. Предприятие также обязано предоставлять службе занятости всю информацию о наличии вакантных мест, высвобождение работников, простои предприятия, использование работников с неполным рабочим временем. За несоблюдение таких обязанностей на предприятие накладываются штрафные санкции.
Отношения между предприятиями и государственной службой занятости по бронированию рабочих мест для трудоустройства лиц по направлению службы занятости, специального оборудования рабочих мест для инвалидов и их трудоустройства, предоставления информации службе занятости о движении и использования рабочей силы, выплаты штрафа за нарушение законодательства о занятости является административно правовыми и регулируются нормами административного права.
Отношения между предприятиями и Фондом общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, а также отношения между службой занятости и гражданами по предоставлению услуг по трудоустройству, профориентации, подыскивание соответствующей работы, профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, предоставление статуса безработного с выплатой пособия по безработице, а также материальной помощи в период профподготовки за счет средств Фонда входят в предмет права социальной защиты.
Напомним, что социальная защита составляет сферу, в которой реализуются государственные меры по защите населения от социальных рисков. Одним из таких рисков является безработицы по независящим от лица причинам. Для осуществления социальной защиты в этой сфере создан специальный страховой фонд – Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей и работников, а также некоторых других источников. Признаками социально-защитных отношений является участие в них государства в лице специально уполномоченных органов – органов социальной защиты, государственной службы занятости или социальных фондов; использование метода социального представления услуг; применение принципа социальной солидарности при распределении социальных средств. Все названные признаки имеют место при осуществлении службой занятости услуг гражданам по их трудоустройству.
Другая группа отношений в сфере занятости и трудоустройства складывается между работником и предприятием по заключению трудового договора на основе направления службы занятости. Сюда также входят отношения по использованию работников на сезонных, общественных работах по направлению службы занятости. В таких случаях заключается трудовой договор, и на работника распространяется трудовое законодательство. Эти отношения составляют предмет трудового права.
В-третьих, право социальной защиты связано с трудовым правом и тем, что получив в установленном порядке определенный социальный статус, например инвалида и т.д., это лицо, став работником (заключив трудовой договор), привносит свой социальный статус и на предприятие. То есть происходит некое “наложения” статусов и это придает такому работнику особое правовое положение в трудовых правоотношениях. Таким образом социальная защита должна связь с трудовым правом благодаря реализации в трудовых отношениях многочисленных льгот и гарантий, установленных работникам за их социальным статусом. Речь идет о работниках-несовершеннолетних, работников-женщин, работников – лиц с пониженной трудоспособностью и работников-инвалидов, работников – пожилых людей, работников – ветеранов труда, работников – лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, и тому подобное. Льготы и гарантии для таких категорий лиц предусмотрены как нормативно-правовыми актами по социальной защите, так и трудовым законодательством. Причем далеко не всегда эти положения согласованы. В отношении отдельных категорий лиц принято специальные законы, которые в названии содержат слова “социальная защита”, а содержание актов состоит из установления социального статуса личности и перечень льгот, гарантий и преимуществ, на которые такое лицо имеет право. Реализация значительной части таких льгот происходит в трудовых правоотношениях. В таких случаях социальный статус предоставляется лицу государством, а обеспечение льгот возлагается на работодателя. Эти отношения “начинаются” (возникают) в сфере социальной защиты (право социальной защиты) и переходят в сферу применения труда (трудовое право).
В-четвертых, могут быть случаи, когда трудовые отношения предшествуют возникновению социально-защитных. Например, получив на производстве увечье, работник получает статус инвалида; проработав определенное количество лет и с достижением определенного возраста, работник приобретает статус пенсионера. Причем в национальном законодательстве, в отличие от зарубежной практики и требований международных стандартов, пенсия выплачивается лицу независимо от других доходов, в том числе заработной платы. То есть подавляющее число пенсионеров продолжают работать и одновременно выступают субъектами трудовых и социально-защитных правоотношений.
В целом же право социальной защиты и трудовое право – это отдельные самостоятельные отрасли национального права. Между ними существуют связь и взаимодействие. Актуальным является согласование между трудовым законодательством и законодательством о социальной защите взаимосвязанных положений, а также определение субъектов, условий и порядка компенсации работодателю за предоставленные дополнительные социальные льготы работникам.
Трудовое право России: Практикум
Издатель
Контрольные вопросы
1. Что такое труд и какова его роль в обществе?
2. Дайте понятие и соотношение общественной и технической организации труда.
3. В чем различие самостоятельного и несамостоятельного (наемного) труда?
4. Какие общественные отношения составляют предмет трудового права?
5. Почему трудовое право называют «правом социальной защиты»?
6. Какие отношения тесно связаны с трудовыми?
7. В чем заключаются особенности метода трудового права?
8. В чем проявляется единство и дифференциация трудового права?
9. Охарактеризуйте место трудового права в системе отраслей российского права.
10. Что составляет систему трудового права и трудового законодательства?
11. Назовите критерии отграничения трудового права от смежных отраслей права.
12. Постарайтесь сформулировать основные тенденции развития российского трудового права на современном этапе.
Литература
Абалдуев В.А. Трудовое право России: предмет, сфера действия и основные принципы: Конспект лекций. – Саратов, 2008.
Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. – М., 1948. (Книга переиздана в 2008 г. в издательстве «Проспект».)
Андреев В.С., Пашков А.С., Смирнов О.В., Смолярчук В.И. Проблемы общей части советского трудового права // Правоведение. – 1980. – № 2.
Глазырин В.В. Регулирование трудовых отношений: экспансия гражданского законодательства? // Журнал российского права. – 1998. – № 7.
Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. – Екатеринбург, 1997.
Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. – М., 1978.
Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование: Учеб. пособ. – М., 2001.
Кузьменко А.В. Предмет трудового права России: опыт системно-юридического исследования. – СПб., 2005.
Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Современные проблемы российского трудового права // Правоведение. – 1997. – № 2.
Курилов В.И. Личность. Труд. Право. – М., 1989.
Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы общей части. – Томск, 1998.
Лившиц Р.З. Трудовое законодательство: настоящее и будущее. – М., 1989.
Лушников А.М. Становление и развитие науки трудового права и науки права социального обеспечения в России (вторая половина XIX – начало XX вв.). – Ярославль, 2001.
Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений: История, теория и практика (сравнительно-правовое исследование). – Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 2001.
Маврин С.П. Современные проблемы общей части российского трудового права. – СПб, 1993.
Молодцов М.В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. – М., 1985.
Никитинский В.И., Коршунова Т.Ю. Правовое регулирование трудовых отношений работающих собственников // Советское государство и право. – 1996. – № 6.
Никитинский В.И., Орловский Ю.П. Предмет и метод трудового права: изменения в условиях перестройки. // Советское государство и право. – 1989. – № 4.
Нуртдинова А.Ф. Гражданское общество и трудовые отношения // Трудовое право. – 1998. – № 1.
Пашков А.С., Ротань В.Г. Социальная политика и трудовое право. – М., 1986.
Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. – М., 1972.
Таль Л.С. Трудовой договор. – Ярославль, 1913. (Книга переиздана в 2008 г. в издательстве «Статут».)
Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. – Ч. 1. Правовое регулирование труда в российской империи. – СПб., 2000.
Хохлов Е.Б. Правовое регулирование в современных условиях: проблемы теории и практики. – СПб., 1992.
Нормативные акты
Трудовой кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
Гражданский процессуальный кодекс РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27 декабря 2009 г.)
Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 27 декабря 2009 г.)
Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в ред. от 19 июля 2009 г.)
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 19 июля 2009 г.)
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (в ред. от 21 марта 2002 г.)
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения» (в ред. от 27 декабря 2009 г.)
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 27 декабря 2009 г.)
Задачи
1. Слесарь Рогов принят в цех № 2 ОАО «Машиностроительный завод «Калибр» завода на основании трудового соглашения без указания срока его действия.
Какой вид общественных отношений возник между Роговым и заводом? Распространяются ли на него нормы трудового права?
2. Группа строительных рабочих заключила с государственным унитарным предприятием «Прогресс» договор, согласно которому обязывалась в течение трех месяцев провести ремонтные и отделочные работы в одном из корпусов предприятия и сдать работу в готовом виде. После окончания срока договора и получения соответствующей оплаты рабочие потребовали компенсации за неиспользованный отпуск пропорционально отработанному времени, а также компенсации за работу в выходные дни.
Правомерно ли их требование? В каких правоотношениях с ГУП состояли рабочие?
3. Инженер по организации нормирования труда завода «Монолит» Залепухин был уволен по п. 1 ст. 81 ТК РФ ввиду того, что завод ликвидируется как государственное предприятие и передается в структуру родственного по профилю акционерного общества (ОАО).
Может ли Залепухин обжаловать свое увольнение? Если может, то в какой орган?
4. В государственном унитарным предприятии между его генеральным директором и профсоюзным комитетом (выборным профсоюзным органом) возникли разногласия по поводу установления тарифных ставок и должностных окладов. Генеральный директор ГУП заявил, что они устанавливаются методом государственного регулирования заработной платы. Председатель профсоюзного комитета считал, что размер заработной платы в виде тарифных ставок и должностных окладом определяется методом локального регулирования трудовых отношений.
Чье мнение следует считать правильным с точки зрения трудового права? Каким образом может быть разрешен возникший конфликт?
5. Генеральный директор ОАО «Свобода» в целях экономии фонда оплаты труда издал приказ об оплате сверхурочных работ в одинарном размере (за каждый час сверхурочной работы – часовая тарифная ставка).
Правомерен ли такой приказ? Куда его можно обжаловать?
Понятие трудового права, его социальное назначение;
Трудовое право регулирует общественные отношения по организации и применению наемного труда. Наемный труд – «несвободный труд» – труд, осуществляемый под руководством и в пользу другого лица.
Трудовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по применению наемного труда.
Трудовое право в Украине имеет широкую сферу действия, то есть регулирует все отношения по применению наемного труда независимо от формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, учреждения, организации.
Назначение трудового права – организация общественного труда и социальная защита лиц наемного труда, как более слабой стороны в трудовых отношениях, это приобретает особое значение в условиях рыночных отношений. (В природе рынка социальная защита не заложена, ее следует привнести извне – Лившиц Р.З.).
Задача трудового права в рыночных отношениях – достичь баланса интересов работодателей и работников. Объективно и работодатели, и работника заинтересованы в существовании трудовых отношений, но имеет место противоречие их интересов. Работодатель заинтересован в повышении прибыли (т.е. удовлетворение потребностей рынка, снижение себестоимости продукции, в том числе путем уменьшения расходов на рабочую силу), работник – в улучшении условий труда, повышении зарплаты. Задача государства – развитие социального партнерства между работниками и работодателями, достижение баланса их интересов /деятельность МОТ – на трипартизме/. В условиях рыночных отношений государство выполняет, прежде всего, охранительные функции, устанавливает социальные гарантии для работников, как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях.
Социальное назначение трудового права проявляется и в международно-правовом регулировании труда. Источниками международного трудового права являются Конвенции и рекомендации МОТ, Всеобщая декларация прав человека, 1948 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г., Пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. Данные нормативные акты закрепили международные стандарты труда: право на труд; право на справедливые условия труда (равная оплата за равный труд, недопустимость дискриминации, безопасность труда, ограничение рабочего времени, предоставление праздничных дней, оплату отпуска ); право на создание профсоюзов и участие в них; право на социальное обеспечение при утрате трудоспособности; недопустимость принудительного труда.
Трудовое право и право социального обеспечения
Право социального обеспечения представляет собой самостоятельную отрасль, находящуюся в тесной связи с трудовом правом. Недаром функции государственного управления в сфере труда непосредственно объединены с функциями социальной защиты населения и возложены на единый федеральный орган исполнительной власти в лице Минтруда России.
Отношения социального обеспечения представляют собой публичное (государственное) перераспределение части национальных благ (валового внутреннего продукта) лицам, согласно закону нуждающимся в дополнительной социальной защите (поддержке) по причине нахождения их в тяжелой жизненной ситуации.
Речь идет об утрате трудоспособности вследствие инвалидности или достижения нетрудоспособного возраста (старости), недостаточности средств для существования по причине отсутствия работы (безработицы) или объективной невозможности трудиться (при уходе за ребенком, тяжело больным членом семьи), наличия в семье большого числа нетрудоспособных иждивенцев, заболевания гражданина, его бездомности, вынужденного переселения и пр.
Такая защита (поддержка) реализуется путем предоставления населению выплат (пенсий, пособий, иных социальных целевых выплат), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот, осуществляемого по нормам и в порядке, определенным законодательством, через работодателей, специально создаваемые органы социальной защиты, пенсионного обеспечения медицинские учреждения.
Социальное обеспечение строится на принципах гуманности, добровольности, адресности, доступности, приоритетности предоставления нетрудоспособным и находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальности, профилактической направленности.
Право на многие виды социального обеспечения обусловлено именно трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. В то же время социальное обеспечение не исключает предоставления многих видов выплат и услуг для каждого человека, как члена общества, независимо от его трудовой деятельности. Источником социального обеспечения в этом случае служат средства государственного бюджета.
В настоящее время закреплен определенный минимальный стандарт социального обеспечения.
Основными инструментами социального обеспечения являются три вида страхования (пенсионного, социального и медицинского), за счет которых формируются средства Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования, где происходит аккумуляция финансовых средств для последующего целевого использования. Главными источниками формирования средств указанных фондов являются обязательные отчисления работодателей в пользу застрахованных работников.
Система социального обеспечения позволяет:
- – обеспечивать реализацию социальной политики государства по созданию минимально гарантированного уровня жизни и предупреждения обнищания при наступлении указанных в законах социальных рисков;
- – выравнивать личные доходы граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка либо наряду с ним;
- – поддерживать лиц, потерявших (временно или постоянно) способность трудиться;
- – бороться с безработицей, участвовать в территориальном и отраслевом распределении и перераспределении трудовых ресурсов;
- – поддерживать пенсионеров и молодежь, стимулировать обновление рабочей силы;
- – восстанавливать полноценную жизнедеятельность нетрудоспособного человека, позволяющую ему трудиться, обучаться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать;
- – увеличивать продолжительность жизни населения и сохранение трудоспособности работающих категорий граждан;
- – стимулировать рождаемость, воспроизводство рабочей силы.
Дифференциация условий и норм социального обеспечения зависит от ряда обстоятельств: специфики трудовой деятельности человека, местности его проживания и работы, субъективных особенностей человека и его семьи (пола, возраста, состояния здоровья, причин нетрудоспособности, наличие детей и их число и т. п.), материального положения адресатов социального обеспечения.
Защита трудовых прав
Каждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.
Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами.
Способы защиты трудовых прав
Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:
- государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
- защита трудовых прав профессиональными союзами;
- самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
- защита трудовых прав в судебных органах.
Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.
Защита трудовых прав государственными органами
Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.
Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.
Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.
Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.
Трудовая инспекция
Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.
Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:
- проведения проверок
- выполнения обследований
- выдачи предписаний
- составления протоколов об административных правонарушениях
- наложения штрафов
Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.
Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы трудовой договор был оформлен надлежащим образом.
Защита трудовых прав профсоюзами
Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.
Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:
- выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
- представлять мнение по проектам таких актов;
- принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
- беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.
Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:
- участвуют в разработке государственных программ занятости;
- осуществляют контроль в сфере занятости населения;
- оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
- осуществляют контроль по соблюдению законодательства.
Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.
На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.
Самостоятельная защита трудовых прав
Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.
Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.
Выделяют основные методы самостоятельной защиты:
- отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
- отказ от выполнения опасной работы;
- прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);
- приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.
Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.
Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.
Защита трудовых прав в судебных органах
С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда по гражданскому делу является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.
Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж
На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п. Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений.
Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.
Уточняющие вопросы по теме
Я устроилась работать в квелл( под названием работа это просто), отработала две смены. На днях по телефону заказала себе деньги, чтобы мне их сегодня на карточку перечислили. А мне говорят, что раз ты не вышел на смену с тебя вычет заработной платы. Обещали платить ежедневно, обещали платить по 80-90 рублей в час. А на самом деле 60-70 р/ч. Как я могу знать, заболею я завтра или нет или если гололед. Кто тогда будет писать справку, что такая-то не вышла на работу из-за меня?
Если вы официально трудоустроились и оформили трудовой договор, то должны подчиняться установленным правилам трудового распорядка. В случае болезни предоставляется больничный лист. Другие причины неявки на работу должны быть уважительными и подтверждаться соответствующими документами. Вместе с тем и работодатель должен выплачивать заработную плату в установленные договором сроки. При нарушении сроков вы вправе обратится в суд за взысканием зарплаты.
Не отдали оптускные за прошлый год не дают расчетные листы по зарплате что делать
За защитой трудовых прав вы можете обратиться с жалобой в трудовую инспекцию. Или самостоятельно произвести расчет задолженности и взыскать его через суд.
Я уже подписала приказ о том, что я ответственна за ведение блока в нашей программе, т.е. получается мне это вменил в обязанность начальник юр. отдела, а я просто юрисконсульт, коих еще два на нашем предприятии. Как грамотно отозвать свое согласие уже оформленного приказа?
Изменение условий возможно только по соглашению сторон.
Здравствуйте. Работаю в мировом судебном участке секретарем судебного участка. Уволили в связи с тем что нет соответствующего образования. Правноправны ли их действия?
По сути правомерны. По процедуре – нужно смотреть документы.
Здравствуйте!работаю сварщиком ручной сварки ,могу ли я отказаться работать газом?
Чтобы ответить на этот вопрос нужно смотреть ваши должностные обязанности и трудовой договор.
Здравствуйте. Наш руководитель регулярно задерживает оплату труда на месяц-два.
выплачивает хаотично мелкими частями. На сегодняшний день мне грозит сокращение. скорее всего попросит написать заявление по собственному желанию.
Боюсь увольняться, не получив полного расчета.
Подскажите, как поступить? Если я уволюсь, оплаты может не случиться…
Не пишите заявление по собственному желанию. При увольнении по сокращению вам положена выплата выходного пособия. При задержке оплаты обратитесь в суд с иском о взыскании заработной платы.
Я не была официально устроена работала уборщицей посудомойка. А когда отказалась мыть посуду за персоналом администратор решила ставить штрафы или уволиться что я и сделала.Так они решили содрать с меня штраф за то что я ушла с работы не от работав две недели.
Если Вы не работали официально, то для защиты своих прав сначала нужно доказать факт трудовых отношений. Штраф, вероятнее всего, был удержан с заработной платы, которую Вы недополучили при увольнении. Если это так, то можно обратиться в Государственную инспекцию труда и в суд с иском. Если с Вас просто требуют штраф, то его можно проигнорировать.
Здравствуйте! Жалоба на не выплату зарплаты подается на работадателя в прокуратуру по физическому или юридическому адресу?Спасибо!
Лучше всего указать оба адреса в жалобе, подавать в прокуратуру по юридическому адресу работодателя.
Источники:
http://uchebnikirus.com/pravo/pravo_sotsialnogo_zahistu_-_bolotina_nb/pravo_sotsialnogo_zahistu_trudove_pravo.htm
http://studbooks.net/10918/pravo/pravo_sotsialnoy_zaschity_trudovoe_pravo
http://mybook.ru/author/kollektiv-avtorov/trudovoe-pravo-rossii-praktikum/read/?page=4
http://studopedia.su/15_2894_ponyatie-trudovogo-prava-ego-sotsialnoe-naznachenie.html
http://studme.org/68366/pravo/trudovoe_pravo_pravo_sotsialnogo_obespecheniya
http://iskiplus.ru/zashhita-trudovyx-prav/