3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров

Отношения по разрешению трудовых споров

Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Во многих случаях они предусматривают досудебный порядок рассмотрения споров; определяют механизм исполнения решения комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда. В отличие от иных общественных отношений, составляющих предмет трудового права России, эти отношения носят процессуальный характер, ибо они касаются не материальной стороны спора, а процедуры его разрешения.

Таким образом, предметом трудового права России являются: 1) трудовые отношения работника с работодателем и 2) иные непосредственно связанные с трудовыми, производные от них отношения.

Метод трудового права

Предмет трудового права, как было сказано выше, отвечает на вопрос- что, а именно: какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется регулирование.

Слайд 13.

Метод трудового права — это специфический комплекс следующих шести способов правового регулирования труда:

Й способ. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда.

Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом.

Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притязаний со стороны работодателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей.

В централизованном порядке фиксируется минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников.

Чаще всего централизованное регулирование является государственным (законодательным), хотя может быть использовано и договорное регулирование (например, совместные решения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

Например, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

· величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. При этом минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;

· величина минимального размера оклада работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;

· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

· государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и т.д.

Принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда, продолжительности рабочего времени работников, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Конкретизация общих норм трудового законодательства, принимаемых в рамках централизованного регулирования, применительно к особенностям отдельных организаций осуществляется с помощью локального регулирования трудовых отношений.

Трудовое право

Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров

В ст. 1 ТК РФ отношения по разрешению трудовых споров включены в предмет трудового права. Данные отношения также бывают двух видов. Во-первых, возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. Во-вторых, возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Названные отношения возникают между различными субъектами, они имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения. Поэтому в настоящем параграфе будут отдельно рассмотрены отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров.

Субъектами отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются работник, профсоюз, представляющий интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодатель, объединение работодателей, наделенное полномочием представлять конкретного работодателя, органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС), мировые судьи, федеральные районные (городские) судьи.

Основаниями возникновения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются обращения работника, профсоюза, представляющего интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодателя, объединения работодателей, имеющего полномочия по защите прав конкретных работодателей, в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье.

Праву работника, профсоюза, работодателя, объединения работодателей обратиться в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье корреспондирует обязанность КТС, мирового судьи, федерального районного (городского) судьи принять такое обращение и рассмотреть его по действующим процессуальным правилам с применением норм трудового законодательства. При исполнении данной обязанности органы по разрешению индивидуальных трудовых споров вправе использовать полномочия по устранению нарушений трудовых прав.

Использование этих полномочий приводит к возникновению у субъектов рассматриваемых отношений обязанности по устранению нарушений трудового законодательства с корреспондирующей ей правом участника индивидуального трудового спора по восстановлению принадлежащего ему права.

Основаниями изменения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются изменение содержания обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров, частичное признание заявленных в этих органах требований и заключение соответствующего соглашения об этом между участниками индивидуального трудового спора, соединение или разъединение судом, КТС заявленных перечисленными субъектами требований.

Основаниями прекращения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются отказ субъекта, инициировавшего данный спор, от заявленных в органах по его разрешению требований, заключение мирового соглашения между участниками индивидуального трудового спора, вступление в законную силу решения органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Попутно следует заметить, что вынесение решения полномочным органом по индивидуальному трудовому спору имеет смысл только в том случае, если такое решение будет исполнено. Ведь в подобной ситуации заявленное в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров требование и после его признания законным и обоснованным вступившим в законную силу решением может остаться без удовлетворения.

В связи с чем при удовлетворении органом по разрешению индивидуальных трудовых споров заявленного требования окончанием возникших отношений необходимо считать реальное восстановление нарушенного права. Само по себе решение полномочного органа не является восстановлением нарушенного права.

Поэтому при вынесении положительного решения соответствующим органом прекращением отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров следует признать реальное восстановление нарушенного права на основании вынесенного по данному спору решения.

Как правило, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров являются сопутствующими применительно к трудовым. Восстановление нарушенного права работника или работодателя, состоящих в трудовых отношениях, означает, что отношение по разрешению индивидуального трудового спора существовало параллельно с трудовым, то есть сопутствовало указанному отношению.

Однако индивидуальные трудовые споры могут быть возбуждены и после увольнения работника с работы. После прекращения трудовых отношений гражданин может потребовать изменения формулировки увольнения, оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возмещения ущерба.

Работодатель также может потребовать от уволенного гражданина возмещения причиненного по его вине материального ущерба. В перечисленных случаях возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров, которые вытекают из трудовых. Данные отношения возникают после прекращения трудовых, то есть они не сопутствуют трудовым отношениям.

Однако без трудовых данные отношения не могли возникнуть, поскольку и в этом случае предметом спора являются действительные или мнимые нарушения прав в процессе трудовой деятельности, то есть при осуществлении трудовых отношений. Поэтому такие отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров вытекают из трудовых, возникая в связи с этими отношениями, но после их прекращения.

Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров

В ст. 1 ТК РФ отношения по разрешению трудовых споров включены в предмет трудового права. Данные отношения также бывают двух видов. Во-первых, возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. Во-вторых, возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Названные отношения возникают между различными субъектами, они имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения. Поэтому в настоящем параграфе будут отдельно рассмотрены отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров.

Субъектами отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются работник, профсоюз, представляющий интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодатель, объединение работодателей, наделенное полномочием представлять конкретного работодателя, органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС), мировые судьи, федеральные районные (городские) судьи.

Основаниями возникновения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются обращения работника, профсоюза, представляющего интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодателя, объединения работодателей, имеющего полномочия по защите прав конкретных работодателей, в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье.

Праву работника, профсоюза, работодателя, объединения работодателей обратиться в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье корреспондирует обязанность КТС, мирового судьи, федерального районного (городского) судьи принять такое обращение и рассмотреть его по действующим процессуальным правилам с применением норм трудового законодательства. При исполнении данной обязанности органы по разрешению индивидуальных трудовых споров вправе использовать полномочия по устранению нарушений трудовых прав. Использование этих полномочий приводит к возникновению у субъектов рассматриваемых отношений обязанности по устранению нарушений трудового законодательства с корреспондирующим ей правом участника индивидуального трудового спора по восстановлению принадлежащего ему права.

Основаниями изменения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются изменение содержания обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров, частичное признание заявленных в этих органах требований и заключение соответствующего соглашения об этом между участниками индивидуального трудового спора, соединение или разъединение судом, КТС заявленных перечисленными субъектами требований.

Основаниями прекращения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются отказ субъекта, инициировавшего данный спор, от заявленных в органах по его разрешению требований, заключение мирового соглашения между участниками индивидуального трудового спора, вступление в законную силу решения органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Попутно следует заметить, что вынесение решения полномочным органом по индивидуальному трудовому спору имеет смысл только в том случае, если такое решение будет исполнено. Ведь в подобной ситуации заявленное в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров требование и после его признания законным и обоснованным вступившим в законную силу решением может остаться без удовлетворения. В связи с чем при удовлетворении органом по разрешению индивидуальных трудовых споров заявленного требования окончанием возникших отношений необходимо считать реальное восстановление нарушенного права. Само по себе решение полномочного органа не является восстановлением нарушенного права. Поэтому при вынесении положительного решения соответствующим органом прекращением отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров следует признать реальное восстановление нарушенного права на основании вынесенного по данному спору решения.

Читать еще:  Постановление пленума о применении трудового кодекса

Как правило, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров являются сопутствующими применительно к трудовым. Восстановление нарушенного права работника или работодателя, состоящих в трудовых отношениях, означает, что отношение по разрешению индивидуального трудового спора существовало параллельно с трудовым, то есть сопутствовало указанному отношению. Однако индивидуальные трудовые споры могут быть возбуждены и после увольнения работника с работы. После прекращения трудовых отношений гражданин может потребовать изменения формулировки увольнения, оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возмещения ущерба. Работодатель также может потребовать от уволенного гражданина возмещения причиненного по его вине материального ущерба. В перечисленных случаях возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров, которые вытекают из трудовых. Данные отношения возникают после прекращения трудовых, то есть они не сопутствуют трудовым отношениям. Однако без трудовых данные отношения не могли возникнуть, поскольку и в этом случае предметом спора являются действительные или мнимые нарушения прав в процессе трудовой деятельности, то есть при осуществлении трудовых отношений. Поэтому такие отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров вытекают из трудовых, возникая в связи с этими отношениями, но после их прекращения.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Отношения по разрешению трудовых споров.

Эти отношения не делятся на два вида: отношения по разрешению индивидуального трудового спора, участниками которых могут выступать работник, работодатель, комиссия по трудовым спорам, суд (федеральный судья), вышестоящий орган (в установленных законом случаях) и отношения по разрешению коллективных трудовых споров, в которых участвуют работодатель (работодатели, представители работодателей), представители работников, служба по урегулированию коллективных трудовых споров, созданные сторонами примирительные органы. Это один из видов коллективных трудовых отношений. Отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от того, по какому поводу возникли разногласия. Основанием возникновения правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора, служит обращение одной из сторон трудового отношения в орган по рассмотрению трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, в суд). Прекращение отношения происходит в результате решения (определения) соответствующего органа.

Отношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров могут быть разделены на процедурные, возникающие при рассмотрении спора в комиссии по трудовым спорам, и процессуальные, возникающие при рассмотрении спора в суде.[16]

Отношения по обязательному социальному страхованию, указанные в ст.1ТК, хотя и тесно связаны с трудовыми отношениями, регулирует самостоятельная отрасль права — право социального обеспечения.

Таким образом, предметом трудового права являются трудовые отношения работников, основанные на трудовом договоре и связанные с ними отношения: по трудоустройству и по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя; социально – партнёрские; контрольно- надзорные; по разрешению трудовых споров. Такую формулировку следовало бы предусмотреть в ст.1 ТК

1.2 Сфера действия норм трудового права

Действие норм трудового права по кругу лиц. Сфера действия норм трудового права включает не только правовое регулирование отношений, составляющих его предмет, но и регулирование нормами трудового права отношений, связанных с использованием личного труда иной отраслевой принадлежности, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом (ч.2 ст.11ТК).

В частности, в ст. 73 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [17](ред. от 21.11.2011) предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом. Так, например, Минздравсоцразвития в письме от 20 апреля 2009 г. N 3830-17 , отметив, что вопросы совмещения должностей государственной гражданской службы Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не урегулированы и со ссылкой на указанную 73 статью сообщило, что в случаях совмещения должностей государственной гражданской службы в государственном органе применяются нормы статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации. Этот закон не содержит ссылок на трудовое законодательство и, по сути легализовал включение трудовых (служебных) отношений государственных служащих в предмет административного права. Нормы трудового законодательства могут применяться к этим отношениям только субсидиарно, при наличии пробелов в данном законе. Но в ч.7 ст.11 ТК РФ в противоречии с содержанием данного закона сказано, что на государственных гражданских и муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Верно замечание, что законодателю необходимо разрешить эту межотраслевую коллизию[18].

Напротив, в ст. 3 закона от 2 марта 2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»[19] предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Такие особенности, например, выражаются в дополнительных основаниях увольнения муниципального служащего, помимо тех, что предусмотрены в ТК В то же время в данном законе подавляющее большинство норм носит административно — правовой характер и использование некоторых норм трудового права сути не меняет. В науке трудового права отраслевая принадлежность труда муниципальных служащих остаётся спорной. Мы полагаем, что отношения муниципальных служащих фактически регулируются, хотя в меньшей степени, чем гражданская государственная служба, нормами административного права и дополнительно нормами трудового права.

В той или иной степени трудовое законодательство применяется и к сотрудникам правоохранительных органов, занятых особыми видами государственной службы. Так, ст. 43 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»[20](ред. от 3.12.2012г.) предусмотрено. что помимо оснований, предусмотренных законодательством Р. Ф о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя организации или учреждения прокуратуры в случаях: достижения предельного возраста, прекращения гражданства, нарушения присяги и в других случаях.

Законом «О полиции» от 7 февраля 2011г.[21] предусмотрено. что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным законом. (ст.34).В частности. п.4 ст.33 этого закона установлено, что за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Других ссылок на трудовое законодательство в этом законе нет. Но ст.24 закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011г.[22]. установлено, что при поступлении на службу в органы внутренних дел предусмотрен испытательный срок в качестве стажёра, в период которого на него распространяется действие трудового законодательства на основе срочного трудового договора, заключённого с ним. При совмещении выходных и нерабочих праздничных дней выходной день переносится в порядке, определённом трудовым законодательством (8 ст. 53). В соответствии с п.8 ст.56 указанного закона сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. Статьёй. 63 (п.п. 2,3) этого закона на сотрудников органов внутренних дел распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством. Это отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком, в связи с обучением, а также иные отпуска, предусмотренные законом. Все эти нормы трудового законодательства гарантийного характера, за исключением нормы о стажёре, как не относящейся к трудовому законодательству и не предусмотренной в законе «О полиции», в соответствии с упомянутой ст. 34 закона «О полиции» и вышеуказанными статьями закона «О службе в органах внутренних дел РФ…» должны распространяться на сотрудников полиции.

Закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[23] предусматривает, что продолжительность служебного времени сотрудников таможенных органов определяется на основе продолжительности еженедельного рабочего времени, установленного законодательством РФ о труде. В необходимых случаях сотрудники таможенных органов могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. В этих случаях им предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха в порядке, установленном законодательством о труде РФ.

Таким образом, на сотрудников таможенных органов, несущих службу, трудовое законодательство распространяется только в указанных случаях, т.е. имеет место субсидиарное применение норм трудового права. А на работников вспомогательных служб, работающих на основе трудового договора, трудовое законодательство распространяется полностью с применением к ним дополнительно норм о социальных и медицинских гарантиях, предусмотренных законом о таможенной службе.

В ст. 22 Федерального закона от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»[24] предусмотрено, что действие законодательства о труде распространяется на судей в части, не урегулированной данным законом. Это касается, например, выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате судей в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»[25] членам кооператива — беременным женщинам и гражданам, имеющим детей, предоставляются отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, а также льготы, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации. Для членов кооператива в возрасте до 18 лет, принимающих личное трудовое участие в его работе, устанавливаются сокращенный рабочий день и другие льготы, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 данного закона продолжительность отпусков должна быть не менее установленной законодательством о труде Российской Федерации, а меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии должны осуществляться в кооперативе в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий.

В ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»[26] предусмотрено, что для членов кооператива не допускается установление условий ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).

Трудовые отношения лиц, отбывающих уголовное наказание, не основаны на трудовом договоре и нормы трудового законодательства применяются к ним только в случаях и в пределах, предусмотренных уголовно – исполнительным законодательством. В частности, это касается рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, материальной ответственности и др. (см. ст.ст.40,104,105 УИК РФ). Поэтому и в данном случае трудовые отношения осужденных регулируются уголовно-исполнительным правом и в пределах, им определённых, нормами трудового права.

Читать еще:  Нумерация соглашений трудовому договору

Таким образом, во всех указанных случаях трудовая деятельность государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, членов производственных и сельскохозяйственных кооперативов, осуждённых регулируются специальными законами, соответственно административно- правовой и гражданско-правовой, уголовно — исполнительной отраслевой принадлежности и только в пределах, ими предусмотренных, трудовым законодательством. Во всех указанных случаях имеет место субсидиарное применение норм трудового законодательства. Эти отношения, за исключением отношений, связанных с трудом муниципальных служащих, отраслевая принадлежность которых в науке трудового и административного права является спорной, не входят в предмет трудового права, но находятся в сфере действия его норм.

В соответствии со ст.349 ТК на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Для этих работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. В данном случае, как и для наёмных работников таможенных органов, но в большем объёме с учётом тяжёлых условий труда предоставляются дополнительные льготы в основном в оплате труда, предусмотренные специальными нормативными правовыми актами. Особенности регулирования труда лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, предусмотрены федеральным законом от 21 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[27]

Таким образом, работа по трудовому договору в воинских организациях, в таможенных органах, и др., а также в форме альтернативной гражданской службы регулируется трудовым законодательством с учётом особенностей установленных специальным законодательством. В данных случаях имеет место субсидиарное применение специального законодательства. Эти отношения входят в предмет трудового права.

С учётом изложенного, представляется необходимым дополнить ч.2 ст. 11 ТК абзацем следующего содержания: «Особенности регулирования труда государственных и муниципальных служащих, сотрудников иных государственных органов, членов сельскохозяйственных и производственных кооперативов, и других лиц устанавливаются федеральными законами и в пределах, ими предусмотренных, Трудовым кодексом и иными нормативно – правовыми актами о труде». Это тем более необходимо, что как уже отмечалось, ч.7 ст.11ТК противоречит по своему содержанию закону «О государственной гражданкой службе РФ»

Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяется на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); работающих по гражданско-правовым договорам; других лиц, если это установлено федеральным законом. (ст.11 ТК). В частности, к таким лицам относятся арбитражные управляющие.

Правоотношения по разрешению трудовых споров.

Носят охранительный характер, так как в их рамках обеспечивается защита нарушенных субъективных прав, индивидуальных и коллективных интересов и принудительная реализация юридических обязанностей. Они являются процессуальными, так как опосредуют порядок реализации связи их участников, процедуру деятельности органов по разрешению спора, поведение спорящих сторон, т.е. процесс разрешения индивидуального или коллективного спора. Субъектами этих правоотношений являются, с одной стороны, юрисдикционные органы, разрешающие трудовые споры (Комиссия по трудовым спорам, суды, примирительная комиссия, служба посредничества, трудовой арбитраж), с другой – каждый участник спора (работник, группа работников, профсоюз, объединение профсоюзов, наниматель, объединение нанимателей и др).

Законодательство о труде — совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений;

Локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;

Трудовой договор — соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату;

стороны трудового договора — наниматель и работник;

Наниматель — юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником;

Уполномоченное должностное лицо нанимателя — руководитель (его заместители) организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), мастер, специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений;

Работник — лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора;

Профессия — род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта;

Квалификация — уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.);

должность — служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

специальность — совокупность приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида трудовой деятельности в рамках данной профессии;

профессиональный союз (профсоюз)— добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов;

В отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь применяются нормы Трудового кодекса.

Трудовой кодекс Республики Беларусь регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с:

1) профессиональной подготовкой работников на производстве;

2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;

3) ведением коллективных переговоров;

4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;

5) обеспечением занятости;

6) контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;

7) государственным социальным страхованием;

8) рассмотрением трудовых споров.

Трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, регулируются законодательством о труде.

Не подпадают под действие Трудового Кодекса Республики Беларусь отношения по поводу осуществления:

1) обязанностей членов наблюдательных и иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если эта деятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений;

2) обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Трудовой Кодекс Республики Беларусь и другие акты законодательства о труде;

3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;

4) трудовые договоры.

Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.

Действие законодательства о труде во времени

Законодательство о труде не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством.

Сроки исчисляются в календарных периодах.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока.

В срок, исчисляемый в календарных неделях, месяцах или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Основные права работников

Работники имеют право на:

1) труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

2) защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку;

3) участие в собраниях;

4) участие в управлении организацией;

5) гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование;

6) ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней и отпуска продолжительностью не ниже установленной;

7) государственное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантии в случае инвалидности и потери работы;

8) невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;

9) судебную и иную защиту трудовых прав.

Основные права нанимателей

Наниматель имеет право:

1) заключать и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом и законодательными актами;

2) вступать в коллективные переговоры и заключать коллективные договоры и соглашения;

3) создавать и вступать в объединения нанимателей;

4) поощрять работников;

5) требовать от работников выполнения условий трудового договора и правил внутреннего трудового распорядка;

6) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;

7) обращаться в суд для защиты своих прав.

Запрещение принудительного труда

Принудительный труд запрещается.

Принудительным трудом считается работа, требуемая от работника под угрозой применения какого-либо насильственного воздействия, в том числе в качестве:

1) средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

2) метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

3) средства поддержания трудовой дисциплины;

4) средства наказания за участие в забастовках.

Не считается принудительным трудом:

1) работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законности при исполнении судебных приговоров;

2) работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской службе либо чрезвычайными обстоятельствами.

Запрещение дискриминации в сфере трудовых отношений

Дискриминация —это ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Читать еще:  Постановление пленума трудовые споры

Дискриминации в сфере трудовых отношений запрещается.

Дискриминационные условия коллективных договоров, соглашений являются недействительными.

Не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:

1) основанные на свойственных данной работе требованиях;

2) обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации.

Отказ отдельным гражданам в заключении трудового договора

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами:

1) направленными на работу органами по труду, занятости и социальной защите:

— с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

— организациями, включенными в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства лиц, обязанных возмещать расходы на содержание их детей;

2) письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения;

3) прибывшими по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования;

4) имеющими право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения;

5) прибывшими на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования;

6) женщинами по мотивам связанным с:

— наличием детей в возрасте до трех лет;

— с наличием у одинокой матери ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида — до восемнадцати лет);

7) военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места.

По требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан известить их о мотивах отказа в письменной форме не позднее трех дней после обращения.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Срок трудового договора

Трудовые договоры могут заключаться на:

1) неопределенный срок;

2) определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор);

3) время выполнения определенной работы (срочный трудовой договор);

4) время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с настоящим Кодексом сохраняется место работы (срочный трудовой договор);

5) время выполнения сезонных работ (срочный трудовой договор).

Срочный трудовой договор – это договор, который заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться без учета требований к срочным трудовым договорам, с лицами, принимаемыми на работу к индивидуальному предпринимателю, в микроорганизацию.

Разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Трудовой договор на время выполнения определенной работы заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно.

Трудовой договор на время выполнения сезонных работ заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным нанеопределенный срок.

Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовые договоры на срок до двух месяцев, установлены главой 23 Трудового Кодекса.

Индивидуальные трудовые споры

Любые отношения могут рано или поздно вызвать определенные разногласия. Не исключением являются и трудовые отношения. Работодатель и его потенциальные, настоящие или бывшие сотрудники имеют различные интересы, а значит, не исключены разногласия относительно применения буквы и духа любых законодательных актов, касающихся их профессиональных отношений.

Рассмотрим признаки индивидуального трудового спора, проблемы, которые входят в его компетенцию, а также пути его разрешения с наименьшими потерями для всех заинтересованных сторон.

Что такое индивидуальный трудовой спор

Далеко не любое столкновение интересов может быть признано индивидуальным трудовым спором. Этот термин имеется в Трудовом Кодексе (ст.381), и границы его четко определены.

Закон обозначает индивидуальный трудовой спор (ИТС) как не нашедший урегулирования конфликт между сторонами, состоящими, состоявшими или намеревающимися состоять в трудовых отношениях, по разногласиям, касающимся использования на практике:

  • законов о труде;
  • различных норм по трудовому праву;
  • трудового договора;
  • доп. соглашения;
  • иных локальных актов.

Статус трудового спора эта ситуация приобретает, только если о ней сообщено в соответствующий орган, занимающийся анализом и регулированием таких проблем. Трудовой Кодекс РФ регламентирует эту процедуру в гл. 60 (ст. 382-397), если налицо все три признака индивидуального спора.

  1. Разногласие не удалось разрешить на месте.
  2. Затронуты вопросы трудового права, зафиксированные в тех или иных документах.
  3. Задействован регулирующий орган (комиссия или суд).

Предметы индивидуального трудового спора

Никогда нельзя с точностью предсказать, относительно какой ситуации работодатель и наемный персонал не смогут найти консенсуса. Чаще всего встречаются ИТС, связанные с:

  • трудовым вознаграждением (оклад, премия, сверхурочные, работа в выходные и праздники и т.п.);
  • временем, проведенным на рабочем месте (ненормированный рабочий день, переработка, неправомерное отстранение от работы и др.);
  • условиями работы (изначально не устраивающими сотрудника или изменившимися в процессе сотрудничества);
  • ущербом, вольно или невольно причиненным работником;
  • мерами дисциплинарного или административного воздействия, примененными к сотруднику;
  • проблемным трудоустройством (отказ принять на работу, увольнение не по закону);
  • вопросами квалификации (несогласие работника с результатами и/или процедурой прохождения аттестации, требование самостоятельно оплатить курсы повышения квалификации, неправомерный испытательный срок и т.п.);
  • любыми другими действиями представителя персонала и работодателя, которые противоположная сторона считает неправомерными.

Виды разбирательств по ИТС

Причина конфликта и его характер диктуют выбор юрисдикционного органа, способного разрешить возникший ИТС. Возможные варианты обращений:

  • вышестоящая инстанция – если она правомочна давать указания работодателю как стороне ИТС либо отменять его решения;
  • комиссия по трудовым спорам (КТС) – помогает достичь взаимопонимания между работодателем и персоналом в отдельных вопросах;
  • суд – последняя инстанция, призванная для разрешения любых споров.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Орган, имеющий право рассматривать конфликт и орган, способный привести к его завершению, далеко не всегда совпадают. Например, восстановление после незаконного увольнения правомерно рассматривать как в административном порядке (трудовой инспекцией), так и в суде. В первом случае конфликт может оказаться исчерпанным, не достигнув статуса ИТС.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия для разрешения индивидуальных трудовых споров создается в соответствии со ст. 384 ТК РФ.

Если в организации такой комиссии нет, она может быть создана в десятидневный срок после конфликта «с подачи» как сотрудника, так и начальства. Чтобы ее создать, должно пройти общее собрание коллектива, на котором будут утверждены делегаты от персонала. Свежесозданная КТС должна содержать одинаковое число представителей персонала и работодателя. Со стороны работодателя члены комиссии назначаются руководством.

Порядок обращения

Если работник обнаружил, что его права были нарушены, и не смог урегулировать данный вопрос сразу, у него есть три месяца для заявления в КТС. Он подает в данный орган бумагу, где излагает суть возникших противоречий и свои аргументы. Факт обращения регистрируется в КТС.

ВАЖНО! Если трехмесячный период, отведенный для жалобы, пропущен, КТС вправе, рассмотрев уважительность причин, продлить возможность подачи заявления.

Комиссия не позже 10 дней с момента получения обращения должна его рассмотреть и сделать определенные выводы. Для этого должно состояться одно или несколько заседаний КТС, считающихся действительными, если кворум составил не менее половины всех ее членов, представляющих каждую сторону. Желательно присутствие самого заявителя, но это его право, а не обязанность. Комиссия может воспользоваться правом приглашения на свое заседание любых лиц, могущих прояснить ситуацию: свидетелей, экспертов, специалистов, а также требовать предоставления нужных документов.

Вынесение решения

Всесторонне проанализировав ситуацию индивидуального трудового спора, комиссия должна сделать выводы и дать указания, направленные на разрешение конфликтной ситуации. Для этого проводится тайное голосование и подсчет голосов: важно абсолютное большинство.

Вынесенное решение оформляется письменно и состоит из 2 частей: мотивировочной – объяснительной и результативной – указаний к исполнению. В тексте принятого решения обязательны следующие компоненты:

  • реквизиты организации, название структурного подразделения, ФИО руководителя;
  • данные пожаловавшегося сотрудника (ФИО, специальность, должность);
  • перечень лиц, принимавших участие в заседании КТС (имена и должности);
  • дата подачи обращения;
  • дата заседания комиссии по данному вопросу;
  • суть проблемы;
  • принятое решение с обязательным законодательным обоснованием;
  • результаты тайного голосования.

Бумага подписывается и заверяется печатью организации или собственным штампом КТС.

Текст решения выдается обеим сторонам не позже, чем через 3 дня после его утверждения. После его выдачи у сотрудника есть декада на возможное обжалование результатов (через суд), такое же право есть у работодателя.

Исполнение решения

После того, как истекут выделенные для возможного судебного обжалования 10 дней, решение необходимо претворять в жизнь. Для этого отводится трое суток.

Если в трехдневный период сотрудник или его оппонент не счел нужным выполнять установленные предписания КТС, комиссией оформляется и выдается заинтересованной стороне специальное удостоверение – исполнительный документ, дающий право просить об услугах судебного пристава, чтобы указания были выполнены принудительно.

Разрешение индивидуального трудового спора в судебном порядке

Как правильно выбрать орган для разрешения возникшей проблемы? Есть ряд вопросов, в которых КТС вряд ли сможет помочь. Закон (ст. 391 ТК РФ) утверждает некоторые ситуации ИТС, которые следует рассматривать исключительно в судебном порядке:

  • незаконное прекращение трудовых отношений (вопросы восстановления);
  • формулировки основания для увольнения, установление актуальной даты;
  • проблемы с переводом на другую службу;
  • спорные случаи, касающиеся оплаты труда (например, за индуцированный прогул);
  • бездействие или юридически не обоснованное поведение работодателя по поводу к охраны персональных данных персонала;
  • неправомочное непринятие на работу;
  • различные формы дискриминации.

Работодатель тоже вправе попросить помощи суда, но перечень претензий у него гораздо меньший:

  • компенсация материальных убытков, причиненных по вине сотрудника;
  • другие случаи, предусмотренные ФЗ.

К судебной юрисдикции, исключающей воздействие КТС, также относятся трудовые споры, если:

  • сотрудник трудится на физлицо, которое не оформило статус индивидуального предпринимателя;
  • работодателем выступает религиозная организация.

ВНИМАНИЕ! Во всех других ситуациях судебная инстанция как орган разрешения ИТС будет целесообразным только в порядке обжалования решения, вынесенного комиссией по трудовым спорам.

Источники:

http://studopedia.ru/8_82969_otnosheniya-po-razresheniyu-trudovih-sporov.html
http://isfic.info/trudpr/trupra73.htm
http://hr-portal.ru/article/otnosheniya-po-razresheniyu-individualnyh-trudovyh-sporov
http://zdamsam.ru/a67708.html
http://megaobuchalka.ru/12/32470.html
http://assistentus.ru/sotrudniki/individualnye-trudovye-spory/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector