Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров только
Отношения по разрешению трудовых споров
Как правило, эти отношения приходят на смену трудовым. Во многих случаях они предусматривают досудебный порядок рассмотрения споров; определяют механизм исполнения решения комиссий по трудовым спорам, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда. В отличие от иных общественных отношений, составляющих предмет трудового права России, эти отношения носят процессуальный характер, ибо они касаются не материальной стороны спора, а процедуры его разрешения.
Таким образом, предметом трудового права России являются: 1) трудовые отношения работника с работодателем и 2) иные непосредственно связанные с трудовыми, производные от них отношения.
Метод трудового права
Предмет трудового права, как было сказано выше, отвечает на вопрос- что, а именно: какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется регулирование.
Слайд 13.
Метод трудового права — это специфический комплекс следующих шести способов правового регулирования труда:
Й способ. Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда.
Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом.
Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притязаний со стороны работодателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей.
В централизованном порядке фиксируется минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников.
Чаще всего централизованное регулирование является государственным (законодательным), хотя может быть использовано и договорное регулирование (например, совместные решения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).
Например, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:
· величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации. При этом минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека;
· величина минимального размера оклада работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации;
· меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
· ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
· государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда и т.д.
Принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда, продолжительности рабочего времени работников, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Конкретизация общих норм трудового законодательства, принимаемых в рамках централизованного регулирования, применительно к особенностям отдельных организаций осуществляется с помощью локального регулирования трудовых отношений.
Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
В ст. 1 ТК РФ отношения по разрешению трудовых споров включены в предмет трудового права. Данные отношения также бывают двух видов. Во-первых, возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. Во-вторых, возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Названные отношения возникают между различными субъектами, они имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения. Поэтому в настоящем параграфе будут отдельно рассмотрены отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров.
Субъектами отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются работник, профсоюз, представляющий интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодатель, объединение работодателей, наделенное полномочием представлять конкретного работодателя, органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС), мировые судьи, федеральные районные (городские) судьи.
Основаниями возникновения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются обращения работника, профсоюза, представляющего интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодателя, объединения работодателей, имеющего полномочия по защите прав конкретных работодателей, в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье.
Праву работника, профсоюза, работодателя, объединения работодателей обратиться в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье корреспондирует обязанность КТС, мирового судьи, федерального районного (городского) судьи принять такое обращение и рассмотреть его по действующим процессуальным правилам с применением норм трудового законодательства. При исполнении данной обязанности органы по разрешению индивидуальных трудовых споров вправе использовать полномочия по устранению нарушений трудовых прав. Использование этих полномочий приводит к возникновению у субъектов рассматриваемых отношений обязанности по устранению нарушений трудового законодательства с корреспондирующим ей правом участника индивидуального трудового спора по восстановлению принадлежащего ему права.
Основаниями изменения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются изменение содержания обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров, частичное признание заявленных в этих органах требований и заключение соответствующего соглашения об этом между участниками индивидуального трудового спора, соединение или разъединение судом, КТС заявленных перечисленными субъектами требований.
Основаниями прекращения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются отказ субъекта, инициировавшего данный спор, от заявленных в органах по его разрешению требований, заключение мирового соглашения между участниками индивидуального трудового спора, вступление в законную силу решения органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Попутно следует заметить, что вынесение решения полномочным органом по индивидуальному трудовому спору имеет смысл только в том случае, если такое решение будет исполнено. Ведь в подобной ситуации заявленное в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров требование и после его признания законным и обоснованным вступившим в законную силу решением может остаться без удовлетворения. В связи с чем при удовлетворении органом по разрешению индивидуальных трудовых споров заявленного требования окончанием возникших отношений необходимо считать реальное восстановление нарушенного права. Само по себе решение полномочного органа не является восстановлением нарушенного права. Поэтому при вынесении положительного решения соответствующим органом прекращением отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров следует признать реальное восстановление нарушенного права на основании вынесенного по данному спору решения.
Как правило, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров являются сопутствующими применительно к трудовым. Восстановление нарушенного права работника или работодателя, состоящих в трудовых отношениях, означает, что отношение по разрешению индивидуального трудового спора существовало параллельно с трудовым, то есть сопутствовало указанному отношению. Однако индивидуальные трудовые споры могут быть возбуждены и после увольнения работника с работы. После прекращения трудовых отношений гражданин может потребовать изменения формулировки увольнения, оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возмещения ущерба. Работодатель также может потребовать от уволенного гражданина возмещения причиненного по его вине материального ущерба. В перечисленных случаях возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров, которые вытекают из трудовых. Данные отношения возникают после прекращения трудовых, то есть они не сопутствуют трудовым отношениям. Однако без трудовых данные отношения не могли возникнуть, поскольку и в этом случае предметом спора являются действительные или мнимые нарушения прав в процессе трудовой деятельности, то есть при осуществлении трудовых отношений. Поэтому такие отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров вытекают из трудовых, возникая в связи с этими отношениями, но после их прекращения.
Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.
Отношения по разрешению трудовых споров.
Эти отношения не делятся на два вида: отношения по разрешению индивидуального трудового спора, участниками которых могут выступать работник, работодатель, комиссия по трудовым спорам, суд (федеральный судья), вышестоящий орган (в установленных законом случаях) и отношения по разрешению коллективных трудовых споров, в которых участвуют работодатель (работодатели, представители работодателей), представители работников, служба по урегулированию коллективных трудовых споров, созданные сторонами примирительные органы. Это один из видов коллективных трудовых отношений. Отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от того, по какому поводу возникли разногласия. Основанием возникновения правоотношения по рассмотрению индивидуального трудового спора, служит обращение одной из сторон трудового отношения в орган по рассмотрению трудовых споров (комиссию по трудовым спорам, в суд). Прекращение отношения происходит в результате решения (определения) соответствующего органа.
Отношения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров могут быть разделены на процедурные, возникающие при рассмотрении спора в комиссии по трудовым спорам, и процессуальные, возникающие при рассмотрении спора в суде.[16]
Отношения по обязательному социальному страхованию, указанные в ст.1ТК, хотя и тесно связаны с трудовыми отношениями, регулирует самостоятельная отрасль права – право социального обеспечения.
Таким образом, предметом трудового права являются трудовые отношения работников, основанные на трудовом договоре и связанные с ними отношения: по трудоустройству и по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя; социально – партнёрские; контрольно- надзорные; по разрешению трудовых споров. Такую формулировку следовало бы предусмотреть в ст.1 ТК
1.2 Сфера действия норм трудового права
Действие норм трудового права по кругу лиц. Сфера действия норм трудового права включает не только правовое регулирование отношений, составляющих его предмет, но и регулирование нормами трудового права отношений, связанных с использованием личного труда иной отраслевой принадлежности, если это предусмотрено ТК или иным федеральным законом (ч.2 ст.11ТК).
В частности, в ст. 73 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [17](ред. от 21.11.2011) предусмотрено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом. Так, например, Минздравсоцразвития в письме от 20 апреля 2009 г. N 3830-17 , отметив, что вопросы совмещения должностей государственной гражданской службы Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” не урегулированы и со ссылкой на указанную 73 статью сообщило, что в случаях совмещения должностей государственной гражданской службы в государственном органе применяются нормы статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации. Этот закон не содержит ссылок на трудовое законодательство и, по сути легализовал включение трудовых (служебных) отношений государственных служащих в предмет административного права. Нормы трудового законодательства могут применяться к этим отношениям только субсидиарно, при наличии пробелов в данном законе. Но в ч.7 ст.11 ТК РФ в противоречии с содержанием данного закона сказано, что на государственных гражданских и муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Верно замечание, что законодателю необходимо разрешить эту межотраслевую коллизию[18].
Напротив, в ст. 3 закона от 2 марта 2007г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»[19] предусмотрено, что на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Такие особенности, например, выражаются в дополнительных основаниях увольнения муниципального служащего, помимо тех, что предусмотрены в ТК В то же время в данном законе подавляющее большинство норм носит административно – правовой характер и использование некоторых норм трудового права сути не меняет. В науке трудового права отраслевая принадлежность труда муниципальных служащих остаётся спорной. Мы полагаем, что отношения муниципальных служащих фактически регулируются, хотя в меньшей степени, чем гражданская государственная служба, нормами административного права и дополнительно нормами трудового права.
В той или иной степени трудовое законодательство применяется и к сотрудникам правоохранительных органов, занятых особыми видами государственной службы. Так, ст. 43 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»[20](ред. от 3.12.2012г.) предусмотрено. что помимо оснований, предусмотренных законодательством Р. Ф о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя организации или учреждения прокуратуры в случаях: достижения предельного возраста, прекращения гражданства, нарушения присяги и в других случаях.
Законом «О полиции» от 7 февраля 2011г.[21] предусмотрено. что действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и данным законом. (ст.34).В частности. п.4 ст.33 этого закона установлено, что за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Других ссылок на трудовое законодательство в этом законе нет. Но ст.24 закона “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011г.[22]. установлено, что при поступлении на службу в органы внутренних дел предусмотрен испытательный срок в качестве стажёра, в период которого на него распространяется действие трудового законодательства на основе срочного трудового договора, заключённого с ним. При совмещении выходных и нерабочих праздничных дней выходной день переносится в порядке, определённом трудовым законодательством (8 ст. 53). В соответствии с п.8 ст.56 указанного закона сотруднику органов внутренних дел женского пола, а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, попечителем) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. Статьёй. 63 (п.п. 2,3) этого закона на сотрудников органов внутренних дел распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством. Это отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком, в связи с обучением, а также иные отпуска, предусмотренные законом. Все эти нормы трудового законодательства гарантийного характера, за исключением нормы о стажёре, как не относящейся к трудовому законодательству и не предусмотренной в законе «О полиции», в соответствии с упомянутой ст. 34 закона «О полиции» и вышеуказанными статьями закона «О службе в органах внутренних дел РФ…» должны распространяться на сотрудников полиции.
Закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[23] предусматривает, что продолжительность служебного времени сотрудников таможенных органов определяется на основе продолжительности еженедельного рабочего времени, установленного законодательством РФ о труде. В необходимых случаях сотрудники таможенных органов могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. В этих случаях им предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха в порядке, установленном законодательством о труде РФ.
Таким образом, на сотрудников таможенных органов, несущих службу, трудовое законодательство распространяется только в указанных случаях, т.е. имеет место субсидиарное применение норм трудового права. А на работников вспомогательных служб, работающих на основе трудового договора, трудовое законодательство распространяется полностью с применением к ним дополнительно норм о социальных и медицинских гарантиях, предусмотренных законом о таможенной службе.
В ст. 22 Федерального закона от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»[24] предусмотрено, что действие законодательства о труде распространяется на судей в части, не урегулированной данным законом. Это касается, например, выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате судей в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах»[25] членам кооператива – беременным женщинам и гражданам, имеющим детей, предоставляются отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком, а также льготы, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации. Для членов кооператива в возрасте до 18 лет, принимающих личное трудовое участие в его работе, устанавливаются сокращенный рабочий день и другие льготы, предусмотренные законодательством о труде Российской Федерации. В соответствии со ст. 20 данного закона продолжительность отпусков должна быть не менее установленной законодательством о труде Российской Федерации, а меры по обеспечению охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии должны осуществляться в кооперативе в соответствии с положениями и нормами, установленными для государственных унитарных предприятий.
В ст. 40 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»[26] предусмотрено, что для членов кооператива не допускается установление условий ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации (минимальный размер оплаты труда, продолжительность отпуска и др.).
Трудовые отношения лиц, отбывающих уголовное наказание, не основаны на трудовом договоре и нормы трудового законодательства применяются к ним только в случаях и в пределах, предусмотренных уголовно – исполнительным законодательством. В частности, это касается рабочего времени, времени отдыха, охраны труда, материальной ответственности и др. (см. ст.ст.40,104,105 УИК РФ). Поэтому и в данном случае трудовые отношения осужденных регулируются уголовно-исполнительным правом и в пределах, им определённых, нормами трудового права.
Таким образом, во всех указанных случаях трудовая деятельность государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, членов производственных и сельскохозяйственных кооперативов, осуждённых регулируются специальными законами, соответственно административно- правовой и гражданско-правовой, уголовно – исполнительной отраслевой принадлежности и только в пределах, ими предусмотренных, трудовым законодательством. Во всех указанных случаях имеет место субсидиарное применение норм трудового законодательства. Эти отношения, за исключением отношений, связанных с трудом муниципальных служащих, отраслевая принадлежность которых в науке трудового и административного права является спорной, не входят в предмет трудового права, но находятся в сфере действия его норм.
В соответствии со ст.349 ТК на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, Для этих работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. В данном случае, как и для наёмных работников таможенных органов, но в большем объёме с учётом тяжёлых условий труда предоставляются дополнительные льготы в основном в оплате труда, предусмотренные специальными нормативными правовыми актами. Особенности регулирования труда лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу, предусмотрены федеральным законом от 21 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе»[27]
Таким образом, работа по трудовому договору в воинских организациях, в таможенных органах, и др., а также в форме альтернативной гражданской службы регулируется трудовым законодательством с учётом особенностей установленных специальным законодательством. В данных случаях имеет место субсидиарное применение специального законодательства. Эти отношения входят в предмет трудового права.
С учётом изложенного, представляется необходимым дополнить ч.2 ст. 11 ТК абзацем следующего содержания: «Особенности регулирования труда государственных и муниципальных служащих, сотрудников иных государственных органов, членов сельскохозяйственных и производственных кооперативов, и других лиц устанавливаются федеральными законами и в пределах, ими предусмотренных, Трудовым кодексом и иными нормативно – правовыми актами о труде». Это тем более необходимо, что как уже отмечалось, ч.7 ст.11ТК противоречит по своему содержанию закону «О государственной гражданкой службе РФ»
Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяется на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей): военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); работающих по гражданско-правовым договорам; других лиц, если это установлено федеральным законом. (ст.11 ТК). В частности, к таким лицам относятся арбитражные управляющие.
Трудовое право
Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
В ст. 1 ТК РФ отношения по разрешению трудовых споров включены в предмет трудового права. Данные отношения также бывают двух видов. Во-первых, возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. Во-вторых, возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Названные отношения возникают между различными субъектами, они имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения. Поэтому в настоящем параграфе будут отдельно рассмотрены отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров.
Субъектами отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются работник, профсоюз, представляющий интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодатель, объединение работодателей, наделенное полномочием представлять конкретного работодателя, органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам (КТС), мировые судьи, федеральные районные (городские) судьи.
Основаниями возникновения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются обращения работника, профсоюза, представляющего интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодателя, объединения работодателей, имеющего полномочия по защите прав конкретных работодателей, в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье.
Праву работника, профсоюза, работодателя, объединения работодателей обратиться в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье корреспондирует обязанность КТС, мирового судьи, федерального районного (городского) судьи принять такое обращение и рассмотреть его по действующим процессуальным правилам с применением норм трудового законодательства. При исполнении данной обязанности органы по разрешению индивидуальных трудовых споров вправе использовать полномочия по устранению нарушений трудовых прав.
Использование этих полномочий приводит к возникновению у субъектов рассматриваемых отношений обязанности по устранению нарушений трудового законодательства с корреспондирующей ей правом участника индивидуального трудового спора по восстановлению принадлежащего ему права.
Основаниями изменения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются изменение содержания обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров, частичное признание заявленных в этих органах требований и заключение соответствующего соглашения об этом между участниками индивидуального трудового спора, соединение или разъединение судом, КТС заявленных перечисленными субъектами требований.
Основаниями прекращения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются отказ субъекта, инициировавшего данный спор, от заявленных в органах по его разрешению требований, заключение мирового соглашения между участниками индивидуального трудового спора, вступление в законную силу решения органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Попутно следует заметить, что вынесение решения полномочным органом по индивидуальному трудовому спору имеет смысл только в том случае, если такое решение будет исполнено. Ведь в подобной ситуации заявленное в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров требование и после его признания законным и обоснованным вступившим в законную силу решением может остаться без удовлетворения.
В связи с чем при удовлетворении органом по разрешению индивидуальных трудовых споров заявленного требования окончанием возникших отношений необходимо считать реальное восстановление нарушенного права. Само по себе решение полномочного органа не является восстановлением нарушенного права.
Поэтому при вынесении положительного решения соответствующим органом прекращением отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров следует признать реальное восстановление нарушенного права на основании вынесенного по данному спору решения.
Как правило, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров являются сопутствующими применительно к трудовым. Восстановление нарушенного права работника или работодателя, состоящих в трудовых отношениях, означает, что отношение по разрешению индивидуального трудового спора существовало параллельно с трудовым, то есть сопутствовало указанному отношению.
Однако индивидуальные трудовые споры могут быть возбуждены и после увольнения работника с работы. После прекращения трудовых отношений гражданин может потребовать изменения формулировки увольнения, оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возмещения ущерба.
Работодатель также может потребовать от уволенного гражданина возмещения причиненного по его вине материального ущерба. В перечисленных случаях возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров, которые вытекают из трудовых. Данные отношения возникают после прекращения трудовых, то есть они не сопутствуют трудовым отношениям.
Однако без трудовых данные отношения не могли возникнуть, поскольку и в этом случае предметом спора являются действительные или мнимые нарушения прав в процессе трудовой деятельности, то есть при осуществлении трудовых отношений. Поэтому такие отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров вытекают из трудовых, возникая в связи с этими отношениями, но после их прекращения.
§ 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
профсоюза работодатель рассматривает в установленном законодательством порядке. Причем профсоюз вправе требовать участия своего представителя при разрешении работодателем поступивших от профсоюза представлений.
Основаниями прекращения отношений по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав являются отказ профсоюза от внесенного работодателю представления, заключение соглашения с полномочным представителем работодателя об удовлетворении представления профсоюза, а также сообщение полномочным представителем работодателя решения по поводу предъявленного профсоюзом представления.
Таким образом, в отношениях по надзору за соблюдением трудовых прав полномочные государственные органы, а также профсоюзы реализуют свои полномочия по устранению нарушений трудового законодательства. По общему правилу устранение нарушений трудовых прав возможно по отношению к работникам, состоящим в трудовых отношениях с работодателями. Поэтому и отношения по надзору за соблюдением норм трудового права также признаются сопутствующими трудовым.
§ 12. ОТНОШЕНИЯ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
В ст. 1 ТК РФ отношения по разрешению трудовых споров включены в предмет трудового права. Данные отношения также бывают двух видов. Во-первых, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров. Во-вторых, отношения по урегулированию коллективных трудовых споров. Названные отношения возникают между различными субъектами, они имеют различные основания возникновения, изменения и прекращения.
Субъектами отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются работник, профсоюз, представляющий интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодатель, объединение работодателей, наделенное полномочием представлять конкретного работодателя, органы по разрешению индивидуальных трудовых споров: КТС, мировые судьи, федеральные районные (городские) судьи.
Основаниями возникновения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются обращения работника, профсоюза, представляющего интересы конкретного работника или неопределенного круга лиц, работодателя, объединения работодателей, имеющего полномочия по защите прав конкретных работодателей, в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье. Праву работника, профсоюза, работодателя, объединения работодателей обратиться в КТС, к мировому судье, федеральному районному (городскому) судье корреспондирует обязанность КТС, мирового судьи, федерального районного (городского) судьи принять такое обращение и рассмотреть его по действующим процессуальным правилам с применением норм трудового законодательства. При исполнении данной обязанности органы по разрешению индивидуальных трудовых споров вправе использовать полномочия по устранению нарушений трудовых прав. Использование этих полномочий приводит к возникновению у субъектов
Глава 6. Трудовые отношения
рассматриваемых отношений обязанности по устранению нарушений трудового законодательства с корреспондирующим ей правом участника индивидуального трудового спора по восстановлению принадлежащего ему права.
Основаниями изменения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются изменение содержания обращения в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров, частичное признание заявленных в этих органах требований и заключение соответствующего соглашения об этом между участниками индивидуального трудового спора, соединение или разъединение судом, КТС заявленных перечисленными субъектами требований.
Основаниями прекращения отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров являются отказ субъекта, инициировавшего данный спор, от заявленных в органах по его разрешению требований, заключение мирового соглашения между участниками индивидуального трудового спора, вступление в законную силу решения органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Попутно следует заметить, что вынесение решения полномочным органом по индивидуальному трудовому спору имеет смысл только в том случае, если такое решение будет исполнено. Ведь в подобной ситуации заявленное в органах по разрешению индивидуальных трудовых споров требование и после его признания законным и обоснованным вступившим в законную силу решением может остаться без удовлетворения. В связи с чем при удовлетворении органом по разрешению индивидуальных трудовых споров заявленного требования окончанием возникших отношений необходимо считать реальное восстановление нарушенного права. Само по себе решение полномочного органа не является восстановлением нарушенного права. Поэтому при вынесении положительного решения соответствующим органом прекращением отношений по разрешению индивидуальных трудовых споров следует признать реальное восстановление нарушенного права на основании вынесенного по данному спору решения.
Как правило, отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров являются сопутствующими применительно к трудовым. Восстановление нарушенного права работника или работодателя, состоящих в трудовых отношениях, означает, что отношение по разрешению индивидуального трудового спора существовало параллельно с трудовым, то есть сопутствовало указанному отношению. Однако индивидуальные трудовые споры могут быть возбуждены и после увольнения работника с работы. После прекращения трудовых отношений гражданин может потребовать изменения формулировки увольнения, оплаты времени вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возмещения ущерба. Работодатель также может потребовать от уволенного гражданина возмещения причиненного по его вине материального ущерба. В перечисленных случаях возникают отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров, которые вытекают из трудовых. Данные отношения возникают после прекращения трудовых, то есть они не сопутствуют трудовым отношениям. Однако без трудовых данные отношения не могли возникнуть, поскольку и в этом случае предметом спора являются действительные или мнимые нарушения прав в процессе трудовой деятельности, то есть при осуществлении трудовых отношений. Поэтому такие отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров вытекают из трудовых, возникая в связи с этими отношениями, но после их прекращения.
§ 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
§ 13. ОТНОШЕНИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров имеют самостоятельную правовую регламентацию, они возникают между наделенными соответствующими полномочиями субъектами, имеют самостоятельные основания возникновения, изменения и прекращения.
Субъектами отношений по урегулированию коллективных трудовых споров выступают работники и (или) их представители, наделенные полномочиями собранием или конференцией работников организации, а также филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, работодатель, объединения работодателей, которым направлены утвержденные в соответствии с действующим законодательством требования работников, Роструд, органы и лица, привлекаемые к урегулированию коллективного трудового спора, к числу которых относятся: примирительная комиссия, трудовой арбитраж, посредник. Основаниями возникновения отношений по урегулированию коллективного трудового спора являются принятие коллективных требований работников в установленном законодательством порядке, передача этих требований полномочному представителю работодателя, сообщение работникам решения полномочного представителя работодателя об отклонении всех или части заявленных требований. Таким образом, возникновение отношений по урегулированию коллективных трудовых споров проходит в несколько этапов. Вопервых, на собрании или конференции формируются коллективные требования работников. Во-вторых, сформированные в соответствии с действующим законодательством требования передаются на рассмотрение полномочного представителя работодателя. В-третьих, указанные требования в течение трех рабочих дней должны быть рассмотрены работодателем. В-четвертых, для возникновения коллективного трудового спора необходимо получение решения работодателя о полном или частичном отказе в удовлетворении заявленных работниками требований либо истечение срока, предусмотренного в ст. 400 ТК РФ для рассмотрения работодателем коллективных требований работников. Возникают отношения по урегулированию коллективных трудовых споров только после прохождения последнего этапа, связанного с сообщением отрицательного решения работодателя либо с истечением установленного указанной статьей срока.
После возникновения отношений по урегулированию коллективного трудового спора у его сторон возникает обязанность по участию в создании органов для урегулирования разногласий, а также по участию в примирительных процедурах, заключающихся в рассмотрении разногласий сформированными органами и привлеченными лицами, в частности, примирительной комиссией, трудовым арбитражем и (или) посредником. Стороны коллективного трудового спора вправе требовать от Роструда и соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ содействия в определенных законодательством формах с целью урегулирования коллективного трудового спора.
Основаниями изменения отношений по урегулированию коллективных трудовых споров являются частичный отказ работников от заявленных требований, соглашение об удовлетворении работодателем части заявленных работниками требований и продолжении коллективного трудового спора по другим требованиям.
Глава 6. Трудовые отношения
Основаниями прекращения отношений по урегулированию коллективных трудовых споров являются отказ работников от заявленных требований, вынесение решения примирительной комиссией по заявленным в ходе коллективного трудового спора требованиям, заключение соглашения между полномочными представителями работников и работодателей об урегулировании разногласий, ставших предметом коллективного трудового спора.
Нельзя не заметить, что проведение забастовки, как крайней меры по урегулированию коллективного трудового спора, признание забастовки незаконной судом не отнесены законодательством к числу оснований прекращения отношений по урегулированию коллективного трудового спора. Следовательно, после проведения забастовки, признания ее незаконной отношения по урегулированию коллективного трудового спора продолжаются. Поэтому стороны и в этом случае обязаны продолжить процедуры по урегулированию коллективного трудового спора.
Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров также сопутствуют трудовым, они возникают в связи с необходимостью защиты трудовых прав работников, являющихся субъектами трудовых отношений. Увольнение конкретных работников не влияет на судьбу отношений по урегулированию коллективных трудовых споров, поскольку эти отношения возникают и существуют для защиты коллективных прав работников. Данные отношения могут возникать, например, с целью изменения нормативных актов организации. В подобной ситуации речь идет о защите прав неопределенного круга работников. Однако защита неопределенного круга работников также свидетельствует о том, что отношения по урегулированию коллективных трудовых споров сопутствуют трудовым отношениям.
§ 14. ОТНОШЕНИЯ ПО САМОЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ
Данные отношения в ст. ТК РФ не выделены в самостоятельную группу. Хотя в ст. 21 ТК РФ каждому работнику гарантируется право на защиту принадлежащих ему прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. В ст. 379, 380 ТК РФ работнику предоставлена возможность осуществления самозащиты трудовых прав. Возникающие при осуществлении самозащиты трудовых прав отношения не могут быть включены ни в один из видов отношений, которые перечислены в ст. 1 ТК РФ. Отношения по самозащите трудовых прав имеют самостоятельные основания для возникновения, изменения и прекращения. Содержание этих отношений также отличается от содержания отношений, перечисленных в ст. 1 ТК РФ.
Субъектами отношений по самозащите трудовых прав являются работник и работодатель, состоящие в трудовых отношениях. Праву работника на осуществление самозащиты трудовых прав корреспондирует обязанность работодателя не препятствовать законным действиям работника по самозащите трудовых прав. Причем законность действий работника по самозащите трудовых прав презюмируется. Законодательство не предоставляет работодателю права оценить действия работника по самозащите своих прав как не соответствующие законодательству. Такую
§ 14. Отношения по самозащите трудовых прав
Индивидуальные трудовые споры
Любые отношения могут рано или поздно вызвать определенные разногласия. Не исключением являются и трудовые отношения. Работодатель и его потенциальные, настоящие или бывшие сотрудники имеют различные интересы, а значит, не исключены разногласия относительно применения буквы и духа любых законодательных актов, касающихся их профессиональных отношений.
Рассмотрим признаки индивидуального трудового спора, проблемы, которые входят в его компетенцию, а также пути его разрешения с наименьшими потерями для всех заинтересованных сторон.
Что такое индивидуальный трудовой спор
Далеко не любое столкновение интересов может быть признано индивидуальным трудовым спором. Этот термин имеется в Трудовом Кодексе (ст.381), и границы его четко определены.
Закон обозначает индивидуальный трудовой спор (ИТС) как не нашедший урегулирования конфликт между сторонами, состоящими, состоявшими или намеревающимися состоять в трудовых отношениях, по разногласиям, касающимся использования на практике:
- законов о труде;
- различных норм по трудовому праву;
- трудового договора;
- доп. соглашения;
- иных локальных актов.
Статус трудового спора эта ситуация приобретает, только если о ней сообщено в соответствующий орган, занимающийся анализом и регулированием таких проблем. Трудовой Кодекс РФ регламентирует эту процедуру в гл. 60 (ст. 382-397), если налицо все три признака индивидуального спора.
- Разногласие не удалось разрешить на месте.
- Затронуты вопросы трудового права, зафиксированные в тех или иных документах.
- Задействован регулирующий орган (комиссия или суд).
Предметы индивидуального трудового спора
Никогда нельзя с точностью предсказать, относительно какой ситуации работодатель и наемный персонал не смогут найти консенсуса. Чаще всего встречаются ИТС, связанные с:
- трудовым вознаграждением (оклад, премия, сверхурочные, работа в выходные и праздники и т.п.);
- временем, проведенным на рабочем месте (ненормированный рабочий день, переработка, неправомерное отстранение от работы и др.);
- условиями работы (изначально не устраивающими сотрудника или изменившимися в процессе сотрудничества);
- ущербом, вольно или невольно причиненным работником;
- мерами дисциплинарного или административного воздействия, примененными к сотруднику;
- проблемным трудоустройством (отказ принять на работу, увольнение не по закону);
- вопросами квалификации (несогласие работника с результатами и/или процедурой прохождения аттестации, требование самостоятельно оплатить курсы повышения квалификации, неправомерный испытательный срок и т.п.);
- любыми другими действиями представителя персонала и работодателя, которые противоположная сторона считает неправомерными.
Виды разбирательств по ИТС
Причина конфликта и его характер диктуют выбор юрисдикционного органа, способного разрешить возникший ИТС. Возможные варианты обращений:
- вышестоящая инстанция – если она правомочна давать указания работодателю как стороне ИТС либо отменять его решения;
- комиссия по трудовым спорам (КТС) – помогает достичь взаимопонимания между работодателем и персоналом в отдельных вопросах;
- суд – последняя инстанция, призванная для разрешения любых споров.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Орган, имеющий право рассматривать конфликт и орган, способный привести к его завершению, далеко не всегда совпадают. Например, восстановление после незаконного увольнения правомерно рассматривать как в административном порядке (трудовой инспекцией), так и в суде. В первом случае конфликт может оказаться исчерпанным, не достигнув статуса ИТС.
Комиссия по трудовым спорам
Комиссия для разрешения индивидуальных трудовых споров создается в соответствии со ст. 384 ТК РФ.
Если в организации такой комиссии нет, она может быть создана в десятидневный срок после конфликта «с подачи» как сотрудника, так и начальства. Чтобы ее создать, должно пройти общее собрание коллектива, на котором будут утверждены делегаты от персонала. Свежесозданная КТС должна содержать одинаковое число представителей персонала и работодателя. Со стороны работодателя члены комиссии назначаются руководством.
Порядок обращения
Если работник обнаружил, что его права были нарушены, и не смог урегулировать данный вопрос сразу, у него есть три месяца для заявления в КТС. Он подает в данный орган бумагу, где излагает суть возникших противоречий и свои аргументы. Факт обращения регистрируется в КТС.
ВАЖНО! Если трехмесячный период, отведенный для жалобы, пропущен, КТС вправе, рассмотрев уважительность причин, продлить возможность подачи заявления.
Комиссия не позже 10 дней с момента получения обращения должна его рассмотреть и сделать определенные выводы. Для этого должно состояться одно или несколько заседаний КТС, считающихся действительными, если кворум составил не менее половины всех ее членов, представляющих каждую сторону. Желательно присутствие самого заявителя, но это его право, а не обязанность. Комиссия может воспользоваться правом приглашения на свое заседание любых лиц, могущих прояснить ситуацию: свидетелей, экспертов, специалистов, а также требовать предоставления нужных документов.
Вынесение решения
Всесторонне проанализировав ситуацию индивидуального трудового спора, комиссия должна сделать выводы и дать указания, направленные на разрешение конфликтной ситуации. Для этого проводится тайное голосование и подсчет голосов: важно абсолютное большинство.
Вынесенное решение оформляется письменно и состоит из 2 частей: мотивировочной – объяснительной и результативной – указаний к исполнению. В тексте принятого решения обязательны следующие компоненты:
- реквизиты организации, название структурного подразделения, ФИО руководителя;
- данные пожаловавшегося сотрудника (ФИО, специальность, должность);
- перечень лиц, принимавших участие в заседании КТС (имена и должности);
- дата подачи обращения;
- дата заседания комиссии по данному вопросу;
- суть проблемы;
- принятое решение с обязательным законодательным обоснованием;
- результаты тайного голосования.
Бумага подписывается и заверяется печатью организации или собственным штампом КТС.
Текст решения выдается обеим сторонам не позже, чем через 3 дня после его утверждения. После его выдачи у сотрудника есть декада на возможное обжалование результатов (через суд), такое же право есть у работодателя.
Исполнение решения
После того, как истекут выделенные для возможного судебного обжалования 10 дней, решение необходимо претворять в жизнь. Для этого отводится трое суток.
Если в трехдневный период сотрудник или его оппонент не счел нужным выполнять установленные предписания КТС, комиссией оформляется и выдается заинтересованной стороне специальное удостоверение – исполнительный документ, дающий право просить об услугах судебного пристава, чтобы указания были выполнены принудительно.
Разрешение индивидуального трудового спора в судебном порядке
Как правильно выбрать орган для разрешения возникшей проблемы? Есть ряд вопросов, в которых КТС вряд ли сможет помочь. Закон (ст. 391 ТК РФ) утверждает некоторые ситуации ИТС, которые следует рассматривать исключительно в судебном порядке:
- незаконное прекращение трудовых отношений (вопросы восстановления);
- формулировки основания для увольнения, установление актуальной даты;
- проблемы с переводом на другую службу;
- спорные случаи, касающиеся оплаты труда (например, за индуцированный прогул);
- бездействие или юридически не обоснованное поведение работодателя по поводу к охраны персональных данных персонала;
- неправомочное непринятие на работу;
- различные формы дискриминации.
Работодатель тоже вправе попросить помощи суда, но перечень претензий у него гораздо меньший:
- компенсация материальных убытков, причиненных по вине сотрудника;
- другие случаи, предусмотренные ФЗ.
К судебной юрисдикции, исключающей воздействие КТС, также относятся трудовые споры, если:
- сотрудник трудится на физлицо, которое не оформило статус индивидуального предпринимателя;
- работодателем выступает религиозная организация.
ВНИМАНИЕ! Во всех других ситуациях судебная инстанция как орган разрешения ИТС будет целесообразным только в порядке обжалования решения, вынесенного комиссией по трудовым спорам.
Источники:
http://studopedia.ru/8_82969_otnosheniya-po-razresheniyu-trudovih-sporov.html
http://hr-portal.ru/article/otnosheniya-po-razresheniyu-individualnyh-trudovyh-sporov
http://zdamsam.ru/a67708.html
http://isfic.info/trudpr/trupra73.htm
http://studfile.net/preview/1667351/page:32/
http://assistentus.ru/sotrudniki/individualnye-trudovye-spory/