Объединение работодателей как субъект трудового права
Объединение работодателей как субъект ТП
Имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, МСУ, иных органов на добровольной основе создавать объединение работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и органами МСУ. Государство содействует реализации права работодателей на объединение в целях развития социального партнерства, обеспечение участия работодателей в формировании и проведении согласованной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для предпринимательства интересов и защиты прав своих членов в системе социального партнерства.
Объединения могут создаваться по территориальному (региональному/межрегиональному), отраслевому/межотраслевому, территориально-отраслевому признаку. Общероссийское объединение работодателей – Объединение, связанно на добровольной основе общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми), региональными (межрегиональными) объединениями работодателей и осуществляющие свою деятельность на территории более половины субъектов РФ. Уставами общероссийских объединений работодателей может предусматриваться членство в них так же работодателей.
Объединение работодателей самостоятельно определяют цели, виды и направления своей деятельности. Осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти и МСУ, объединения профсоюзов, политических партий и движений. Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Порядок взаимодействия объединения работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления объединений работодателей. Члены имеют равные права. А именно:
1. Участвовать в формировании органов управления;
2. Выносит на их рассмотрение предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения;
3. Учувствовать в определении содержания структуры заключаемых соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения;
4. Получать информацию о деятельности;
5. Свободно выходить из Объединения и иные права
Вместе с тем, члены Объединения обязаны:
1. Выполнять требования устава;
2. Соблюдать условия соглашений, заключенных объединением;
3. Выполнять обязательства, вытекающие из этих соглашений.
Нарушение/невыполнение обязательств влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
Структура, порядок формирования и полномочия органов управления, порядок принятия ими решений, устанавливается уставом Объединения работодателей. Учредителями могут быть не менее 2 работодателей или 2 объединений работодателей. Создание объединения для коллективных действий в сфере трудовых отношений предусмотрено Конвенцией МОТ №87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» (1948 год).
В ст. 2 Конвенции закреплено право свободно создавать организации без предварительного разрешения со стороны государства , а так же право вступать в них при соблюдении единственного условия – подчинение их уставам. Декларируется так же принцип независимости от государства. Организации не подлежать роспуску или временному запрещению в административном порядке. Объединения в России стали создаваться с 1991 года. Их оговорил указ Президента от 15 ноября 1991 года «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров». 27 ноября 2002 Президентом был подписан ФЗ «Об объединении работодателей». В соответствии с действующим законодательством объединение участвует в деятельности российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, региональных и территориальных 3-х сторонних комиссий, в коллективно-договорном регулировании трудовых отношений, отстаивает сформированную согласованную позицию членов объединения по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в отношении с профсоюзами, органами гос. Власти, а так же законные интересы и права своих членов; вносят у установленном порядке предложения о принятии законов и иных НПА, регулирующих социально-трудовые отношения и затрагивающие права и интересы работодателей; участвуют в их разработке; принимают участие в реализации мер по обеспечению занятости населения и т. д..
1. Вести коллективные переговоры, заключать соглашения с профсоюзами и их объединениями;
2. Выполнять заключенные соглашения (свои обязанности);
3. Предоставлять членам информацию о заключенных соглашениях и их тексты;
4. Предоставлять профсоюзам и их объединениям, органам исполнительной власти и МСУ имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключении и изменении соглашений, контроля за их выполнением;
5. Контроль за выполнением соглашений;
6. Содействовать выполнению предусмотренных соглашениями и договорами, заключенных работодателями – членами Объединения
7. Отчитываться перед членами о деятельности в порядке, предусмотренном Уставом
8. Оказывать членам помощь в вопросах применения законодательства в социально-трудовых и экономических отношений.
Объединения формируют исполнительный орган. Единоличный/коллегиальный. Он выступает от имени объединения и осуществляет текущее руководство о его деятельности, реализует предоставленные объединению права.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)
Объединение работодателей как субъект трудового права
Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединение работодателей в целях предста-
вительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социаль-
но-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Объединение работодателей – форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
Правовое положение объединения работодателей определяется Феде-ральным законом от 27.11.2002 № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»
(ред. от 28.11.2015) и иными федеральными законами.
Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, региональному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам на основании решения учредителей. Последними могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Правоспо-собность объединения работодателей в качестве юридического лица возни-кает с момента его государственной регистрации.
Права и обязанности объединений работодателей закреплены в упомянутом Федеральном законе «Об объединениях работодателей».
Так, ст. 13 этого закона к правам объединения работодателей относит:
а) право представлять и защищать права и охраняемые законом инте-
ресы членов объединения работодателей, а также работодателей – членов объединений работодателей, входящих в данное объединение работодателей, и субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в некоммер-ческие организации, входящие в данное объединение работодателей, в слу-чаях и в порядке, которые установлены уставами объединений работодате-лей;
б) право выступать с инициативой проведения коллективных перегово-ров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
в) право наделять своих представителей полномочиями на ведение кол-лективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примиритель-ных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению кол-лективных трудовых споров;
г) право вносить в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов;
д) право принимать в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, участие в формировании и реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
е) право проводить консультации (переговоры) с профсоюзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного само-
управления по основным направлениям социально-экономической политики;
ж) право получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имею-щуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
з) право участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, в разработке и реализации госу-
дарственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государствен-ных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных органи-заций и образовательных организаций высшего образования, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
и) право участвовать в порядке, установленном федеральными закона- ми и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в создании и развитии системы профессиональных квалификаций в РФ, фор-мировании системы независимой оценки квалификации работника, разработ-ке и экспертизе проектов профессиональных стандартов.
Согласно ст.14 того же Федерального закона объединение работодате-лей обязано:
а) вести в порядке, установленном федеральными законами, коллектив-
ные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения, регули-
рующие социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения;
б) выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязаннос-тей объединения работодателей;
в) предоставлять своим членам информацию о заключенных объедине- нием работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;
г) предоставлять профессиональным союзам и их объединениям, орга- нам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопро-сам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготов-
ки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
д) осуществлять контроль за выполнением членами объединения рабо-тодателей соглашений, заключенных объединением работодателей и регули-рующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, в том числе региональных соглашений о минимальной зарплате;
е) содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных дого-воров, заключенных работодателями – членами объединения работодателей;
ж) вести реестр членов объединения работодателей, содержащий сведе-
ния о работодателях, включая вид (виды) осуществляемой ими экономичес-кой деятельности, об объединениях работодателей и иных некоммерческих организациях, входящих в объединение работодателей. Объединение работо-дателей, входящее в общероссийское, общероссийское отраслевое (межот-раслевое), межрегиональное (отраслевое, межотраслевое), региональное, ре-гиональное отраслевое (межотраслевое), территориальное объединение рабо-тодателей представляет указанным объединениям работодателей сведения о своих членах, содержащиеся в реестре членов объединения работодателей;
з) исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодате-лей обязанности.
Объединение работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, и вместе с тем – не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей. Ответственность в данном случае несут члены объединения работодателей (ст. 9 ФЗ «Об объединениях работодателей»).
Прекращение работодателем своего членства в объединении работо-дателей не освобождает его от ответственности за нарушение или невыпол-нение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.
Контрольные вопросы по теме
1. Кто принадлежит к числу субъектов трудового права?
2. Кто может выступать работодателем?
3. С какого возраста наступает трудовая правосубъектность?
4. Каковы основные права профессиональных союзов?
5. В чем особенности объединения работодателей как субъекта трудового права?
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Билет № 51. Объединения работодателей: понятие, виды, права и обязанности.
Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. No 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»
Объединение работодателей –некоммерческой организации, объединяющей на добровольной основе работодателей для пред- ставительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК)
– в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Принципы деятельности:
1. Деятельность объединения работодателей осуществляется на основе принципа добровольности вступления в него и выхода из него работодателей и (или) их объединений.
2. Объединение работодателей самостоятельно определяет цели, виды и направления своей деятельности.
3. Взаимодействие объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений осуществляется на основе принципов социального партнерства
– осуществляют свою деятельность независимо от ОГВ, ОМСУ, профсоюзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций.
– создается по решению его учредителей
– в качестве учредителей могут выступать работодатели, объединения работодателей (достаточно двух учредителей);
– структура, порядок формирования и полномочия органов управления, порядок принятия ими решений устанавливаются самостоятельно и отражаются в их уставах
– правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации
– члены объединения работодателей имеют равные права
Права члена:
· право участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений;
· получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений;
· участвовать в формировании органов управления;
· вносить на рассмотрение органов управления объединения работодателей предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений;
· свободно выходить из объединения работодателей и т. д.
Члены обязаны:
· выполнять требования устава объединения работодателей
· соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей
· выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.
Прекращение членства не освобождает от выполнения обязательств, предусмотренных соглашениями в период членства, а также от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств.
В случае вступления работодателя в объединение в период действия соглашений, заключенных этим объединением, на работодателя также распространяются обязательства по этому соглашению.
Виды объединений работодателей:
1) общероссийское –объединение, в которое входят не менее чем три общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, а также региональные объединения работодателей, в совокупности осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ. Уставом может предусматриваться членство в нем также работодателей.
2) Общероссийское отраслевое (межотраслевое)– объединение, в которое входят работодатели отрасли или вида экономической деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и (или) с которыми состоит в трудовых отношениях не менее половины общего числа работников этой же отрасли/вида экономической деятельности.
Уставом может быть предусмотрено членство в нем межрегиональных отраслевых (межотраслевых), региональных отраслевых (межотраслевых), территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей.
3) Межрегиональное– входят региональные объединения, осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ.
Уставом может предусматриваться членство в нем межрегиональных отраслевых (межотраслевых) и территориальных объединений работодателей, осуществляющих свою деятельность на территориях данных субъектов РФ.
4)Межрегиональное отраслевое (межотраслевое) – входят соответствующие региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации.
Уставом à членство в территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей + работодателей на территориях данных субъектов Российской Федерации.
5). Региональное – входят территориальные, региональные отраслевые (межотраслевые), территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, деятельность на территориях не менее одной четвертой части МО соответствующего субъекта РФ (кроме гор.фед.знач.), или не менее двадцати пяти работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
6. Региональное объединение работодателей ГФЗ Москвы – входят территориальные, региональные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, которые в совокупности осуществляют свою деятельность на территориях не менее половины административных округов
Уставом à членство работодателей на территории Москвы
7/8)Региональное объединение работодателей ГФЗ Санкт-Петербурга, Севастополя(как в Мск)
9. Региональное отраслевое (межотраслевое) – входят территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели этой же отрасли/вида экономической деятельности, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего субъекта РФ.
10. Территориальное – входят территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей и (или) работодатели, осуществляющие свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
11. Территориальное отраслевое (межотраслевое) – объединение, входят работодатели отрасли экономической деятельности на территории соответствующего муниципального образования.
5. Объединение работодателей как субъект трудового права
Работодатели имеют право без предварительного разрешения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов на добровольной основе создавать объединение работодателей в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Объединение работодателей – форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц).
Правовое положение объединения работодателей определяется федеральным законом от 27 ноября 2002 г. “Об объединениях работодателей” и иными федеральными законами.
Объединения работодателей могут создаваться по территориальному, региональному, отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.
Объединение работодателей создается на основании решения учредителей.
Учредителями объединения работодателей могут быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей.
Правоспособность объединения работодателей в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Права и обязанности объединений работодателей закреплены в федеральном законе “Об объединениях работодателей”.
Так, ст. 13 указанного закона к правам объединения работодателей относит:
право формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;
отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;
выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению социально-партнерских соглашений;
наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по разрешению коллективных трудовых споров;
вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей;
принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;
проводить консультации (переговоры) с профсоюзами и их объединениями, органами исполнительной власти, местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;
получать от профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.
Согласно ст. 14 объединение работодателей обязано:
вести в порядке, установленном федеральными законами, коллективные переговоры, заключать на согласованных условиях соглашения с профсоюзами и их объединениями;
выполнять заключенные соглашения в части, касающейся обязанностей объединения работодателей;
предоставлять своим членам информацию о заключенных объединением работодателей соглашениях и тексты этих соглашений;
предоставлять профсоюзам и их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся у объединения работодателей информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
осуществлять контроль за выполнением заключенных объединением работодателей соглашений;
содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения;
исполнять иные предусмотренные уставом объединения работодателей обязанности.
Объединения работодателей несет ответственность за нарушение или невыполнение заключенных им соглашений в части, касающейся обязательств этого объединения, в порядке предусмотренном законодательством РФ, указанными соглашениями.
Объединение работодателей не несет ответственности по обязательствам своих членов, в том числе по их обязательствам, предусмотренным соглашениями, заключенными этим объединением работодателей (ст. 15), ответственность в данном случае несут члены объединения работодателей (ст. 9).
Прекращение работодателем своего членства в объединении работодателей не освобождает его от ответственности за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными в период членства работодателя в указанном объединении.
Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашений, заключенных этим объединением, несет ответственность за нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных соглашениями (ст. 9).
Объединения работников и объединения работодателей как субъекты трудового права
Объединения работников и объединения работодателей выступают субъектами трудового права в различных видах трудовых правоотношений, чаще всего эти субъекты представлены как стороны социального партнерства. Нужно отметить, что области деятельности и круг полномочий различных объединений работников существенно шире по сравнению с объединениями работодателей.
К объединениям работников ТК РФ относит представительный орган работников и профессиональный союз. В действующей редакции ТК РФ представительный орган работников рассматривается как второстепенный по сравнению с профсоюзом орган, который работники могут избрать либо при отсутствии первичной профсоюзной организации, либо если последняя существует, но объединяет менее половины работников. В связи с таким положением дел законодательство весьма кратко обрисовывает порядок избрания подобного органа, устанавливая только три правила:
- – избирается па общем собрании (конференции) работников;
- – из числа работников данного работодателя;
- – тайным голосованием.
В свою очередь, правовые основы деятельности профсоюзов регламентированы специальным Законом о профсоюзах. Данный Закон основывается на Конвенции МОТ № 87 “Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию” [1] , которая установила свободу ассоциаций, причем как работников, так и работодателей без какого-либо разрешения, и право вступать в такие ассоциации.
Именно профсоюзы во всем мире и в России признаются полномочными и легитимными объединениями работников, целью деятельности которых является представительство интересов и защита прав своих членов – работников. В вопросах влияния на принимаемые работодателем экономические решения именно профсоюзы способны сыграть ключевую роль, поскольку они являются организованной и многочисленной структурой в отличие от работника, выступающего единолично. В этом вопросе профсоюз имеет преимущество и перед судами, поскольку последние не вправе вмешиваться в производственную, экономическую деятельность работодателя как субъекта хозяйствования.
Профсоюз – это объединение граждан по профессиональному признаку. Закон о профсоюзах дает более подобное определение данного понятия: добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Структура профсоюзных организаций (объединений) дана в ст. 3 Закона о профсоюзах и включает в себя различные территориальные и отраслевые структуры, однако Конституционный Суд РФ признал [2] право профсоюзов создавать и иные структурные подразделения и организации, не упомянутые в указанной статье. Этим же законом установлены требования к уставам профсоюзов и их объединений, а также решены вопросы их государственной регистрации. Профсоюзы вправе пройти процедуру государственной регистрации и получить все вытекающие из этого права юридического лица и вправе не регистрироваться; в этом случае они не будут иметь прав юридического лица, но все остальные права за ними остаются.
Основную часть Закона о профсоюзах занимают статьи о различных правах профсоюзов, гарантиях осуществления этих прав и их защите (20 статей из 33). К основным, системообразующим правам профсоюзов следует отнести:
- – право на представительство членов профсоюзов и работников в целом. В рамках этого права профсоюзы дают предложения, мнения по проектам нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, и выступают с предложениями о принятии нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;
- – право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением. Именно профсоюзы ведут коллективные переговоры, заключают соглашения и коллективные договоры от имени работников, а также осуществляют контроль за их выполнением;
- – профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок;
- – профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.
Обязанностей у объединений работников, установленных в Законе, не так много, в отличие от прав. Фактически можно привести единственный пример обязанности объединения работников: в соответствии с ч. 2 ст. 36 ТК РФ представители стороны, а значит, и представители работников, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.
Круг полномочий объединений работодателей, установленный Законом, меньше по сравнению с таковым объединений работников, поскольку в индивидуально-трудовых отношениях и при заключении коллективных договоров работодатель действует самостоятельно, выступая как сторона этих отношений. Отсюда следует, что объединения работодателей “выходят на сцену” только на более высоких уровнях социального партнерства. Тем не менее стоит отметить, что такое сужение области деятельности объединений работодателей, установленное Законом, с лихвой компенсируется лоббистской деятельностью таких организаций на самых различных уровнях.
Объединение работодателей – это своего рода профсоюз работодателей, в связи с чем ТК РФ дает “зеркальное” профсоюзному определение данного термина: некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ). Принят также специальный Закон об объединениях работодателей.
Право работодателей на объединение, как мы уже указывали выше, предусмотрено Конвенцией МОТ № 87. Закон об объединениях работодателей исходит из этой Конвенции, устанавливая, что работодатели, как юридические, так и физические лица, имеют право без предварительного разрешения на добровольной основе создавать объединения работодателей. Однако в отличие от профсоюза не предусмотрено право объединений работодателей не проходить процедуру государственной регистрации. Так же, как и в Законе о профсоюзах, Закон об объединениях работодателей кратко регламентирует процедуру создания такого объединения и требования к его уставу.
Объединения работодателей, как и профсоюзы, организуются по территориальному, отраслевому или территориально-отраслевому признакам.
Закон об объединениях работодателей устанавливает права и обязанности как членов объединения, так и самих объединений работодателей. К основным правам членов объединения работодателей относятся:
- 1) участвовать в формировании органов управления объединения работодателей в порядке, определяемом уставом;
- 2) вносить на рассмотрение органов управления предложения, касающиеся вопросов деятельности объединения работодателей, участвовать в их рассмотрении, а также в принятии соответствующих решений в порядке, определяемом уставом;
- 3) участвовать в определении содержания и структуры заключаемых объединением работодателей соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения;
- 4) получать информацию о деятельности объединения работодателей, заключенных им соглашениях, а также тексты этих соглашений;
- 5) получать помощь, предусмотренную уставом объединения;
- 6) свободно выходить из объединения работодателей.
Члены объединения работодателей обязаны:
- 1) выполнять требования устава объединения работодателей;
- 2) соблюдать условия соглашений, заключенных объединением работодателей, и выполнять обязательства, предусмотренные этими соглашениями.
Сами объединения работодателей имеют следующие основные права:
- 1) представлять и защищать права и охраняемые законом интересы членов объединения работодателей;
- 2) выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;
- 3) осуществлять контроль за выполнением соглашений, в том числе региональных соглашений о минимальной заработной плате, другими сторонами этих соглашений и работодателями, которые уполномочили заключить соглашения либо присоединились к нему, и работодателями, на которых было распространено действие этих соглашений;
- 4) вносить предложения о принятии нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке и (или) обсуждении;
- 5) оспаривать от своего имени акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, нарушающие или создающие угрозу нарушения прав и охраняемых законом интересов объединения работодателей;
- 6) проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;
- 7) участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, формировании перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, государственной аккредитации образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- 8) участвовать в формировании основных направлений миграционной политики, определении потребностей экономики в привлечении и использовании иностранных работников;
- 9) участвовать в создании и развитии системы профессиональных квалификаций, формировании системы независимой оценки квалификации работника, разработке и экспертизе проектов профессиональных стандартов.
Объединения работодателей обязаны:
- 1) вести коллективные переговоры и заключать соглашения;
- 2) выполнять заключенные соглашения;
- 3) предоставлять своим членам информацию о заключенных соглашениях и тексты этих соглашений;
- 4) предоставлять профессиональным союзам, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления имеющуюся информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;
- 5) осуществлять контроль за выполнением соглашений;
- 6) содействовать выполнению членами объединения работодателей обязательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных договоров, заключенных работодателями – членами объединения работодателей.
Рассматривая вопрос об объединениях работников и объединениях работодателей как субъектах трудового права, следует обратить внимание на РТК. Вопросы деятельности указанной Комиссии регламентированы Законом о РТК. Трехсторонняя комиссия создастся на федеральном уровне, в ее состав входят представители общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства РФ, которые и образуют три ее стороны.
Закон определяет следующие основные задачи РТК:
- 1) ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
- 2) проведение консультаций но вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
- 3) согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;
- 4) распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности РТК;
- 5) изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социальнотрудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках РТК консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
Генератьные соглашения заключаются, как правило, на три года. В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014–2016 годы. Следует отмстить, что в последнее время основная точка приложения регулирующего воздействия соглашений сместилась с федерального на региональный и отраслевой уровни. Это связано с изменением порядка присоединения к таким соглашениям работодателей и отказа от такого присоединения. Порядок отказа присоединиться к отраслевому соглашению, установленный ст. 48 ТК РФ, настолько сложен и требует от работодателя совершения большого количества самых разнообразных действий, что только в редких случаях заключенное отраслевое соглашение не распространяется на какого-либо работодателя. Аналогичная ситуация сложилась и с порядком присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате, установленному ст. 133.1 ТК РФ.
- [1] Принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.07.1956, для СССР вступила в силу с 10 августа 1957 г.
- [2] Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 № 22-П.
Профессиональные союзы и объединения работодателей, как субъекты трудового права
Субъектами трудового права могут выступать работники (коллектив работников). В соответствии со ст. 52 ТК РФ право работников на участие в управлении организацией непосредственно или через свои представительные органы регулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором. Участие коллектива работников в управлении организацией осуществляется как путем прямого обращения к работодателю, так и через представительные органы.
От имени всех (или большинства) работников могут выступать представители работников. К ним относятся: профсоюзы, их объединения, а также иные представители работников, избираемые работниками в случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Основными формами участия работников в управлении организацией являются (ст.53 ТК РФ):
1. Учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
2. Проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
3. Получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
4. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
5. Участие в разработке и принятию коллективных договоров;
6. Иные формы в соответствии с ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.
Представители работников имеют право получать от работодателя информацию по вопросам:
– реорганизации или ликвидации организации;
– введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
– профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников;
– другим вопросам в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
Представители работников имеют право также вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложенияи участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Работодатель принимает решения с учетом мнения представительного органа работников об отменен режима неполного рабочего времени (ст. 73 ТК РФ), о распределении рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), об утверждении графика отпусков (ст.123 ТК РФ), об утверждении формы расчетного листка (ст.136 ТК РФ), об установлении различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (ст.144 ТК РФ), об утверждении правил внутреннего трудового распорядка (ст. 192 ТК РФ), об утверждении инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ) и др.
Профсоюзы являются специфическим субъектом трудового права. Основной функцией профсоюзов является защитная функция. Профсоюзы могут участвовать в регулировании труда в двух формах:
1. Непосредственное участие (при осуществлении контроля за охраной труда);
2. Как представитель работников (например, при разработке проекта и подписании коллективного договора).
Профсоюзы имеют право представлять интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, осуществлении контроля за его выполнением, при рассмотрении трудовых споров и др. (ст. 29 ТК РФ).
22 Социальное партнерство: понятие, стороны, уровни, формы
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст.23 ТК РФ). Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст.25 ТК).
Социальное партнерство осуществляется в следующих формах:
– коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
– взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
– участия работников, их представителей в управлении организацией;
– участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
– Сторонами социально-партнерских отношений являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).
– Представителями работников являются:
– – профессиональные союзы и их объединения;
– -иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов;
– – иные представители, избираемые работниками в установленных Трудовым Кодексом случаях.
– Работники – не члены профсоюза имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
– Представителями работодателейявляются:
– – руководитель организации или
– – уполномоченные им лица.
– Последние определяются Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
– Важно заметить, что с принятием нового Трудового кодекса работодателю необходимо учесть вышеуказанные положения и в своих локальных документах прямо закрепить и перечислить представителей работодателя (при отсутствии указаний о них на уровне федеральных нормативных правовых актов). Четкое определение представителей работодателя имеет важное значение не только в социально-партнерских правоотношениях, но и при подписании трудового договора, в решении вопроса о фактическом допущении работника к работе и пр.
– В некоторых вопросах интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (например, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений). Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.33 ТК).
– Представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, уполномоченные на представительство законодательством или работодателем (ст.34 ТК).
Источники:
http://studall.org/all3-28757.html
http://cyberpedia.su/6×8854.html
http://infopedia.su/16xa87c.html
http://studfile.net/preview/3651052/page:9/
http://studme.org/45244/pravo/obedineniya_rabotnikov_obedineniya_rabotodateley_kak_subekty_trudovogo_prava
http://mydocx.ru/12-123313.html