Пятифакторный личностный опросник интерпретация
Интерпретация результатов тестирования
Пятифакторный личностный опросник
(«Большая пятерка»)
Хромов, А. Б. Пятифакторный опросник личности [Текст]: Учебно-методическое пособие / А. Хромов Б. Хромов – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI (аббревиатура. От английского словосочетания: «Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»). По мнению Р. МакКрае и П. Коста, выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.
В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение, как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпретации А. Б. Хромова представлена ниже.
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).
Инструкция
Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.
В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет «хороших» или «плохих» черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.
Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 – сильно выражено, 1 – слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.
Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.
Бланк ответов пятифакторного опросника
Пятифакторный опросник личности
Для определения личностных качеств существует большое разнообразие опросников, тестов и методик различной сложности. И каждый довольно активно используется в различных сферах деятельности, будь то диагностические и клинические исследования, или же способ самопознания.
Пятифакторный опросник личности, именуемый за рубежом «Big Five Test», начали разрабатывать еще во второй половине 20-ого века, и в одной из вариаций начали использовать с 2014 года. Автором выступил американский психолог Джон Джонсон (IPIP-NEO-120). Создатели теста убеждены, что пяти факторов, раскрывающихся в тесте, достаточно для составления полной картины о личности.
Таким образом, «Большая пятерка» – это психологическая модель личности, оценивающая пять независимых друг от друга свойств нервной системы человека.
Нейротизм
Нейротизмом принято называть особенность нервной системы, выраженную в эмоциональной устойчивости и неустойчивости. Люди с высоким уровнем нейротизма привыкли проявлять эмоции черезчур ярко и не всегда адекватно. Впоследствии, если уровень повышается, возникают нежелательные симптомы: головные боли, неудовлетворенность, отсутствие положительных эмоций, тревожность.
Экстраверсия – интроверсия
Экстраверсия – это набор качеств личности, направленных наружу. Проще говоря, экстраверт – это человек со склонностью к социальным контактам, общению и желанием быть в центре внимания. Людям данного типа присущи оптимизм, интерес к окружающему его миру и к происходящим событиям.
Интроверсия же, напротив, характеризует направленность личности внутрь себя. Интроверт считает свой внутренний мир гораздо более интересным, чем все то, что происходит вокруг. Такие люди склонны к вечному поиску себя, самоанализу и критике. Инициатива к общению? Это не про них.
Хотя и существует четкое разделение данных понятий, в «чистом» варианте такие индивиды встречаются крайне редко.
Открытость опыту
Открытость опыту связана со способностью человека воспринимать новые мысли и идеи, спокойно чувствовать себя в новой обстановке, с легкостью заводить контакты с незнакомыми людьми. Люди с высоким баллом по этой шкале более склонны к путешествиям, экзотике, культуре, поглощению новой информации и участию в общественных мероприятиях. Набравшие низкий балл, напротив, консервативны. Любят находиться в привычной для них обстановке, общаться с одними и теми же людьми, но гораздо чаще пребывают в тревожном состоянии.
Доброжелательность
Доброжелательность считается положительным качеством личности. С первых же секунд общения с таким человеком можно понять, что с ним легко будет контактировать. Ведь доброжелательные люди, по сути своей, неконфликтные, готовы протянуть руку помощи или дать совет.
В свою очередь, люди с низким показателем доброжелательности склонны к угрюмости, циничности и конфликтности. Но от этого они не менее продуктивны в работе.
Добросовестность
Добросовестность тесно связана с показателями успеха на работе или учебе. Люди, набравшие высокое количество баллов по данной шкале, с большой вероятностью организованны, трудолюбивы и пунктуальны. Низкие показатели встречаются у людей импульсивных, неорганизованных и менее ориентированных во времени.
Методика диагностики
Тест состоит из 120 вопросов с пятью различными вариантами ответов. Выбирать следует то, что наиболее вам подходит. Если вы затрудняетесь ответить на какой-либо вопрос, не переживайте: и такой вариант ответа тоже есть.
Пройдите тест на определение личностных качеств прямо сейчас!
Хотите лучше узнать себя, определить свои сильные стороны или просто увлечены психологией? Тогда вам обязательно стоит пройти данный тест, какие цели вы бы не преследовали. В конце концов, самопознание никогда не бывает лишним.
Пятифакторный опросник личности 5PFQ
Профиль личности
Интерпретация результатов опросника строится на анализе как первичных, так и вторичных (основных факторов). В каждом из первичных факторов справа обозначается черта личности, которая по версии «большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, слева же обозначается черта личности с низкими балльными оценками.
Сумма баллов первичных факторов определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51–75 баллов), средние (41–50 баллов) и низкие (15–40 баллов).
1. Экстраверсия – интроверсия
Высокие значения по фактору определяют направленность психики человека на экстраверсию.
Типичные экстраверты отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, стремятся к праздности и развлечениям, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению.
Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены.
У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.
В работе, как правило, ориентированы на скорость выполнения задания, от однообразной деятельности у них быстрее развивается состояние монотонны. Экстраверты предпочитают работать с людьми.
В деятельности экстраверты быстрее, чем интроверты, извлекают информацию из памяти, лучше выполняют трудные задания в ситуации дефицита времени.
Экстраверты чувствуют себя бодрее вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению.
Низкие значения по фактору характерны для интровертов.
Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям; большая опора на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей; предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности.
Интроверты обладают ровным, несколько сниженным фоном настроения. Они озабочены своими личными проблемами и переживаниями. Такие люди обычно сдержанны, замкнуты, избегают рассказывать о себе, не интересуются проблемами других людей. Они предпочитают книги общению с людьми. Интроверты отдают предпочтение теоретическим и научным видам деятельности. В учебе они достигают более заметных успехов, чем экстраверты.
Интровертированные люди любят планировать свое будущее, всегда взвешивают свои поступки, не доверяют первым побуждениям и увлечениям, всегда строго контролируют свои чувства, редко бывают несдержанными и возбужденными. Интроверты легче переносят однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению.
2. Привязанность – обособленность
Высокие значения по данному фактору определяют позитивное отношение человека к людям.
Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие, терпимо относятся к недостаткам других людей.
Умеют сопереживать, поддерживают коллективные мероприятия и чувствуют ответственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполняют взятые на себя поручения.
Взаимодействуя с другими, такие люди стараются избегать разногласий, не любят конкуренции, больше предпочитают сотрудничать с людьми, чем соперничать.
В группе такие люди, как правило, пользуются уважением.
Низкие оценки по фактору свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений, небрежны в выполнении своих обязанностей и обещаний.
Люди, имеющие низкие значения по этому фактору, холодно относятся к другим людям, часто не понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей. Люди с такими характеристиками редко демократичным путем становятся руководителями.
3. Самоконтроль – импульсивность
• Самоконтроль (высокий самоконтроль поведения)
Главным содержанием этого фактора является волевая регуляция поведения.
На полюсе высоких значений находится такие черты личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах
Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью
Высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем, со стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным. Такие люди редко чувствуют себя полностью раскованными настолько, чтобы позволить себе дать волю чувствам.
• Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)
Человек, имеющий низкую оценку по этому фактору, редко проявляет в своей жизни волевые качества, он живет, стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет «легкой жизни».
Это такой тип личности, для которого характерны естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам
Такой человек может недобросовестно относиться к работе, не проявляя настойчивости в достижении цели. Он не прилагает достаточных усилий для выполнения принятых в обществе требований и культурных норм поведения, может презрительно от носиться к моральным ценностям. Человек, имеющий такую черту, склонен совершать асоциальные поступки. Ради собственной выгоды он способен на нечестность и обман.
Такой человек, как правило, живет одним днем, не заглядывая в свое будущее.
4. Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость
Высокие значения по этому фактору характеризуют лиц, неспособных контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как отсутствие чувства ответственности, уклонение от реальности, капризность.
Такие люди чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. Их поведение во многом обусловлено ситуацией.
Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию.
Такие люди хуже работает в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. У них, как правило, занижена самооценка, они обидчивы и в неудачах.
Низкие значения по этому фактору свойственны лицам самодостаточным, уверенным в своих силах, эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения.
На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Они чаще пребывают в хорошем расположении духа, чем в плохом.
5. Экспрессивность – практичность
Для человека с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Он производит впечатление беззаботного и безответственного, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия.
Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке.
Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.
Человек с выраженной чертой практичности по своему складу реалист, хорошо адаптирован в обыденной жизни. Он трезво и реалистично смотрит на жизнь, верит в материальные ценности больше, чем в отвлеченные идеи.
Такой человек часто озабочен своими материальными проблемами, упорно работает и проявляет завидную настойчивость, воплощая в жизнь свои планы.
Негибкий и неартистичный, часто простой и лишенный чувства юмора в обычной жизни, он проявляет постоянство своих привычек и интересов.
Такой человек не любит резких перемен в своей жизни, он предпочитает постоянство и надежность во всем, что его окружает. Он несентиментален, поэтому его трудно вывести из равновесия, повлиять на сделанный выбор.
Ко всем жизненным событиям такой человек подходит с логической меркой, ищет рациональных объяснений и практической выгоды.
Пятифакторный опросник личности
Пятифакторный опросник подразумевает, что для полноценной оценки структуры личности человека достаточно всего 5 основных свойств. К ним относятся:
- Нейротизм;
- Экстраверт или интроверт;
- Открытость;
- Согласие;
- Сознательность.
Данный тест разработали два американских психолога в 1985 году. Однако окончательная версия опросника была доступна только к 1992 году.
В отличие от множества других личностных опросников данный тест не содержит фактора, отвечающего за искренность, поэтому применяться может лишь на открытом к сотрудничеству человеке, который сам заинтересован в правдоподобном результате.
Теоретическая база
Это интересно
Основу данного опросника представляет пятифакторная модель личности, которую разработали МакКрэй и Коста, основываясь на трудах ученых со всего мира. Для построения полноценной теории, подкрепленной фактами, понадобилось более пяти десятков лет.
Согласно разработкам МакКрэя и Коста требуется всего 5 факторов, которые позволят построить полноценный психологический портрет. Однако в опроснике присутствуют некоторые модификации и согласие заменено на сотрудничество, а сознательность – на добросовестность.
Для русскоязычных стран опросник был адаптирован дважды. Сначала при участии нескольких известных психологов: Орла, Сенина и Рукавишникова, а затем с японского языка на базе Курганского университета.
Описание методики
Пятифакторный тест состоит из 75 противоположных по значению утверждений, каждое из которых позволяет дать оценку поведению человека в той или иной ситуации. В отличие от многочисленных опросников для исследования личности, данный тест не требует положительного или отрицательного ответа, а также не характеризует какие-либо отрицательные черты. Проходящий исследование человек должен быть предельно честным для получения достоверных результатов.
Тестирование будет выглядеть следующим образом. Каждый пункт состоит из двух противоположных утверждений, между которыми находится шкала от –2 баллов до + 2 баллов. Человек должен выбрать, какое из утверждений ему ближе подходи и насколько. Если определиться между утверждениями не получается, то выбирается графа 0.
После прохождения всех пунктов тестирования производится подсчет баллов. Шкала выглядит следующим образом:
- — 2 = 5 баллов;
- — 1 = 4 балла;
- 0 = 3 балла;
- + 1 = 2 балла;
- + 2 = 1 балл.
Каждый из оцениваемых факторов состоит из нескольких подгрупп (первичных факторов), для каждой подсчитывают баллы, которые затем прибавляются и получается оценка основного фактора.
После получения баллов для всех первичных подгрупп и основных факторов производится перевод оценки в Т-баллы с помощью специальной формы. Полученные значения сравнивают с таблицей норм, которая была разработана на основе данных прошлых исследований. В этой нормативной таблице есть отдельные графы для мужского и женского полов, а также для девочек и мальчиков от 14 до 17 лет.
Чтобы не тратить лишнее время на подсчеты баллов и перевод их в стандартные оценки, достаточно пройти пятифакторный опросник личности на сайте Brainapps, где вывод результатов будет автоматическим.
Интерпретация результатов
Оценивание полученных результатов происходит как по основным 5 факторам, так и по их первичным составляющим. Для каждого фактора таких составляющих 5 пунктов. При интерпретации результатов следует учитывать, что минимальное количество баллов, которые может набрать фактор – 15, а максимальное – 75. Исходя из этого:
- 15 – 40 баллов – это низкая оценка, которая соответствует правой части факторной таблицы;
- 41 – 50 баллов – средняя оценка, которая соответствует промежуточному положению между двумя противоположными значениями одного фактора;
- 51 – 75 баллов – высокая оценка, которая соответствует левой части таблицы.
Результаты теста вычисляются, исходя из следующих показателей:
- Экстраверсия или интроверсия (основной фактор)
- Активный или пассивный человек;
- Доминирует или подчиняется;
- Склонен к общению или замкнут;
- Ищет новые впечатления или избегает их;
- Любит привлекать внимание или избегает его.
- Привязанность или обособленность (основной фактор)
- Сопереживающий или равнодушный;
- Склонен сотрудничать или соперничать;
- Доверяет людям или подозрителен;
- Понимает людей или нет;
- Уважает больше других или себя.
- Чувство самоконтроля или импульсивность (основной фактор)
- Аккуратен человек или нет;
- Настойчив или нет;
- Ответственен или безответственный;
- Контролирует свое поведение или контроль отсутствует;
- Склонен предусматривать или беспечен.
- Уровень эмоционального контроля – устойчивость или лабильность (основной фактор)
- Склонен тревожиться или беззаботен;
- Напряжен или расслаблен;
- Склонен к депрессиям или находится в зоне комфорта;
- Излишняя самокритичность или самодостаточность;
- Эмоционально лабилен или стабилен.
- Экспрессивность или же практичность (основной фактор)
- Склонен к любопытству или консервативен;
- Любознателен или реалистичен;
- Высокий уровень артистичности или ее отсутствие;
- Чувствителен или нет;
- Пластичен или ригиден.
Каждый из пунктов или подпунктов оценивается отдельно, а затем в комплексе формируется целостная картина личности. С помощью опросника можно обнаружить какие-либо психологические проблемы и понять, как лучше всего с ними разбираться.
Тест Большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ).
Пятифакторный личностный опросник или тест Большая пятерка (Big five), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. Позднее методику дорабатывали и в окончательном виде он был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р. МакКрае и П. Коста убеждены, что выделенных пяти независимых переменных, точнее личностных факторов темперамента и характера (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) достаточно для объективного описания психологического портрета – модели личности.
Таким образом, модель большая пятёрка (Big five) – диспозициональная (от англ. disposition — предрасположенность) модель личности человека (см. рис.1 Модель большая пятерка)
Пятифакторный тест-опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятибалльную оценочную шкалу (-2; -1; 0; 1; 2) для диагностики степени выраженности каждого из пяти факторов:
- экстраверсия – интроверсия;
- привязанность – обособленность;
- самоконтроль – импульсивность;
- эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость;
- экспрессивность – практичность.
В настоящее время тест-опросник Большая пятерка стал популярным и приобрел большое практическое значение как за рубежом, так и в России. Методика 5PFQ была адаптирована А. Б. Хромовым в 1999 г.
Тест большая пятерка (Big five). Пятифакторный личностный опросник (Р. МакКрае, П. Коста). Методика диагностики личностных факторов темперамента и характера (5PFQ):
Инструкция
Прочтите парные высказывания и определите, какое из двух альтернативных высказываний вам больше всего подходит. Если подходит высказывание, записанное слева от оценочной шкалы, то используйте для оценки этого высказывания значение «-2» или «-1». Если вам подходит правое высказывание, то оно оценивается значениями «2» или «1». Значения «-2» или «2» выбираются в том случае, если оцениваемое высказывание выражено сильно. Если это высказывание выражено слабо (слабее), то выбирается значение «-1» или «1». В том случае, когда ни одна из альтернатив вам не подходит, а подходит нечто среднее между ними, то выбирается значение «0».
Выбранное значение записывается в бланк ответов в левую ячейку.
Стимульный материал Теста большая пятерка (Big five).
Пятифакторный опросник личности;
Методы измерения Большой пятерки
На основе Пятифакторной модели личности в 1992 году был разработан личностный опросник NEO PI (аббревиатура в названии расшифровывается как “нейротизм”, ”экстраверсия”, “открытость”), который является последней версией их более ранних тестов NEO Inventory (1978, 1983) и NEO Personality Inventory (1985, 1990).
Наиболее широкую известность и применимость при изучении Большой Пятерки получает вопросник NEO-PI-R (Costa& McCrae, 1992). Полная версия NEO-PI-R содержит 240 пунктов (5 факторов х 6 аспектов в факторе х 8 вопросов). Впоследствии в основном используют укороченный вариант тес-та, состоящий из 60 пунктов (5 факторов х 6 аспектов х 2 вопроса). NEO-PI-R хорошо коррелирует с замерами посредством других подходов, в частнос-ти, Q-сортировки. Тест можно использовать при оценках индивида сторон-ним наблюдателем (экспертом).
Одним из последних методов тестирования Большой пятерки является BFI (Big Five Inventory; John,Danahue, & Kentle, 1991; Benet-Martinez & John, 1998; John & Srivastava, 1999; Rammstedt & John, 2005, 2007). В отличие от прочих тестов Большой Пятерки, BFI использует в качестве стимульного мА-териала фрагменты предложений, что, по задумке, должно увели-чить надежность теста.
Еще одна пригодная шкала для измерения модели Личностный тест Хога-на (Hogan Personality Inventory; Hogan, 1986).
В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сени-ным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечест-венным условиям социальной среды психологами Курганского государствен-ного университета (А. Б. Хромовым).
Японский исследователь личности Хийджиро Тсуйи, адаптируя амери-канскую пятифакторную личностную методику для японской популяции, предложил биполярность для каждого фактора: ЭКСТРАВЕРСИЯ –ИНТРО-ВЕРСИЯ, ПРИВЯЗАННОСТЬ – ОТДЕЛЕННОСТЬ, КОНТРОЛИРОВАНИЕ –
ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
СДЕРЖАННОСТЬ, ИГРИВОСТЬ – ПРАКТИЧНОСТЬ, что позволяет, как он считает, полнее охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты от-ражает её своеобразие.
Согласно своему подходу к пятифакторной структуре личности, Тсуйи следующим образом характеризует обобщенные черты-факторы и их первич-ные компоненты.
Первый фактор “ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ” рассматривает-ся Х. Тсуйи традиционно японский исследователь учитывает значения полю-сов этого фактора, первичными компонентами которого являются: актив-ность – пассивность, доминирование – подчиненность, общительность – замк-нутость, поиск новых впечатлений – избегание новых впечатлений.
Суть второго фактора – взаимодействие с людьми. Термин “ПРИВЯЗАННОСТЬ” для обозначения фактора подходит лучше, чем “кон-формность”, используемый в американском оригинале, и включает в себя такие личностные диспозиции, как дружеское расположение, доверчивость, сотрудничество, а также зависимость и принятие индивида группой. Противоположный полюс этого фактора “ОТДЕЛЕННОСТЬ” содержит в се-бе не только признаки дистанцирования и соперничества, но и независимос-ти. Компонентами второго фактора являются: теплота- равнодушие, сотруд-ничество – соперничество, доверчивость – подозрительность, понимание – непонимание, уважение других – самоуважение.
Третий фактор представлен как “КОНТРОЛИРОВАНИЕ – ЕСТЕСТ-ВЕННОСТЬ”. Тсуйи намеренно не использует термин “сознательность”, так как он имеет слишком тесную привязанность к этическим понятиям и слиш-ком узкое семантическое значение. Суть третьего фактора – волевая регуля-ция поведения. Контролирующий себя индивид, как правило, проявляет це-леустремленность, добросовестность, методичность и настойчивость. Естественный в своем поведении человек, напротив, стремится к гармонич-ным отношениям с природой, он как бы “плывет по течению жизни”. Японс-кий вариант пятифакторного личностного опросника содержит следующие первичные компоненты этого фактора: аккуратность – неаккуратность, нас-тойчивость – отсутствие настойчивости, ответственность – безответственность, самоконтроль – импульсивность, предусмотрительность – беспечность.
Четвертый фактор содержит в себе характеристики аффективной сферы личности. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ у человека проявляется в повышенной чувствительности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуаци-ях. Такая личность также предрасположена к тревоге и депрессии. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ, напротив, характеризует человека как склонного проявлять уживчивость, неторопливость и самодостаточность. Компонентами четвертого фактора являются: тревожность – беззаботность, напряженность – расслабленность, депрессивность – эмоциональная комфорт-ность, самокритичность – самодостаточность, эмоциональная лабильность – эмоциональная стабильность.
Пятый фактор представлен как “ИГРИВОСТЬ”. Суть его – игра, кото-рая даёт возможность личности плавно “переходить” из реального мира в не-реальный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику ис-кусства и свободно ими наслаждаться. С другой стороны, “ПРАКТИЧ-НОСТЬ” – черта, проявляющаяся у личности в тенденции соответствовать реальности, что в своих крайних проявлениях ведет к конформизму, жестокости и авторитаризму. Первичными компонентами этого фактора яв-ляются: любопытство – консерватизм, мечтательность – реалистичность, ар-тистичность – неартистичность, сензитивность – низкая чувствительность, пластичность – ригидность.
Согласие психологов, касающееся номинации наиболее важных черт личности и ограничение их количества пятью, достаточно знаменательно. “Большая Пятерка” адаптирована на многих языках, в том числе сейчас, её японская версия, на русском.
На кафедре общей и социальной психологии КГУ в 1996 – 99 годах бы-ла проведена адаптация пятифакторного опросника личности (5PFQ), разра-ботанного японским исследователем Х. Тсуйи. Стандартизация пятифактор-ного опросника на русском языке проведена на контингенте испытуемых обоего пола общей численностью более 1000 человек – студентов (N – 680) и учащихся старших классов школ города Кургана (N – 350).
Пятифакторный опросник личности представляет собой текстовый набор 75-и противоположных по значению стимульных высказываний, характеризую-щих поведение человека в типичных жизненных ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются его личностные черты. Стимульный материал разделен пятиступенчатой оценочной шкалой Лайкерта, которая позволяет измерять степень выраженности каждого признака. Всего в опроснике 150 фраз, оценки которых группируются в 25 биполярных первичных фактора, состоящих из 6 утверждений каждый, сгруппированных, в свою очередь, в 5 обобщенных факторов.
Факторы получены следующим образом. Экспертами (студентами-пси-хологами) был составлен из словаря русского языка перечень свойств лич-ности, которые проявляются в типичных ситуациях. Выделенные личностные черты оценивались по пятибалльной шкале и подвергались статистическому анализу.
В процессе стандартизации опросника, в котором использовались раз-личные статистические методы, включающие корреляционный и факторный анализ, была подтверждена пятифакторная его структура. Вычисление коэф-фициентов альфа Кронбаха показало внутреннюю согласованность парамет-ров опросника. Полученные данные сравнивались с характеристиками теста Х. Тсуйи и другими стандартизированными личностными диагностическими методиками (тестами Кэттелла, Айзенка, MMPI). Определялась также досто-верность различий параметров (t-критерий Cтьюдента) между критериальными группами.
Проверка на надежность пятифакторного опросника осуществлялась методом повторного тестирования одних и тех же испытуемых (девушки 19 – 22 лет, N – 61). Интервал между тестированием составил четыре с половиной месяца. Ретестовая проверка показала, что большинство факторов имеют высокую надежность (уровень значимости – 1% и выше). Коэффициенты кор-реляции на 5% уровне значимости имеются только у следующих первичных факторов: ответственность – безответственность (r = 0.26); самоконтроль – импульсивность (r = 0.27); пластичность – ригидность (r = 0.26).
Критериальная валидность проверялась методом оценки статистичес-кой значимости различий средних значений выборки контрастных групп, ко-торые состояли из испытуемых – студентов женского (N-75) и мужского (N-89) пола. Анализ результатов показал достоверность различий показателей на уровне 5 %, и 1 % значимости.
Девушки показывают более высокие значения обобщенных факторов – Экстраверсии и Эмоциональности. Из всех десяти значимо различающихся факторов только значение по первичному компоненту самоконтроля выше у юношей.
В таблице 1 приводятся нормы оценок на стимулы пятифакторного оп-росника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего по-ла, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конк-ретного испытуемого в Т – шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.
Т – балл вычисляется по следующей формуле:
где Х – сырые очки конкретного испытуемого, М – нормативные данные, S.D. – стандартное отклонение.
(Продолжение таблицы №1)
(М – среднеарифметическое, S. D. – стандартное отклонение)
Опросник, состоит из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.
В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.
Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание под номером 1 и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (2 и 1 без знака – ). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 – сильно выражено, 1 – слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то пишите 0. Все оценки выставляйте в строчку, группируя их в пять столбиков.
Если используется бланк ответов, то оценки заносятся в левую ячейку бланка
ответов. После того, как все утверждения оценены их необходимо перевести в баллы. Для этого первичные сырые оценки -2-1 0 1 2 заменяются соответствующими баллами 5 4 3 2 1. Переводные баллы заносятся в правую ячейку бланка ответов, которые в дальнейшем суммируются по вертикали, и, таким образом, получаются тестовые параметры личности.
Каждый первичный компонент – фактор состоит из суммы трех балльных оценок. Например, фактор 1.1 активность – пассивность, это сумма баллов, полученная на стимулы 1, 6 и 11. Вторичный фактор – это сумма пяти первичных факторов. Для того, чтобы получить факторы необходимо суммировать по вертикали переведенные в баллы стимульные оценки. Полученные, таким образом, тридцать факторов (пять вторичных и двадцать пять первичных) в дальнейшем будут использоваться для интерпретации результатов тестирования.
Источники:
http://poisk-ru.ru/s12010t1.html
http://testometrika.com/blog/big-five-test/
http://psytests.org/result?v=pfqMZomrRfNeevivKCq9
http://brainapps.ru/blog/2016/09/pyatifaktornyy-oprosnik-lichnosti/
http://psycabi.net/testy/388-test-bolshaya-pyaterka-pyatifaktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-makkrae-p-kosta-metodika-diagnostiki-lichnostnykh-faktorov-temperamenta-i-kharaktera-5pfq
http://studopedia.su/18_27204_pyatifaktorniy-oprosnik-lichnosti.html