Основные причины деструктивного характера разрешения противоречий
Основные причины деструктивного разрешения противоречий;
Организацию, а динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.
Семья представляет собой не застывшую социальную
Какая стадия развода сопровождается болью и отчаяньем,
злостью и страхом?
а) эмоциональный развод
б) время размышлений
г) экономический развод
д) установление баланса между родительскими обязанностями
е) время самоисследования
176. Для какой стадии развода характерно одиночество и противоречивые чувства?
а) эмоциональный развод
б) время размышлений
г) экономический развод
д)установление баланса между родительскими обязанностями
е) время самоисследования
177. Для какой стадии развода характерна готовность к длительным отношениям?
а) эмоциональный развод
б) время размышлений
г) экономический развод
д)установление баланса между родительскими обязанностями
е) время самоисследования
178. Кто автор модели процесса развода, которая включает в себя такие стадии: отрицание, озлобленность, переговоры, депрессия, адаптация?
179. Как называется стратегия поведения в разводной ситуации, при которой нет уважения ни к себе, ни к партнеру?
а) обострение любви
180. Какое направление работы практического психолога можно считать основным при оказании помощи семье?
а) психологическое просвещение
г) психологическое консультирование
б) блокировка удовлетворения базовых потребностей партнера
в) снижение возможностей самоактуализации и уровня самоуважении партнера
г) все ответы верны
183. С какими диагностическими проблемами сталкивается психолог при получении информации о семье?
а) проблема интимности
б) проблема изменчивости
в) проблема получения информации
г) все ответы верны
184. Кто автор техники “присоединения к семье”?
185. Какую диагностическую проблему позволяет решить техники “присоединения к семье”?
а) проблема интимности
б) проблема изменчивости
в) проблема разбросанности данных
г) получения информации
186. Какую диагностическую проблему позволяет решить техника ” замедленный темп”?
а) проблема интимности
б) проблема изменчивости
в) проблема разбросанности данных
г) получения информации
187. Что изучает опросник “Общение в семье» ?
а) доверительность общения в супружеской паре
б) характер коммуникаций в семье
в) семейные установки
г) степень реализации семейной роли
д) наиболее типичное состояние индивида в семье
е) диагностика взаимопонимания
188. Что изучает проективный тест “Семейная социограмма”?
а) доверительность общения в супружеской паре
б) характер коммуникаций в семье
в) семейные установки
г) степень реализации семейной роли
д) наиболее типичное состояние индивида в семье
е) диагностика взаимопонимания
189. Что изучает опросник “Ролевые ожидания и притязания в браке»?
а) доверительность общения в супружеской паре
б) характер коммуникаций в семье
в) семейные установки
г) степень реализации семейной роли
д) наиболее типичное состояние индивида в семье
е) диагностика взаимопонимания
190. Что изучает методика “Типовое семейное состояние”?
а) доверительность общения в супружеской паре
б) характер коммуникаций в семье
в) семейные установки
г) степень реализации семейной роли
д) наиболее типичное состояние индивида в семье
е) диагностика взаимопонимания
191. Что изучает методика “Распределение ролей в семье”?
а) доверительность общения в супружеской паре
б) характер коммуникаций в семье
в) семейные установки
г) степень реализации семейной роли
д) наиболее типичное состояние индивида в семье
е) диагностика взаимопонимания
192. Что изучает тест Т. Лири?
а) доверительность общения в супружеской паре
б) характер коммуникаций в семье
в) семейные установки
г) степень реализации семейной роли
д) наиболее типичное состояние индивида в семье
е) диагностика взаимопонимания
193. Какой методикой можно изучить степень удовлетворенности- неудовлетворенности браком?
а) психогеометрический тест
б) тест-опросник В. Столина, Г. Бутенко
в) опросник “Конфликты”
г) методика “Ценностные ориентации”
д) опросник Т. Киллмена
194. Какой методикой можно определить стиль поведения в конфликтной ситуации?
а) психогеометрический тест
б) тест-опросник В. Столина, Г. Бутенко
в) опросник “Конфликты”
г) методика “Ценностные ориентации”
д) опросник Т. Киллмена
195. Какой методикой можно изучить детско-родительские отношения?
Конструктивные и деструктивные конфликты
Конфликты возникают вследствие рассогласования в кооперации или семье различных эмоциональных состояний, методов действия, мотивов и потребностей.
Через конфликты человек прорабатывает многие проблемы — либо личные, либо производственные. Поэтому нельзя конфликт оценивать как однозначно негативное явление.
Конструктивные и деструктивные конфликты: характеристика
Вовремя решенный конфликт существенно улучшает взаимопонимание, и он называется конструктивным. А длительное, все время нарастающее противостояние, которое грозит разрывом всех форм общения, относится как раз к негативным явлениям. Таких ситуаций нельзя допускать ни в семье ни в рабочем коллективе. Но как это сделать?
Во многом конфликтные ситуации оздоравливают отношения в группе, укрепляют отношения. Время от времени в любом коллективе даже необходим “разбор полетов”. Тем более если это фирма, где для достижения общего результата должны учитываться мотивы и цели разрозненных отделов.
Квалифицированный менеджер умеет управлять конфликтами, без контроля и правильного руководства ни одна фирма не достигнет ни успеха, ни прочных позиций на рынке.
Деструктивный конфликт возникает, когда кто-то из участников переходит общественные границы дозволенного или намеренно усугубляет и так острую ситуацию.
Характеристики деструктивного конфликта такие:
- у всех участников цели взаимоисключающие, найти общий знаменатель чрезвычайно сложно;
- усилия стороны прилагают для разжигания противоречий, а не для их решения;
- нет никакой регуляции, никто не озадачен поиском регулирующих принципов поведения в данной ситуации.
Это основные признаки, по которым конструктивный спор отличают от деструктивного. Третий пункт считается наиболее важным. Потому как в конструктивном всегда присутствует третья сторона — арбитраж, который призван налаживать отношения.
Конструктивные и деструктивные функции конфликта
Итак, какие положительные функции ситуаций рассогласования выделяют в производственной конфликтологии?
- Сплочение коллектива. Научившись ценить свой рабочий коллектив, люди не спешат находить другое место. Текучки кадров на производстве нет.
- Каждый участник начинает больше понимать мотивы другого и в будущем учится руководствоваться не только своими, но и общими целями. А значит, персонал эффективнее решает все задачи.
- Разрядка напряженности. В напряженном коллективе ни один из участников не получает удовольствия от своей работы.
- Стимул к развитию. Каждый участник коллектива учится в процессе решения конфликта находить баланс между личностными и общественными интересами, что, несомненно, пригодится в дальнейшей жизни.
- Подчиненные избавляются от так называемого синдрома покорности. Им легче высказывать свое мнение, и люди не чувствуют себя “пешками”.
Деструктивные функции конфликта следующие:
- Снижение мотивации к работе. Чрезмерное и длительное эмоциональное напряжение участников, что может приводить к невротизации работников.
- Снижение дисциплины. Когда выяснение отношений затягивается, рабочий процесс останавливается.
- Ухудшение эмоционального климата. Очень сложно наладить нормальные рабочие отношения заново.
- Один или несколько сотрудников могут уволиться.
Трудно выделить только лишь позитивные стороны в напряженном противостоянии. Обычно один конфликт имеет и положительное и отрицательное значение для его участников. Ведь им обоим приходится идти на компромисс и что-то терять в процессе налаживания отношений.
Развитие деструктивной конфликтной ситуации: этапы
Для обеих сторон развитие деструктивного конфликта нежелательно. Поэтому выясним механизм его развития, чтобы каждый знал как избежать подобных инцидентов.
Как происходит развитие такого конфликта? Существует несколько этапов, плавно переходящих один в другой, по которым мы можем охарактеризовать степень запущенности столкновения.
- Возникновение ситуации, где интересы сторон входят в оппозицию друг к другу.
- Осознание конфликта.
- Развитие. На этом этапе скрытое противостояние может перейти в открытое. А также могут привлекаться сторонники.
- Экспансия конфликта. Увеличение негативных высказываний в адрес другой стороны.
- Завершение конфликтной ситуации.
Механизм развития конструктивного конфликта сходен. Только в нем стороны всегда приходят к взаимному согласию в результате спора. При этом оба оппонента меняют свои установки и ценности.
Позитивный конфликт проходит без стадии экспансии. Решается в большинстве случаев благодаря спокойным переговорам.
Но в случае деструктивного конфликта одна из сторон в результате оказывается побежденной и может копить силы для дальнейшего противостояния во имя “реванша”.
Признаки эскалации конфликта
При эскалации конфликта атмосфера настолько накаляется, что стороны в принципе не могут увидеть в другой стороне никаких позитивных качеств.
В таком столкновении интересов каждый считает противника врагом. Естественно, возникает недоверие, а также стремление обвинить во всех неудачах противника. Всех участников противоборствующей стороны извлекают из числа лиц, заслуживающих обычного человеческого сочувствия и участия.
Эти факторы крайне негативно влияют на психологическое состояние враждующих сторон. А также признаками считается генерализация конфликта, привлечение новых участников на свою сторону и применение насилия, когда других методов воздействия не хватает.
Типы поведения в конфликте
Какие модели поведения в конфликте существуют? Есть конструктивная модель, деструктивная и конформистская.
Деструктивное поведение в конфликте отмечается
- стремлением расширить конфликт, вовлечь новых участников;
- унижением личности другого (как метод влияния);
- нарушением этики общения;
- запугиванием оппонента;
- акцентированием внимания на собственном положении, авторитете;
- использованием лести и заискивания.
Последняя всегда проявляет пассивность в споре и соглашается со всеми требованиями, даже вразрез с собственными ценностями. Такая модель также не считается конструктивной, поскольку когда человек отказывается от собственной позиции, от ответственности за себя, он ненамеренно становится причиной конфликта.
Акцентуация характера и тип поведения в конфликте
В подростковом и юношеском возрасте некоторые отличительные черты характера становятся явно выражены. Затем эти характеристики (акцентуации) налагают отпечаток на всю жизнь человека, на способ его взаимодействия с окружающими и продуктивную деятельность.
Акцентуации тесно связаны с поведением человека в конфликтной ситуации. Обычно типы с более яркой эмоциональностью и стремлением к общению, доминированию ведут себя более агрессивно в споре, проявляют соперничество. Это возбудимый, экзальтированный и гипертимный типы акцентуации.
Циклоидные типы чаще идут на компромисс с оппонентом. А вот приспособленчество и избегание выбирают в основном эмотивные личности. Так как их функции — оберегать общественный покой и быть отзывчивыми к проблемам других.
Стратегии решения конфликта
В конфликтологии есть несколько видов стратегии. И в зависимости от того, какую стратегию выбрали оппоненты и как себя проявили в споре, выделяют конструктивное и деструктивное разрешение конфликтов. В обоих случаях конфликт исчерпан. Но взаимного решения как такового в случае его деструктивного завершения не найдено либо даже не было попыток его искать, так как одна из сторон попросту “сломала” соперника.
Согласно стратегии, выведенной Кеннетом У. Томасом, способов найти решение всего пять:
- избегание;
- приспособление;
- конкуренция;
- компромисс;
- сотрудничество.
Сотрудничество и компромисс являются наиболее удачными стратегиями, позволяющими дальше активно развиваться всем участникам спора. А избегание и приспособление — это, скорее, усугубление конфронтации, чем разрешение вопроса.
Деструктивные последствия конфликта
Неуправляемый конфликт грозит обеим сторонам негативным сценарием развития отношений в будущем. Если это конфликт между 2 личностями, например между мужем и женой, то со временем он приводит к подавленному состоянию и дезорганизации поведения каждого из них. Подавленный человек быстрее устает и хуже справляется с повседневными обязанностями, что ведет к обострению конфликта, а затем прекращению любых взаимоотношений.
Если говорить о предприятии, есть еще несколько крайне негативных последствий. Это потеря интереса сотрудников к непосредственному производственному процессу, невозможность сотрудничать и увольнение.
Как разрешить длительный конфликт?
Длительные напряженные противостояния групп полностью разрушают отношения. Все члены другой группы считаются врагами. Это подтвердил эксперимент, проведенный в начале 1950-х годов группой социологов под руководством М. Шерифа. Искусственно созданная конфликтная ситуация между двумя лагерями мальчиков возрастом 9–12 лет продолжалась даже после эмоциональной разрядки (им разрешили ругаться). Единственной возможностью помирить ребят оказалась общая трудотерапия. Общая деятельность — единственный метод из всех опробованных специалистами, который помог восстановить дружелюбное отношение между группами.
Социальные конфликты – конструктивный и деструктивный – одинаково решаются на восстановлении взаимного уважения и доверия. А это возможно именно в трудовой деятельности.
Причины деструктивных конфликтов
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъек-тивными причинами. К таким субъективным причинам относят-ся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей. Неправо-мерные действия подчиненных руководитель видит обычно луч-
Глава 6. Деловые конфликты и способы их разрешения
ше, чем свои ошибочные действия (так уж устроены большинство людей, что прежде всего ошибки видят у других).
Кроме того, руководитель является той инстанцией, которая и должна нейтрализовать ошибки подчиненных. Поэтому остано-вимся именно на ошибочных действиях руководителей, приводя-щих к деструктивным конфликтам.
Ошибочные действия руководителей можно сгруппировать в три направления: нарушения служебной этики, нарушения тру-дового законодательства и несправедливая оценка руководителем подчиненных и результатов их труда.
Нарушения служебной этики. Сюда относятся:
• всевозможные проявления грубости, высокомерия, неува-жительного отношения к подчиненным;
• обман подчиненных (явный и неявный), невыполнение обе-щаний;
• нетерпимость к мнениям, отличным от своего собственно-го, зажим критики. Стендалю принадлежат слова, важность ко-торых для взаимоотношений людей и для управления производ-ством трудно переоценить: «Опереться можно только на то, что сопротивляется». Каждый специалист ценен, кроме всего проче-го, и своим профессиональным мнением. В развитие этой мысли в менеджменте сформулирован такой принцип: «Если двое со все-ми согласны, то один из них – лишний!»;
• ущемление прав подчиненных;
• злоупотребление положением начальника (например, ис-пользование зависимости подчиненного для навязывания ему по-ручений внеслужебного характера);
• поручения исполнителю «через голову» непосредственного руководителя (и вообще работа с исполнителем без ведома непо-средственного руководителя);
• утаивание информации (в том числе неосознанное), ставя-щее подчиненного в положение неопределенности (особенно в условиях сокращения штатов и реорганизаций);
• критика, принижающая достоинства человека.
Нарушения трудового законодательства.Речь идет о нару-шениях как духа, так и буквы законодательства о труде. К сожа-лению, имеют место и те, и другие: и попытки действовать са-мостоятельно, не считаясь с законами, и нарушение формальных процедур. Нарушений второго рода намного больше. Происходят они из-за правовой безграмотности руководителей. Значительная часть таких случаев связана с увольнением работников по ини-циативе администрации. По статистике судьи, более чем в поло-вине случаев обжалования уволенными работниками решения об увольнении, восстанавливают их на работе. Именно здесь руково-дителям нужно быть особенно внимательными.
Несправедливая оценка руководителем подчиненных.Про-явления несправедливой оценки руководителем подчиненных до-вольно разнообразны. Приведем некоторые из наиболее часто встречающихся:
• ошибки в применении поощрений и наказаний. Они наибо-лее вероятны, когда отсутствует продуманная система поощрений
и наказаний; недостатки в распределении работ между исполни-телями; установление оклада, нарушающего баланс «вклад – оклад»;
• приглашение работника «со стороны», когда кандидаты на эту должность есть в самом коллективе. Такое приглашение уменьшает у своих сотрудников уверенность в шансах на продви-жение, поэтому оно должно иметь веские основания;
• руководитель болезненно относится к авторитету подчинен-ного. Он не только не хочет отметить хорошего работника, но и старается навредить ему, снизить его авторитет;
• огульная критика группы подчиненных. Такая критика не конкретна, т. е. каждый может посчитать, что уж к нему-то она не относится. Следовательно, критика воспринимается как не-справедливая. В то же время она противопоставляет руководи-теля подчиненным и сплачивает группу обвиняемых против об-винителя;
Глава 6. Деловые конфликты и способы их разрешения
• нечеткая формулировка руководителем поручаемых зада-ний. В итоге она может привести к несправедливой оценке рабо-ты подчиненного, так как независимо от его старания отрицатель-ная оценка предопределена, а в результате – взаимное раздраже-ние. Именно из-за нечеткости заданий получили широкое распро-странение утверждения подчиненных о руководителях, которые «не знают, чего хотят», и встречные претензии руководителей по поводу «бестолковости» подчиненных;
• недооценка руководителем разъяснительной работы. Недостаток разъяснений, неинформированность нередко при-
водят к тому, что совершенно объективная оценка руководителем подчиненного воспринимается последним как несправедливая, субъективная.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Деструктивность и деструктивный – популярные понятия и определения
«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны. А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности. Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.
Что такое деструктивность
Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.
Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).
Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.
Деструктивный – что это значит
Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?
- разрушающий процесс;
- сбой в работе чего-либо;
- разрушение, распад структур, связей, зависимостей.
Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.
Деструктивные отношения
Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.
Признаки токсичных отношений:
- игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
- пренебрежение партнером;
- химические зависимости у одного или обоих участников;
- ощущение ненужности, безразличия;
- побои, унижения;
- измены;
- ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
- манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
- хроническое нервное напряжение;
- хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.
Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.
Деструктивная критика и общение
Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».
Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.
Деструктивный конфликт
Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.
- уводит от решения проблемы;
- занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
- направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
- портит психологический климат в коллективе;
- не способствует развитию участников, их отношений.
Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.
Признаки токсичного конфликтного поведения:
- недоверие;
- приказы;
- обвинения;
- пренебрежительное, снисходительное отношение;
- отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
- навязывание своего мнения, принуждение;
- критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.
Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).
Деструктивные чувства и эмоции
Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.
Деструктивные мысли и разговоры
Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.
Деструктивный характер
Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.
Деструктивная личность
Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.
Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.
Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.
Деструктивное влияние
«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи. Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности. Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.
Деструктивная деятельность
Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности. Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека. Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.
Деструктивное поведение: что это такое в психологии
В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.
Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.
Примеры и виды
Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.
Примеры токсичного поведения, направленного вовне:
- моральное или физическое уничтожение другого человека;
- агрессивность и враждебность в общении;
- экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
- вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
- убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.
Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:
- зависимости любого типа;
- сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
- делинквентное поведение (преступное);
- суицид и членовредительство.
Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.
Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.
Причины
Причины развития склонности к разрушениям:
- неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
- психические расстройства;
- соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
- разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.
Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.
Коррекция поведения
Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:
- вид и форма девиации;
- мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
- результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
- индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.
Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.
Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.
Как преодолеть деструктивность
Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.
В качестве самопомощи можно сделать следующее:
- Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
- Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
- Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.
Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.
Деструктивные и конструктивные конфликты
Большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, которое приводит лишь к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее это ошибочное мнение. Помимо деструктивных, существуют также и конструктивные конфликты, которые приводят к разрешению многих скрытых проблем.
Определение понятий
Конфликт представляет собой определенное противоречие или противостояние, которое возникает ввиду несовместимости интересов сторон. Может возникать между отдельными людьми или их группами в процессе жизнедеятельности.
В соответствии с характером последствий, психологи выделяют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и натянутых отношений. Порой деструктивные конфликты могут перейти в стадию физического насилия. Зачастую они возникают на почве личной неприязни, предвзятости, стремления к извлечению выгоды.
Абсолютно противоположным значением обладают конструктивные конфликты. Они способствуют разрешению явных и скрытых проблем, снятию напряженности в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, то менеджеры порой сознательно провоцируют конфликты, чтобы разрядить накаленную обстановку.
Конструктивный и деструктивный конфликт – сложности оценки
Стоит отметить, что противостояние между индивидами или их группами достаточно трудно поддается оценке. Определить разновидность не всегда возможно ввиду следующих объективных факторов:
- Не существует четких критериев, в соответствии с которыми различают конструктивный и деструктивный конфликт. Чаще всего это можно сделать только после завершения противостояния, когда может быть дана оценка последствиям (и даже в этом случае ответ может не быть однозначным).
- Большая часть конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, характеризуются как конструктивными, так и деструктивными функциями одновременно.
- Характеристики противостояния могут существенно меняться в зависимости от того, на какой стадии оно находится. Конструктивный конфликт может стать таковым только после острой фазы или, наоборот, – перейти в область деструкции.
- При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Так, одна сторона может считать его конструктивным, а для другой он будет носить деструктивный характер. Кроме того, важно учитывать заинтересованность третьих лиц, которые могут выступать инициаторами противостояния.
Конструктивные функции социального конфликта
Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, оно выполняет ряд функций положительного значения. Так, конструктивная сторона конфликтов состоит в следующем:
- конфликт позволяет выявить противоречия и проблемы в тот самый момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
- может выступить в качестве механизма для снятия напряжения в обществе и разрешения ситуации, являющейся источником стресса;
- в процессе поиска путей выхода из конфликта индивиды могут интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
- в результате разрешения спорной ситуации и устранения ее источника социальная система становится более стабильной;
- вовремя возникший конфликт может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.
Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативной природе конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на разрешение проблем.
Конструктивные функции межличностного конфликта
Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:
- позволяет обнаружить подлинные черты характера оппонента, а также выявить истинные мотивы его поведения;
- конфликтные ситуации способствуют укреплению характера и становлению личности;
- способствует адаптации личности в социуме, ее самореализации и самоутверждению.
Деструктивные функции конфликта
Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:
- ввиду того, что противостояние может перейти из вербального в физическое, высок риск материальных потерь, а также человеческих жертв;
- дезорганизация общества ввиду напряженности отношений;
- замедление темпов социально-экономического развития ввиду нарушения межличностных и межгрупповых связей;
- в процессе противостояния могут открыться новые конфликты, которые будут носить еще более деструктивный характер;
- снижение уровня дисциплины и дезориентация;
- ухудшение психологического климата в коллективе или обществе;
- с точки зрения отдельно взятой личности, может развиться неуверенность в себе, наступить разочарование в убеждениях и ценностях;
- отрицательная оценка окружающих;
- в ходе конфликта могут сработать защитные механизмы психики, которые могут привести к деструктивному поведению или болезненным состояниям.
Типы конфликтных личностей
Конструктивное решение конфликта не всегда бывает возможным ввиду индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые наиболее часто вступают в противостояния с окружающими:
- демонстративные – любят быть в центре событий, достаточно эмоциональны, а потому нередко являются инициаторами споров и противостояний;
- ригидные – ввиду завышенной самооценки и обидчивости нередко пренебрегают мнением и интересами окружающих, из-за чего возникают серьезные конфликтные ситуации;
- неуправляемые – характеризуются чрезмерной импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
- сверхточные – слишком требовательны к себе и окружающим, придирчивы к мелочам, недоверчивы;
- конфликтные – целенаправленно вступают в противостояние с окружающими, считая такое поведение способом манипулирования и достижения поставленных целей;
- бесконфликтные – боятся любых споров и противостояний, в результате чего могут спровоцировать агрессию и раздражение окружающих, что приводит к обратному эффекту.
Модели конфликтного поведения
Можно выделить три основные модели конфликтного поведения, а именно:
- Деструктивная характеризуется стремлением к обострению противостояния и росту напряженности. Человек может попытаться вовлечь в конфликт еще больше участников, расширяя его масштабы. Для данной модели характерно следующее:
- пренебрежение партнером с целью уменьшить его роль в разрешении спора;
- личное оскорбление и негативные оценки деятельности;
- открытое проявление недоверия и сомнений;
- отступление от морально-этических норм общения.
- Конструктивное поведение в конфликте направлено на то, чтобы как можно скорее “погасить” противостояние и решить проблему дипломатическим путем. Если один из участников нацелен на примирение, то он проявит выдержку и самообладание, независимо от поведения оппонента. Важно вести себя открыто и доброжелательно, сохраняя немногословность.
- Компромиссная модель поведения направлена на поиск альтернативного решения, она свойственна неуверенным в себе личностям. Они проявляют себя достаточно пассивно и уходят от прямых ответов на вопросы. Участники не настаивают на соблюдении своих интересов и охотно идут на уступки.
Конструктивное развитие конфликта
Для того чтобы конфликт развивался по конструктивному сценарию, должны быть соблюдены следующие условия:
- участники признают наличие разногласий, пытаются понять их природу и признать право оппонента на соблюдение своих прав и отстаивание личной позиции;
- прежде чем приступать к устранению причин противоречия, должны быть полностью исключены негативные проявления конфликта, такие как повышенный тон, взаимные оскорбления и так далее;
- если собственными силами невозможно прийти к консенсусу, то возможно привлечение к разрешению спорной ситуации третьей незаинтересованной стороны, которая сможет дать проблеме объективную оценку;
- согласие всех сторон конфликта с установленными правилами поведения, что способствует эффективным коммуникациям.
Сглаживание деструктивного конфликта
Стоит отметить, что деструктивный по своей природе конфликт может иметь вполне благоприятный исход. В связи с этим выделяют следующие конструктивные способы разрешения конфликтов:
- Устранение причины противостояния путем ограничения контактов сторон. Если говорить об управлении организацией, то речь может идти о разграничении полномочий или же кадровых перестановках.
- Усиление взаимодействия между конфликтующими сторонами. Если противостояние не касается непосредственно выполняемых обязанностей, то целесообразно поставить перед ними общую цель, что принудит участников к поиску общего языка.
- Стимулирование к самостоятельному поиску выхода из конфликтной ситуации. Причем речь не обязательно должна идти о поощрении в случае скорейшего завершения противостояния. Вполне возможно разработать систему санкций, которая будет действовать в том случае, если спор не будет исчерпан.
Управление конфликтом
Управление конструктивными конфликтами включает в себя следующие основные приемы:
- Четкое разграничение предмета конфликта и его участников. Недопустимо критиковать личные качества или интересы. Таким образом, все внимание концентрируется непосредственно на проблеме.
- Разработка вариантов, удовлетворяющих обе стороны. Чтобы прийти к общему решению, участники конфликта должны направить все свои усилия не на личное противостояние, а сконцентрировать их на поиске альтернатив. Стоит сплотиться против проблемы, а не противостоять друг другу. Здесь хорошо работает метод “мозгового штурма”, к которому можно также привлечь третьих лиц.
- Использование объективных критериев подразумевает объективный взгляд на проблему безотносительно к интересам сторон конфликта. В таком случае может быть принято решение, которое будет стабильным и нейтральным.
- Исключение влияния принципиальных позиций. В первую очередь каждая из сторон должна определиться с тем, какой ее рациональный интерес в том или ином развитии событий. Вполне возможно, что у конфликтующих сторон они будут общими или, по крайней мере, не будут исключать друг друга.
Завершение конфликта
Завершение конфликта может происходить в следующих формах:
- разрешение – стороны противостояния путем совместных усилий пришли к окончательному решению, которое в той или иной мере удовлетворяет их интересы;
- урегулирование – устранение противоречия усилиями третьей стороны;
- затухание – это временное или полное прекращение активного противостояния, которое может быть связано как с истощением ресурсов участников, так и с утратой актуальности причины конфликта;
- устранение конфликта состоит в “ликвидации” его структурных элементов (выход из спора одной из сторон или же длительное отсутствие контактов между оппонентами, нейтрализация проблемы);
- в некоторых случаях текущий конфликт может привести к возникновению новых противостояний вокруг объектов, которые были выявлены при попытках его разрешения.
Выводы
Несмотря на то что большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, это не совсем справедливо. Он вполне может носить конструктивный характер. Более того, в некоторых случаях он просто необходим. Так, например, руководители некоторых организаций сознательно провоцируют конструктивные конфликты в трудовых коллективах. Это помогает выявить существующие проблемы, снять эмоциональное напряжение и создать здоровую рабочую атмосферу. Также стоит помнить, что при грамотном подходе к управлению конфликтами даже деструктивное противостояние может иметь конструктивное завершение.
Жизненные кризисы, как форма внутреннего конфликта. Причины возникновения. Основные этапы развития. Конструктивные и деструктивные последствия
Жизненный кризис – это в первую очередь жизнь личности в ее актуальной и высшей форме, это осознание сильного возражения внутри себя и правильный выход из этого появившегося противоречия. Выход в свою очередь требует сосредоточивание всех психических, интеллектуальных, духовных и физических сил человека. Правильный выход ведёт к самосовершенствованию человека.
Внутренний кризис сопровождается внешними конфликтами, тем не менее, разрешая конфликт, человек овладевает новыми средствами, у него появляется больше возможностей, происходит освоение новых областей жизни. Но если новая потребность внешними общественными требованиями подавляется, то кризис может затянуться или обостриться.
Чтобы определить каким же будет выход из жизненного кризиса — деструктивным или конструктивным, нужно проанализировать сложившуюся кризисную ситуацию, исходя из следующей схемы: а) Содержание жизненного кризиса; б) к какой категории он относится: возрастной кризис, кризис потери, биографический кризис или какой-либо другой; в) время развития или продолжение кризиса.
Общим признаком деструктивных стратегий является преодоления жизненных кризисов без особого желания человека. Он не может и не хочет работать над своей проблемой. Человек, абсолютно, не готов принимать какие – либо решения, он боится брать на себя ответственность за себя и свою жизнь, он очень сильно боится последствий и поэтому постоянно надеется, что конфликт разрешится сам по себе. Время идёт опыта и знаний, которые ему бы помогли в разрешении проблем не накапливается, что, несомненно, приводит к ещё более затяжному, тяжёлому и глубокому личностному изматывающему кризису, который, в свою очередь, способен перейти в невротические состояния, различные, неврозы, истерии и т.д.
Конструктивное преодоление личностных жизненных кризисов и конфликтов проявляется в принятие человеком реальности, он внимательно анализирует кризисную ситуацию, способен различать второстепенное и главное, а так же выделять составные части. Возникшие проблемы он способен решать поэтапно. Это делает человека сильнее, происходит его душевный рост и рост его личности.
19. Мотивационные конфликты. Наибольшее внимание внутренним конфликтам мотивационного характера проявляли сторонники психоанализа и психодинамических концепций. Понятие психического конфликта в психоанализе, однако, весьма специфично и неразрывно связано с системой концептов и теоретических построений психоаналитической теории.
К. Левин [104] выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида в результате борьбы мотивов при одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Принято различать три основных варианта этих конфликтов.
1. Человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу. Классической иллюстрацией такого типа конфликта считается случай буриданова осла, в конце концов умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена.
2. Выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Выбор из двух зол затруднен равной интенсивностью мотивов избегания.
3. Одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием за и против.
Психологически легче выйти из ситуации выбора между двумя привлекательными возможностями, чем между двумя непривлекательными.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический – характеризуется завышенными претензиями личности в
сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих
Обессивно-психастенический – характеризуется противоречивыми
собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между
моральными принципами и личным поведением
Неврастенический – характеризуется противоречием между возможностями
личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Что это такое?
Переживание – форма активности личности, в которой осознается противоречие
и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
2. Последствия внутриличностных конфликтов
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть
конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным
развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его
разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение
личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических
Механизмы и способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и
действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин).
Психологическая защита — нормальный, повседневно работающий механизм
психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения.
Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы
психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях,
когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания
21. Конфликтный тип личности. Постоянная и ситуативная конфликтность. Связь акцентуаций характера с личностной конфликтностью.
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Исходя из результатов исследований отечественных психологов, можно выделить следующие основные типы конфликтных личностей (по С.М.Емельянову).
1. Конфликтная личность — демонстративный тип.
Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку.
2. Конфликтная личность — ригидный тип (косный).
Люди этого типа не умеют перестраиваться, т.е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность.
3. Конфликтная личность — неуправляемый тип.
Это человек импульсивный, недостаточно себя контролирующий. Его поведение трудно предсказуемо.
4. Конфликтная личность — сверхточный тип (педант).
Личность “сверхточного” типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя.
5. Конфликтная личность — бесконфликтный тип:
Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта
Конфликтность личности— характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.
Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую( постоянную) основу.
К ситуативным предпосылкам возникновения конфликта относятся: неудовлетворенность актуальной потребности; чувство неопределенности, неуверенности; дезориентация; утомление; неустойчивость настроения; повышенная возбудимость; недостаточная или искаженная информированность; состояние внушаемости.
К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими: нетерпимость к недостаткам других; пониженная самокритичность; импульсивность; несдержанность в чувствах; укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к людям; склонность к агрессивному поведению; эгоизм; невоспитанность и др.
Конфликтность личности и свойственный ей типовой стереотип поведения тесно связаны с акцентуациями характера, т. е. преувеличенным развитием отдельных характерологических свойств в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими, провоцируются конфликтные ситуации и инциденты. К. Леонгард выделяет 12 видов акцентуаций характера, каждая из которых предопределяет тип конфликтного поведения: Гипертимический; Дистимический; Циклоидный; Эмотивный; Демонстративный;Педант; Застревающий и др.
Существенное место в продуцировании конфликтов и стимуляции конфликтного поведения занимает социальная роль личности. Здесь в классификации можно встретить : склочник” (“шавка”, “детонатор”, “провокатор”)—для него конфликт является возможностью выставить противоборствующие стороны в негативном свете; “Старая дева” (“комплекс Наполеона”) — чаще всего человек, имеющий заметный физический недостаток (например, низкий рост, необычный цвет волос и др.); отличается чрезмерной обидчивостью, склонностью агрессивно реагировать даже на незначительные недоразумения и противоречия, высокой тревожностью и мнительностью и др.
Источники:
http://studopedia.su/14_167243_osnovnie-prichini-destruktivnogo-razresheniya-protivorechiy.html
http://businessman.ru/konstruktivnyie-i-destruktivnyie-konfliktyi.html
http://cyberpedia.su/4×5747.html
http://onona.online/psihologiya/destruktivnost
http://fb.ru/article/259762/destruktivnyie-i-konstruktivnyie-konfliktyi
http://studopedia.ru/10_253866_zhiznennie-krizisi-kak-forma-vnutrennego-konflikta-prichini-vozniknoveniya-osnovnie-etapi-razvitiya-konstruktivnie-i-destruktivnie-posledstviya.html