6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Факторы развития материнства

Факторы развития материнства

Основные факторы формирования материнства и отцовства

Исследуя феномен родительства, психологи и социологи имеют дело, прежде всего, с двумя разными, но взаимозависимыми явлениями — отцовством и материнством.

Психология материнства в последние годы оформилась в самостоятельное направление исследований, рассматривающих ее как часть личностной сферы женщины и как условие развития ребенка. Среди авторов таких исследований мы называем: Л.Л. База, В.И. Брутмана, А.Я. Варга, А.И. Захарова, С.Ю. Мещерякову, С.А. Минюрову, Р.Ж., Г.Г. Филиппову, И.Ю. Хамитову и других [7; 25; 39; 40; 58].

Психология материнства является одной из важных областей современной психологической науки и практики. По мнению С.М. Дождевой, на фоне быстро развивающейся области психологической помощи анализ фазы взаимодействия будущей матери с ещё не рождённым ребёнком представляется достаточно новым и актуальным, поскольку в это время весь комплекс материнских ожиданий, эмоций может быть не только отслежен, но и психологически проработан в конструктивном направлении [20].

Беременность, роды и материнство — это определённые ступени формирования зрелой женской идентичности. Эти этапы связаны между собой, таким образом, что от того, насколько полно женщина проживёт предыдущий этап, зависит возможность прохождения следующего.

Безусловно, важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребёнка.

Р.В. Овчарова указывает, что период беременности определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребёнку. По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребёнка в доме [44].

Г.Г. Филиппова, Р.В. Овчарова, С.Ю. Мещерякова, Н.Ю. Герасимова, Л.Б. Шнейдер, В.И. Брутман, М.С. Радионова, С.А. Минюрова, Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина, А.А. Сараева, С.М. Дождева, Сосновская Н. выделяют в качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующее материнское поведение, «желанность — нежеланность» ребёнка, особенности протекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности. Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. Ощущения, которые испытывают женщины, вынашивающие желанную беременность, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. В этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребёнком. Если уже во время беременности женщина научится общаться с будущим ребёнком, то после родов ей наверняка будет легче понимать его [3; 8; 17; 20; 26; 39; 40; 44; 50; 52; 58].

По мнению Г.Г. Филипповой, понимание и удовлетворение потребностей детей — это и есть материнская компетентность.

М.Я. Студеникин приводит различия в психоэмоциональном состоянии беременных женщин, готовых и не готовых к материнству (таблица 1, приложение 1) [41].

В семидесятых годах XX века итальянский психоаналитик С. Фанти обосновал существование эмбриональной стадии психического развития человека. За основу будущего отношения матери к ребенку принимаются эмоциональные контакты матери с плодом, продолжающиеся в младенчестве. Этот опыт актуализируется во время беременности и отражается в содержании материнства.

С точки зрения социальной психологии материнство может быть рассмотрено как результат социализации женщины при формировании структуры личности во взаимодействии с микро и макро группами [57].

В.И. Брутман, М.С. Радионова считают, что отношения матери с ребёнком определяются её собственной историей, до и после рождения. Так, внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, оживают в данной кризисной точке человеческой жизни (беременности) и воздействуют на реальный образ ребёнка. Эти конфликты могут включать как положительные, так и отрицательные проявления как своего «эго», так и партнёра женщины. Для того чтобы могло сформироваться чувство привязанности к ребёнку, женщина должна во время беременности интегрировать реальность и подсознательные фантазии, надежды и мечтания, относящиеся к ребёнку. Таким образом, чувство привязанности матери к ребёнку возникает не вдруг — после его рождения, а проходит длительный путь становления [8].

Смысловое переживание материнства рассматривается С.А. Минюровой и Е.А. Тетерлевой как психологическое новообразование в сфере самосознания женщины, принявшей на себя родительскую роль. В структуре смыслового переживания материнства выделено четыре фактора: “сопереживание ребенку на основе собственного детского опыта — жесткая родительская позиция”, “поиск путей сближения с ребенком — отсутствие опыта решения подобных ситуаций в детстве”, “предоставление ребенку быть свободным от взаимодействия — наслаждение собственной свободой” и “вытеснение образа ребенка — неприятие собственной воспитательной функции”. Эти факторы рассмотрены как биполярные образования, отражающие столкновение смысловых позиций, центрированных вокруг проблемных мест переживания материнства [40].

Таким образом, в процессе беременности постепенно складывается образ себя, как матери.

Важную роль в формировании представлений о материнстве и будущем ребёнке играют знания, транслируемые через семейный фольклор, включающий в себя семейную историю и предания, традиции и обряды, образцы должного поведения (семейная модель материнства) и традиционные тексты (культурная модель материнства) [33].

Долгое время рождение и воспитание ребёнка считалось женским занятием. Роль отца сводилась, как правило, к поддержке жены и ограничивалась эпизодической помощью ей в рождении и воспитании ребёнка. Но рождение ребёнка — это кризисный этап не только в жизни женщины, но и семьи в целом. Следовательно, к рождению ребёнка должен быть готов и мужчина. [31].

Особенности отцовства, различные аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и практически значимыми при составлении программ психологического сопровождения семьи.

И.С. Кон отмечает, что отцовство, как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано с объективными характеристиками личности Для мужчины это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их контроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить «правильно» [30].

Существует большая разница между мужчинами в принятии роли отца. Одни мужчины лишь декламируют своё отцовство, взваливая все проблемы, связанные с воспитание детей, на мать; другие же, наоборот, разбираются до тонкости в самых сложных вопросах воспитания.

В исследовании П. Поповой были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной, это — уважение и привязанность к отцу со стороны матери;

— особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом;

— возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать);

— участие отца в общении с ребёнком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах [46].

Для отцовско-детских отношений важным является оформление брака, — это означает, что отец живет с ребенком и имеет хорошие отношения с его матерью.

Н.А. Коркина считает, что современные отцы во многом менее авторитарны, чем даже поколение современных дедушек, более эмпатийны и знают больше о повседневных проблемах и заботах своих детей. Молодые отцы начинают посещать специальные курсы по подготовке к родам и родительству, присутствуют на родах. Всё чаще пары говорят «Мы беременны». Но, несмотря на всё больший вклад отцов в воспитание и уход за детьми, сильно распространён стереотип о неадекватности, слабости и отсутствии умений современных отцов. Отец, по сравнению с матерью, чувствует себя некомпетентным и неумелым при взаимодействии с ребёнком, и это может приводить к уменьшению или даже избеганию контактов с ребёнком [31].

Однако, согласно исследованиям А.А. Сараевой, экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку. Предполагается, что, чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь [50].

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип отца претерпевает серьёзные изменения. Как указывает в своей работе Н.А. Коркина, раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях, власть отцов в семье уменьшается [31].

Сегодня формируется новый тип отца, который психологически и эмоционально «участвует» в беременности, присутствует при родах, включён в кормление, лечение, игру и воспитание ребёнка.

О.А. Карабанова характеризует современный тип отцовства значительным разнообразием параметров участия отца в воспитании ребёнка, например:

включённость в совместную деятельность;

мониторинг, то есть информированность о занятиях ребёнка, его местонахождении, интересах, желаниях, потребностях [27].

В детях отец, как и мать, видит возможность самоактуализации, и в силу этого на ребёнка возлагаются определённые отцовские ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов. В ребёнке для отца воплощена возможность продолжения рода.

По мнению психологов, родительская любовь имеет гендерную специфику. Так Э. Фромм отмечает, что материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоинством и достижениями ребёнка. Отец же выполняет функцию социального контроля и является источником требований, норм поведения, санкций.

Отцовская любовь формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка, она — требовательна, условная, это любовь, которую ребёнок должен заслужить. А мать изначально признаёт самоценность ребёнка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче [60].

По мнению Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова, ребёнок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда потому, что мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребёнка как продолжение себя. Женщина подготавливается к общению с ребёнком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребёнка. Мужчина отлучён от этого общения, поэтому чувство отцовства, эмоциональное восприятие ребёнка затруднено.

Следовательно, активное участие отца в воспитании маленького ребёнка способствует формированию надёжного типа привязанности, благополучному эмоциональному его развитию. Поэтому лучше с самого начала, когда это гораздо проще, входить в роль настоящего отца [6].

Чтобы отцы наравне с матерями были полноправными родителями, и их вклад в воспитание не ограничивался функциями обучения и контроля, необходимо включать мужчину в эмоциональное общение с ребёнком, и первичный уход за младенцем.

Таким образом, возникает модель отцовства, в рамках которой отец реализует новую модель эмоционального отношения к ребёнку — условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь [21; 25].

Особенности развития материнства в современных условиях

В наши дни материнство, занимая незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностя­ми: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. Зарубежные и отечественные исследователи единодушно отмечают тенденцию изменения ценностных ориентации в об­ществе в сторону гедонизма и индивидуализма. Заметное возрас­тание в наше время стремления к высокому профессиональному статусу и карьере, повышенная тяга к благосостоянию и высо­кому уровню потребления препятствуют родительству.

Налицо новая модель личности, не обеспеченная соответ­ствующей моделью материнства. Усугубляет положение разрыв межпоколенных связей, потеря традиционных способов переда­чи опыта и оформления материнско-детского взаимодействия. Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарных особенностях развития ребенка и своих функ­циях в уходе за ним и общении. Кроме того, уменьшение коли­чества детей в семье ведет к тому, что часто первый младенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок. В этих условиях молодые родители обращаются к поиску недостающей информации. Помимо возникновения потребности в повышении своей родительской компетентности происходит осознание не­достаточности в эмоциональных переживаниях, неготовности к возникновению материнских чувств. Все это ведет к направлен­ному, осознанному развитию не только информационных, но и эмоциональных основ материнской сферы. Ее построение стано­вится задачей самого субъекта материнства. Женщина интересу­ется тем, что она должна чувствовать, какую роль это играет в развитии ребенка, зачем ей это надо самой и что надо делать для развития этих чувств. Подготовка к материнству теперь не огра­ничивается ведением беременности и сведениями об уходе за ребенком и кормлении. В нее входят развитие эмоциональной сферы, интуиции, освоение способов общения с ребенком до рождения и т. п. Сведения об эффективности родов и послеродо­вого развития взаимодействия с ребенком у матерей, прошед­ших психологическую подготовку к материнству, подтверждают это мнение. Успешность родов, благополучная ситуация с груд­ным кормлением достигают в этих случаях 80—90%, что намно­го превышает средние показатели (Н. П. Коваленко, Г. И. Брехман, А. И. Захаров, О. Л. Троянина и др.).

Читать еще:  Факторы влияющие на потребность в персонале

Таким образом, произведенный обзор подводит нас к сле­дующим заключениям:

1. Поток зарубежных исследований в области психологии материнства и смежных проблем, в противовес отечествен­ным, отличается обширностью, разнонаправленностью концепций и подходов. В психологической литературе (пре­имущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В оте­чественной психологии в последнее время также появил­ся ряд работ, связанных с феноменологией, психофизио­логией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматри­вается с двух основных позиций: 1) материнство как обес­печение условий для развития ребенка и 2) материнство как часть личностной сферы женщины.

2. Выяснилось, что существует несколько точек зрения на так называемый материнский инстинкт. Одни рассматривают материнские чувства как природную особенность женщи­ны. Другие утверждают, что материнская любовь — это понятие, которое не просто эволюционирует, но напол­няется в различные периоды истории различным содержа­нием; рассматривают во взаимосвязи три главные соци­альные женские роли: матери, жены и свободно реализу­ющейся женщины и полагают, что в различные эпохи та или иная из этих ролей становилась главенствующей. Есть еще такое мнение, что развитие привязанности матери к новорожденному зависит в равной мере как от ее пре­жнего опыта, главным образом детского, так и от свя­зей, которые устанавливаются между ними после родов в результате се забот о ребенке и его ответной реакции. Стремление к материнству, по-видимому, нельзя сводить ни к биологическому влечению, ни к следованию социо-культурным нормам. Материнство, по словам Т. Флоренской, — предназначение женщины, и поэтому можно го­ворить о существовании духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью.

Механизмы формирования материнства

1.3 Механизмы формирования материнства

Чтобы стать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можно выразить словами «быть мамой», начинает появляться у девочки уже в раннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение, переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многое другое впитывает и запоминает ребенок, часто неосознанно, чтобы потом, воспользовавшись уже имеющимся опытом построить отношения со своим ребенком.

Дональд Винникотт пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

Таким образом, факторы, влияющие на формирование материнства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях [Овчарова Р.В., 2003]:

— макроуровень – уровень общества;

— мезоуровень – уровень родительской семьи;

— микроуровень – уровень собственной семьи;

— уровень конкретной личности.

Макроуровень. Как уже отмечалось выше, сюда входят различные общественные нормы, стереотипы «хорошей матери», установки «как надо» и самое важное, под влиянием чего формируется все перечисленное, — это общественные, экономические и культурные отношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на модели материнства в целом. Так со второй половины XX века социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, не столь всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщины имеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональные достижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторые традиционно материнские функции в семье принимают на себя общественные институты и профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

Мезоуровень. Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что родительская семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятно влияют на развитие личности будущей матери. Многие исследователи подчеркивают, что личность женщин, не готовых к эффективному материнству, зачастую формировалась в своеобразной субкультуре агрессии (холодное отношение родителей, унижение, угнетение, грубость, крик, побои). На формирование ролевых основ девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства.

Не менее важным является взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Большое значение в формировании эффективного материнского поведения отводится феномену привязанности матери и ребенка. Исследования привязанности показали, что существуют внутрисемейные циклы непрочной привязанности, передающиеся по материнской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являются источником непрочной привязанности ребенка. Отмечено, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью они и в своей жизни воплощают подобную модель отношений с другими. Для таких матерей характерен внутренний конфликт любви-ненависти, в основе которого лежит стремление к глубоким эмоциональным отношениям и неумение, неспособность их выстроить, желание любви и неспособность любить. Исследования подтверждают, что у отверженного ребенка есть тенденция стать отвергающим родителем [Шнейдер Л.Б., 2000].

На мезоуровне имеют место такие этапы формирования материнства как игровая деятельность и процесс нянчанья. Так в сюжетно-ролевых играх «дочки-матери» и «семья» происходит конкретизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Важно отметить, что в игре с куклой участвует и отношение взрослых, как к самим куклам, так и к играм девочки. От него во многом могут зависеть взгляды ребенка на роль матери и собственное отношение к ней.

В процессе нянчанья у девочки появляется интерес к ребенку и положительное эмоциональное отношение. Особенности взаимодействия с младенцами, содержание субъективного опыта и его роль в развитии материнской сферы недостаточно изучены.

Этап нянчания, по Филипповой, начинается примерно с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 10 лет. Удачно пройденный, этот этап помогает детям усмотреть во взаимодействии с младенцем источник богатых впечатлений и удовольствия и сформировать базу положительного отношения к ребенку. В противном случае формируется безразличное или негативное отношение к ребенку.

Микроуровень. Этот уровень характеризуется взаимодействием с собственным ребенком. Он является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (беременность, роды, период грудного вскармливания ребенка) обеспечена эволюционными психофизиологическими, в том числе и гормональными, механизмами регуляции.

Г.Г. Филиппова выделяет следующие этапы взаимодействия женщины с ее ребенком [Филлипова Г.Г., 1999]:

1. Идентификация беременности. Этот период начинается и заканчивается еще до возникновения первых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан с осознанием факта беременности. Переживания женщины в этот период носят оттенок беспокойства, причиной которого может быть либо страх наступления беременности, либо страх ее ненаступления. Однако переживание идентификации беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а только отражает «стартовое» содержание материнской сферы.

2. До начала ощущений шевеления. Физиологически этот период характеризуется появлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями, изменении в эмоциональном состоянии. Для него характерна тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность. Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка. Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограничении контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешному развитию плода. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя как матери.

3. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Первые такие ощущения создают волнующее ощущение сопричастности, желания быть вместе с ребенком. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но и то, что приобретает с рождением ребенка. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к материнству. Характерным становится поиск дополнительной информации в книгах, журналах, посещение специальных курсов.

4. Седьмой и восьмой месяцы беременности. Этот период считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстро устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. К концу периода у женщин возникает чувство «скорей бы уж все закончилось», но одни его интерпретируют, как нетерпение увидеть ребенка, а другие – как избавление от неудобств беременности. Это уже свидетельствует о некоторых установках на последующие отношения с ребенком.

5. Предродовой. Физиологически этот период является очень важным. В организме происходят изменения, способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы. Эмоциональное состояние характеризуется неким «отупением». Ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняет от преждевременных родов. У матери снижается страх перед родами. Женщины наиболее адекватно по сравнению с другими периодами представляют ребенка и свои действия с ним. По данным многих исследователей адекватность представлений матери о родах и послеродовом периоде, своих возможностях и особенностях ребенка является существенным показателем успешного развития ее материнской сферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку.

6. Роды и послеродовой период. В этот период происходит встреча с ребенком, что обеспечивает возможность изменений в содержаниях материнской сферы. На этом периоде происходит замыкание эволюционно ожидаемых условий для матери и ребенка, способствующих образованию эмоциональной взаимосвязи. Для матери эти условия возникают и поддерживаются в процессе послеродовой обработки ребенка и прикладывания к груди.

7. Новорожденность. Период новорожденности во всех культурах выделяется и оформляется многочисленными правилами и обрядами. Мать и ребенок всегда более или менее строго изолируются от внешнего мира контактов с другими людьми (М. Мид). Помимо гигиенического значения в этом заложен глубокий психологический смысл. Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и своих переживаниях, создаются условия, способствующие приданию всем ее переживаниям положительно-эмоционального значения и закреплению личностной ценности для нее этого периода жизни.

8. Совместно-разделенная деятельность матери с ребенком. В этом периоде у матери уже есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. Происходит дальнейшее развитие ее переживаний и поведения в ситуациях, где требуются ее функции как объекта привязанности и участия в деятельности ребенка в качестве эмоционального санкционера успешности достижения целей. При благоприятных условиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери с переживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его активности.

9. Возникновение интереса к ребенку как личности. Первое полугодие второго года для ребенка считается сензитивным для изменения формы привязанности. Это связано с необходимостью нового отношения к матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и самостоятельности. Излишняя тревожность и ограничение активности ребенка ведут к тому, что его вера в надежность мира и защиту матери могут поколебаться. Нечувствительность матери к проблемам ребенка, возникающим в связи с расширением его взаимодействия с миром, когда он вынужден сам справляться со своими страхами и фрустрациями, способствует развитию избегающей привязанности.

Читать еще:  Чем характеризуется закрытая кадровая политика

Уровень конкретной личности. Этот уровень включает в себя личностные характеристики женщины, ее ценности и жизненные установки, которые могут в значительной мере повлиять на формирование материнской роли, порой даже вразрез с общественными традициями.

Таким образом, описанные выше уровни и входящие в них компоненты во многом определяют формирование материнских установок и материнского поведения в целом. Однако протекание процессов, характерных для каждого уровня, зависит от многих внешних факторов, и в частности от влияния сформировавшихся сценариев детско-родительских отношений, воспроизводящихся в поколениях.

Феномен материнства и его психологические особенности в жизни современной женщины

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности ценностно-смысловой и эмоциональной сфер женщин с запланированной и незапланированной беременностью. Описывается исследование уровня тревожности, удовлетворённости браком, а также ценностно-смысловых ориентаций современных женщин.
Ключевые слова: психологические особенности беременных, ценностно-смысловые ориентации женщин, удовлетворенность браком, психология беременности, психология материнства, эмоциональная сфера беременных.
Введение: Общество не живёт в статичных условиях. Процессы, происходящие в социальной среде, стремительно меняются и меняют отношения человека к тому, или иному феномену и процессу. Материнство — это уникальное состояние женщины, неотъемлемая биологическая функция женского организма. И если с точки зрения физиологии этот процесс остаётся неизменным на протяжении всего существования животного мира. То социокультурный аспект материнства претерпевает трансформации в каждую новую эпоху.
Изменяется роль и положение женщины в обществе и это отражается в её стремлении, желании и необходимости рожать детей и быть матерью. И нам хочется сознательно развести два этих действия: рожать детей и быть матерью – не одно и то же. Ведь биологическое воспроизведение потомства это одна «сторона медали», а вот воспитание, формирование здоровой и гармоничной личности уже другая.[7]
В понимании вопроса материнства, в первую очередь, стоит обратиться к определению. «Материнство – это состояние женщины-матери (преимущественно в периоде беременности и младенческих лет ребёнка). Свойственное матери сознание родственной связи её с детьми.». Такую дефиницию даёт в своём толковом словаре Ожегов. [9]
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как «психосоциальный феномен, обеспечивающий условия для развития ребёнка. Часть личностной сферы женщины». [4]
А вот Хорват Ф. определяет материнство более образно, «как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.» [8].
Как видно из приведённых определений отечественные психологи рассматривают материнство, как роль и функцию женщины, но мало говорят о том, что это фундамент, почва для прорастания здоровой личности нового человека. Такой подход в приоритете у западных психологов и психотерапевтов: Д. Винникотт, М. Кляйн, З. Фрейд.
Анализируя литературу по данном вопросу можно выделить два основных подхода в изучении материнства, каждый из которых опирается на определённый аспект.
1. Материнство, как среда для развития личности ребёнка. Здесь, конечно, прочную основу заложил психоанализ. Зигмунд Ф рейд писал о стадиях психосексуального развития и о том, как отношение родителей и ребёнка в рамках каждой из этих стадий отражаютмся в его жизни и способе взаимодействия с окружающим миром. Фиксация на одной из стадий вызывает характерный потерн взаимодействия с собой и окружением, характерный набор защитных механизмов.[6]
Джон Боулби большую часть своих трудов посвятил вопросу формирования базового доверия и отношения привязанности между матерью и ребёнком. Опираясь на этологические наблюдения он описал, как мать влияет на отношения ребёнка с ней самой, а в дальнейшем и с миром в целом. Он описал привязанность, как «устойчивую психологическую связь между людьми». Такая связь должна быть сложена у ребенка хотя бы с одним значимым взрослым. Боулби описал 4 типа привязанности, однако данный вопрос не является темой нашего исследования, и поэтому мы двигаемся далее. [2]
Теория обьектных отношений, у истоков которой стояла Мелани Кляйн, рассматривает материнскую фигуру рассматривает не целиком а частично, конкретно материнская грудь, которая может быть «хорошей», или «плохой» становится обьектом. Основой её подхода служит конфликт инстинкта жизни и смерти.
Ещё одной представительницей данного подхода была Маргарет Маллер. Она в естественной игровой среде изучала «нормальных» младенцев и матерей и сформировала свой взгляд на формирование репрезентации «я», которая лежит в основе работы Эго и Суперэго. Она отметила, что лишь постепенно у ребёнка складывается целостный образ матери, отдельной от него самого. [5]
Из отечественных психологов стоит отметить труды Ю.Б. Гиппенрейтер. Вопрос «Общаться с ребёнком. Как?» не только озаглавил один из её трудов, но и лёг в основу описания стилей общения с ребёнком. Юлия Борисовна писала о том, как стиль родительского общения формирует личность ребёнка. Также большой вклад в понимание особенностей материнства и его влияния на личность ребёнка внёс Лев Семёнович Выготский, подробно описав кризисы развития. [1]
В рамках данного подхода материнство не рассматривается, как характерное состояние женщины, а выступает условием развития личности ребёнка.
2. Второй аспект, изучения материнства, это как раз рассмотрение его, как новообразование самоопределения и личности женщины. Здесь материнство рассматривается, как этап развития личности женщины, её самосознания, идентификации и выступает отдельной стадией онтогенеза. В данном направлении работает Г. Г. Филиппова. Основываясь на методологии эволюционно – системного подхода. Психолог подчёркивает субъективность материнской сферы у каждой конкретной женщины и пишет о специфики становления и развития женщины – матери. [3; 9]
Действительно мать источник любви для ребёнка и все её состояния воспринимаются чадом ещё в перинатальном периоде. Эрих Фромм в своей работе «Искусство любить» пишет о том, что материнская любовь к жизни так же заразительна, как и её тревожность.
Именно поэтому мы находим важным исследовать отношение современной женщины к вопросам материнства, грудного вскармливания и воспитания.
Основной материал статьи: Потребность в деторождении, как уже было сказано выше имеют биологическую и социальную природу. За биологический аспект отвечает эндокринная система, изменение гормонального фона женщины приводит к реализации материнского инстинкта. Но вот социальная составляющая лежит во власти общественных норм и взглядов. Молодая женщина может быть озабочена построением карьеры, реализацией в социальной среде, а может быть ориентирована на семейные ценности. И от того, какие жизненные цели руководят женщиной, материнство может наступить, или не наступить и иметь соответственно различный характер. Очевидно, если молодая семья решает «завести ребёнка», потому что так положено и под гнётом родителей , «жаждущих стать бабушками/дедушками» решается родить, то судьба ребёнка будет отличаться от судьбы младенца, рождённого осознанно. Именно поэтому выше мы развели понятия «иметь детей» и «быть родителями», второе предполагает большую долю осознанности и ответственности не только за физиологические аспекты развития человека, но и за его личностные особенности!
Нами было проведено исследование, направленное на выявление особенностей ценностно-смысловой и эмоциональной сфер беременных женщин.
Предметом исследования являются психологические особенности ценностно-смысловой и эмоциональной сфер беременной женщины.
Методики исследования:
Методика диагностики ценностных ориентация М. Рокича.
Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)
Шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина
Опросник уровня удовлетворенности браком Ю.Е.Алешиной.
Выборку составили беременные в возрасте от 20 до 25 лет. Срок беременности каждой из женщин в выборке от 5 и до 37 недели. Общее число женщин – 60. Все участвующие в исследовании женщины были разделены на 3 группы: экспериментальная и две контрольных. Контрольная группа состояла из 20 не беременных женщин, каждая из которых состоит в браке. Экспериментальная группа №1 состояла из 20 беременных женщин, с незапланированной беременностью, каждая из которых состоит в браке. Экспериментальная группа №2 состояла из 20 беременных женщин с запланированной беременностью, каждая из которых состоит в браке. Исследование проводилось с помощью электронной анкеты, которая при помощи социальных сетей была распространена в различных группах и обществах для беременных, а также путём анкетирования женщин в Женской консультации №2 города Симферополя.
Математический анализ и статистическая обработка данных производилась в программе STATISTICA. Для сравнения показателей выборок использовался U критерий Манна-Уитни (т.к. показатели выборок являются независимыми, n=2).
В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:
Женщины с запланированной беременностью более удовлетворены браком, чем женщины с незапланированной беременностью, и чем не беременные женщины, состоящие в браке. Женщины не беременные, выказывают уровень удовлетворенности браком выше, чем женщины с незапланированной беременностью. То есть самый низкий уровень данного показателя у женщин с незапланированной беременностью. (Рисунок 1.1.)
Для небеременных женщин более значимыми являются следующие ценности: продуктивная жизнь (Рисунок 1.2), уверенность в себе (Рисунок 1.3.), непримиримость к недостаткам в себе и других (Рисунок 1.4), а также широта взглядов, креативность и чуткость.
Для женщин с незапланированной беременностью значимыми являются следующие ценности: здоровье (Рисунок 1.5.), материальная обеспеченность (Рисунок 1.6.), интересная работа (Рисунок 1.7.), а также исполнительность.
Для женщин с запланированной беременностью (по сравнению с женщинами с незапланированной беременностью) значимыми являются следующие ценности: счастливая семейная жизнь (Рисунок 1.8.), аккуратность (Рисунок 1.9.) , чуткость (Рисунок 1. 10.), а также высокие запросы и развитие себя.
По показателям уровня тревожности достоверных различий не обнаружено.

Рисунок 1.1. – Диаграмма размаха для значений ранга удовлетворённости браком у испытуемых.

Рисунок 1.2 – Диаграмма размаха для значений ранга продуктивной жизни, как ценности у испытуемых.

Рисунок 1.3. — Диаграмма размаха для значений ранга уверенности в себе, как ценности у испытуемых.

Рисунок 1.4 – Диаграмма размаха для значений ранга непримиримости к недостаткам, как ценности у испытуемых.

Рисунок 1.5. – Диаграмма размаха для значений ранга здоровья, как ценности у испытуемых.

Рисунок 1.6. – Диаграмма размаха для значений ранга материальной обеспеченности, как ценности у испытуемых.

Рисунок 1.7. – Диаграмма размаха для значений ранга интересной работы, как ценности у испытуемых.

Рисунок 1.8. – Диаграмма размаха для значений ранга счастливой семейной жизни, как ценности у испытуемых.

Рисунок 1.9. – Диаграмма размаха для значений ранга аккуратности, как ценности у испытуемых.

Формирование материнства в современных условиях
статья на тему

В исследовании Г.Г. Филипповой материнство рассматривается как системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации. Автор относит материнство к числу базовых потребностей, удовлетворение которых обеспечивает продолжение рода (половая потребность и потребность в заботе о потомстве)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Формирование материнства в современных условиях.

В исследовании Г.Г. Филипповой материнство рассматривается как системное образование, включающее потребности, ценности, мотивы и способы их реализации. Автор относит материнство к числу базовых потребностей, удовлетворение которых обеспечивает продолжение рода (половая потребность и потребность в заботе о потомстве).

Сочетание потребностей и ценностей формируют мотивацию к деторождению и установки в поведении матери. Мотивационная сфера человека, пишет Р.К. Махмутова, вмещая в себя и изначально биологические (потребности, инстинкты), и социальные (цели-ценности) образования, выполняет побудительную функцию в жизни человека. Мотивация материнства – это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения женщины-матери. Сюда включаются как биологические, так и социальные образования. Поведение женщины, с одной стороны, генетически детерминировано инстинктивной тенденцией актуализировать в наиболее возможной степени свои индивидные способности, свою Природу в мире. С другой стороны, становление материнства находится под влиянием социальной среды, реализуя себя через систему индивидуальных ценностей. Система ценностей отдельной женщины зависит от её возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

Репродуктивные мотивы представляют собой психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного количества детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Дети при этом оказываются средством достижения тех или иных целей. Репродуктивные мотивы (или мотивы рождаемости) подразделяются на экономические, социальные и психологические.

Экономические мотивы рождения детей побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются определенные экономические цели: стремление приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) экономический статус.

Социальные мотивы побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и являются индивидуальной реакцией на эти нормы.

Читать еще:  Акт о порче школьного имущества образец

Психологические мотивы — через рождение определенного числа детей достигаются какие-либо сугубо личностные, внутренние цели личности.

Мотивация деторождения у части женщин является не столько реализацией материнского чувства, сколько способом выхода из субъективно трудной жизненной ситуации (одиночество, невостребованность чувств, отсутствие брака), реализации потребности быть любимой, в ряде случаев — способом получения социальных льгот (жилплощадь). В таких случаях можно говорить об извлечении из рождения ребенка «вторичной выгоды» или неспособности адекватно разрешить свою жизненную ситуацию.

По мнению А.И. Захарова, беременность обусловлена инстинктом материнства и ее главной целью является продолжение рода. Автор выделяет следующие факторы, способствующие возникновению и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним:

  1. прообраз материнства. Выраженность инстинкта у прародителей и родителей;
  2. желание иметь детей, установка на них;
  3. положительный отклик на наступление беременности;
  4. нежность к зарождающейся жизни (первое шевеление плода создает ощущение сопричастности);
  5. чувство жалости и сострадания к ребенку (первый крик новорожденного вызывает чувство радости и желание помочь ребенку);
  6. чувство близости с ребенком (первое прикладывание к груди — опыт, соучастия в жизни ребенка);
  7. эмоциональная отзывчивость матери (улыбка ребенка в ответ на доброжелательное, любящее отношение родителей).

Наличие этих факторов является условием адекватного формирования чувства материнства и эмоционального контакта с ребенком.

Г.Г. Филиппова выделяет девять периодов развития материнской сферы:

  1. идентификация беременности. Этот период в большинстве случаев непосредственно связан с осознанием факта беременности. Переживание идентификации беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а отражает «стартовое» содержание материнской сферы;
  2. период до начала ощущения шевеления. Сниженная общая активность, характерная для этого периода имеет адаптивное значение. В это время происходит ограничение контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и развитию плода;
  3. появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Этот период является наиболее благоприятным для физического и эмоционального состояния матери. Женщина уже свыклась с фактом беременности. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к родам;
  4. третий триместр беременности. Этот период и с медицинской и с психологической точек зрения считается самым сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстро устает, снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком;
  5. предродовой период. В это время ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования. У женщины снижается страх перед родами;
  6. роды и послеродовой период. Происходит образование эмоциональной связи между матерью и ребенком;
  7. новорожденность. Обеспечивается концентрация всей жизни матери на ребенке и на своих переживаниях;
  8. совместно — раздельная деятельность матери с ребенком. В этот период у матери уже есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. При благоприятных условиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери с переживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его активности;
  9. возникновение интереса к ребенку как к личности. В первое полугодие второго года жизни ребенка происходит изменение формы привязанности. Это связанно с необходимостью нового отношения матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и самостоятельности.

На основании исследований по биологии и психологии материнства Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов онтогенеза материнской сферы, определяющих становление материнской позиции женщины и ее психологическую готовность к реализации родительской функции.

Первый этап — взаимодействие с собственной матерью — начинается с внутриутробного развития и продолжается всю жизнь, выступая в качественно новых формах на каждой стадии онтогенеза. Он определяет формирование ценностной и эмоциональной основы материнского поведения. Мать выступает для девочки значимой фигурой, кристаллизующей в себе образ материнства, посредником между ней, девочкой, и социокультурной практикой материнства. Опыт взаимодействия с матерью является основой формирования собственной материнской идентичности женщины. Ценностное отношение матери к дочери определяет у той формирование ценностного отношения к собственному ребенку.

Второй этап — игровой — обеспечивает ориентировку девочки в содержании материнской роли в условиях наглядного моделирования в сюжетно-ролевой игре. Игра «в семью» и «дочки-матери» открывает для ребенка возможности экспериментирования в области материнского поведения, формирования устойчивого образа-эталона материнской роли. Куклы как отобразительные игрушки и игра в семью являлись важным элементом социализации в подготовке ребенка к будущей семейной жизни.

Третий этап — нянченье (от 4-5 до 12 лет) как привлечение девочки к реальному уходу за младенцем и его воспитанию. Нянченье в современной семье более связано с рождением второго ребенка и включением старшего в процесс воспитания малыша. В нянченье Г.Г. Филиппова выделяет два периода. Содержанием первого является налаживание эмоционально- личностного общения с младенцами первых шести месяцев жизни. Второй период предполагает осуществление ухода старшего ребенка за младшим, овладение инструментальной его стороной. Здесь формируется индивидуальный стиль эмоционального сопровождения ухода за младенцем.

Четвертый этап — дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер — приходится на период полового созревания. Главной задачей этого этапа становится интеграция ценностей половой жизни и материнства на основе их первоначального разделения. Психологические проблемы связи рождения ребенка и собственно сексуальных отношений, в частности внебрачной беременности и воспитания ребенка, предохранения от беременности и ее планирования, определяют развитие мотивационной и ценностно-смысловой сферы материнства.

Пятый этап — взаимодействие с собственным ребенком — включает несколько периодов, определяющих формирование материнской позиции в период беременности и ожидания ребенка и в период ухода за младенцем и его воспитания.

Шестой этап — это формирование привязанности и любви к ребенку как к личности (начиная с раннего возраста). На этом этапе происходит развитие отношения матери к ребенку в направлении преодоления симбиотического типа отношений и дифференциации границ «Я» — «ребенок».

Все эти этапы имеют разные возрастные границы и разную роль в возникновении и развитии содержаний всех блоков материнской потребностно-мотивационной сферы. Например, первый этап (взаимодействие с собственной матерью) для человека охватывает практически всю жизнь, включая не только ранний онтогенез, отношения с матерью в процессе взросления и воспитания собственного ребенка, но и влияние образа матери на материнскую сферу женщины до конца ее жизни.

Р.В. Овчарова описала факторы, влияющие на формирование материнства, которые иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень – уровень общества; мезоуровень – уровень родительской семьи; микроуровень – уровень собственной семьи; уровень конкретной личности.

Макроуровень. Сюда входят различные общественные нормы, стереотипы «хорошей матери», установки «как надо» и самое важное, под влиянием чего формируется все перечисленное, — это общественные, экономические и культурные отношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на модели материнства в целом. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.

Мезоуровень. На формирование ролевых основ девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальный достаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативно сказывается на качестве ее будущего материнства. Не менее важным является взаимодействие с собственной матерью. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сенситивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Большое значение в формировании эффективного материнского поведения отводится феномену привязанности матери и ребенка. Отмечено, что глубокие внутренние конфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанности к ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью они и в своей жизни воплощают подобную модель отношений с другими (Шнейдер Л.Б.).

На мезоуровне имеют место такие этапы формирования материнства как игровая деятельность и процесс нянчанья. Так в сюжетно-ролевых играх «дочки-матери» и «семья» происходит конкретизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Важно отметить, что в игре с куклой участвует и отношение взрослых, как к самим куклам, так и к играм девочки. От него во многом могут зависеть взгляды ребенка на роль матери и собственное отношение к ней. В процессе нянчанья у девочки появляется интерес к ребенку и положительное эмоциональное отношение. Особенности взаимодействия с младенцами, содержание субъективного опыта и его роль в развитии материнской сферы недостаточно изучены.

Микроуровень. Этот уровень характеризуется взаимодействием с собственным ребенком. Он является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (беременность, роды, период грудного вскармливания ребенка) обеспечена эволюционными психофизиологическими, в том числе и гормональными, механизмами регуляции.

Уровень конкретной личности. Этот уровень включает в себя личностные характеристики женщины, ее ценности и жизненные установки, которые могут в значительной мере повлиять на формирование материнской роли, порой даже вразрез с общественными традициями.

Таким образом, описанные выше уровни и входящие в них компоненты во многом определяют формирование материнских установок и материнского поведения в целом. Однако протекание процессов, характерных для каждого уровня, зависит от многих внешних факторов, и в частности от влияния сформировавшихся сценариев детско-родительских отношений, воспроизводящихся в поколениях

Формирование материнства

Д. Виникот пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства.

1. Родительская семья. Семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Нарушения межличностных взаимоотношений в родительской семье оказывают неблагоприятное влияние на развитие личности будущей матери.

2. Взаимодействие с собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значим младенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе является сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Важна привязанность матери и ребенка. Ей придают большое значение в формировании эффективного материнского поведения.

3. Игровая деятельность. В сюжетно-ролевых играх в «дочки-матери» и в «семью» происходят конкретизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Сначала возникают сюжетно-отобразительные действия (кормление, укачивание), а затем принятие на себя роли матери.

4. Няньчание. Результатом данного опыта является появление к ребенку интереса и положительно-эмоционального интереса. Этап няньчания имеет, по Филипповой, имеет достаточно четкие возрастные границы (примерно с 4,5 лет до начало полового созревания). Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 10 лет. В 5-6дети видят во взаимодействии с младенцами источник богатых впечатлений и удовольствия. Ярко проявляемые ребенком эмоции в общении, их инициатива и эмоциональный отклик в игре, создают условия для закрепления на живом младенце всех сформированных прежде компонентов материнской сферы.

5. Взаимодействие с собственным ребенком. Этот этап является необычайно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Филиппова Г.Г. выделяет 9 периодов развития материнской сферы.

· Период до начала ощущений шевеления. Вторая половина первого триместа и начало второго. Происходят изменения в эмоциональном состоянии матери. Это первый опыт приспособления себя к нуждам будущего ребенка.

· Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка.

· Седьмой и восьмой месяц беременности. Ухудшается самочувствие, женщина быстро устает, затрудняется двигательная активность, ухудшается сон, появляется страх родов. Чувство «скорей бы уж все закончилось».

· Предродовой период. Изменения во всех системах организма.

· Роды и послеродовой период. Встреча с ребенком, что обеспечивает возможность изменений в содержаниях материнской сферы.

· Новорожденность. Изоляция от внешнего мира и контакта с другими людьми.

· Совместная – разделенная деятельность матери с ребенком. У матери есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. Дальнейшее развитие переживаний и поведения в ситуациях, где требуются ее функции как объекта привязанности и участие в деятельности ребенка для успешного достижения целей.

· Возникновение интереса ребенка как личности. Первое полугодие второго года для ребенка – сензитивный период для изменения формы привязанности.

Исследования взаимоотношений матери с ребенком в дошкольном возрасте, что после трех лет материнское отношение является устойчивым и прямо соотносится с уровнем эмоционального благополучия ребенка, особенностями развития познавательной мотивации, стилем переживания стрессовых ситуаций.

Источники:

http://studbooks.net/1634234/psihologiya/osnovnye_faktory_formirovaniya_materinstva_ottsovstva
http://studopedia.ru/11_114289_osobennosti-razvitiya-materinstva-v-sovremennih-usloviyah.html
http://www.kazedu.kz/referat/141206/2
http://www.b17.ru/article/153857/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/09/25/formirovanie-materinstva-v-sovremennyh-usloviyah
http://mydocx.ru/5-63272.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector