Акты мот
International Labour Organization
Продвигать социальную справедливость, содействовать достойному труду
МОТ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций
Восточная Европа и Центральная Азия
- Восточная Европа и Центральная Азия
- Направления работы
- Гендерное равенство
- Конвенции МОТ .
Конвенции МОТ
Конвенции МОТ охватывают широкий круг социальных и трудовых вопросов, включая основные права человека, минимальную заработную плату, производственные отношения, занятость, социальный диалог, социальную защиту и другие вопросы. Конвенции МОТ по гендерным вопросам имеют длительную историю. Уже в 1919 году, в год основания Организации, МОТ приняла первые две Конвенции о женщинах (N 3 Об охране материнства и N4 О труде женщин в ночное время). Конвенция N3 была несколько раз пересмотрена – в последний раз в 2000 году (Конвенция N183).
В современном обществе меры, направленные на защиту женщин, являются предметом спора, так как они могут служить препятствием для женщин в определенных работах, тем самым отрицательно влияя на гендерную сегрегацию рынка труда. В случае с охраной материнства эти меры необходимы для защиты репродуктивной роли женщин. Однако, пособия по беременности и родам увеличивают затраты предприятий на работников-женщин, тем самым отрицательно влияя на их занятость. Поэтому пересмотренный вариант Конвенции о б охране материнства придает особое значение оплате пособий по беременности и родам из фондов социального страхования и ограничивает обстоятельства, в которых работодатель несет ответственность за выплату этих пособий.
- 1919 Конвенция об охране материнства (№3)
- 1919 Конвенция о труде женщин в ночное время (№4)
- 1951 Конвенция о равном вознаграждении (№100)
- 1958 Конвенция о дискриминации в области труда и занятости (№111)
- 1965 Рекомендация о работниках с семейными обязанностями (№123)
- 1975 Международный год женщин, ООН
- 1976 – 1985 Декада женщин, ООН
- 1979 Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
- 1981 Конвенция о работниках с семейными обязанностями (№156)
- 1994 Конвенция о работе в условиях неполного времени (№175)
- 1996 Конвенция о надомном труде (№177)
- 1998 Рекомендация о создании рабочих мест на малых и средних предприятиях (№189)
- 1999 Конвенция о наихудших формах детского труда (№182)
- 2000 Конвенция о защите материнства, пересмотренная (№183)
В начале 1950-х годов внимание переключилось на продвижение равенства между мужчинами и женщинами в сфере занятости и позднее на признание того факта, что равенство подразумевает разделение семейных обязанностей мужчинами и женщинами.
Конвенция N100 и Рекомендация N90 1951 года содержат основные принципы равной оплаты равноценного труда независимо от половой принадлежности. В 1958 году с целью утверждения принципа недискриминации по ряду признаков, включая половую принадлежность, относительно доступа к профессиональному обучению, доступа к работе, условий труда, были приняты Конвенция N111 и Рекомендация N111.
В 1965 году была принята Рекомендация N123 о работниках с семейными обязанностями, включающая меры, которые необходимо принять, чтобы устранить дискриминацию и чтобы трудящиеся женщины имели возможность гармонично сочетать различные обязанности. Позднее стало очевидно, что любое изменение в традиционной роли женщин должно сопровождаться изменением роли мужчин, что должно выражаться в их более активном участии в жизни семьи и домашнем хозяйстве: Конвенция о работниках с семейными обязанностями N156 и соответствующая Рекомендация N165 были приняты в 1981 году. Эти документы касаются и мужчин, и женщин с обязанностями по отношению к несовершеннолетним детям или другим членам их семей и призваны ликвилировать дискриминацию работников, осуществляющих семейные обязанности.
Конвенция о неполной занятости N175 и Рекомендация N182, принятые в 1994 году, направлены на достижение равного отношения к трудящимся, занятыми на полную и на неполную ставку, особенно в связи с тем, что большинство последних – женщины.
Конвенция о надомном труде N177 и Рекомендация N184, принятые в 1996 году будут способствовать улучшению ситуации миллионов надомных работников, большинство из которых женщины.
Конвенция N182 и Рекомендация N190, провозглашающие запрещение и искоренение наихудших форм детского труда, также включают гендерный компонент, призывают обратить особое внимание на положение работающих девочек.
Как видно из таблицы основных Конвенций по гендерным вопросам все десять стран Субрегионального Бюро ратифицировали Конвенции N100 (о равном вознаграждении) и N111 (о дискриминации в области труда и занятости). Российская Федерация пока единственная страна региона, которая ратифицировала еще один из основных инструментов по гендерному равенству – Конвенцию N156 о работниках с семейными обязанностями. Пересмотренная Конвенция об охране материнства была недавно ратифицирована Республикой Беларусь (2.10.2003 – даты ратификации нет в таблице, так как официальной датой является день регистрации этого факта в штаб-квартире МОТ).
Стандарты Международной организации труда (МОТ)
Наибольшее число нормативных положений, относящихся к труду, содержат Устав и акты МОТ – организации, специально созданной для решения задач, связанных с социально-трудовыми отношениями, главного центра международной нормативной деятельности по вопросам социально-трудовых отношений.
МОТ имеет статус специализированного учреждения ООН, связанного с ней особым соглашением. Это соглашение признало за МОТ основную ответственность за деятельность в области международных трудовых и социальных проблем.
Определяющее значение МОТ в регулировании социально-трудовых отношений имеет разработка, принятие и контроль за выполнением международных трудовых стандартов – конвенций и рекомендаций.
За 1919-2001 годы принято 184 конвенции и 192 рекомендации. Их юридическая природа различна.
Конвенция – это международный акт, который после его ратификации х государством-членом МОТ является обязательным для выполнения. Она содержит только самые основные общие положения.
Рекомендации ратификации не подлежат. Но они содержат подробное рассмотрение конкретных социально-трудовых проблем, положения которых можно и полезно использовать в законах, подзаконных и других актах, а также в соглашениях и коллективных договорах. Рекомендации играют роль ориентиров при выработке политики, разработке национального законодательства и практических мероприятий в социально-трудовой сфере.
Конвенции и рекомендации охватывают по существу все основные вопросы труда, занятости и социально-трудовых отношений и образуют Международный кодекс труда.
Они служат минимальными стандартами для государств-членов МОТ и не должны использоваться для ухудшения положения трудящихся и предпринимательской деятельности.
В Уставе МОТ содержаться программные положения, определяющие основные направления создания международных трудовых стандартов.
Цели нормативной деятельности МОТ, согласно преамбуле к ее Уставу, состоят в улучшении условий труда путем использования следующих методов: регулирования часов работы, включая установление максимальных пределов рабочего дня и недели; регулирование рынка труда; предотвращения безработицы; обеспечения достойного уровня заработной платы; защиты трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; охраны труда детей, подростков и женщин; обеспечение пожилых трудящихся и инвалидов; защиты работников- мигрантов; признания принципа равной заработной платы за равный труд; признания свободы ассоциаций; организации профессионального и технического обучения.
Важно отметить, что этот перечень не является исчерпывающим и не исключает применения других методов.
Филадельфийская декларация Генеральной конференции МОТ, принятая 10 мая 1944 года, определила цели и задачи работы Международной организации труда после второй мировой войны. Она расширила задачи деятельности МОТ и стала составной частью Устава. Декларация в определенной мере предвосхитила устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека (см. приложение 3.1).
В Филадельфийской декларации провозглашается, что МОТ берет на себя обязательство способствовать принятию странами мира программ, направленных на достижение полной занятости и повышение уровня жизни; предоставление трудящимся возможности применять свои силы в тех профессиях, где они могут достигнуть наиболее полного развития своих _____________
х ратификация – утверждение высшим органом государственной власти международного договора; ратификация придает договору юридическую силу.
способностей и внести наибольший вклад в общее благосостояние; обеспечение в качестве средства достижения этой цели возможностей профессионального обучения и передвижения работников, включая миграцию; проведение политики в области заработной платы и других условий труда, направленной на то, чтобы обеспечить получение всеми справедливой доли плодов прогресса и установить прожиточный минимум всем, кто в этом нуждается; признание права на коллективные переговоры и участие трудящихся в разработке и применении социальных и экономических мероприятий; расширение и улучшение социального обеспечения и медицинской помощи; защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий; обеспечение благосостояния детей и защиту материнства; обеспечение необходимого питания, жилья и условий для отдыха и культурного развития; обеспечение равного доступа к образованию.
В качестве основополагающего принципа провозглашается, что все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.
Фундаментальные принципы социальной политики, закрепленные в Уставе МОТ, связывают государства-члены МОТ независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции. Содержание этих принципов уточнено в принятой на 86-й сессии Международной конференции труда в июне 1998 года Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
В отличие от конвенции декларация, как и устав, обязательна к выполнению всеми странами-членами МОТ. Ее необходимость определяется и глобализацией мировой экономики, когда экономический рост сам по себе не гарантирует социальный прогресс, когда рост богатства сочетается с ростом нищеты.
Экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности. Экономическая политика и социальная политика должны взаимно усиливать друг друга.
Декларация сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств-членов МОТ. Это: а) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; б) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; в) действенное запрещение детского труда; г) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
Эти принципы получили нормативное выражение в восьми конвенциях, ратификация которых для всех государств-членов МОТ признана первоочередной: № 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 98 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров; № 29 1930 года о принудительном труде; № 105 1957 года об упразднении принудительного труда; № 100 1951 года о равном вознаграждении за труд равной ценности; № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий; № 138 1973 года о минимальном возрасте приема на работу; № 182 1999 года о наихудших формах детского труда.
Рассмотренные программные положения определяют рамки и направления нормотворческой деятельности МОТ и тем самым очерчивают содержание конвенций и рекомендаций.
Это содержание характеризуется определенным внутренним единством и составляет внушительный массив разнообразных норм, охватывающих широкий круг вопросов и распространяющихся на огромное большинство трудящегося населения.
Нормативные акты МОТ затрагивают широкий круг проблем социальной политики и включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации деятельности государственных органов по управлению трудом.
Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наёмным) работникам, но и к независимым, предпринимателям, а в ряде случаев ко всему населению.
Сейчас первостепенное значение в деятельности МОТ приобретает социальный аспект. Крах социалистической системы и процесс глобализации экономики спровоцировали, среди прочего, настоящий взрыв внимания к социальной среде. Проблемы, ждущие своего решения, затрагивают теперь гораздо более широкий круг стран, групп или определенных категорий населения. Социальные проблемы, которые раньше нередко игнорировались, возникают в той или иной мере в каждой стране.
В деле социальной защиты и социального обеспечения МОТ проделала большую работу. Более 30 конвенций и почти 20 рекомендаций целиком относятся к данной проблеме. Эти вопросы находят отражение и в других международных актах. Наиболее важный нормативный документ – принятая в 1952 году Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения, впервые в международном праве утвердившая принцип универсальности социального обеспечения, охватывающего все слои населения и все виды социального страхования и обеспечения.
Конвенция определяет минимальные нормы различных пособий в процентах от общей суммы прежних доходов или заработной платы; критерии для определения доходов и заработков различных категорий трудящихся, на базе которых исчисляются пособия. Конвенция, однако, не предусматривает обязательную защиту всех трудящихся. Нормы минимальных пособий в ней довольно низкие. Поэтому в последующих Конвенциях № № 121,128, 130 и других, относящихся к отдельным видам страхования, предусматривается обязательство стран добиваться более высоких уровней пособий, чем в Конвенции № 102.
Теперь почти повсеместно реформа систем социальной защиты и ее усиление становится одной из самых приоритетных задач. Все люди нуждаются в социальной защите и гарантированных доходах. Они определяются , конечно, уровнем развития общества, но социальная защита не происходит автоматически.
Однажды приняв на себя посредством ратификации Конвенции обязательства, из нее вытекающие, государство вправе путем денонсации отказаться от ее дальнейшего применения, то есть не считаться более связанным ее положениями.
Акты Международной организации труда
Одним из основных источников международно-правового регулирования социально-обеспечительных прав являются акты МОТ. В 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором была создана Международная организация труда (МОТ). Первоначально это была Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшению условий труда при Лиге наций. С 1945 г. с принятием Устава ООН Международная организация труда становится специализированным учреждением ООН и в настоящее время объединяет 178 государств*(1005). Характерной чертой структуры МОТ является трипартизм, т.е. формирование и деятельность почти всех органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников. Одним из основных направлений деятельности МОТ является нормотворчество – разработка и принятие международно-правовых актов (деклараций, конвенций, рекомендаций), содержащих международные социально-трудовые нормы. Декларации МОТ (хотя и являются юридически необязательными актами), однако носят основополагающий характер для разработки и принятия конвенций и рекомендаций. Ратифицированные конвенции МОТ являются юридически обязательными (императивными) актами. Рекомендации МОТ, как уже следует из их наименования, носят рекомендательный характер, сопровождают соответствующие конвенции МОТ, детализируя, уточняя эти положения, расширяя возможности выбора для государств тех или иных международно-правовых норм. Они не требуют ратификации.
Основополагающие документы Международной организации труда являются источниками общепризнанных международных принципов и норм права социального обеспечения. Всего в истории МОТ были приняты 3 торжественные декларации. Первой является Филадельфийская декларация 1944 г., включенная впоследствии в Устав МОТ. В ней отмечалось, что мандат МОТ заключается в создании условий “свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей”, в которых все люди независимо от пола, расы или веры, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития”. Вторая декларация, принятая в 1964 г., была посвящена действиям против апартеида в Южной Африке. С исчезновением апартеида она была объявлена устаревшей и отменена в 1994 г. Третья – Декларация МОТ “Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации”, принятая 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МОТ. Она имеет целью дать социально-политические решения проблемам, поставленным эпохой глобализации. В Декларации содержится своеобразный социальный минимум, которому должно следовать каждое государство в рамках мандата МОТ. Декларации МОТ подтвердили, что одним из принципов, на которых основана Организация, является то, что нищета в любом месте является угрозой для общественного благосостояния, и борьба с ней должна вестись в каждом государстве. Более того, государства должны стремиться к расширению социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в этом и предоставить всем полное медицинское обслуживание.
Учитывая, что не все государства – члены МОТ ратифицировали основополагающие конвенции, в Декларации “Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации провозглашено принципиальное положение: все государства – члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций. Как отмечал Генеральный директор МБТ (Международного Бюро Труда) в докладе “Достойный труд” на 87-й сессии Международной конференции труда (1999 г.): “Декларации – это такие акты, которыми МОТ пользовалась довольно широко. В отличие от международных договоров, которые являются обязательными лишь для государств-членов, которые их ратифицировали, действие декларации автоматически распространяется на все страны, принявшие Устав МОТ, независимо от того ратифицировали они или нет основополагающие конвенции МОТ”*(1006).
В контексте рассматриваемых проблем заслуживает внимания названный выше доклад Генерального директора МБТ “Достойный труд”, в котором выдвинута и обоснована программа достойного труда, которая рассматривает в единстве взаимодействии право на труд и право на социальное обеспечение. Названная программа преследует четыре стратегические цели: претворение в жизнь основополагающих прав в сфере труда; расширение возможностей занятости и получения дохода, совершенствование системы социальной защиты, укрепление социального диалога*(1007). Таким образом, как определяет МОТ, стратегия развития трудовых и социально-обеспечительных отношений в XXI в. должна строится на создании возможностей равного доступа всех граждан к фундаментальным правам и свободам – право на труд и социальное обеспечение, свобода объединений, принципы равенства возможностей каждого, недопустимости дискриминации и принудительности труда.
Рассматриваемая программа МОТ “Достойный труд” в качестве своей составляющей включает концепцию “социальной безопасности”. Социальная безопасность в измерении МОТ – понятие многогранное, оно охватывает безопасность и гигиену труда, стабильность рабочих мест, гарантии дохода и доступность государственных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае болезни, а также защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств. В связи с этим под достойным трудом понимается работа, обеспечивающая не только приличный доход в настоящее время, но и гарантированный доход в случае экономической неопределенности и рисков, с которыми сталкиваются трудящиеся на производстве и после выхода на пенсию. Для решения этой задачи МОТ особое внимание уделяет проблемам формирования в государствах социальной политики, обеспечивающей социальную защиту населению. В этой части особый для нас интерес представляет Доклад Генерального директора МБТ МОТ Хуана Сомавия “Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире”, который был сделан на рубеже веков в 2000 г.*(1008). В этом докладе были даны определения основных понятий и ориентиры для социальной политики в отношении того, как системы социальной защиты населения могли бы развиваться в XXI в.
МОТ дефиницию “социальное обеспечение” связывает с государственными мерами, охватывающими социальное страхование (т.е. системы, основанные на страховых взносах) и универсальные выплаты (т.е. пособия, финансируемые за счет налогов и выплачиваемые без проверки дохода и нуждаемости получателя). Между тем МОТ не ограничивается проблемами социального обеспечения и, как правило, социальную политику увязывает с более широким понятием “социальная защита”. При этом в социальную защиту включаются не только государственные системы социального обеспечения, но и частные, или необязательные, преследующие аналогичные цели, при условии, что взносы в них не целиком (выделено нами) определяются рыночными факторами. Такие системы, по мнению МОТ, могут опираться, например, на трудовую солидарность, субсидию работодателя или даже на государственную субсидию*(1009). Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что в современных условиях новый облик отрасли права социального обеспечения (именно под таким названием эта отрасль исторически сформировалась в системе отраслей советского, а затем российского права) обусловлен ее экспансией в частную сферу общественных отношений. Частно-публичный характер отрасли определяется активной ролью государства в регулировании названной сферы. Более того, в качестве основной тенденции развития системы социальной защиты в XXI в. МОТ считает передачу государством некоторых своих функций частному сектору на договорных началах. В рассматриваемом докладе отмечается, что “в условиях увеличивающегося бремени социальной защиты многие правительства уступили влиянию неолиберальных идей в пользу сокращения прямого участия государства в обеспечении социальной защиты и усилении роли частного сектора*(1010). В ряде стран это привело к переосмыслению ролей и ответственности, в результате чего обычно считают, что государство непосредственно отвечает лишь за базовый уровень защиты, а сверх этого выступает только как регулятор и координатор. Это оставляет простор для развития смешанных систем. Но при этом государство, по мнению МОТ, не может отказаться от своей ответственности за систему социальной защиты, оно должно обеспечить и эффективный контроль за частным сектором предоставления социальных услуг, дополнительных страховых пенсий в системе добровольного пенсионного страхования и т.д. Это означает, что по мере усиления сочетания государственных и частных начал в системах социальной защиты становится все более очевидной потребность в общих рамках и системе координации, формировании цельной согласованной системы социальной защиты в меняющемся мире.
По классификации МОТ механизм социальной защиты включает в себя следующие элементы: 1) системы здравоохранения; 2) социальная защита в случае нетрудоспособности, которая распространяется не только на наемных работников, но и самозанятых лиц; 3) пенсии по старости, по случаю потери кормильца; 4) пособия по безработице; 5) социальные выплаты родителям и детям; 6) социальная помощь, которая рассчитана на нуждающихся лиц. При этом социальная защита должна базироваться, во-первых, на обязательных взносах в фонды социального обеспечения, во-вторых, – на общем налогообложении, и, в-третьих, дополняться частными системами социального обеспечения*(1011).
Международная организация труда (МОТ)
Фото с сайта canadianlabour.ca
11 апреля 2019 года Международная организация труда отметила 100-летний юбилей. «Солидарность» рассказывает, что такое МОТ, какова структура этой международной организации, ее основные цели и задачи, а также основные методы работы и сферы деятельности.
ЧТО ЭТО?
Международная организация труда (МОТ; International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН). МОТ отвечает за выработку и соблюдение международных трудовых норм, а также содействует защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.
Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Профсоюзы любой страны-участницы вправе направлять своих представителей на ежегодную Международную конференцию труда (как и стороны правительства и работодателей) – высший орган МОТ.
Участниками МОТ являются 187 государств. Генеральный директор организации – Гай Райдер. Сайт МОТ: www.ilo.org.
ИСТОРИЯ
МОТ была создана в 1919 году в соответствии с одной из частей Версальского мирного договора, положившего конец Первой мировой войне. Основатели МОТ решительно выступали за создание гуманных условий труда, против несправедливости, лишений и бедности. В 1944 году члены МОТ подтвердили эти цели, приняв Филадельфийскую декларацию; в ней провозглашается положение о том, что труд не является товаром, и определяются основные права человека и экономические права, исходя из принципиального положения о том, что «нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния». В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением, ассоциированным с только что созданной Организацией Объединенных Наций. В 1969 году по случаю 50-й годовщины своего создания МОТ была удостоена Нобелевской премии мира.
Другая важная дата в истории МОТ – 1998 год, когда делегаты Международной конференции труда приняли Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Эти принципы и права включают право на свободу объединения и коллективные переговоры, устранение детского и принудительного труда и дискриминации в занятости.
В 2004 году роль МОТ в продвижении стратегии справедливой глобализации получила поддержку в докладе Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации.
МОТ приняла более 180 конвенций и 190 рекомендаций, охватывающих все стороны мира труда.
СТРУКТУРА
Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на ней принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.
Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного совета – в марте, июне и ноябре.
В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 – работодателей и 19 – трудящихся).
Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира: Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.
Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.
Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру. Регулярно проводятся региональные встречи представителей государств – членов МОТ для обсуждения особенно важных для данного региона вопросов.
Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, и комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.
ЗАДАЧИ
Основными задачами Международной организации труда являются:
– Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
– Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
– Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
– Защита прав человека (право на труд, на объединение, на коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
– Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
– Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
– Разработка и осуществление программ в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
– Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
– Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
МЕТОДЫ РАБОТЫ
В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:
– Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
– Разработка и принятие международных трудовых норм (конвенций и рекомендаций) и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
– Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
– Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.
Международная организация труда принимает декларации, конвенции и рекомендации. Всего было принято три декларации:
– Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда;
– Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике;
– Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда.
МОТ И ФНПР
Федерация независимых профсоюзов России регулярно участвует в конференциях, а представитель ФНПР часто избирается в состав Административного совета МОТ, руководящего организацией в промежутках между конференциями. В настоящее время в состав совета входит секретарь ФНПР Алексей Жарков.
11 апреля Международная организация труда (МОТ) отметила столетний юбилей. К поздравлениям присоединился и Михаил Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов России. Он отметил, что столетие Международной организации труда имеет важное значение не только для Организации Объединенных Наций, одним из инструментов которой МОТ является, но и для всей цивилизации.
– Международная организация труда в 1919 году при своем образовании была ответом на те социальные революции, которые происходили в Европе в это время. Прежде всего – революции в России и ряде европейских стран. При создании Международной организации труда было заявлено, что прочный мир невозможен без социальной справедливости. И принципу социальной справедливости отвечает вся деятельность Международной организации труда за все время существования, – сказал профсоюзный лидер.
Он также подчеркнул, что в основу МОТ положена «гениальная идея» – трехсторонние консультации работодателей с наемными работниками в лице профсоюзов и правительств соответствующих стран:
– Это и положило начало знаменитому принципу трипартизма, когда все социально-политические и социально-экономические условия обсуждаются в рамках переговоров, а не на баррикадах.
Завершая выступление, глава ФНПР выразил уверенность в том, что МОТ продолжит так же эффективно работать и в будущие сто лет.
Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений
Конвенции МОТ также являются источниками трудового права, которые непосредственно применимы при регулировании трудовых отношений. Например, в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” сделана ссылка на п. 1 ст. 1 Конвенции N 29 о принудительном или обязательном труде.
При регулировании трудовых отношений применению подлежат конвенции МОТ, которые ратифицированы нашим государством.
В настоящее время ратифицированы следующие конвенции МОТ:
1) Конвенция N 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве;
2) Конвенция N 11 о праве на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве;
3) Конвенция N 13 о применении белил в малярном деле;
4) Конвенция N 14 о еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях;
5) Конвенция N 15 о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте;
6) Конвенция N 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов;
7) Конвенция N 23 о репатриации моряков;
8) Конвенция N 27 об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах;
9) Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде;
10) Конвенция N 32 о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов;
11) Конвенция N 45 о применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода;
12) Конвенция N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю;
13) Конвенция N 52 о ежегодных оплачиваемых отпусках;
14) Конвенция N 58 о минимальном возрасте допуска детей на работу в море;
15) Конвенция N 59 о минимальном возрасте приема детей на работу в промышленность;
16) Конвенция N 60 о возрасте приема детей на непромышленные работы;
17) Конвенция N 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации;
18) Конвенция N 73 о медицинском освидетельствовании моряков;
19) Конвенция N 77 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности;
20) Конвенция N 78 о медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на промышленных работах;
21) Конвенция N 79 об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах;
22) Конвенция N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле;
23) Конвенция N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию;
24) Конвенция N 90 о ночном труде подростков в промышленности;
25) Конвенция N 92 о помещениях для экипажа на борту судов;
26) Конвенция N 95 об охране заработной платы;
27) Конвенция N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров;
28) Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;
29) Конвенция N 103 об охране материнства;
30) Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда;
31)Конвенция N 106 о еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях;
32) Конвенция N 103 о национальных удостоверениях личности моряков;
33) Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий;
34) Конвенция N 112 о минимальном возрасте для принятия на работу моряков;
35) Конвенция N 113 о медицинском осмотре рыбаков;
36) Конвенция N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации;
37) Конвенция N 119 о снабжении машин защитными приспособлениями;
38) Конвенция N 120 о гигиене в торговле и промышленности;
39) Конвенция N 122 о политике в области занятости;
40) Конвенция N 123 о минимальном возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках;
41) Конвенция N 124 о медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках;
42) Конвенция N 126 о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов;
43) Конвенция N 133 о помещениях для экипажа на борту судов;
44) Конвенция N 134 о предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков;
45) Конвенция N 138 о минимальном возрасте для приема на работу;
46) Конвенция N 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов;
47) Конвенция N 147 о минимальных нормах на торговых судах;
48) Конвенция N 148 о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;
49) Конвенция N 149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала;
50) Конвенция N 150 о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация;
51) Конвенция N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;
52) Конвенция N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;
53) Конвенция N 160 о статистике труда; 54) Конвенция N 156 о трудящихся с семейными обязанностями;
55) Конвенция N 116 о частичном пересмотре конвенций МОТ;
56) Конвенция N 162 об охране труда при использовании асбеста;
57) Конвенция N 179 о найме и трудоустройстве моряков;
58) Конвенция N 182 о запрещении наихудших форм детского труда;
59) Конвенция N 137 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах;
60) Конвенция N 152 о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах.
Нормативы перечисленных Конвенций МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений. Однако при этом следует помнить, что они могут быть применены лишь к отношениям, возникшим после введения в действие Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. До этого момента положения конвенций МОТ непосредственно при регулировании трудовых отношений не применялись.
Данные положения могли быть применены лишь после их включения в нормы внутреннего законодательства. В настоящее время на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила конвенций МОТ должны непосредственно применяться при регулировании отношений, входящих в предмет трудового права. Для этого не требуется повторения положений конвенций МОТ в нормах внутреннего законодательства. Хотя до введения в действие Конституции РФ могут быть применены лишь положения конвенций МОТ, которые были воспроизведены в нормах российского законодательства.
Другие положения конвенций МОТ до указанного срока не применялись. Например, Конвенция МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (1935 г.), ратифицирована 4 июня 1956 года. Однако до 7 октября 1992 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных в КЗоТ РФ 25 сентября 1992 года, в нашем государстве была установлена рабочая неделя продолжительностью 41 час. В связи с этим работники в период с 4 июня 1956 года до 7 октября 1992 года работали сверх нормы, установленной Конвенцией МОТ N 47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю, еженедельно по одному часу. Однако данная переработка не противоречила внутреннему законодательству.
Нормы конвенций МОТ в тот период непосредственно не применялись, поэтому требования работников об оплате в повышенном размере переработанных сверх установленного названной Конвенцией норматива часов, то есть о признании их сверхурочной работой, удовлетворению не подлежат.
Однако после принятия Конституции РФ положения конвенций МОТ подлежат непосредственному применению. В связи с чем при наличии противоречий между правилом, включенным в конвенцию МОТ, и положениями внутреннего законодательства применению подлежат нормы международно-правовой регламентации труда.
К примеру, в настоящее время на основании внутреннего законодательства труд военнослужащих используется на гражданских объектах. Хотя в ст. 1 Конвенции МОТ N 105 об упразднении принудительного труда говорится о том, что государство берет на себя обязательства не использовать принудительный или обязательный труд в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития.
Военнослужащий не может отказаться от выполнения порученной ему командованием работы, так как на службе он выполняет обязанности, для которых добровольно своих услуг не предлагал. Поэтому использование лиц, проходящих срочную службу, для выполнения работ на гражданских объектах, является использованием труда военнослужащих, не предложивших свои услуги добровольно для выполнения обязанностей, связанных с прохождением военной службы, в качестве метода использования рабочей силы для нужд экономического развития.
Налицо нарушение положений названной Конвенции, которая имеет более высокую юридическую силу, чем внутреннее законодательство, позволяющее привлекать военнослужащих к труду на гражданских объектах. Более того, в ч. 2 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 о принудительном или обязательном труде говорится о том, что труд лиц, отбывающих наказание по приговору суда, не может быть передан в распоряжение частных лиц, компаний или обществ.
Данное правило применимо по аналогии и к труду военнослужащих, призванных на военную службу, которые должны исполнять обязанности военной службы, а не создавать прибыль для частных лиц. На основании названных Конвенций МОТ лица, незаконно привлеченные к принудительному труду, могут требовать восстановления нарушенного права, а также компенсации причиненного морального вреда, поскольку в рассматриваемом случае нарушается их нематериальное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и не привлекаться к выполнению работ, для исполнения которых они не предложили добровольно своих услуг.
Таким образом, перечисленные ратифицированные Конвенции МОТ подлежат применению при регулировании трудовых отношений, они подлежат применению и в тех случаях, когда нормы российского законодательства вступают в противоречие с их предписаниями.
Однако не только ратифицированные конвенции МОТ подлежат применению на территории Российской Федерации. В настоящее время действует Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, которая опубликована для официального применения (“Российская газета”, 16 декабря 1998 года).
В п. 2 названной Декларации говорится о том, что все государства – члены МОТ, даже если они не ратифицировали соответствующие конвенции МОТ, имеют обязательства, вытекающие из самого факта их членства в МОТ, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций.
К числу таких принципов Декларация относит:
1) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
3) действенное запрещение детского труда; 4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.
В связи с чем можно сделать вывод о том, что на территории Российской Федерации должны применяться не только ратифицированные конвенции МОТ, но и нератифицированные конвенции МОТ, в которых имеются нормы, обеспечивающие реализацию перечисленных принципов.
Из Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда вытекают следующие юридически значимые обстоятельства, наличие которых влечет возникновение у правоприменителей обязанности по применению нератифицированных конвенций МОТ.
Во-первых, таким обстоятельством является наличие конвенции МОТ, имеющей в своем содержании определенное правило поведения.
Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится наличие непосредственной связи имеющегося в конвенции правила поведения с реализацией перечисленных принципов.
В-третьих, таким обстоятельством следует назвать нарушение перечисленных принципов при регулировании труда в связи с невыполнением правил поведения, имеющихся в содержании нератифицированной конвенции МОТ.
Практически в каждой конвенции МОТ имеются положения, которые направлены на обеспечение принципа о недопустимости дискриминации в области труда и занятий. В связи с чем они могут быть применены при регулировании трудовых отношений. Например, подлежит применению Конвенция МОТ N 158 о прекращении трудовых отношений, которая возлагает на работодателя бремя доказывания наличия законного основания для увольнения работников, а также не допускает прекращение трудовых отношений в связи с временной нетрудоспособностью.
Очевидно, что правила данной Конвенции призваны не допустить дискриминации при проведении увольнения работников, в том числе по признаку наличия у них временной нетрудоспособности. Применению подлежат и положения Конвенции МОТ N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя, гарантирующие приоритетное удовлетворение требований работников при неплатежеспособности работодателя по сравнению с другими привилегированными требованиями, в частности, по сравнению с требованиями государства и системы социального страхования.
Правила данной Конвенции также призваны не допустить дискриминации прав работников по сравнению с другими кредиторами работодателя в случае его неплатежеспособности.
Таким образом, на территории Российской Федерации должны применяться нормы не только ратифицированных конвенций МОТ, но и положения нератифицированных конвенций МОТ, которые направлены на реализацию основополагающих принципов и прав в сфере труда, которые определены в качестве таковых Декларацией МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.
Международная организация труда • МОТ
International Labour Organization • ILO
Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.
Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.
Структура Международной организации труда
Международная конференция труда
Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.
Административный Совет
Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.
В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).
Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.
Международное бюро труда
Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.
Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.
Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.
Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.
Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.
Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.
Задачи Международной организации труда
Основными задачами Международной организации труда являются:
- Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
- Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
- Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
- Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
- Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
- Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
- Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
- Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
- Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).
Методы работы Международной организации труда
В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:
- Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
- Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
- Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
- Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.
Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.
Акты, принимаемые Международной организацией труда
Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:
- Декларации
- Конвенции
- Рекомендации
Всего Международной организацией труда было принято три декларации:
- Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
- Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
- Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда
Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.
Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.
Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года:
- Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
- Запрета дискриминации в трудовых отношениях
- Искоренения принудительного труда
- Запрета детского труда
Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.
Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.
В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.
Источники:
http://www.ilo.org/moscow/areas-of-work/gender-equality/WCMS_249142/lang–ru/index.htm
http://studopedia.ru/9_73477_standarti-mezhdunarodnoy-organizatsii-truda-mot.html
http://infopedia.su/6x69c6.html
http://www.solidarnost.org/special/profdict/mezhdunarodnaya-organizatsiya-truda-mot.html
http://hr-portal.ru/article/konvencii-mezhdunarodnoy-organizacii-truda-mot-v-regulirovanii-trudovyh-otnosheniy
http://www.protrud.com/%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D1%82/